Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система права: понятие и элементы



2015-12-07 499 Обсуждений (0)
Система права: понятие и элементы 0.00 из 5.00 0 оценок




Познание сущности и социальной природы права определяет нахождение общих черт, закономерностей, признаков, лежащих в основе функционирующих национальных систем права.

Понятие «национальная правовая система» – одно из самых обширных по содержанию и включает в себя всю без исключения совокупность правовых явлений и процессов, которые действуют в какой-либо отдельно взятой стране.

В каждой стране работает свое право – своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, которая имеет свою специфику и индивидуальные черты.

Наряду с этим такие различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов). При этом каждая из этих групп включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.

Знаменитый французский юрист Р. Давид (эксперт в области сравнительного изучения права) такие группы однородных национальных систем позитивного права назвал «правовыми семьями», «семьями систем права». Эти названия обширно используются и в российской литературе.

Р. Давид в своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи», «семьи систем права») отталкивается от двух критериев, анализируемых и учитываемых в их совокупности.

1. Юридико-технический критерий (структура действующего права, источники права, юридическая терминология, конструкции, концепции, правовые принципы, методы и практика работы юристов и т. д.).

2. Идеологический критерий (политические и экономические, философские принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).

Этот подход дает возможность понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также употребляемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, которые призваны обеспечить подобающее функционирование действующих норм права.

На основе данных критериев была выдвинута следующая классификация «правовых семей современного мира»: 1) семья общего права; 2) романо-эманская правовая семья; 3) религиозные системы (мусульманское право); 4) семья социалистических систем права.

Закон признается правовым настолько, насколько он соответствует, формирует и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не основывает право.

Законы могут оказывать воздействие на интуитивное право человека, на процессы развития его воли. Однако они не всегда преобладают в принимаемых индивидуумом решениях. Каждая личность может принимать во внимание прочие социальные нормы и действовать поперек установлениям официального права.

Требование законности, другими словами, неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов касается всех без исключения государственных органов, должностных лиц, иных субъектов конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, будут применены меры государственного принуждения.

Билет №3.1. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.2. Толкование права: понятие, способы, виды. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.

Самостоятельная судебная власть, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей, — один из признаков правового государства. Господство права предполагает, что суд дол­жен быть независим от влияния какого-либо властного органа и ре­шать споры о нарушенном праве в качестве высшей инстанции.

В Российской Федерации действуют: а) федеральные суды; б) су­ды субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

а) Конституционный Суд РФ;

б) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и об­ластные суды, суды городов федерального значения, суды автоном­ной области и автономных округов, районные суды, военные и спе­циализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

в) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные су­ды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелля­ционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие сис­тему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

а) конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

б) мировые судьи, представляющие суды общей юрисдикции субъектов РФ.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Фе­деральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О су­дебной системе Российской Федерации»1, что обеспечивает ее един­ство. Кроме того, единство судебной системы РФ обеспечивается

путем:

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями 1 установленных федеральными законами правил судопроизводства;

признания обязательности исполнения на всей территории РФ ] судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ: судьями могут быть гражда-1 не РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. ]

Для кандидатов на должность иных судов законом установлен! более высокий возрастной ценз, повышенные требования к стажу! работы по юридической профессии, что связано с необходимостью! приобретения профессионального и жизненного опыта для осуществления полномочий судей вышестоящих судов.

В стаж работы по юридической профессии включается время работы на должностях, требующих юридического образования.

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии c ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст! пребывания в должности судьи федерального суда — 70 лет.

Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Судя РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность бея ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на сроке установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

Срок полномочий судей конституционных (уставных) суды субъектов Российской Федерации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Судья считается вступившим в должность с момента принесен™ им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приноившего присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи1. Отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе.

При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются органы судейского сообщества. Высшим органом су­дейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» в России могут обра­зовываться постоянно действующие третейские суды, а также тре­тейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно дейст­вующие третейские суды образуются в порядке, предусмотренном законом, торговыми палатами, биржами, иными организациями. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может проти­воречить закону о третейских судах. В третейский суд может по со­глашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сто­ронами третейского соглашения. Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. Стороны, заклю­чившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнить решение третейского суда. Третейские суды не являются составной частью судебной системы РФ: по сути, они представляют собой один из институтов гражданского общества.

Федеральные суды

1. Конституционный Суд РФ является судебным органом консти­туционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляю­щим судебную власть посредством конституционного судопроизвод­ства. Действующий Конституционный Суд РФ сформирован и осуществляет свои полномочия в соответствии с, Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федера­ции» (с изм. и доп.)1.

Конституция РФ по-новому определяет состав и полномочия Конституционного Суда РФ, процедуру его образования. В соответ­ствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Сове­том Федерации по представлению Президента РФ.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен граж­данин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образова­ние и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обла­дающий признанной высокой квалификацией в области права.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должно-' сти судьи Конституционного Суда РФ 70 лет. Судья Конституцией-< ного Суда РФ считается вступившим в должность с момента приня­тия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день! месяца, в котором ему исполняется 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ, достигший предельного возраста пребывания вдолжности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итого­вого решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях (участвуют все судьи) и заседаниях палат Конституционного Суда РФ (включающих соответственно 10 и девять судей). Персональный состав палат не должен оставаться неиз­менным более чем три года подряд.

Конституционный Суд РФ вправе рассмотреть в пленарном засе­дании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях он рассматривает вопросы, перечень kotoрых дан в ст. 21 Закона «О Конституционном Суде Российской Фе­дерации». Так, исключительно в пленарных заседаниях Конституци­онный Суд РФ: разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; принимает послание Конституционного Суда РФ, а также решает некоторые другие вопросы.

Дела, которые не подлежат рассмотрению исключительно в пле­нарных заседаниях, разрешаются Конституционным Судом РФ в заседаниях палат. Это дела о соответствии Конституции РФ: феде­ральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Феде­рации, Государственной Думы, Правительства РФ; законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами госу­дарственной власти субъектов РФ и Др.

В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тай­ным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью — секретаря Кон­ституционного Суда РФ, которые могут быть переизбраны на новый срок.

Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, сво­бодную от политических пристрастий.

Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке.

Дела разрешаются Конституционным Судом РФ по запросам:

Президента РФ;

Совета Федерации;

Государственной Думы;

одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государст­венной Думы;

Верховного Суда РФ;

Высшего Арбитражного Суда РФ;

органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных норма­тивных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения федераль­ных органов власти и по вопросам совместного ведения федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между ор­ганами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между федеральными органами государственной власти и ор­ганами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) проверяет конституционность закона, примененного или подле­жащего применению в конкретном деле, по запросам судов;

4) рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан.Правом на обращение в Конституционный Суд РФ синдивидуальной или коллективной жалобой на нарушение консти­туционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле;

5) дает заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении ус­тановленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в госу­дарственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) дает толкование Конституции РФпо запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ акты или их отдель­ные положения, признанные неконституционными, утрачивают си­лу. Международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению, если Конституционный Суд РФ признает их не соответствующими Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ, согласно ст. 100 Конституции, направляет в Федеральное Собрание послания, которые заслушиваются на совместном заседании Совета Федерации и Государственной Ду­мы. По вопросам своего ведения он обладает правом законодательной инициативы.

Кроме Конституционного Суда РФ образуются также конституционные суды, действующие в республиках, входящих в состав Российской Федерации, а в других субъектах РФ — уставные суды.

2. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ — это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию.Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзор за деятельностью соответствующих судов и , дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин РФ, достиг­ший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической професси не менее 10 лет. Судьи Верховного Суда РФ, его Председатель назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Верховный Суд РФ действует в составе: а) Пленума Верховного Суда; б) Президиума Верховного Суда и в) коллегий — кассацион­ной, по гражданским делам, по уголовным делам, военной.

Пленум Верховного Суда РФ (он включает Председателя Верховно­го Суда, его заместителей и всех членов Верховного Суда) не наделен судебными полномочиями и не рассматривает конкретные уголов­ные и гражданские дела. Он обобщает судебную практику, дает разъ­яснение судам по вопросам применения законодательства, осуществ­ляет иные полномочия.

Президиум Верховного Суда РФ (в состав которого входят Предсе­датель Верховного Суда, его заместители и наболее опытные и квали­фицированные судьи) является высшей надзорной инстанцией: рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открыв­шимся обстоятельствам, осуществляет иные полномочия.

Судебные коллегии по гражданским делам, по уголовным делам, во­енная в пределах своих полномочий рассматривают:

а) в качестве суда первой инстанции — отдельные категории дел (в частности, уголовные дела особой сложности, гражданские дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и др.);

б) в качестве суда кассационной инстанции — кассационные жа- • лобы и представления прокурора на судебные решения нижестоящих судов, не вступившие в законную силу;

в) в качестве суда надзорной инстанции — надзорные жалобы или представления прокурора на судебные решения нижестоящих судов, вступившие в законную силу.

Кассационная коллегия как высшая кассационная инстанция рас­сматривает жалобы и представления прокурора на решения, приго­воры указанных выше судебных коллегий Верховного Суда РФ, осу­ществляет и иные полномочия.

По вопросам своего ведения Верховный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы.

3. В соответствии со ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитраж­ный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных делв пределах его компетенции.Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах су­дебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъясне­ния по вопросам судебной практики. Порядок формирования Высшего Арбитражного Суда РФ, требо­вания, предъявляемые к его судьям, в общем такие же, как и те, что предусмотрены в отношении Верховного Суда РФ.

Председатель, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назнача­ются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи должны быть не моложе 35 лет и иметь стаж по юридической про­фессии не менее 10 лет.

Высший Арбитражный Суд РФ возглавляет систему арбитражных судов,основной задачей которых является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц (предприятий, учреж­дений, организаций и граждан), осуществляющих предприниматель­скую и иную экономическую деятельность.

Порядок судопроизводства в арбитражных судах Российской Фе­дерации определяется Конституцией РФ, Федеральным конституци­онным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Рос­сийской Федерации»1 (с изм. и доп.), АПК РФ2 и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитраж­ного Суда РФ и двух судебных коллегий (по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и по рас­смотрению споров, возникающих из административных правоотно­шений). В составе Суда по решению его Пленума могут быть образо­ваны и иные коллегии.

Пленум Высшего арбитражного Суда РФ (он действует в составе Председателя, его заместителей и судей Суда) решает важнейшие во­просы деятельности арбитражных судов в РФ: обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, дает разъясне­ния по вопросам судебной практики, осуществляет иные полно­мочия).

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает в по­рядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу су­дебных актов арбитражных судов в РФ, осуществляет иные полно­мочия.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ рассматрива­ют дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную прак­тику, разрабатывают предложения по совершенствованию законо­дательства.

|По вопросам своего ведения Высший Арбитражный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституии РФ).

Конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации 1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской федерацииможет создаваться субъектом РФ для рассмотрения во­просов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местно­го самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Порядок образования и деятельности конституционного (уставного)суда определяется законом субъекта РФ. Пока не все субъекты РФ создали свои конституционные (уставные) суды: соответствую­щие суды созданы в республиках: Адыгея, Башкортостан, Бурятия, [Дагестан, Карелия, Коми, Марий Эл, а также в Свердловской облас­ти, Санкт-Петербурге и других субъектах РФ.

Судьей конституционного (уставного) суда может быть гражда­нин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Председатель, заместители председателей конституционных (уставных) судов назначаются на [должность в Порядке, определяемом законами субъектов РФ. Срок уполномочий судей конституционного (уставного) суда также опреде­ляется законом соответствующего субъекта РФ. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за ! счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, при­нятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Необходимо иметь в виду, что Конституционный Суд РФ не является для данных судов высшим судебным органом, не на­делен полномочиями кассационной или надзорной инстанции по

отношению к ним.

2. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов

РФи входят в единую судебную систему РФ. В их ведении находится рассмотрение небольших уголовных, гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях, отнесенных к их компетен­ции Кодексом РФ об административных правонарушениях. Полно­мочия, порядок деятельности мировых судей определяются Феде­ральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» (с изм. и доп.)1, согласно которому мировые судьи рассматривают:

уголовные дела о преступлениях, за совершение которых макси­мальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсуд­ные им в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ;

дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

дела по имущественным спорам при цене иска, не превышаю­щей пятисот минимальных размеров оплаты труда, и другие дела.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их за­конные распоряжения, требования и другие обращения являются обязательными для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, должност­ных лиц, а также других юридических и физических лиц.

Решение, приговор мирового судьи можно обжаловать в апелля­ционном порядке в районный суд, который вправе либо отменить, изменить решение, приговор мирового судьи, либо оставить их без изменения.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах су­дебных участков, которые создаются законами субъектов РФ из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек.

Мировые судьи назначаются на должность законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в по­рядке, установленном законом субъекта РФ.

До назначения (избрания) на должность мировых судей дела, от­носящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.



2015-12-07 499 Обсуждений (0)
Система права: понятие и элементы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система права: понятие и элементы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (499)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)