Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДОГОВОР МЕЖДУ БОГОМ И АВРААМОМ



2015-12-07 647 Обсуждений (0)
ДОГОВОР МЕЖДУ БОГОМ И АВРААМОМ 0.00 из 5.00 0 оценок




Сказанием о вавилонской башне и рассеянии народов из этого центразаканчивается изложение всеобщей истории человечества в первые векасуществования мира. В дальнейшем авторы книги Бытие суживают поле действиясвоего рассказа, ограничивая его исключительно судьбами еврейского народа.Повествование принимает характер ряда биографий; история евреев излагаетсяуже не в общих неопределенных очертаниях, а в виде яркого картинногоописания жизни и приключений отдельных личностей, родоначальников Израиля.Не одна только генеалогическая связь роднит между собою патриархов, помимородства крови их объединяет еще одинаковый образ жизни: все они кочевники,переходящие со своими стадами крупного и мелкого скота с места на место впоисках свежего пастбища. Они еще не осели прочно в стране для серой искучной жизни земледельцев, из года в год прилагающих свой однообразный трудк одним и тем же полям, на которых до них всю жизнь трудились их отцы идеды. Этот пастушеский быт авторы книги Бытие изобразили с такой четкостьюрисунка и живостью красок, которые не пострадали от времени и, несмотря насовершенно новые условия современной жизни, сохранили для читателя какое-тонеизъяснимое очарование. В галерее портретов, выступающих на фоне мирноголандшафта, первое место занимает величественная фигура Авраама. Покинув своюродину в Вавилонии, он, по словам Библии, переселился в Ханаан, где получилот самого бога заверения насчет будущего величия и славы своего потомства.Для придания вящей силы своему обещанию бог удостоил патриарха честивступить с ним в прямой договор с соблюдением всех обычных в таких случаяхсреди людей формальностей. Рассказ об этой важной сделке позволяет намознакомиться с теми способами, какие применялись в примитивном обществе призаключении договора, чтобы придать ему обязательную силу для обеихдоговаривающихся сторон. В книге Бытие мы читаем, что бог повелел Аврааму: "Возьми мнетрехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодогоголубя. Он (Авраам) взял всех их, рассек их пополам и положил одну частьпротив другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; ноАвраам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Авраама, ивот, напал на него ужас и мрак... Когда зашло солнце и наступила тьма... дымкак бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот деньзаключил господь завет с Авраамом..." В этом описании "ужас и мрак", объявшие Авраама при наступлении заката,предвещают появление бога, который во тьме ночной проходит между частямиубитых животных в образе дыма и огня. Этим действием божество тольковыполняет требуемую древнееврейским законом формальность, соблюдавшуюся прискреплении договора. Из книги пророка Иеремии мы знаем, что, согласносуществовавшему обычаю, стороны, заключавшие договор, разрезали пополамтеленка и проходили между обеими половинами. Что такова именно была обычнаяформа сделки в подобных случаях, подтверждается как нельзя лучше еврейскимвыражением "заключить договор", которое в буквальном переводе значит "резатьдоговор". Другим подтверждением такого толкования служат аналогичные явленияв языке и обычаях древних греков, ибо и у них мы находим подобные выраженияи обряды. Так, у греков существовали такие обороты речи, как "резатьклятвы", "резать договоры" в смысле "произносить клятвы", "заключатьдоговоры". Подобные словоупотребления, как и соответствующие им еврейские илатинские выражения, несомненно, произошли от обычая жертвоприношения иразделения жертвы на части в качестве способа придать клятве или договоруформальную силу. Например, когда Агамемнон собирался повести греков противТрои, прорицатель Калхас заклал борова на городской площади и разрезал егона две части, положив одну к западу, а другую - к востоку. Затем каждый воинс обнаженным мечом в руке проходил между обеими частями борова, причемлезвие его меча смачивалось кровью животного. Так греки клялись хранитьвражду к Приаму. Иногда же, а может быть и в большинстве случаев, грек,приносивший клятву, не проходил между частями жертвы, а наступал на нихногами. Точно так же перед судом ареопага в Афинах обвинитель давал клятву,становясь на части борова, барана и быка, которые перед тем приносились вжертву определенными лицами в определенные дни. Когда многочисленныепоклонники прекрасной Елены добивались ее руки, отец ее Тиндарей, боясьмести со стороны отвергнутых соперников, заставил их поклясться в том, чтоони будут защищать Елену и ее избранника, кто бы он ни был; чтобы придатьклятве формальную силу, он принес в жертву лошадь и разрезал ее на части, накоторые становились поклонники во время произнесения клятвы. В Олимпиинаходилась статуя Зевса, "бога клятв"; по обычаю, перед началом олимпийскихигр борцы, их отцы и братья, а также тренеры, стоя на частях разрезанногоборова, клялись в том, что не будут прибегать во время состязания кнечестным средствам. В Мессении существовало особое место, так называемая"кабанья могила"; здесь некогда Геркулес обменялся клятвами с сыновьямиНелея, также стоя на кусках кабаньей туши. Подобные обряды, сопровождавшие произнесение клятвы и заключение мира,существовали также у нецивилизованных народов древнего мира. Так, молоссы,заключая договор и клянясь соблюдать его, обычно резали на мелкие куски тушиволов, но что с ними делали потом, остается неизвестным. У скифовсуществовал такой обычай: если кто-нибудь бывал обижен человеком, с которымне мог расправиться собственными силами, то он призывал на помощь своихдрузей. При этом соблюдался особый ритуал: потерпевший приносил в жертвувола, разрезал мясо на части и, сварив их, раскладывал на земле дымящуюсяшкуру, на которую садился, заложив руки за спину, как если бы они были унего связаны. Это служило у скифов знаком настоятельной просьбы о помощи.Пока человек сидел таким образом на шкуре, окруженный кусками мяса, егодрузья и родственники и все вообще, желавшие помочь ему, брали в руки покуску мяса, каждый из них, становясь правой ногой на шкуру, давал обещаниевыставить за свой счет столько-то воинов, конных или пеших, в полномснаряжении, чтобы оказать содействие потерпевшему для отмщения врагу. Ктообещал поставить пять человек, кто - десять, а кто и более; самые бедныепредлагали только свои личные услуги. Таким образом собирались иногдазначительные силы, тем более страшные для обидчика, что каждый соратник былсвязан данной им клятвой защищать потерпевшего. В тибетских судах до сих пор "в тех редких случаях, когда допускаетсятак называемая великая присяга, присягающий кладет себе на голову священнуюкнигу, садится на дымящуюся шкуру только что убитого вола и проглатываетчасть его сердца. Издержки, связанные с этим ритуалом, падают наобвинителя". Аналогичные обряды соблюдаются при заключении мирных договоров унекоторых племен Африки и Индии. Так, У кавирондо (в Восточной Африке)существует такая процедура заключения мира по окончании войны: побежденнаясторона убивает собаку и режет ее пополам, после чего делегаты обеихвоевавших сторон берут в руки соответственно передние и задние конечностиубитого животного и произносят над ними клятву мира и дружбы. Такой жеобычай практикуется для скрепления мирного договора у нанди, другого племенив той же местности. Здесь также собака режется пополам; два человека,представители двух враждебных сторон, держат в руках каждый по половинесобаки, а третий человек провозглашает: "Пусть тот, кто нарушит настоящиймир, будет убит, подобно этой собаке". У племени багишу, принадлежащего кнароду банту, в местности Маунт-Элгон, в Восточной Африке, церемониязаключения мира между двумя воевавшими кланами совершается так -представители обоих кланов держат собаку, один - за голову, другой - зазадние ноги, а третий одним ударом большого ножа рассекает ее попалам, вследза тем труп бросают в кусты. После этого члены обоих кланов могут свободновступать в сношения друг с другом, не боясь возобновления каких-либовраждебных действий. У племени вачева, живущего в том же регионе, торжественный обрядзаключения мирного союза между двумя округами состоит в следующем. Воиныобоих округов собираются и садятся в кружок где-нибудь на открытом месте.Затем берут длинную веревку и натягивают ее вокруг собравшихся; свободныеконцы веревки стягивают узлом; прежде чем завязать узел, веревка три разаили семь раз проносится по кругу, одновременно с этим вокруг сидящихпроносят козленка. Наконец, на том месте, где сделан узел, поднимают веревкунад козленком, которого два человека растягивают во всю его длину так, чтоверевка и козленок образуют как бы две параллельные линии. Веревку тащат покругу и несут козленка два подростка, еще не обрезанные и, стало быть,бездетные. Последний признак имеет важное значение, так как символизируетбесплодие или смерть без потомства, которые в глазах этого племени являютсявеличайшим проклятием и приписываются действию высших сил. В большинстведоговоров эта страшная кара призывается на голову нарушителей, и, напротив,испрашивается благословение многочисленным потомством для тех, кто остаетсяверным своей клятве. В описываемом ритуале участие необрезанных подростковявляется не только символом судьбы, ожидающей клятвопреступников, но исимпатическим средством навлечь на них таковую. С той же целью проклятия иблагословения изрекаются потом старцами, вышедшими из того возраста, вкотором возможно производить потомство. Заклинания эти таковы: "Если послезаключения настоящего договора я сделаю что-нибудь во вред тебе или будустроить против тебя козни, то пусть я буду разорван пополам, как эта веревкаи этот козленок!" Хор отвечает: "Аминь". - "Пусть я буду разорван пополам,как мальчик, умирающий без потомства! Пусть я потеряю все свое стадо допоследней скотины! Но если я не буду так поступать, если я останусь тебеверен, то пусть моя жизнь будет благополучна! Пусть дети мои будутмногочисленны, как пчелы!" И так далее и так далее. За каждым восклицаниемследует "Аминь" хора. После того как представители обоих договаривающихсяокругов произнесли клятву, веревка и козленок одним ударом ножа рассекаютсяпополам, участники договора окропляются брызнувшей кровью, а старики с обеихсторон продолжают добросовестно произносить выразительные проклятия иблагословения. Вслед за тем мясо убитого козленка съездают старики,неспособные производить детей, а веревка делится между обоими округами, икаждая из них бережно хранит свою часть. Если случается эпидемия, которуюпрорицатели, умеющие истолковать волю высших сил, припишут нарушениюдоговора, совершенному умышленно либо нечаянно жителями пораженной эпидемиейобласти, то веревку надлежит умилостивить или, по выражению туземцев,"охладить". Ибо таинственная сила, которую договор сообщил веревке, по ихмнению, заинтересована в том, чтобы нарушитель договора получил должноевозмездие. Самый способ умилостивления состоит в том, что приносится вжертву ягненок, а веревка смачивается его кровью и пометом, причем к нейобращаются со следующими словами: "Те люди совершили грех, сами не знаятого. Ныне я заклинаю тебя, веревка, отврати от них беду. Будь милостива!Будь милостива! Будь милостива!" Люди, повинные в нарушении клятвы, искупаютсвой грех стараниями чародея, который окропляет их таинственным составом изкрови черепахи, горного барсука и антилопы, смешанной с частями некоторыхрастений; вся эта процедура совершается при помощи пучка особых трав исопровождается соответствующими заклинаниями. Несколько иначе, но по тому же общему типу совершается обряд заключениямира у некоторых южноафриканских племен. Например, когда вождь племенибаролонг решил заключить мирное соглашение с другим вождем, обратившимся кнему за защитой, он сделал сквозное отверстие в брюхе крупного вола, черезкоторое проползли оба вождя, один за другим. Этой церемонией имелось в видупоказать, что отныне оба племени сливаются в одно целое. Подобным образомзаключается общественный договор у бечуанов, а именно: "...приносится в жертву животное; затем оба вождя племени одновременнозапускают руки во внутренности животного и, не вынимая их оттуда, подаютруки друг другу. Этот обряд является, по-видимому, наиболее официальнойформой заключения общественных договоров в стране. Когда я жил в Шошонге, ябыл неоднократно свидетелем его совершения по случаю соглашения,заключенного несколькими вождями, отдавшими себя вместе со своими племенамипод покровительство Сехоме". Аналогичные церемонии соблюдаются при заключении мира у некоторыхгорных племен Ассама. У нага "существует несколько форм произнесения клятвы.Наиболее обычная и самая священная состоит в том, что обе стороны держат вруках собаку или курицу, один - за голову, а другой - за хвост или за ноги;животное или птица разрубается ударом ножа (дао) - аллегорическоеизображение участи, ожидающей клятвопреступника". По другому источнику, у тех же нага применяются следующие формы клятвы."Когда они клянутся в соблюдении мира или в исполнении какого-нибудьобещания, то держат в зубах дуло ружья или копье; это означает, что если онине исполнят принятого на себя обязательства, то готовы погибнуть от того илидругого оружия. Другой, более простой вид клятвы, имеющей одинаковообязательную силу, заключается в том, что обе стороны берут в руки концыжелезного наконечника копья и ломают его на две части, причем у каждого вруке остается одна часть. Но самой священной клятвой считается та, когдаклянущиеся берут курицу (один - за голову, а другой - за ноги) и раздираютее пополам; здесь подразумевается, что изменника или нарушителя договорапостигнет такая же участь". У других племен нага из Ассама существуетнесколько иной способ мирного разрешения споров. "Представитель каждой изспорящих сторон держится за край тростниковой корзины, внутри которойпомещена живая кошка, и по сигналу третье лицо рассекает кошку пополам, азатем стороны разрезают ее своими ножами на более мелкие части, стараясьзамарать кровью ножи. Когда я однажды оказался очевидцем этой церемонии, мнесказали, что она является формой примирения или заключения договора и что,стало быть, убийство кошки породило известные договорные отношения". Укланов племени лушеи-куки из Ассама "клятва дружбы между вождями составляетважное событие. Привязывают к столбу животное из породы бизонов, и обаприносящие клятву правой рукой наносят ему копьем в лопатку удар, достаточносильный, чтобы показалась кровь, причем твердят формулу клятвы, имеющую тотсмысл, что, пока реки не потекут обратно в недра земли, они будут оставатьсядрузьями. Животное после этого убивают и кровью его смачивают ноги и лобобоих поклявшихся лиц. Чтобы придать клятве еще более обязательную силу, обапроглатывают по кусочку сырой печени". Спрашивается, каков смысл этих жертвоприношений при заключениидоговоров и произнесении клятв? Почему состоявшееся соглашение илипринесенную клятву стороны скрепляют тем, что убивают животное, разрезаютего на куски, становятся на них ногами или проходят между ними, мажут своетело кровью животного? Для объяснения этих обрядов были выдвинуты дветеории: одну из них можно назвать теорией возмездия, а другую -сакраментальной или очистительной. Рассмотрим сначала первую. По этойтеории, убийство животного и разрезание его на части есть символ возмездия,которое ожидает человека, нарушившего договор или преступившего клятву: онпогибнет насильственной смертью, подобно принесенному в жертву животному.Такое толкование своих обрядов дают представители некоторых из соблюдающихих племен. Так, например, вачева говорят: "Пусть я буду разорван пополам,как эта веревка и этот козленок!" А нанди, разрезав собаку пополам,произносят: "Пусть тот, кто нарушит настоящий мир, будет убит, подобно этойсобаке!" Подобный же ритуал, сопровождаемый аналогичными заклинаниями,существовал для оформления мирных договоров у народа абоме, живущего вдельте Нигера; народ этот более известен в Европе под именем "новыхкалабаров". Когда два поселения или две семьи одного племени уставали отвойны, они посылали людей в древнее селение Ке, расположенное близ морскогоберега, к востоку от реки Сомбрейро, где находился фетиш по имени "КениОпусо". Они приглашали к себе жреца этого фетиша для руководства процедуройзаключения мира между воюющими сторонами. Жрец прибывал в своей лодке, украшенной листьями молодой пальмы, ипосле переговоров с прежними врагами назначал день для утверждения мирногодоговора присягой. В назначенный день люди являлись на собрание, в которомпринимали также участие жители селения Ке, приносившие с собой предметыжертвоприношения, а именно: овцу, кусок черной или темно-синей материи,порох и траву или семена трав, над которыми воевавшие стороны произносиликлятву мира и дружбы. Жрец первый провозглашал: "Сегодня мы из селения Кеприносим мир вашим селениям. Отныне все ваши люди не должны питать злогоумысла друг против Друга". С этими словами он привлекал к себе овцу и,рассекши ее пополам, говорил: "Если одно селение пойдет опять войной надругое, то пусть его постигнет участь этой овцы, рассеченной пополам".Затем, поднимая кверху кусок темной ткани, он продолжал: "Как темна этаткань, так да покроется тьмой нападающее селение". Потом он подносил огонь кпороху, говоря: "Как сгорел этот порох, да сгорит так виновное селение!"Наконец, роняя на землю траву, он ГОВОРИЛ: "Если одно селение опять пойдетвойной на другое, то пусть оно зарастет травой". В награду за услуги,которые жители Ке оказывали в качестве миротворцев, древний калабарскийзакон запрещал всем другим селениям объявлять им войну под страхом изгнания,которому ослушавшиеся будут подвергнуты с согласия всех остальных членовплемени. В этих калабарских обрядах идея возмездия выражена вполнеопределенно в акте рассекания овцы пополам и подчеркивается, кроме того,заклинаниями, сопровождающими прочие символические действия ритуала. Такое же объяснение дается аналогичному обряду племени нага. Объяснениеэто находит себе подтверждение в принятых у этого племени разнообразныхформах клятвы, которые легче всего могут быть поняты, если рассматривать ихкак символы возмездия, угрожающего клятвопреступнику. Теория возмездияподтверждается также обычаями классического мира. Так, например, когдаримляне заключали с албанцами мирный договор - древнейший, по словам Ливия,из всех договоров,- представитель римского народа обратился к Юпитеру стакими словами: "Если римский народ заведомо и преднамеренно отступит отусловий настоящего договора, то порази его, о Юпитер, в тот день так, как яныне поражаю этого кабана". И с этими словами он убил кабана кремниевымножом. Точно так же мы читаем у Гомера, как при заключении перемирия междугреками и троянцами были принесены в жертву ягнята; пока животные испускалисвой дух, Агамемнон совершил возлияние вина, а народ - греки и троянцы -воссылал к богам молитву о том, что если какая-нибудь из сторон нарушитклятву, то да прольется ее мозг на землю, подобно жертвенному вину. Идея возмездия, лежащая в основе подобных жертвоприношений, выступаетвполне явственно в одной ассирийской надписи, где описана торжественнаяклятва верности, которую Мати-илу, владыка страны Бит-агуси, принесассирийскому царю Ашур-нирари. Часть этой надписи гласит так: "Этот козелбыл выведен из стада не для жертвы доблестной воительнице или мироносице(богине Иштар), не по причине болезни и не для убоя, но был выведен длятого, чтобы Мати-илу на нем поклялся в верности царю Ассирии Ашур-нирари.Если Мати-илу преступит свою клятву, то так же, как этот козел выведен изсвоего стада и больше к нему не вернется и не станет вновь во главе его, иМати-илу будет выведен из своей страны со своими сыновьями, своими дочерьмии со всем своим народом, не вернется больше в свою страну и не станет опятьво главе своего народа. Голова эта - не голова козла, это голова Мати-илу,это голова детей его, его знатных людей, народа его земли. Если Мати-илунарушит свою клятву, то так же, как отрезана голова этого козла, будетотрезана голова Мати-илу. Эта правая нога - не правая нога козла, а праваярука Мати-илу, правая рука его сыновей, его знатных людей, всего народа егоземли. Если Мати-илу нарушит сей договор, то так же, как оторвана праваянога этого козла, будет оторвана правая рука Мати-илу, его сыновей, егознатных людей и всего народа его земли". На этом месте надпись обрывается иследует большой пробел. Можно предположить, что в недостающей частипродолжалось описание расчленения жертвы, причем после отсечения каждогочлена приносивший жертву провозглашал, что этот член отделяется не у козла,а у Мати-илу, его сыновей, дочерей, знатных людей и всего народа его земли,если они вздумают когда-нибудь изменить своему сюзерену, царю ассирийскому. Подобные жертвы, сопровождаемые и разъясняемые такими же заклинаниями,мы встречаем в быту некоторых народов современного мира. Так, на островеНиас при произнесении торжественной клятвы или при заключении договорачеловек перерезает глотку у поросенка и одновременно призывает такую жесмерть на свою голову в случае нарушения клятвы или договора. На островеТимор обычная форма присяги, принимаемой в подтверждение свидетельскихпоказаний, состоит в следующем. Свидетель берет в одну руку курицу, а вдругую меч и говорит: "Господь бог, живущий на земле и в небесах, смотри наменя! Если я даю ложное показание во вред моим собратьям, то покарай меня!Ныне я приношу присягу, и если слова мои лживы, то пусть моя голова будетотрезана, как у этой курицы!" С этими словами он кладет курицу на колоду иотрубает ей голову. У батаков (на Суматре) при заключении мира илиторжественного договора между племенами приводят свинью или корову, вождидоговаривающихся племен становятся по обе ее стороны. Под звуки гонговстарший или наиболее уважаемый вождь перерезывает ножом горло у животного.Затем вскрывают тело, вынимают из него еще трепещущее сердце и режут его накуски по числу присутствующих вождей. Каждый из них насаживает свой кусок навертел, жарит или подогревает его на огне и, поднимая кверху, говорит: "Если я когда-нибудь нарушу свою клятву, то пусть я буду убит, как этоживотное, истекающее кровью, и пусть меня съедят, как сердце этогоживотного". С этими словами он проглатывает свой кусок. Когда все вождипроделывают этот обряд, дымящаяся туша животного делится между собравшимисялюдьми, начинается пиршество. У чинов, живущих в горной стране на границе Ассама и Бирмы, существуетследующий клятвенный обряд при заключении дружественного союза между двумяплеменами. На место собрания приводят вола, и колдуны обоих селений выливаютна него какие-то жидкости, причем бормочут призыв к духам, прося их обратитьвнимание на предстоящее соглашение, скрепленное кровью. Вожди обоих племен скопьями в руках становятся по обе стороны вола и наносят ему удар в сердце.Иногда вместо копий употребляются ружья, которыми вожди одновременнопростреливают животному голову или сердце. Упавшему волу перерезают глотку исобирают кровь в чаши, затем отрезают хвост, смачивают его этой кровью,после чего вожди и старейшины племен окропляют ею друг другу лицо. Колдуныпри этом все время нашептывают: "Пусть тот, кто нарушит договор, умрет такойже смертью, какой умерло это животное; пусть он будет похоронен за пределамисвоего селения; дух его пусть никогда не найдет себе покоя; пусть семья еготакже умрет; пусть всякие напасти посетят его селение". В прежнее время у каренов в Бирме существовал следующий обрядзаключения мира с врагами. После встречи представителей сторон изготовлялипорошок из опилок меча, копья, ружейного дула и камня и смешивали его вчашке с водой и кровью специально для этой цели убитых собаки, свиньи икурицы. Смесь эта называлась "миротворческая вода". Затем череп убитойсобаки рассекался пополам; представитель одной стороны брал нижнюю челюстьживотного и привешивал его веревкой к своей шее, а представитель другойстороны надевал себе на шею верхнюю челюсть собаки. Вслед за этим оба давалиторжественный обет, что отныне их народы будут жить в мире друг с другом, ив подтверждение обета выпивали "миротворческую воду", а потом произносилиследующую формулу: "Если теперь, после того как мы заключили между собоймир, кто-нибудь нарушит договор, если он не будет поступать честно, опятьзатеет войну и новую вражду, то пусть копье поразит его грудь, ружье -внутренности его, а меч - его голову; пусть собака пожрет его; пусть свиньяпожрет его; пусть камень пожрет его!" Здесь предполагается, что меч, копье,ружье и камень, а также убитые собака и свинья участвуют в совершении актамести клятвопреступнику, который вместе с глотком "миротворческой воды"впитал в себя частицу каждого из них. В этих примерах сила возмездия, приписываемая жертвоприношению,выражена вполне недвусмысленно в сопровождающей обряд формуле: убийствоживотного символизирует убийство клятвопреступника или, вернее сказать,является симпатическим средством для этого. Но спрашивается, как можно теорией возмездия объяснить особенностьеврейского и греческого обряда, которая состоит в том, что приносящие жертвупроходят между частями убитого животного или становятся на них ногами?Поэтому Робертсон-Смит предложил такое толкование обряда, которое можноназвать сакраментальным или очистительным. Он предполагает, что "стороныстановятся между частями животного, символизируя этим свое приобщение кмистической жизни жертвы". В подтверждение этой теории он ссылается насоблюдение того же обычая в других случаях, к которым неприменима идеянаказания или возмездия, но которые если не всегда то по крайней мере частомогут быть объяснены как способы торжественного очищения. Так, в Беотииформой общественного очищения служило разрезание собаки на части ипрохождение между этими частями. Подобный обряд соблюдался при очищениимакедонской армии. Разрезали собаку пополам: голова и передняя половина тела клались направо, а задняя половина ивнутренности - налево, и вооруженные войска проходили между обеимиполовинами. В заключение обряда войско разделялось на две части и притворнообращалось в бегство. Точно так же, по греческому мифу, Пелей, разграбивгород Иолос, убил царицу Астидамию и, разрезав ее тело на части, провелмежду ними свою армию в город. Эта церемония, вероятно, была формойочищения, для пущей торжественности которой была принесена человеческаяжертва. Такое объяснение подтверждается обрядом, который кавказские албанцысоблюдали в храме луны: периодически они приносили в жертву посвященногохраму раба, которого прокалывали копьем, после чего тело его выставлялось наопределенном месте, весь народ проходил, наступая на него ногами, что имелозначение очистительного обряда. Албания Кавказская - древнее государство вВосточном Закавказье, существовавшее с конца первого века до нашей эры подесятый век нашей эры. Население албанцы, утии, каспии и другие племена. У южноафриканских басуто существует такая форма торжественногоочищения. Убивают животное и прокалывают его насквозь, а затем черезобразовавшееся в трупе отверстие пропускают подвергающегося очищениючеловека. Мы видели, что у племени баролонг (в Южной Африке) соблюдаетсятакой же обычай при заключении договора: договаривающиеся стороныпротискиваются через дыру, сделанную в брюхе убитого вола. Этиюжноафриканские обычаи, сопоставленные вместе, наводят на мысль, чтопрохождение между кусками убитой жертвы заменяет прохождение через самыйтруп. Очистительный или, лучше сказать, охранительный смысл таких обрядов взначительной степени подтверждается обычаями моавитянских арабов, которые итеперь еще в годину всеобщих бедствий, таких, как засуха или эпидемия,прибегают к подобным обрядам, объясняя их намерением освободить народ отприключившегося или угрожающего несчастья. Если, например, среди племениначинает свирепствовать холера, то шейх становится среди кочевья ивосклицает: "Искупайте, люди, свои грехи, искупайте свои грехи!" Вслед затем каждая семья приносит в жертву овцу, режет ее пополам и подвешивает обеполовины в шатре или на двух столбах у входа. После этого все члены семьи проходят между обеими частями жертвы;детей, не умеющих еще ходить, родители несут на руках. Часто они проходят понескольку раз между сочащимися кровью двумя половинами овцы, так как, помнению арабов, эти последние обладают свойством прогонять беду или злогодуха, наводящего порчу. К подобному же средству прибегают во время засухи, когда трава выгораетбез дождя и погибает скот. Жертва служит как бы выкупом за человека искотину. Арабы говорят: "Это наш выкуп за нас и за наши стада". Когда ихспрашивают, каким образом обряд производит такой спасительный эффект, то ониотвечают, что жертва сталкивается с напастью и вступает с ней в борьбу.Эпидемия, засуха или другое бедствие представляются им в виде ветра, дующегов степи и сметающего все на своем пути, пока он не встречает жертву,которая, точно лев, преграждает ему дорогу. Между ними завязывается ужасныйбой, но болезнь или засуха терпит поражение и, разбитая врагом, отступает, апобедоносная жертва овладевает полем сражения. Здесь, конечно, нет места идее возмездия, нет предположения о том, чтосмерть овцы символически или магически предопределяет смерть людей,прошедших между кусками баранины; напротив, смерть животного, по поверьюарабов, спасает им жизнь, охраняя ее от той или иной угрожающей ейопасности. При тех же самых обстоятельствах вполне аналогичный обычай существовали смысл его таким же образом истолковывался у чинов, населяющих горнуюстрану на границе Ассама и Бирмы. "Когда у них кто-нибудь подозревает, чтоего преследует разгневанный дух, например дух холеры, то принято разрезатьсобаку пополам, не задевая кишок, и класть переднюю часть по одну сторонудороги, а заднюю часть - по другую, так что обе части остаются связаныкишками, протянутыми поперек дороги. Это делается для того, чтобы укротитьдух и отвратить его от дальнейшего преследования". Чины до такой степенипредставляют холеру в виде опасного духа, что, когда несколько человек изэтого племени явились в город Рангун во время эпидемии, всюду, куда они ниприходили, они держали наготове обнаженные мечи, чтобы отпугнуть демона, ивесь день прятались в кустах, боясь встречи с ним. Такие же средства употребляли против чумы и моровой язвы коряки вСеверо-восточной Сибири. Они убивали собаку, привешивали ее кишки к двумстолбам и проходили под ними. Таким путем они, без сомнения, тоже думалиувильнуть от духа болезни, для которого собачьи кишки представляютнеодолимую преграду. Женщины после родов обычно считаются нечистыми и подверженнымипреследованию злых духов. Отсюда - обычай у трансильванских цыган: когдаженщина после родов встает с постели, то ее пропускают между двумяполовинами разрезанного петуха, если она родила мальчика, или разрезаннойкурицы, если она родила девочку, после чего петуха съедают мужчины, а курицу- женщины. Во всех этих случаях прохождение между кусками разрезанного животногоимело своей целью не возмездие, а защиту: мясо и кровь жертвы так или иначе мыслились как препятствие для силзла, не дающее им преследовать или делать вред тому, кто сумел преодолетьего. Все такие обряды могут быть поэтому названы очистительными в широкомсмысле этого слова, так как они очищают или освобождают страждущего отзловредных влияний. Возвращаясь теперь к нашему исходному пункту, можно поставить вопрос:что лежало в основании древнееврейской формы заключения договора путемпрохождения между частями жертвенного животного - идея возмездия или идеяочищения? Иными словами, был ли это символический способ призывания смертина голову клятвопреступника, или же это магическое средство очищениядоговаривающихся сторон от пагубных влияний, самозащиты против некоейугрожающей им опасности? Все остальные приведенные мной случаи обращения кэтому обряду говорят в пользу очистительного, или охранительного, значенияеврейского обычая: ни один из этих примеров не может быть истолкован в духетеории возмездия, ибо некоторые из них полностью исключают возможностьтакого толкования, а другие не могут быть поняты иначе, как с точки зренияочистительной, или охранительной, теории, как об этом иногда прямосвидетельствуют те самые племена, которые соблюдают данный обычай, а именноарабы и чины. Само собой разумеется, что при всякой попытке объяснитьдревнееврейский обряд мы должны придавать большое значение его аналогии ссовременной нам арабской церемонией, потому что оба обычая тождественны поформе, а народы, соблюдающие их сейчас или соблюдавшие в прошлом,принадлежат к одной и той же семитической семье, говорили на родственныхсемитических языках и населяли одну и ту же страну - землю Моав, где арабы итеперь еще соблюдают свой Древний обычай. Отсюда неизбежно напрашивается тотвывод, что как древнееврейский, так и современный арабский обряд одинаковопроизошли от общего семитического источника, очистительный, илиохранительный, характер которого и доныне запечатлен в сознании моавитянскихарабов. Остается ответить еще на один вопрос. В чем заключалась очистительная,или охранительная, сила подобного акта? Почему, проходя между кускамиубитого животного, человек полагал, что этим действием он предохраняет себяот опасности? Ответ, который дает Робертсон-Смит, можно назватьсакраментальным толкованием обряда. Он высказал такую гипотезу: люди,которые стояли или проходили между частями жертвы, считали, что связываютсебя с жертвенным животным и друг с другом узами общей крови. По его мнению,такой договор был одной из форм известного и широко распространенногообычая, состоящего в том, что вступающие в договор люди создают для себяискусственную кровную связь, смешивая вместе немного крови каждого изучастников договора. По этой гипотезе, вся разница между обеими формамизаключения договора состоит лишь в том, что во втором случае кровь животногозаменяется человеческой кровью договаривающихся лиц, В пользу этой теорииможно привести много соображений. Прежде всего, как мы видели,южноафриканские обычаи дают основание заключить, что прохождение междучастями жертвенного животного практикуется взамен прохождения через самоетело животного. Подтверждением этого служит обычай, наблюдаемый у чинов:разрезав пополам жертвенную собаку, они оставляют в целости кишки, которыесвязывают переднюю часть животного с задней, и под ними проходяточищающиеся. Такой же обычай, но в менее отчетливой форме, как уже былосказано, существовал и у коряков. Сохранение вытянутых кишок в качествесвязи между разъединенными половинами жертвы служит явным указанием напопытку сочетать абстрактное единство убитого животного с практическойнеобходимостью разделить его тело, чтобы создать фикцию прохождения людейсквозь труп. Но какой же другой смысл могло иметь прохождение людей черезтело животного, если не тот, что таким путем они наделялись теми или инымисвойствами животного, которые, как предполагалось, могли быть перенесены навсякого, кто физически отождествил себя с животным, проникнув в его тело? Что именно такая идея лежит в основе этого обряда, подтверждаетсяаналогичным обычаем патагонских индейцев. У этих туземцев "при рожденииребенка убивают корову или кобылу, вынимают желудок, вскрывают его и, покаон еще не успел остынуть, кладут внутрь новорожденного младенца. Остальныечасти животного съедает племя на устраиваемом пиршестве... Другая вариацияэтой церемонии, сопровождающей рождение ребенка, носит еще более дикийхарактер. Когда рождается мальчик, берут кобылу или жеребенка, в зависимостиот имущественного и общественного положения отца, и набрасывают лассо накаждую ногу животного, а на шею и туловище по паре лассо. Народ размещаетсявокруг животного и держит в руках свободные концы веревки так, что животноене может упасть. Затем отец новорожденного приближается к кобыле илижеребенку и вскрывает ножом тело животного от шеи книзу; после этоговынимают сердце и внутренности и


2015-12-07 647 Обсуждений (0)
ДОГОВОР МЕЖДУ БОГОМ И АВРААМОМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДОГОВОР МЕЖДУ БОГОМ И АВРААМОМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (647)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)