Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МОИСЕЙ В ТРОСТНИКОВОЙ КОРЗИНЕ



2015-12-07 538 Обсуждений (0)
МОИСЕЙ В ТРОСТНИКОВОЙ КОРЗИНЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Со смертью Иосифа патриархальный период в истории израильского народанадо считать законченным. В блестящей серии биографических очерков, ярких покраскам и мастерских по обрисовке характеров, историк изобразил переходпатриархов из долины Евфрата к берегам Нила. Здесь он на время прерываетизложение. После первого акта драмы занавес падает, чтобы подняться вновь поистечении четырех столетий, когда патриархальная семья успела вырасти внацию. С этого момента начинается национальная история евреев, у истоковкоторой стоит личность Моисея, вождя и законодателя, который, согласноБиблии, освободил свой народ от египетского рабства, предводительствовал имв скитаниях по аравийской пустыне, дал ему установления и умер в преддверииобетованной земли, ступить на которую ему было не суждено. В последующиевека легенду о Моисее, как это всегда бывает с легендами о национальныхгероях, расцветили пестрыми нитями фантазии; но эти позднейшие узоры несмогли изменить до неузнаваемости ее основных линий. Еще и теперь мыразличаем черты человеческого лица в ореоле неземной славы, озарявшей ликпророка и святого, когда он спускался с горы, где беседовал с богом иполучил из его рук новый закон для своего народа. Примечательно то, что,хотя Моисей гораздо ближе, чем патриархи, стоит к историческому времени, всеже в его жизнеописании элемент чудесного и необычайного занимает гораздобольше места, чем в сказаниях о патриархах. И они, по преданию, время отвремени вступали в общение с божеством - то лицом к лицу, то в видениях; нони один из них не изображается творцом таких чудес и знамений, какимиизобилует жизненный путь Моисея. Те проходят перед нами обыкновенными людьмисреди таких же, как они, обыкновенных людей, ведут обычный образ жизни ииспытывают горе и радости, общие всем людям. Моисей же от первого допоследнего дня своей жизни стоит особняком как носитель великой миссии. Егопуть пролегает высоко над путями простых смертных, и мы не замечаем в егообразе почти ни одной из тех общечеловеческих слабостей, благодаря которымпортреты патриархов приобретают под легкой кистью художника такую жизненнуюяркость. Вот почему простая человечность Авраама, Исаака и Иакова трогаетнас гораздо глубже, чем величавая, но одинокая фигура Моисея. Рождение Моисея, как и все вообще события его жизни, окутано дымкойромантики. После смерти Иосифа и его братьев потомки их, сыны Израиля, такбыстро размножились в долине Нила, что египтяне стали смотреть на них снедоверием и страхом и пытались положить этому предел, принуждая их ктяжелым работам. Но так как эта жестокая мера не привела к желаемымрезультатам, то царь египетский издал приказ, чтобы все еврейские детимужского пола умерщвлялись при рождении. Когда же фараон убедился, что егобесчеловечный приказ не выполняется из-за мягкосердечия повитух, которымбыло поручено это злое дело, он повелел бросать в воду всех новорожденныхеврейских мальчиков. Мать Моисея три месяца после рождения ребенка пряталаего; когда же стало невозможным скрывать его дольше, она сплела корзину изтростника или, вернее, из папируса, обмазала ее глиной и смолой, уложила внее ребенка и отнесла с сердечным сокрушением на берег Нила в зарослитростника. Старшая сестра младенца стояла вдали, следя за тем, что станетсяс ее маленьким братом. И вот случилось так, что дочь фараона, царяегипетского, пошла к реке купаться и, заметив в тростнике корзину, послалаза ней одну из своих прислужниц. Когда принесли корзину и открыли ее,царевна увидела ребенка, который тут же заплакал. Она пожалела его исказала: "Это из еврейских детей". Тем временем сестра младенца, наблюдавшаяза всем происходившим, подошла и обратилась к царевне: "Не сходить ли мне ине позвать ли к тебе кормилицу из евреянок, чтоб она вскормила тебемладенца?" И дочь фараона молвила: "Сходи". Девушка пошла и привела мать ребенка. Дочь фараона обратиласьк ней со словами: "Возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебеплату". Так мать получила своего младенца и вскормила его. Когда же ребенокподрос, она привела его к дочери фараона, и он стал сыном царевны; ему далиимя Моисей, "потому что, - сказала царевна, - я из воды вынула его". ИмяМоисей происходит, вероятно, от еврейского глагола "maschah" вытаскивать иозначает "вытащенный из воды". Хотя в этом рассказе нет ничего сверхъестественного, однако в нем можноразличить черты, свойственные скорее фольклору, чем истории. Желая придатьбольше необычайности судьбе своего героя, рассказчик представляет дело так,что великий человек при рождении был обречен на неминуемую смерть, но егоспасло некое обстоятельство, которое обыкновенному человеку может показатьсяпростой случайностью, а на самом деле есть указующий перст провидения,сохранившего беспомощного младенца для предназначенной ему высокой участи.Такие эпизоды следует в большинстве случаев относить на счет фантазииповествователя, который стремится подобными приемами усилить эффектрассказа, чтобы сделать его достойным величия своего героя. Согласно римскому преданию, основатель Рима был в младенчестве брошенна погибель и погиб бы неминуемо, если бы волей судьбы не вмешались волчицаи зеленый дятел. Рассказ этот таков. На склонах Альбанских гор стоял"длинный белый город" - Alba Longa, и в нем царствовала династия царей, поимени Сильвии, что значит "лесные", а на холмах нынешнего Рима еще паслисьстада, и волки рыскали среди болотистых низин. Один из царей Альбы, по имениПрока, оставил после своей смерти двух сыновей - Нумитора и Амулиуса;Нумитор был старший и должен был по воле отца унаследовать его престол. Номладший брат, честолюбивый и бессовестный, не постеснялся прогнать силойсвоего старшего брата и сам стал царем. Не довольствуясь этим, он задумалукрепить свою узурпированную власть и довершить злодеяние над братом, лишивего мужского потомства. С этой целью он приказал убить единственного сынаНумитора, а дочь его, Рею Сильвию, убедил, а может быть, насильно заставилсделаться жрицей богини Весты и тем самым дать обет вечной девственности. Нообет этот был нарушен. Девственница-весталка забеременела и в урочное времяродила двух мальчиков-близнецов. Она указала на бога Марса как на отца их,но жестокосердный дядя отказался верить ее словам и велел бросить обоихмальчиков в реку. Случилось так, что Тибр вышел из берегов, и слуги, которымбыло поручено утопить детей, не смогли добраться до главного русла реки иоставили корзину с близнецами на отмели у подножия Палатинского холма. Здесьони покинули младенцев, и здесь волчица, привлеченная их плачем, нашла их,накормила из сосцов своих и начисто вылизала тину, которой были покрыты ихтела. Вплоть до времен империи под Палатинским холмом в память об этомпредании стояла статуя, изображавшая волчицу, кормящую двоих детей; она до сих пор хранится в Капитолийском музее в Риме. Некоторыедобавляют, что зеленый дятел помогал волчице кормить и оберегать покинутыхблизнецов; а так как зеленый дятел, как и волчица, был посвящен Марсу, тонарод усматривал в этом лишнее доказательство божественного происхожденияРомула и Рема. Такого рода удивительные истории рассказываются, по-видимому, чащевсего про основателей царств и династий в тех случаях, когда происхождениеих стерлось из памяти народа, и образовавшиеся пробелы заполняются фантазиейповествователя. В истории Востока мы находим яркий пример того, какзатерявшееся во мраке веков начало могущественного государства облекаетсяпокровом чудесного. Первым семитским царем Вавилонии был Саргон Древний,живший около 2600 г. до нашей эры Грозный завоеватель и деятельныйстроитель, он создал себе громкое имя, но имени своего собственного отца он,по-видимому, не знал. Так, по крайней мере, мы можем судить по надписи,вырезанной, как говорят, на одной из его статуй. Копия этой надписи быласделана в VIII в. до нашей эры и хранилась в царской библиотеке в Ниневии,где она была найдена уже в новейшее время. В этом документе царь следующимобразом описывает свое происхождение: Я - Саргон, могущественный царь, царь Агаде. Моя мать простого звания, отца своего я не знал, А брат моего отца живет в горах. Мой город Азуриану лежит на берегу Евфрата. Моя бедная мать зачала меня и втайне меня родила. Она меня положила в тростниковую корзину и горной смолой закупорила моюдверь. Она бросила меня в реку, река меня не потопила. Река меня подняла и понесла к Акки, оросителю. Акки, ороситель... вытащил меня, Акки, ороситель, как своего сына... воспитал меня, Акки, ороситель, назначил меня своим садовником. Когда я был садовником, богиня Иштар меня полюбила. Я... четыре года управлял царством, Я управлял черноголовыми народами, я властвовал над ними. Агаде - первоначальное название г. Аккада. Этот рассказ о царе Саргоне, в младенчестве брошенном в реку втростниковой корзине, вполне совпадает с библейским рассказом о младенцеМоисее, оставленном на произвол судьбы в зарослях на берегу Нила. Принимаяво внимание, что вавилонская легенда много старше еврейской, можнопредположить, что авторы книги Исход создали свою версию по образцувавилонского оригинала. Но в одинаковой степени возможно, что обе легенды -как вавилонская, так и еврейская - совершенно независимо друг от другавыросли из одного общего корня - из народной фантазии. При отсутствиидостоверных данных в пользу того или другого заключения категорическоерешение этого вопроса представляется невозможным. Теория самостоятельного происхождения обеих легенд подтверждается донекоторой степени существованием сходного рассказа в великом памятникеиндийского эпоса, в Махабхарате, так как трудно допустить, чтобы авторыпоследнего были знакомы с соответствующими семитическими преданиями.Индусский поэт рассказывает о том, как царская дочь Кунти, или Притха,сделалась возлюбленной бога Солнца и принесла ему сына - "прекрасного, какнебожитель", "облаченного в воинские доспехи, украшенного блестящимизолотыми серьгами, с глазами льва и бычьими плечами". Но царская дочь,стыдясь своего греха и в страхе перед гневом отца и матери, "посоветоваласьсо своей кормилицей и уложила дитя в непромокаемую корзину из ивовыхпрутьев, удобную, мягкую, выстланную простынями и с нарядной подушкой визголовье. Со слезами на глазах она препоручила младенца водам реки Асва".После этого она вернулась во дворец с тревогой в душе, боясь, как быразгневанный родитель не открыл ее тайны. Но корзина с ребенком плыла внизпо реке до самого Ганга, пока ее не прибило к берегу около города Чампа, натерритории племени сута. Случилось так, что по берегу реки гулял человек изэтого племени со своей женой. Они заметили корзину, вытащили ее из воды и,открыв, увидели мальчика - "прекрасного, как утреннее солнце, в золотыхдоспехах, с дивным лицом и с блестящими серьгами в ушах". Чета былабездетна, и, когда мужчина увидел прелестное дитя, он сказал своей жене:"Поистине боги, видя, что у меня нет сына, послали мне этого младенца". Иони его усыновили, вырастили, и он стал великим стрелком. Его звали Карна, ацарственная мать его получала о нем вести через своих соглядатаев. Подобного же рода предание рассказывает про злоключения царя Трахана вего младенчестве. Трахан был царем в городе Гилгите, расположенном в самомсердце снежных Гималаев на высоте около 5 тысяч футов над уровнем моря.Обладая прекрасным климатом, удобным местоположением и значительнымипространствами плодоносной земли, Гилгит, по-видимому, с древних времен былрезиденцией целого ряда удачливых властителей, которым более или менеебезропотно покорялись соседние земли и города. Трахан, царствовавший вначале XIII в., оставил о себе особенно громкую славу. Он был самыммогущественным и самым гордым царем Гилгита, и его богатства и подвиги донастоящего времени служат сюжетом многочисленных легенд. Рассказ о егорождении и опасностях, которым он подвергался, таков. Его отец, Тра-Трахан,Царь Гилгита, женился на девушке из богатого дома в городе Дарел. Будучистрастным игроком в поло, царь еженедельно отправлялся в Дарел, гдепредавался своей любимой игре совместно с семью братьями своей жены.Однажды, играя, они пришли в такой азарт, что поставили условием игры правопобедителя убить проигравших- Состязание было длительное и велось с большимискусством, но в конце концов царь победил и, согласно условию, как истыйигрок, убил своих семерых шуринов. Возбужденный победой, он вернулся домой иподелился с женой печальными, но неизбежными результатами игры. Жена нетолько не разделила радости царя, но исполнилась враждой к нему за убийствоее братьев и решила отомстить. Она подсыпала в пищу царя мышьяк, которыйскоро свел его в могилу, и стала царствовать вместо него. В то время, когдаона предприняла этот решительный шаг, она была беременна от царя и черезмесяц родила сына, которого назвала Трахан. Но ее скорбь была так глубока,что она не в силах была видеть сына убийцы своих братьев; заперев ребенка вдеревянный ящик, она тайком бросила его в реку. Течением его относило внизпо реке до деревни Годар в округе Чилас. Когда он проплывал мимо деревни,два брата-бедняка собирали на берегу хворост. Увидев ящик, они подумали, чтов нем находится клад. Один из братьев бросился в реку и вытащил ящик наберег. Чтобы не возбудить жадности других, они его не стали открывать, а,прикрыв хворостом, отнесли домой. Там они открыли ящик, и каково же было ихудивление, когда вместо клада глазам их представился миловидный ребенок, ещеживой. Мать их приложила все заботы, чтобы воспитать маленького найденыша, иказалось, что вместе с ребенком в дом их вошло благословение богов, потомучто, насколько они были раньше бедны, настолько теперь становились всебогаче и богаче. Благополучие это они приписывали своей чудесной находке.Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, в нем разгорелось сильное желаниепосетить Гилгит, о котором ему пришлось так много слышать. Вместе со своиминазваными братьями он отправился туда; по дороге они остановились нанесколько дней на вершине холма, в месте, называвшемся Балдас. Мать Траханаеще продолжала царствовать в Гилгите, но к тому времени она тяжко заболела,и, так как в Гилгите ей не нашлось преемника, народ стал искать себе царя вдругих местах. Когда весь народ не знал, как ему быть, однажды утром вгороде запели петухи, но вместо своего обычного "кукареку" они прокричали:"В Балдасе есть царь". Тотчас отрядили туда людей с приказом задержать ипривести в Гилгит всех новоприбывших в Балдас, кто бы они ни были. Гонцыпоймали троих братьев и привели их к царице. Так как Трахан был красив истатен, царица с ним разговорилась, и во время их беседы ей открылась всяего история. К своему удивлению и радости, она убедилась, что этотпрелестный отрок был ее собственный сын, которого она в необузданном порывегорести и гнева бросила когда-то в реку. Она прижала его к груди и объявилазаконным наследником гилгитского царства. Существует мнение, что в преданиях, подобных рассказу о младенцеМоисее, брошенном в воду, мы имеем пережиток древнего обычая, когда дляиспытания законнорожденности ребенка его бросали в воду на волю судьбы. Еслиребенок всплывал, его признавали законнорожденным; потонувший же объявлялсянезаконным. В свете такого предположения может показаться знаменательным тотфакт, что во многих из этих легенд рождение ребенка объясняетсясверхъестественными причинами, причем некоторые циники склонны усматривать вних деликатный синоним незаконнорожденности. Так, согласно греческойлегенде, Персей и Телеф имели отцами, соответственно, бога Зевса и герояГеракла; в римском сказании близнецы Ромул и Рем были зачаты их девственнойматерью от бога Марса, а в индийском эпосе царская дочь объясняет рождениесвоего ребенка ласками бога Солнца. С другой стороны, в вавилонской легендецарь Саргон, менее счастливый или, быть может, более откровенный, чем егогреческие, римские и индийские собратья, прямо признается, что отец его емунеизвестен. Библейское предание не дает никаких оснований предполагатьсуществование каких-либо сомнений в законнорожденности Моисея; но если мывспомним, что отец его Амрам женился на своей тетке по отцу, что Моисей былотпрыском этого брака и что впоследствии еврейский закон стал признаватьтакие браки кровосмесительными, то мы, может быть, вправе предположить, чтомать Моисея, бросая его в воду, имела для этого причины более личногохарактера, чем общий приказ фараона, относившийся ко всем еврейским детяммужского пола. Во всяком случае, народы, отделенные друг от друга большимипространствами, желая установить законность рождения ребенка, прибегали киспытанию водой и в соответствии с результатом испытания решали, спасти лиребенка или дать ему погибнуть. Так, кельты, по преданию, предоставлялиРейну решать вопрос о законности своего потомства: они бросали в воду детеи,законнорожденность которых вызывала сомнения; если ребенок былнезаконнорожденный, чистая и суровая река поглощала его; если же он былрожден законно, то река милостиво выносила его на поверхность и прибивала кберегу, где его ожидала трепещущая мать. В Восточной Африке исследовательСпеке слышал, что "Кимезири, правитель провинции Урури в негритянскомгосударстве Уньоро, в случае рождения у него ребенка навешивал на него бусыи бросал младенца в озеро Виктория; если ребенок тонул, то это означало, чтоотцом его был кто-либо другой, а если ребенок всплывал, то Кимезирипризнавал его своим". Глава 2.

САМСОН И ДАЛИДА.

Среди величавых судей Израиля богатырская фигура Самсона производитстранное впечатление. Библейские авторы передают, что Самсон в течениедвадцати лет был судьею в Израиле, но они не сохранили нам ни одногоприговора, который он вынес в качестве судьи; если же приговоры этисоответствовали его подвигам, то едва ли можно признать Самсона образцовымсудьей. Его влекло к побоищам и ссорам, поджогу скирд и налетам на жилищаблудниц. Короче говоря, он больше походил на забулдыгу и сорвиголову, чем нанастоящего судью. Вместо скучного перечня его судейских приговоров нампреподносят занимательный, хотя и не слишком нравоучительный рассказ о еголюбовных и боевых, вернее, разбойничьих приключениях; потому что, есливерить (а не верить мы не можем) библейскому рассказу о деяниях этогохвастливого распутника, он никогда не предпринимал регулярной войны и нестоял во главе национального восстания против филистимлян, угнетавших егонарод. Он лишь время от времени выступал вперед наподобие одинокого паладинаили странствующего рыцаря и косил их направо и налево, размахивая ослинойчелюстью или каким-либо другим оружием в том же роде, подвернувшимся подруку. Но даже и в этих грабительских набегах (он не останавливался передтем, чтобы снять со своей жертвы одежду, надо полагать, вместе с кошельком)он, по-видимому, меньше всего думал об освобождении своего народа отрабства. Когда он убивал филистимлян - а убивал он их весьма охотно и вогромном количестве, - им двигали не высокие мотивы патриотизма илиполитические соображения, а исключительно личная месть за зло, причиненноеими ему самому, его жене и его тестю. Вся его история от начало до конца -это история чрезвычайно себялюбивого, неразборчивого в средствахавантюриста, действующего под влиянием порывов страстей и равнодушного ковсему, кроме удовлетворения своих минутных капризов. Лишь сверхъестественнаясила, безудержная храбрость и некоторый налет юмора возвышают образ Самсонанад банальным типом простого разбойника и придают ему сходство с героямикомической эпопеи в стиле Ариосто. Но эти черты, сообщая известнуюпикантность рассказу о его подвигах, едва ли умаляют чувство несоответствия,которое в нас возбуждает гротескная фигура бахвала и забияки наряду сострогими изображениями праведников и героев израильского пантеона. Истиназаключается, вероятно, в том, что эта чрезмерная яркость красок принадлежитскорее кисти художника-рассказчика, чем трезвому перу историка. Отдельныеэпизоды, богатые необычайными и занимательными приключениями, быть может,переходили из уст в уста в народных сказаниях задолго до того, как онивыкристаллизовались и сгруппировались вокруг памяти некой действительносуществовавшей личности. Какой-нибудь житель пограничных гор, своего родаеврейский Роб Рой, отличавшийся неукротимым нравом, необычайной физическойсилой и беззаветной храбростью, прославился своими дикими набегами на долинуфилистимлян и сделался народным героем Израиля. Ибо нет достаточныхоснований сомневаться в том, что в саге о Самсоне под легким и шаткимзданием вымысла лежит солидный фундамент истинных фактов. Подробное и вполнеопределенное обозначение городов и мест, где протекала жизнь Самсона отрождения до смерти, говорит о том, что мы имеем здесь дело с подлиннымпреданием местного характера, и противоречит взглядам некоторых ученых,желающих видеть в легенде о библейском богатыре лишь один из солярных мифов.Фрэзер имеет в виду ученых, придерживавшихся так называемой натуристической,или солярно-метеорологической, теории, объяснявшей происхождение религии изнепонимания человеком явлений природы, особенно астральных иметеорологических. По мнению этих ученых, герои сказок, легенд, фольклора,народные обычаи и обряды - отголоски древних астрально-мифологическихверований. Особенно заметно вымысел рассказчика обнаруживается в передачекатастрофы, постигшей героя вследствие коварства вероломной женщины, котораявыведала у него секрет его необычайной силы и затем предала его врагам.Рассказ этот гласит: "После того полюбил он одну женщину, жившую на долине Сорек; имя ейДалида (Далила). К ней пришли владельцы филистимские и говорят ей: уговориего, и выведай, в чем великая сила его и как нам одолеть его, чтобы связатьего и усмирить его; а мы дадим тебе за то каждый тысячу сто сиклей серебра.И сказала Далида Самсону: скажи мне, в чем великая сила твоя и чем связатьтебя, чтобы усмирить тебя? Самсон сказал ей: если свяжут меня семью сырымитетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду как и прочиелюди. И принесли ей владельцы филистимские семь сырых тетив, которые незасохли, и она связала его ими. (Между тем один скрытно сидел у нее вспальне.) И сказала ему: Самсон! Филистимляне идут на тебя. Он разорвалтетивы, как разрывают нитку из пакли, когда пережжет ее огонь. И не узнанасила его. И сказала Далида Самсону: вот, ты обманул меня и говорил мне ложь;скажи же теперь мне, чем связать тебя? Он сказал ей: если свяжут меня новымиверевками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду, как прочиелюди. Далида взяла новые веревки и связала его и сказала ему: Самсон!Филистимляне идут на тебя. (Между тем один скрытно сидел в спальне.) Исорвал он их с рук своих, как нитки. И сказала Далида Самсону: все тыобманываешь меня и говоришь мне ложь; скажи мне, чем бы связать тебя? Онсказал ей: если ты воткешь семь кос головы моей в ткань и прибьешь еегвоздем к ткальной колоде (то я буду бессилен, как и прочие люди). (Иусыпила его Далида на коленях своих. И когда он уснул, взяла Далида семь косголовы его,) и прикрепила их к колоде и сказала ему: филистимляне идут натебя, Самсон! Он пробудился от сна своего и выдернул ткальную колоду вместес тканью; (и не узнана сила его!. И сказала ему (Далида): как же ты говоришь: "люблю тебя", а сердце твое не со мною? вот, тытрижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя. И как онасловами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжелостало до смерти. И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва некасалась головы моей, ибо я назорей божий от чрева матери моей; если жеостричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, какпрочие люди. Далида, видя, что он открыл ей все сердце свое, послала и звалавладельцев филистимских, сказав им: идите теперь; он открыл мне все сердцесвое. И пришли к ней владельцы филистимские и принесли серебро в рукахсвоих. И усыпила его (Далида) на коленях своих, и призвала человека, ивелела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступилаот него сила его. Она сказала: филистимляне идут на тебя, Самсон! Онпробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь. А незнал, что господь отступил от него. Филистимляне взяли его и выкололи емуглаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол вдоме узников". Итак, великая мощь Самсона обреталась в его волосах, и достаточно былосрезать его свисавшие до плеч косматые пряди, не стриженные с детства, чтобыотнять у него сверхчеловеческую силу и сделать немощным. Такого рода поверьебыло распространено во многих местах земного шара, в особенностиотносительно людей, которые, подобно Самсону, претендовали на силу,недосягаемую для обыкновенных смертных. Туземцы острова Амбоина, вОст-Индии, полагали, что вся их сила находится в волосах и что, потерявволосы, они лишились бы и силы. Один преступник, подвергнутый пытке поприказу голландского суда на этом же острове, упорно отрицал свою вину, покаему не срезали волосы, после чего он немедленно сознался. Другой человек,которого судили за убийство, оставался непоколебимым, отрицая свою вину,несмотря на все ухищрения судей. Увидев доктора с ножницами в руках, онспросил, для чего они. Когда ему сказали, что этими ножницами ему остригутволосы, он стал просить не делать этого и чистосердечно покаялся во всем.После этого случая всякий раз, когда голландским властям даже с помощьюпыток не удавалось получить признание у заключенного, они прибегали костриганию его волос. Туземцы другого ост-индского острова - Церам верят,что если юноша срежет себе волосы, то он сделается слабым и немощным. В Европе также считали, что зловредная сила колдунов и ведьм таилась вих волосах и что с ними нельзя ничего поделать, пока у них целы волосы.Отсюда во Франции возникло обыкновение перед пыткой сбривать у людей,обвиненных в колдовстве, все волосы на теле. Миллей присутствовал в Тулузепри пытке нескольких человек, от которых нельзя было добиться признаниявины, пока их не раздели донага и не обрили, после чего они тут жеподтвердили предъявленное им обвинение. Точно так же одна, казалось бы,благочестивая женщина была подвергнута пытке по подозрению в колдовстве; онас невероятной стойкостью переносила все мучения, и лишь после того, как унее выдернули все волосы, признала себя виновной. Известный инквизиторШпренгер довольствовался тем, что сбривал волосы на голове у подозреваемых вколдовстве мужчин и женщин; а его более последовательный коллега Куманусобрил у сорока одной женщины волосы со всего тела, прежде чем отправить ихна костер. Он имел весьма веские причины для столь строгого следствия, ибосам сатана в проповеди с кафедры Норт-Бервикской церкви успокаивал своихмногочисленных слуг заверением, что с ними не приключится никакого зла и ниодна слеза не упадет из их глаз, пока на них целы их волосы. Подобным жеобразом в индийской провинции Бастар "человека, признанного виновным вколдовстве, отдают на избиение толпе, сбривают с него волосы (так как именнов волосах предполагается вся его злая сила) и выбивают передние зубы, чтобыпомешать ему бормотать заклинания. Колдуньи подвергаются такой же пытке; после того как их признали виновными, они подлежат той же каре, что имужчины, а волосы их после бритья привешиваются к дереву в публичном месте".У бхилов, первобытного племени в Центральной Индии, к женщине, обвиненной вколдовстве, применялись различные способы увещевания, вроде подвешивания кдереву вниз головой или втирания перца в глаза а затем у нее срезали сголовы прядь волос и закапывали в землю, "дабы уничтожить последнее звеномежду нею и ее прежними злыми чарами". Равным образом у ацтеков, в Мексике,когда чародей или ведьма "совершили свои злые дела и настало время положитьпредел их презренной жизни, кто-либо хватал их и срезал им волосы намакушке, отчего пропадала вся их колдовская сила; вслед за тем их предавалисмерти, и этим кончалось их ненавистное существование". Неудивительно, что так широко распространенное поверье проникло и вволшебные сказки; несмотря на кажущуюся свободу фантазии, в сказках, как взеркале, отражаются прежние верования народа. Туземцы острова Ниас, к западуот Суматры, рассказывают, что однажды некий предводитель по имени ЛаубоМарос бежал от землетрясения с Макасара, на Целебесе, и переселился сосвоими приверженцами в Ниас. Среди последовавших за ним в новую странунаходился и его дядя со своей женой. Негодяй-племянник влюбился в женусвоего дяди, и путем разных происков ему удалось овладеть ею. Оскорбленныйсупруг помчался в Малакку и стал умолять джогорского султана, чтобы тотпомог ему отомстить за обиду. Султан согласился и объявил войну ЛаубоМаросу. Но бессовестный Лаубо Марос укрепил тем временем свое поселение,окружив его непроходимой изгородью из колючего бамбука, о которуюразбивались все попытки султана с его войсками взять крепость приступом.Потерпев поражение в открытом бою, султан пустился на хитрость. Он вернулсяв Джогор и, нагрузив корабль испанскими циновками, поплыл обратно в Ниас.Здесь он бросил якорь в виду неприятельской крепости, зарядил свои пушкивместо ядер и гранат привезенными им циновками и открыл огонь по неприятелю.Циновки градом летели по воздуху и вскоре покрыли толстым слоем всю колючуюизгородь и прилегающее побережье. Ловушка была поставлена, и султан сталждать, что будет дальше. Ждать ему пришлось недолго. Какая-то старушка,бродившая вдоль берега, подняла одну циновку, а затем, к своему великомусоблазну, увидела и остальные. Вне себя от радости по поводу своего открытияона распространила эту добрую весть среди своих соседей. Те поспешили кместу, и в одно мгновение не только ни одной циновки не осталось наизгороди, но и сама изгородь была повалена и сровнена с землей. Теперьджогорскому султану ничего не препятствовало войти в крепость и овладеть ею.Защитники ее бежали, а сам предводитель попал в руки победителей. Егоприговорили к смерти, но при совершении казни оказались большие затруднения.Его бросили в море, но вода его не принимала; тогда его положили на пылающийкостер, но огонь его не сжигал; его стали рубить мечами, но стальотскакивала от него, не причинив никакого вреда. Тут они поняли, что имеютдело с чародеем, и стали советоваться с его женой о том, как его убить.Подобно Далиде, она им открыла роковую тайну. На голове Лаубо Мароса росодин волос, твердый, как медная проволока, и от этого волоса зависела егожизнь. Когда волос выдернули, Лаубо Марос испустил дух. В этой сказке, как ив некоторых из приведенных ниже, в волосах героя таится не только его сила,но и сама жизнь его, так что потеря волос влечет за собой его смерть. В фольклоре Древней Греции многие легенды напоминают рассказ о Самсонеи Далиде. Так у мегарского царя Низа на макушке рос один золотой илипурпурный волос, с потерей которого он должен был умереть. Когда критянеосадили Мегару, дочь Низа, Скилла, влюбилась в критского царя Миноса ивырвала роковой волос из головы своего отца, после чего тот умер. Согласнодругому варианту, не жизнь, а сила Низа была связана с существованиемзолотого волоса, и, как только волос выдернули, царь стал слаб и был убитМиносом. В такой версии легенда о Низе имеет еще более близкое сходство сосказанием о Самсоне. Про Посейдона рассказывали, что он сделал бессмертнымПтерелая, наградив его золотым волосом на голове. Когда Амфитрион осадилТафос, родину Птерелая, дочь последнего влюбилась в Амфитриона и убиласвоего отца, выдернув из его головы золотой волос. В одной новогреческойнародной сказке вся сила героя таится в трех золотых волосах на голове.После того как его мать выдергивает их у него, он делается бессильным иробким, и враги убивают его. Другая греческая легенда, в которой можноусмотреть следы предания о Низе и Скилле, рассказывает о том, как некий царьбыл самым сильным человеком своего времени, и у него на груди росли тридлинных волоса. Когда он отправился на войну с другим царем, его собственнаяжена изменнически срезала эти три волоса, и он стал самым слабым из людей. Рассказу о том, как Самсон был одурачен своей коварной возлюбленнойДалидой, выведавшей тайну его силы, близки аналогичные мотивы в славянском икельтском фольклоре, с той только разницей, что в славянских и кельтскихсказках жизнь или сила героя таятся не в его волосах, а в каком-либо внешнемпредмете - в яйце или птице. В русской народной сказке колдун Кощей (илиКащей) Бессмертный похитил царевну и держал ее взаперти в своем золотомчертоге. Но один царевич однажды увидел, как печальная царевна гуляла водиночестве по саду, и снискал ее расположение. Ободренная надеждой спастисьс помощью царевича, она направилась к колдуну и начала задабривать егопритворными и льстивыми речами: "Дорогой мой, скажи мне, ведь ты никогда неумрешь?" - "Никогда", - ответил он. "Ну, так скажи мне, где твоя смерть? Онав твоем доме?" - "Разумеется, - сказал он, - она в том венике, у порога".Тут царевна схватила веник и бросила его в огонь. Но веник сгорел, абессмертный Кощей остался жив, ни один волос не упал с его головы. Потерпевнеудачу в своей первой попытке, хитрая девица надула губы и говорит: "Тыменя, верно, не любишь, потому что ты не сказал мне, где твоя смерть; но яне сержусь и люблю тебя всем сердцем". Подобными сладкими речами царевнавыпытывала у колдуна, где находится на самом деле его смерть. Кощейрассмеялся и говорит ей: "Зачем тебе это знать? Ну, ладно, из любви к тебе яскажу, где лежит моя смерть. В чистом поле стоят три зеленых дуба; подкорнем самого большого дуба живет червь, и если кто его отыщет и раздавит,то я умру". Тут царевна направилась прямо к своему возлюбленному и передалаему слова Кощея. Царевич стал искать и наконец нашел эти дубы, выкопал червяи, растоптав его, поспешил к чертогу колдуна, где ему пришлось убедиться втом, что колдун все еще жив. Царевна снова принялась ласкаться к Кощею, и наэтот раз, побежденный ее лукавством, он открыл ей правду. "Смерть моя, -сказал он, - находится далеко, в широком море, до нее добраться трудно. Вморе том есть остров, а на острове растет зеленый дуб. В земле под дубомзарыт железный сундук, а в сундуке ларец, в ларце - заяц, в зайце - утка, ав утке - яйцо: кто отыщет это яйцо и раздавит его, тот убьет меня в этотсамый миг". Царевич, как водится, раздобыл роковое яйцо и, держа его вруках, выступил против бессмертного колдуна. Чудовище, конечно, убило быцаревича, но тот сдавил яйцо, и колдун завыл от боли. Обернувшись кулыбавшейся царевне, он сказал ей: "Ведь я любя тебя открыл, где находитсямоя смерть! Так-то ты мне отплатила за мою любовь!" С этими словами онсхватил свой меч, висевший на стене, но царевич в эту минуту раздавил яйцо,и Кощей тут же упал замертво. По другому варианту этой сказки, когда хитрый колдун обманываетизменницу, говоря ей, что смерть его таится в венике, царевна покрываетвеник позолотой; за ужином Кощей увидел, как что-то блестит у порога, испросил сердито: "Что это?" - "Вот видишь, как я почитаю тебя", - сказалаему царевна. "Глупая, я пошутил. Моя смерть запрятана снаружи, в дубовойограде". На другой день, когда колдуна не было дома, царевна вышла ипозолотила всю ограду; вечером, вернувшись к ужину домой, колдун увидел изокна сверкавшую ограду. "Скажи, что бы это там могло быть?" - "Вот как яценю тебя, - ответила царевна, - не только ты мне люб, но и смерть твоя любамне. Вот почему я позолотила ограду, в которой хранится твоя смерть". Такаяречь понравилась колдуну, и он от полноты сердца открыл ей тайну про яйцо.Когда царевич с помощью преданных ему животных завладел яйцом, он спряталего за пазухой и направился к дому колдуна. Сам колдун сидел в это времямрачный у окна; когда царевич приблизился и показал ему яйцо, у Кощеяпотемнело в глазах, и он сразу весь ослаб и присмирел. Царевич стал игратьяйцом и перекидывать его из одной руки в другую. Тут Кощей заметался покомнате из угла в угол. Когда же царевич разбил яйцо, Кощей Бессмертный упали испустил дух. В сербской сказке колдун по имени Честной Булат похитил жену одногокнязя и запер ее в подземелье. Но князю удалось пробраться к ней, и он ейприказал во что бы то ни стало разузнать у Булата, где лежит его сила. КогдаЧестной Булат вернулся д


2015-12-07 538 Обсуждений (0)
МОИСЕЙ В ТРОСТНИКОВОЙ КОРЗИНЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МОИСЕЙ В ТРОСТНИКОВОЙ КОРЗИНЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (538)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)