Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗНАКИ - СИМВОЛЫ МОНЕТНЫЕ (ДЕНЕЖНЫЕ)



2015-12-07 702 Обсуждений (0)
ЗНАКИ - СИМВОЛЫ МОНЕТНЫЕ (ДЕНЕЖНЫЕ) 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время из числа многочисленных прежде монетных символических знаков остались международно известными, употребительными и признанными лишь два: знак доллара и знак фунта стерлингов. Что же означают эти символы? Почему у знака доллара — латинская буква S, а у фунта стерлингов — латинская буква L, вовсе не соответствующие начальным бук вам названий этих денежных единиц?

«Доллар» происходит от немецкого слова «талер» и сходного с ним шведского и датского слов «далер», «риксдалер» — так назывались денежные единицы Швеции и Дании, являвшихся великими державами в XVII веке и первыми государствами, основавшими свои колонии в Северной Америке (1638 г.), куда не проникали испанцы, захватившие более южные, более благодатные по климату и растительности и полезным ископаемым части Центральной и Южной Америки. Уже в XVII веке Швеция и Дания потеряли свои колонии в Северной Америке, но датские и шведские колонисты там остались. Вместе с ними осталось и прижилось слово «далер», превратившееся в англо-американском произношении в доллар. Что же касается символического обозначения доллара, когда он стал американской денежной единицей после отделения США от Англии, то и тут не обошлось без заимствований.

Указом от 2 апреля 1792 г. в США устанавливалась самостоятельная монетная единица, содержащая 24 грамма серебра и получившая название «доллар». Она приравнивалась целиком к испанской монете, распространенной в то время во всей Америке, к испанскому «песо», как его называли в просторечии, что означало вес, так как первоначально это были не монеты, а куски серебра с символическим знаком — латинской буквой S, которая происходила от слова «солид», как назывались еще римские золотые монеты, введенные в странах Западного Средиземноморья, что означало «солидный», «массивный», как уважительно называли всякую крупную золотую монету. США, имевшие не золотой, а серебряный стандарт своей денежной единицы, своей валюты, вопреки всем международным правилам присвоили себе чужой (испанский) знак да еще назвали свое ничтожное в то время по своей ценности серебро «золотом».

Однако после того, как испанские завоеватели были изгнаны из всех стран Латинской Америки в начале XIX века и их монета постепенно исчезла из обращения в этой части света, США остались единственными, кто обладал знаком-символом S во всем Западном полушарии, а в XX веке этот знак, уже исключительно как американский, стал широко известен и в Европе, где его почти забыли как свой собственный, европейский.

Знак этот истолковывается двояко: две черточки ||, пронизывающие букву S, — $, либо «остатки» двух «геркулесовых столбов», до сих пор входящих в испанский герб и всегда чеканившихся на испанских песо, либо, как еще иногда

считают, — результат монограммы из двух латинских букв S и Р, что означает «ship-peso» — «корабельное песо», как называли в XVIII веке испано-американские деньги грубой чеканки, которые служили во многих странах, и особенно в США, материалом для перечеканки из них своей государственной монеты — доллара. Во всяком случае, знак этот употреблялся всегда самими испанцами по отношению к своим «песо» и, независимо от его происхождения и значения, вовсе никогда не принадлежал США, которые, следовательно, заимствовали название своей денежной единицы от датчан, а ее символическое обозначение — от испанцев.

Происхождение знака фунта стерлингов проще и является результатом сохранения древнейшего общеевропейского обозначения денежной единицы только в Англии, что лишний раз подчеркивает, что консерватизм — характернейшая черта исторического развития этой страны. Латинскими буквами Lb обозначались первые деньги в Европе — древнеримский фунт, либр, имевший форму слитков. От него произошли почти все европейские деньги: итальянские лиры, английские фунты стерлингов, германские марки, русские гривны и французские ливры, но его обозначение сохранили только англичане.

До конца XIX века английский фунт стерлингов обозначали буквосочетанием b что означало и фунт стерлингов, и английский фунт (453 г) как меру веса (16 унций). После первой мировой войны этот знак был упрощен и сведен к одной букве , но пересеченной двумя поперечными полосками.

43. ИНТЕРНАЦИОНАЛА эмблема. Интернационалы, как самостоятельные международные организации рабочего класса, родившиеся на базе европейских пролетарских организаций, почти с самого момента своего основания и деятельности применяли собственные эмблемы, которые главным образом фигурировали в печатях исполкомов Интернационалов, которыми скреплялись различные документы.

Первый Интернационал, существовавший с 1864 по 1872 год, или, как он официально назывался, «Международное товарищество рабочих», предоставлял своим секциям, то есть национальным рабочим партиям, право иметь свои национальные партийные эмблемы. Эти эмблемы, как правило, отражали понятия «труд», «трудолюбие», «производство» и заимствовали для этого существовавшие уже в тогдашней геральдике пред меты: скрещенные молотки (ганноверская секция), улей с пчелами (французская секция), циркуль (баденская секция), а также другие символические знаки, означающие солидарность, единство, путеводность. Так, например, эмблемой русской секции Первого Интернационала было «рукопожатие», базельской — треугольная звезда, означающая единство и трехстороннее сотрудничество социалистов, анархистов и республиканских демократов. В печати Исполкома Первого Интернационала

употреблялась эмблема ватерпаса — инструмента строителей (каменщиков, плотников), символизирующая и строительство партии нового типа, и созидательную мощь рабочего класса в целом, и приоритет квалифицированного труда в европейском рабочем движении. Многие секции Первого Интернационала взяли ватерпас как свою национальную эмблему. Однако в изобразительном отношении этот предмет был не особенно удобен: в нечетких печатях ватерпас смахивал то на букву А, то на треугольную звезду, а для позднейших поколений и вовсе оказался необъяснимым, ибо его современная конструкция изменилась.

Второй Интернационал до первой мировой войны, а затем и до второй не имел своей эмблемы. Лишь с 60-х годов нашего века отдельные партии Социалистического интернационала, как и его Исполком, стали использовать натуральную, а не геральдическую розу в качестве своей эмблемы. Ее основное отличие от других эмблем розы состоит в том, что она выполняется красным контуром (цветок, стебель и листья) и заключена в квадрат.

Третий (Коммунистический) Интернационал в 1919—1920 годах использовал в качестве своей неофициальной эмблемы образ Прометея, освобождающегося от цепей и орла; в 1920— 1935 годах более распространенной эмблемой стал Пролетарий, разбивающий цепи капитализма, опутывающие земной шар; в 1920—1923 годах одной из эмблем Интернационала был также венок красных цветов (гвоздик и мака), окружающих часть земного шара с лежащими на нем серпом и молотом. Этот мотив (а также Солнце) позднее, в 1924 году, вошел составной частью в герб СССР.

44. ИСКРА — часть огня, начало огня — символа света, то есть первоисточник, первый проблеск света и источник огня. Употреблялась символически в указанном значении в старой геральдике. Эмблемой искры была стилизованная головешка, или уголек, то есть черный кубик с красным ободком по верхнему краю, — крайне невыразительный по внешнему виду образ. Поэтому искра чаще употреблялась как словесный, литературный символ, а ее эмблематическое изображение было практически забыто уже в середине XIX века. Зато искра была популярным символическим образом в русской революционной символике XIX века: это очевидно из ответа Пушкина декабристам. В период общественного подъема 1859—1873 годов в Петербурге выходил сатирический журнал «Искра» революционно-демократического направления, одно из самых боевых и лучших изданий второй половины XIX века, пользовавшееся успехом у русских пролетарских революционеров и в последующие годы. Издателями его были В. С. Курочкин и Н. В. Степанов. Журнал носил выраженный общественно-политический характер, чуть-чуть прикрытый прозрачным литературно-беллетристическим покрывалом,

он стал средоточием русской политической карикатуры, хорошо и обильно иллюстрировался. «Искра» была запрещена царизмом в 1873 году, а еще ранее, в 1870 году, этот журнал вынужден был издаваться без иллюстраций.

Название «Искра» было поэтому взято В. И. Лениным совершенно не Случайно для своей первой революционной газеты; он слышал о журнале «Искра» от родных и старших. Поэтому эпиграфом первой марксистской русской газеты «Искра» (1900—1903 гг., или старой «Искры», как ее стали позднее называть) стали слова «Из искры возгорится пламя» в полном соответствии с символическим и эмблематическим смыслом этого понятия.

В 1901 — 1917 годах под названием «Искры» издавался также иллюстрированный художественно-литературный журнал с карикатурами либерального направления, издателем которого был И. Сытин. Множественное число было выбрано не случайно, в символическом Отношении оно не усиливало, а ослабляло направленность этого печатного органа, и это было сделано не только сознательно, но и в полном соответствии с правилами классической геральдики: одна искра — источник пламени, много искр, то есть искорок, — источник слабого освещения (просвещения), то же самое, что и понятие «огоньки», то есть понятия политически безобидные, не угрожающие пламенем, по жаром!

«Искрой» («Кайц») называлась также первая легальная большевистская газета на армянском языке в Тифлисе (издавалась в 1906 г., редакторы С. Шаумян, С. Спандарян).

«Искорки» — так называлась газета, находившаяся под большевистским влиянием и издаваемая Просветительной комиссией Петрограда в июне — декабре 1917 года.

Таким образом, мы видим, что символический образ понятия «искра» неоднократно использовался в русской революционной и демократической символике во всех его значениях, на основе правил классической геральдики.

45. КАДУЦЕЙ (лат. caduceator — парламентер, переговорщик) — жезл Гермеса (Меркурия), его непременный атрибут как бога вестей. Особая палочка как жезл глашатаев, вестников и парламентеров известна у многих народов, а не только у древних греков и римлян. Так, в Скандинавии эти жезлы, называвшиеся «будкавлями» и представлявшие собой голову воина, вырезанную из кости или дерева и укрепленную на конце короткой палочки-жезла, служили для бесшумного собирания на войну жителей. Достаточно было пробежать глашатаю с такой палочкой по деревне или передавать ее из деревни в деревню как эстафету. Подобные жезлы под названием «крывула» были известны также в Польше, Литве и Белоруссии вплоть до XVIII века, их находят и у индейцев Канады, и в дебрях Юго-Восточной Азии, так что жезл Меркурия,

или, как он стал называться у римлян, кадуцей — явление, в общем-то, международное. Его главным отличительным признаком было то, что он гарантировал своему владельцу неприкосновенность. Поэтому кадуцей в Древнем Риме превратился в атрибут также бога торговли, каким преимущественно стал Меркурий, и получил новую форму — вместо палочки, обвитой виноградными лозами, плющом (древнейшая эмблема миролюбия), его все чаще стали изображать как палочку, обвитую двумя змеями, ибо торговля почиталась делом мудрым и в то же время требующим бдительной охраны.

Так сложился современный внешний вид этого символического жезла, ставшего в новое время, особенно после Великой французской революции, международной эмблемой мирной торговли, международного обмена. В конце концов кадуцей стали изображать вообще схематически: палочка со шляпкой или набалдашником и вокруг нее три витых полукольца.

В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции кадуцей с красной звездочкой трактовался как эмблема мирных отношений и стал знаком советской торговли и промышленности. Сам жезл стал изображаться в виде факела, то есть ему были приданы новые отличительные черты революционной эпохи, его даже предлагали внести в число государственных эмблем СССР, в герб РСФСР как эмблему мирного сосуществования. Однако постепенно кадуцей превратился в нашей стране в эмблему внешней торговли, поскольку был понятен и принят как соответствующая эмблема не столько внутри страны, сколько во всем мире. В связи с этим он стал эмблемой советских таможенников. Чтобы придать этой между народной эмблеме определенные советские государственные признаки, она была дополнена шапочкой (шлемом) Меркурия с крылышками (другим атрибутом Меркурия — символом быстрых коммуникаций) и увенчана главной советской эмблемой — серпом и молотом.

46. КАЙЛО — эмблема тяжелого труда (наряду с киркой и кувалдой). Орудие, имеющее одно острие (как правило), плоскость которого расположена вертикально, как у топора, но, в отличие от последнего, не расширяется, а суживается по сравнению с обухом.

Встречается уже в старой геральдике, особенно в городских гербах, как одна из эмблем горной промышленности, чаще всего в сочетаниях с киркой, молотом, кувалдой.

В первые годы Советской власти использовалась как эмблема в «гербах» отдельных профессиональных союзов в СССР: землекопов, чернорабочих, горнорабочих, углекопов (шахтеров) и др. В дальнейшем постепенно вышла из употребления в нашей стране, даже в технических эмблемах.

В настоящее время — одна из главных эмблем в гербе Замбии (вместе с киркой), символизирующих ее горнорудные

отрасли промышленности, а в гербе Танзании (вместе с топором) — тяжелый труд ее народа на пути к утверждению своей независимости. Кайло с кувалдой в гербе Гондураса — фигурный девиз, намек на то, что независимость далась тяжелым трудом.

Особенностью эмблематического изображения кайла является то, что его острие должно всегда быть обращено книзу.

47. КИРКА — орудие, имеющее два острия, плоскость которых расположена горизонтально или заострена конически. Эмблема горнорудной и камнеломкой промышленности. Как эмблема широко применялась в старой геральдике либо в виде двух скрещенных кирок, либо в сочетании с другими орудиями тяжелого труда — молотом, кайлом, кувалдой. Вошла в число ряда городских эмблем, особенно городов, известных своими каменоломнями. В годы Советской власти стала одной из эмблем профессиональных союзов и составной частью разных технических эмблем. Постепенно стала заменяться более со временными орудиями труда (врубовый молоток-машина).

В настоящее время используется некоторыми развивающимися странами, в том числе и в качестве главной гербовой эмблемы (герб Замбии).

Геральдический цвет кирки — черный, белый, серебряный и крайне редко (практически никогда) — золотой. Последний до пустим лишь в государственных гербах.

КЛЕВЕР (см. Трилистник).

КЛЕЩИ — один из словесных символов выкорчевывания «проклятого прошлого», предложенный и употреблявшийся в литературе в первые годы Советской власти (1917—1922 гг.). Как эмблема клещи применялись крайне ограниченно и впоследствии не привились. Одна из причин — узкий исторический диапазон, когда эта эмблема имела значение и была близка и понятна своей символикой широким массам. Другая причина — несмотря на симметричность самих клещей, их крайне трудно было сочетать с другими эмблемами (см. рис.). Была даже сделана попытка внести эту эмблему в государственный герб РСФСР, но по указанным выше причинам она отпала. Как эмблема сохранилась на плакатах, агитационном фарфоре, в оформлении демонстраций периода революции. Клещи сохранялись также до середины 30-х годов в сложной эмблеме Профинтерна, где они изображали одно из орудий труда металлистов (клещи и молот на наковальне) как профессионально наиболее передового отряда рабочего класса.

В современной городской эмблематике ГДР клещи (плоскогубцы) используются как эмблема мелкой ремесленной металлообработки.

50. КЛЮЧ И КЛЮЧИ (замочные) — как эмблема известны со времен средневековья; символизировали безопасность, если они были внесены в герб самим гербовладельцем как самостоятельная эмблема, и означали покорность, если отдавались победителю городами или крепостями и затем вносились в его герб по разрешению верховного сюзерена (императора, короля).

В сущности, эта эмблема имела один источник смысла: пока ключи находятся у их владельца, хозяина, он чувствует себя в безопасности, но когда ему приходится отдавать их победителю, то он, следовательно, лишается безопасности и ему ничего не остается, как изъявлять покорность своему врагу.

Эмблема ключей вносилась в гербы почти всех городов и крепостей, ключевых в стратегическом отношении населенных пунктов, ряда портов, находящихся в проливах. Так, например, город Керчь с незапамятных времен имел в своем гербе эмблему ключа.

В советской геральдике (даже в городской, для новых городов) ключ как эмблема совершенно не употребляется, так как в свое время попал в число отмененных старых эмблем как знак, связанный с завоевательной политикой.

Однако в международной геральдике ключ по-прежнему присутствует как употребительная, "живая" эмблема, причем не только в городских гербах, но и в ряде государственных. Так, мы видим его в числе главных эмблем на гербах Кубы и Маврикия — двух островных государств, играющих важную стратегическую роль в своих регионах — в Карибском море и в западной части Индийского океана. Такой ключ (ключевое положение) изображается либо горизонтально положенным, либо вертикаль но, причем ключ должен быть либо золотого цвета, либо национального и обращен бородкой вниз. В то же время ключи (два скрещенных ключа) служат основной эмблемой герба Ватикана, но там они обладают иным значением — это «ключи от рая», «ключи святого Петра», чьим наместником на Земле считает себя папа римский. Вот почему эти ключи и в эмблематическом отношении отличаются от ключа стратегического, ключа безопасности: их не только обязательно два, но они и изображаются не одним цветом, а один — золотым, другой — серебряным и, главное, изображаются бородками не вниз, а вверх, что указывает, что ключи эти вовсе не земные, а «небесные».

51. КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ (разводной) — одна из новых, советских эмблем, употребляемых для обозначения техники, технических профессий, отдельных ведомств (в сочетании обычно с другими эмблемами, например молотом). В таком же смысле употребляется и в большинстве других стран, используется в разного рода значках, ведомственных знаках, нарукавных повязках, петлицах как указание на принадлежность того или иного лица к определенной технической службе (например, у

железнодорожников, техников). Изображается серебряным цветом (правильное изображение), иногда золотым (неправильное). Гаечный ключ чаще всего изображается как разводной, реже — как простой гаечный (см. рис.). Так, например, знак, даваемый механику наивысшей квалификации в ГДР, состоит из двух перекрещенных ключей — разводного и простого гаечного. В принципе эмблема ключа гаечного, в отличие от ключа замочного, является эмблемой второго порядка, так сказать, вспомогательной, она не вводится в гербы, в число государственных эмблем, оставаясь ведомственной, что признается во всех странах. Однако есть и исключения: гаечный ключ с молотом введен в герб Новой Зеландии как говорящая эмблема техники. А рука с гаечным ключом изображена на специальном знаке активиста в ГДР как эмблема восстановления хозяйства в 1949—1951 годах.

52. КНИГА— эмблема просвещения, знания, образования. Как эмблема стала широко употребляться сравнительно недавно, после 20-х годов этого столетия в СССР и после второй мировой войны в странах Азии и Африки, вступивших на путь социалистической ориентации. В настоящее время составляет одну из главных эмблем в государственных гербах Афганистана, Анголы, Кабо-Верде. Изображается всегда в раскрытом виде, симметрично расположена, с совершенно чистыми белыми страницами (что символизирует чистый разум). Изображение книги (рас крытой) на некоторых старых гербах отличается от современного тем, что, во-первых, книга всегда располагается так, что ее ось не перпендикулярна зрителю, а сдвинута по диагонали, а во-вторых, на ее страницах изображен условно некий шрифт. Такие «книги» не являются эмблемой знаний, а служат прямым изображением «священного писания» — Библии, Евангелия, Корана, Талмуда, Торы и др. и их эмблемой. Примером такого использования эмблемы книги является герб Доминиканской Республики, где изображена Библия. Вне государственных гербов эмблема книги в ее основном значении широко используется в различных знаках профессионального, общественного характера во всех странах социалистического содружества.

53. КОЛОС — эмблема плодородия, животворной с илы (зерно). Как эмблема с широким значением экономической мощи государства, его животворных народных сил была введена в советскую эмблематику сразу после Великой Октябрьской социалистической революции и получила и в советской геральдике, и затем в международной (особенно после 1945 г.) широкое распространение и признание. Следует учесть, что хотя колос и был известен в старой классической геральдике, но он никогда почти не употреблялся отдельно, а всегда в виде снопа, то есть как говорящая эмблема в территориальных гербах, намекающая на развитое

хлебопашество, либо в родовых гербах в переносном смысле — как эмблема единства членов данного рода (несколько снопов, или суслон). Ни в одном из этих значений колос, группа колосьев и венок из них не употребляются в советской геральдике. Ему придан более высокий смысл хозяйственной мощи государства, его экономического процветания и его национального единства. Именно поэтому колосья употребляются в советских гербах в виде венка. Широко употребителен и отдельный колос, обычно стилизованный, с более конкретным смысловым значением — олицетворение сельского хозяйства, службы защиты зерновых растений и т. п.

В зависимости от того, в гербе какой страны или союзной республики употреблена эмблема колоса, он может быть ржаным, ячменным, пшеничным, что иногда специально оговаривается в конституции (Эстония, БССР — колосья ржи; УССР, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Армения — колосья пшеницы), или рисовым (Кампучия, Китай, Лаос и др.).

На Государственном гербе СССР — пшеничные колосья.

Колосья после второй мировой войны вошли в число главных гербовых эмблем ряда государств — ГДР, Румынии, Венгрии, Югославии, Алжира и др.

Геральдический цвет колоса (независимо от вида злака) как главной государственной эмблемы — золотой: это принято как в советской эмблематике, так и в других европейских и отчасти и азиатских странах (Шри-Ланка); колосья риса бывают иногда и белые с зелеными стеблями, то есть натуральные.

54. КОНСУЛЬСКИЙ ЩИТ — понятие, которое не следует смешивать с геральдическими понятиями типа варяжский шит, фигурный щит, рассеченный щит, то есть выражающими форму или тип щита, а относится к области употребления государственных эмблем и гербов за границей, то есть к области дипломатического протокола и международного права.

Консульский щит представляет собой овальную, в форме итальянского щита металлическую доску (реже — круглую), на которую нанесено изображение государственного герба или только главных государственных эмблем того государства, представительство которого находится за границей, а также надпись (вокруг герба или в низу его), содержащая название страны-гербовладельца и ее дипломатического или консульского представительства, на языках представляемого государства и страны пребывания.

Консульский щит укрепляется там, где находятся представительства данной страны (например, на здании ее посольства, миссии, торгпредства, консульства — и в этом случае в надписи на консульском щите отражается название данного учреждения), либо на частных домах, где пребывает или работает консул (вице-консул, консульский агент). Последнее особенно характерно для консульств, расположенных в небольших, но ведущих активную

морскую торговлю странах (Дании, Норвегии, Панаме, Чили и др.), где роль консулов иностранных государств часто исполняют граждане (или подданные) страны пребывания, а не страны, которой принадлежат эти учреждения.

Консульский щит обычно имеет довольно крупные размеры (в высоту не менее 1 м), причем герб выполняется в гербовых цветах, надписи имеют крупный шрифт, четки и аттрактивны, нанесены обычно черным цветом с таким расчетом, чтобы их можно было легко прочитать даже с противоположной стороны улицы. Иногда, особенно у африканских молодых государств, консульский щит выполняется в виде арматюры, то есть чеканится на латунной или медной доске, без геральдических цветов, что следует считать неправильным.

Точно так же неверно, когда консульский щит именуют «эмблемой»; его следует рассматривать как особый, частный случай употребления государственного герба, когда тот сопровождается расположенными рядом с ним или вокруг него пояснительными надписями и активно проявляет свою функцию суверенного знака; помещения, отмеченные консульским щитом, не прикосновенны и могут служить убежищем (бестом).

55. КОНЬ (а геральдике никогда не употребляется слово «лошадь», а всегда термин «конь»). Конь всегда должен быть в сбруе или под седоком, а если он без седока, без узды и с рас пущенным хвостом, то называется диким конем. Конь — одна из древнейших эмблем человечества в Европе, Азии и Африке имеет исключительно разнообразное значение в силу того, что бытует в самых различных географических и национальных условиях [лошадь существовала уже в современном виде во времена мамонтов и изображалась на стенах пещер от Заполярья (Беломорье, Якутия) до пустынь (Гоби и Аравийской) за 10—15 тыс. и даже 40 тыс. лет до н. э.].

Если учесть огромное транспортное и военное значение лошади вплоть до середины XIX века для всего человечества, то станет особенно понятным, почему конь приобрел такое колос сальное значение в символике, эмблематике и геральдике всех народов.

В западноевропейской классической геральдике считалось, что конь совмещает в себе все лучшие свойства нескольких животных — храбрость льва, зоркость орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы. В геральдике голова коня (и весь его силуэт) изображается всегда в профиль. «Лошадиная» голова не в профиль — это значит любое вьючное, неблагородное животное, и в таких случаях это изображение блазонируется как «мул», «анагр», «осел» — в зависимости от страны, где встречается такая эмблема.

В силу того, что конь как эмблема в русской дореволюционной геральдике употреблялся всегда большей частью в царских государственных и дворянских гербах в сочетании с фигурами

святых (Св. Георгий, Св. Лавр и Св. Фрол) или в родовых гербах высшей знати (княжеских — польско-литовские гербы «Погоня»), то вместе с другими классовыми эмблемами был отменен и не вошел позднее в эмблематический репертуар советской геральдики. Этот факт лишний раз доказывает, что революция отменила не «эмблемы хищников», как часто пишут в популярных изданиях, а отменила весь состав, весь набор принятых до революции эмблем, в том числе, казалось бы, и такие «безобидные» и уж вовсе не относящиеся к разряду «хищников», как эмблемы коня и голубя, носившие в силу их специфического многовекового употребления не только классовый, но и сугубо религиозный характер именно в России.

В других странах такой специфики употребления эмблемы коня никогда не существовало (поскольку эта традиция, идущая от Византии, перешла и сохранилась только в России), и в государственных гербах ряда стран конь употреблялся в качестве вспомогательной эмблемы как щитодержателъ, но в этом случае чаще всего как конь-единорог (например, в гербе Великобритании).

В странах Америки, в гербах штатов США, Канады, Мексики, Бразилии употребляется эмблема «дикий конь», означающая не только и не столько коневодство в этих землях, сколько исторический факт освоения целины, степей, прерий, нового, еще не освоенного пространства при возникновении этих штатов.

Именно в таком смысле присутствует эмблема дикого коня и на государственных гербах Уругвая и Венесуэлы. В этом же качестве в дореволюционной России эмблема дикого коня была внесена в герб Томской губернии (в зеленом поле белый конь с распущенным хвостом) как символ предстоящего освоения Сибири, то есть в высоком символическом значении, а не как «говорящая» эмблема конезаводчиков. О других эмблематических вариантах коня в геральдике см. также Пегас, Гиппокамп, Мель-карт, Кентавр (Китоврас).

56. КОРАБЛЬ. На государственных гербах ряда новых государств Африки, Латинской Америки, арабского мира, Океании можно увидеть изображение парусного корабля. Поскольку все эти государства, как правило, либо островные, либо расположены на побережье морей и океанов, то такие изображения обычно принимаются за указание приморского характера данных государств, что в подавляющем большинстве случаев неправильно. Во-первых, следует иметь в виду, что в государственных гербах говорящие эмблемы не употребляются, а во-вторых, эмблематическое изображение корабля в большинстве гербов помещено как центральная, главная фигура в щите или составляет его навершие, что явно указывает на символический смысл данной эмблемы; в-третьих, корабли в государственных гербах либо почти всегда имеют национальную форму (например, пирога на

гербе Фиджи или гондола на гербе Мальты), либо обязательно снабжены парусом, спущенным или поднятым.

Все эти особые признаки и указывают на то, что эмблема корабля употреблена в качестве символической. Что же означает такая эмблема?

Со времен языческой древности у всех народов приморских стран эмблема корабля означала благополучное достижение цели. Как отголосок этих представлений мы до сих пор, даже будучи сугубо сухопутными людьми, говорим «Счастливого плавании!» всем, кто отправляется в сколь-нибудь дальний путь или кому предстоит путь жизненный, перед кем открывается новая, перспективная карьера.

Вот почему эмблема корабля под парусами в гербах новых государств, получивших свою национальную независимость лишь недавно, означает и достижение главной национальной цели, и дальнейший путь под знаком национальной независимости.

Таково значение эмблемы корабля в таких латиноамериканских странах, как Багамские Острова, Доминика, Гренада, Коста-Рика, Суринам, Тринидад и Тобаго. В гербе последнего помещен не один, а три корабля: два маленьких (символизирующих каждый остров — Тринидад и Тобаго) и один большой (символизирующий единство всего этого островного государства).

Из числа арабских государств корабль в гербе имеют Тунис, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, из африканских государств — Либерия, Габон, Маврикий. При этом у многих государств корабль имеет обязательно маленький государственный флаг на корме (Габон, Коста-Рика, Суринам), а у ОАЭ эмблема корабля помещена на груди государственного орла, что указывает, что данную эмблему следует понимать только символически, как достижение национальной цели, а не как эмблему морской торговли. В том случае, когда хотят сделать корабль эмблемой морской торговли, его изображают не парусным, а паровым, с трубой, из которой даже валит густой дым, чтобы было совершенно ясно, что речь идет о пароходе. Кроме того, над этим пароходом устанавливают еще кадуцей, чтобы никому не пришло в голову усомниться в истинном значении этой эмблемы. В таком именно смысле помещено изображение корабля на гербе Эквадора.

У Либерии корабль без национального флага. И это указывает, что изображение корабля установлено в гербе и как намек на достижение цели, и как память о том конкретном первом корабле, на котором приплыли из США потомки негритянских рабов в 1822 году, основавшие на Перечном берегу Республику Либерию в 1847 году. Таким образом, уже в своем гербе Либерия как бы отмежевывается от всех новосозданных государств Африки, а те, в свою очередь, как, например, Габон, стараются подчеркнуть введением национального флага на эмблеме корабля, что они созданы в результате последнего, современного, политически осознанного этапа борьбы за национальную независимость. Иногда, как, например, на гербе Новой Зеландии, корабль

трижды повторен со скатанными парусами. Это означает, что национальная цель страной достигнута давно, и такая эмблема должна отличать страну, давно уже, по существу, самостоятельную.

Единственное из европейских государств, имеющее эмблему корабля-ладьи в гербе, — Мальта, получившая национальную независимость лишь в 1974 году, снабдила эту эмблему не парусом, а изображением глаза (недремлющего ока) в носовой части борта, что должно означать, что и по достижении главной цели — независимости — страна бдительно продолжает наблюдать, чтобы этой независимости ничто не угрожало.

Все это показывает, что надо очень внимательно рассматривать не только сами по себе эмблемы, но и те мельчайшие атрибуты, которые их сопровождают и которые служат для уточнения или акцентирования (подчеркивания) того значения, которое имеет та или иная эмблема в данном гербе.

57. КОРОНА означает no-латыни «венок». В Европе короны в основном произошли от античных венков, а в древних государствах Двуречья, в Египте, на Ближнем Востоке — от головных украшений и налобных и височных повязок жрецов (так называемых диадем — головных колец). Как один из основных или даже основной знак суверена, короны вошли в средневековую геральдику со значением главного атрибута власти, указывающего также на степень этой власти, благодаря разработанной системе изображения корон, их целой шкалы — от императорской до простой рыцарской (дворянской). Поэтому при одном взгляде на любой старый герб по типу короны легко и быстро можно определить, какого разряда лицу или государству принадлежит данный герб. Поэтому чисто служебная роль корон как определителя в геральдике велика, по крайней мере для периода средних веков и нового времени.

Что же касается новейшего времени, то после отмены короны как геральдического знака в Советской России и крушения двух крупных монархий в Европе после Великой Октябрьской социалистической революции значение короны как геральдического знака, как главной эмблемы любой монархии сильно пошатнулось, хотя, казалось бы, политическое ослабление позиций монархии не могло прямым образом затронуть геральдику. Однако на практике как раз и сказалась та сторона геральдики, которая всегда делала ее важной государственной и политической наукой, а именно ее поразительная способность очень живо, быстро и всегда адекватно отзываться на все изменения в реальной политической и государственной жизни и своим тихим, как бы незаметным, но наглядным путем последовательно закреплять в эмблемах и символах все новые политические тенденции каждой исторической эпохи.

Проявлялось это, во-первых, в том, что некоторые страны, в том числе возникшие после второй мировой войны самостоятельные

национальные государства в Африке, Азии, Океании, хотя и были провозглашены как монархии или остались монархиями, однако не включили, вопреки геральдическим правилам, в свои государственные гербы классические короны согласно своему рангу, а усвоили свои собственные, национальные виды корон, по которым невозможно определить и сопоставить ранг монарха и государства, и потому эти короны, эти знаки монархической власти перестали играть свою основную геральдическую роль — роль определителя.

Таковы короны в гербах Марокко, Таиланда, Непала, Тонга, Лесото, Брунея. С другой стороны, государства, где монархическая власть осталась довольно сильной и где монарх играет существенную роль в определении как внутренней, так и особенно внешней политики государства, не пожелали, так сказать, афишировать свою силу и не включили вовсе в государственные гербы своих стран коро



2015-12-07 702 Обсуждений (0)
ЗНАКИ - СИМВОЛЫ МОНЕТНЫЕ (ДЕНЕЖНЫЕ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗНАКИ - СИМВОЛЫ МОНЕТНЫЕ (ДЕНЕЖНЫЕ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (702)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)