Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальные виды крестов 4 страница



2015-12-07 452 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Огонь в таких памятниках называется Вечным огнем, являясь символом вечного почета и вечной памяти о погибших во время войны, символом бессмертия их подвигов.

Маркс и Энгельс уже после европейских буржуазных революций 1848 года и создания «Манифеста Коммунистической партии» неоднократно в своих произведениях использовали образ Огня Прометея как символ революционных стремлений человечества. Поэтому термин «огонь» употреблялся в таких выражениях, как «огонь революции», «огонь восстания», «пламя восстания», в популярной литературе как синоним рабочего революционного Движения в Европе.

Таким образом, огонь наряду с существованием в качестве вещественного, сакрального и торжественно-государственного символа стал также с середины ХIХ века и словесным символом рабочего революционного движения. При этом смысловое значение этих двух символов было различным. И эти различия остались исторически закрепленными.

Что касается эмблематического изображения огня, то оно также появляется весьма рано — еще в античное время и в раннее средневековье. В виду того что собственно огонь изобразить довольно трудно, его стали изображать либо чисто схематически в виде ломаной, остроконечной линии, либо в виде следующих эмблем, являющихся отражением частных, конкретных проявлений или видов огня: искры, молнии, пламени, факела, костра, Маяка, чаши с огнем, — а также в виде различных проявлений света — Солнца, звезд, радуги. Все это привело к тому, что в

каждом отдельном случае на основе понятия «огонь» возникло несколько связанных с ним в принципе, но в то же самое время вполне самостоятельных понятий.

Вот почему крайне важно смотреть на то, в каком геральдическом контексте помещены в том или ином случае огонь или его проявления, а также обращать особое внимание на дополнительные атрибуты, приданные той или иной эмблеме огня.

90. ОЛЕНЬ — одно из излюбленных животных для изображения эмблем в европейской, в том числе и в русской, геральдике. Его следует отличать от лося, который также используется как эмблема в геральдике России, Швеции, Дании и Финляндии. Олень является эмблемой воина, мужского благородства, и именно поэтому эта эмблема встречается в рыцарских гербах самых древних и самых воинственных: народов. Особенно был популярен олень как эмблема в Англии и Германии. Дело в том, что, согласно древнему поверью германских народов, олень способен одним своим запахом отогнать и обратить в бегство змею. И это качество послужило основанием рассматривать оленя как эмблему борьбы со злом, как эмблему благородного воина, сильного не столько физической силой, сколько идейной убежденностью, силой духа, своими моральными качествами.

Олень изображается в эмблематике всегда в профиль, но он может быть бегущим, скачущим или мерно шествующим, а также стоящим на месте. Как исключение, олень может быть изображен и отдыхающим, то есть в лежачем положении. Иногда изображаются лишь одна голова оленя или только его рога. Все эти различил, кроме смыслового значения, приняты для того, чтобы не смешивать изображений оленей, принадлежащих как эмблемы разным странам, разным землям и территориям, разным народам или разным политическим обществам (партиям, организациям) или отдельным родам.

Кроме различий в начертании фигуры и частей тела оленя приняты еще различия в его цвете. Так, например, в древнем гербе Ростовского княжества — серебряный олень, а в гербе Нижегородского княжества — рыжий (красный), олень в польской геральдике — белый с золотой короной и т. д.

Лось же всегда изображается только бурым, натурального цвета, и по этому признаку, а также по рогам можно всегда в геральдике легко отличить лося от оленя. Лось, как правило, является эмблемой лесного могущества, дается отдаленным провинциям, славящимся огромными, непроходимыми лесами, и не имеет такого иносказательного благородного смысла, как эмблема оленя.

91. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ (реже именуется также МАСЛИЧНОЙ ВЕТВЬЮ) — одна из эмблем миролюбия, мира начиная с античных времен до наших дней и словесный символ мира в новое и новейшее время.

Широко используется после второй мировой войны в гербе ООН и ее специализированных учреждений, а также в государственных гербах ряда государств — Италии, Кипра, Заира, Западного Самоа, Тонга и в составных эмблемах многих международных: организаций.

Происхождение этой эмблемы таково. Венок из оливковых ветвей вручался победителям Олимпийских игр в Древней Греции начиная с 776 года до н. э. и был избран в качестве знака награды по той причине, что олива считалась священным деревом, особенно в специальных рощах, посвященных богам. Поскольку во время Олимпийских игр, а иногда и во весь олимпийский год войны прекращались, а оливковые рощи на Олимпе, как и вся олимпийская территория, считались неприкосновенными даже в период войн, то с оливковой ветвью постепенно прочно связалось представление о мире, и она использовалась как знак, как символ мира, когда одна сторона направляла другой парламентера. Отсюда и пошло выражение «протянуть ветвь мира» (относившееся как к оливковой, так и к пальмовой ветви), то есть предложить мир.

Почему именно олива из всех вечнозеленых деревьев Древней Эллады (кипарисов, цитрусовых, лавра, оливы) послужила основой для создания эмблемы мира, выдержавшей испытание веками, хорошо объяснил русский поэт К. К. Случевский:

 

Знаете ль вы, отчего тот обычай ведется,

Что у людей знаком мира считаются ветви оливы?

Если война над страною бичом пронесется,

Села сожжет и потопчет богатые нивы, —

Больше всех прочих деревьев, кустов и растений пахучих

Времени нужно оливе, чтоб рощею стать синекудрой!

Вот почему от египтян и греков, и римлян могучих

Этот обычай ведется, старинный и мудрый

 

Геральдически правильное, современное изображение ветвей оливы установлено в эмблемах ООН. Это стилизованное изображение принято большинством стран. В гербе Италии, однако, изображение оливковой ветви — натуральное (что подчеркивает, что она содержится в итальянском гербе как «говорящая эмблема» ее хозяйства, а также для отличия того, что для Италии как средиземноморской страны эмблема оливковой ветви не столь «абстрактное понятие», как для других стран). Цвет оливковой ветви геральдический — темно-зеленый (натуральный); для стилизованных эмблем ООН — белый (цвет мира); исключение — светло-зелены и цвет в гербе Заира, поскольку этот цвет — национальный в данной стране.

92. ОРДЕНА И ОРДЕНСКИЕ ЗНАКИ — высшие знаки отличия, которыми глава государства может награждать за особые, выдающиеся заслуги перед государством (военные, политические, хозяйственные и в области науки, культуры и искусства) своих

и иностранных граждан, а также отдельные организации, города, области*.

Ордена впервые были установлены в XII веке в Португалии и Испании (ордена Сан-Бенито д'Авиз—1143 г. и Сант-Яго де Эспадо — 1176 г.). Затем они появились в Бургундии (ХШ в.), Англии и Италии (XIV в.), Баварии, Дании, Австрия, Франции (XV в.), в России, Венгрии, Швеции, в Пруссии и других государствах Германии (XVIII в.), Болгарии, Греции, Турции, Сербии, Нидерландах, Люксембурге, Румынии, Сиаме, Китае, Персии, Японии (XIX в.), Норвегии, Исландии, Чехословакии, Польше, Финляндии (XX в.).

Первоначально ордена устанавливались как знаки высшего отличия для узкого и притом определенного круга (например, орден "Золотое руно" мог быть пожалован только особам императорского или королевского дома; шведский орден Серафимов могли иметь одновременно не более чем 32 лица дворянского происхождения и т. д.). Поэтому и по сей день статуты различных западноевропейских орденов определяют точное число лиц, которые могут получить тот или иной орден.

Вплоть до XX века кавалеры одинаковых орденов были в большинстве стран связаны между собой как лица одной организации, подчиняясь капитулу соответствующего ордена. Вследствие этого орденские знаки ряда государств подразделяются на многие (до пяти — восьми и более) степени или ступени, классы, разряды, отражающие не только меру заслуг, но и ранг их носителя в системе орденской организации (простые кавалеры, кавалеры-офицеры, старшие офицеры, командоры и т. д.). Так, например, японский орден Золотой радости имеет 7 степеней, орден «Священное сокровище» — 8 степеней**, французский орде» Почетного легиона — 5 степеней, а китайский орден «Золотая жатва» имел даже 9 степеней. Китайский же орден «Двойной дракон», ликвидированный в 1912 году, имел 5 разрядов я 11 степеней. Все это являлось отражением характерной для феодального общества системы многоступенчатой вассальной зависимости, и внешне эта система удержалась в орденских знаках наиболее наглядно даже тогда, когда сам феодализм прекратил свое существование.

Однако именно эта черта орденов, рассматриваемых в средневековой Европе в первую очередь как знаки феодального, сословного отличия и монаршего благоволения, послужила принципиальным основанием для отказа республиканских государств с самого начала их возникновения от института орденов. Так,

 

* В ряде стран Азии орденами допускается награждать даже «отличившихся» животных. Так, в начале 1089 года в Лаосе была награждена одним из высших орденов республики белая слониха по имени Королева Кхамкеонингмунткхун Лао [см. Эхо планеты. — 1989. — № 6 (45). — с.40].

** Этому обстоятельству у нас, к сожалению, не всегда придают должное внимание и значение, вследствие чего наше незнание может расцениваться как намеренное национальное оскорбление.

Нидерланды (Голландия) в период своего республиканского существования, а также Швейцария и затем США и все латиноамериканские государства отказались от введения орденов как знаков отличия, хотя ввели медали и знаки, стоявшие по рангу ниже медалей (см. Знаки отличия), поскольку те не были связаны с определенными орденскими статутами. Насколько доминировал в этом вопросе формальный, чисто правовой подход (раз орден — значит, сословная организация), показывает попытка введения ордена в США Дж. Вашингтоном в 1783 году.

Понимая, какое огромное морально-политическое значение для воспитания патриотических чувств может иметь введение в стране национального ордена, а также сознавая его международное значение, Вашингтон пытался убедить в этом сенат США. Однако законодатели были непреклонны, поскольку стояли на формально-юридической точке зрения: раз республика, то никакой сословной, орденской организации. Тогда Вашингтон попытался обойти эту формальность, допустив возможность для группы офицеров, участвовавших в войне за независимость, создать не государственный, а частный орденский знак — орден Цинцината и став как частное лицо, а не в качестве президента США председателем капитула этого ордена. При этом подразумевалась большая гражданская цель: подчеркнуть демократизм и отсутствие милитаристских устремлений у нового государства, поскольку кандидатами в кавалеры ордена Цинцината предполагалось выдвигать бывших военных, вернувшихся, подобно древнеримскому патрицию Цинцинату, к своим довоенным мирным занятиям, к своей пашне, к своему плугу и принципиально отказывающихся от создания постоянной или профессиональной касты военных или армии, рассматривающих военную обязанность как временную для любого гражданина, лишь на период военной опасности для страны. Чтобы распространять и поддерживать подобные настроения, члены ордена Цинцината предполагали сделать его даже наследственным, обязав следовать принципам Цинцината весь род награжденного. Однако из этой затеи ничего не вышло. Попытка создания ордена подверглась обструкции и была сорвана. Так США остались без ордена до сего времени.

Не все республики остались на этой позиции. Франция сохранила введенный Наполеоном орден Почетного легиона. В XX веке новые республики, созданные после первой мировой войны, отменив монархические ордена, ввели вместо них республиканские (Чехословакия, Венгрия, Финляндия и др.).

В СССР также царские ордена были отменены вместе с титулами и прочими чинами и званиями Декретом от 10 ноября 1917 г. Но уже 20 августа 1918 г. ВЦИК принимает решение об установлении первой советской награды за воинскую доблесть — Почетного революционного Красного Знамени, то есть отличия Подчеркнуто не орденского типа, в соответствии с принципами республики. Первыми награжденными этой наградой были следующие части молодой Красной Армии (август — сентябрь 1918 г.):

1) 5-й Земгальский стрелковый полк Латышской дивизии;

2) Николаевский полк под командованием В. И. Чапаева;

3) 1-я сводная Симбирская пехотная Железная дивизия.

Однако для отличия личной, индивидуальной доблести и героизма нельзя было обойтись без орденов. Это поняли очень скоро, и уже 16 сентября 1918 г. учреждается первый советский орден — Боевого Красного Знамени, трактуемый как уменьшенная эмблема Почетного Красного Знамени. В комиссию по составлению его статута и определению внешнего вида вошли А. С. Енукидзе — секретарь ВЦИК, В. П. Ногин — от ВСНХ и Б. Весоловский — от Верховного трибунала, один из организаторов СДКПЛ, знаток геральдики. Уже 4 октября 1918 г. образец ордена утверждается Президиумом ВЦИК, а с февраля 1919 года начинается фактически вручение этого ордена награжденным. Однако еще до изготовления знаков ордена Красного Знамени уже стало производиться награждение им. Так, первый указ о награждении орденом В. К. Блюхера был издан 30 сентября 1918 г. Вот почему в ряде советских изданий, основываясь на этом факте, неверно приводятся даты учреждения и утверждения этого первого и одного из самых почетных и престижных советских орденов.

Надо иметь в виду, что до 1 августа 1924 г. орден Красного Знамени был орденом республиканским, то есть был принят в РСФСР, и только с 1924 года стал общесоюзным. Одновременно с ним существовали в период 1920—1922 годов также республиканские ордена в Армении («Серебряная Заезда», «Красная Звезда», «Красное Знамя»), в Азербайджане («Красное Знамя»), в Грузии («Красное Знамя»), в Хорезме («Красное Знамя» и «Военный Красный орден»), в Бухаре («Красная Звезда» I, II и III степени).

Точно так же с декабря 1920 года по 7 сентября 1928 г. существовали республиканские ордена Трудового Красного Знамени — в РСФСР, БССР, УССР, Азербайджане, Грузии, Армении (а также общий для всей ЗСФСР), в Хорезме, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении. Помимо этого в Азербайджане и Хорезмской НСР существовал еще просто орден Труда.

Лишь с 1929 года прерогатива награждения орденами осталась исключительно за центральной властью, за Президиумом ЦИК СССР, а затем с 1936 года — за Президиумом Верховного Совета СССР, в то время как за республиканской властью было сохранено право награждать Почетными грамотами Президиума Верховного Совета республики, причем в ряде республик к таким грамотам был учрежден особый знак в виде медали, который награжденные могли носить наряду с другими знаками отличия.

История орденов как средневековых, так и современных, как дворянских, сословных, так и пролетарских, социалистических свидетельствует о том, что для орденов как высших знаков отличия в качестве их базовых, основных изображений избираются всегда основные символы, так называемые «вечные» символические знаки — звезды, кресты, круги (диск Солнца) и полумесяцы, а также символы, ставшие в процессе исторического развития основными для ряда государств, — венки, знамя, флаг. Наряду с этими знаками,

образующими основу орденов, дающими им главный абрис, силуэт, на орденах могут воспроизводиться также все эмблемы того или иного государства и особые, присущие лишь знакам отличия изображения — портретные изображения, связанные с посвящением того или иного ордена памяти или имени определенного исторического лица.

Ордена, следовательно, как и другие знаки отличия, являются вторичными знаками, использующими весь накопленный человечеством арсенал символов и эмблем, и поэтому они не могут быть источником для геральдики, но, наоборот, могут быть предметом геральдической критики, поскольку, как свидетельствует история всех без исключения орденов, они были вызваны к жизни определенным «острым» политическим моментом и, несмотря на то что их статуты разрабатывались обычно весьма компетентными людьми, их возникновение всегда все-таки носило на себе отпечаток стихийности. Вот почему весьма часто спустя иногда десятилетия, а то и века статуты отдельных орденов пересматриваются и в их внешний вид, в их облик вносятся изменения или уточнения. Примерами этого в самое последнее время могут быть изменения внешнего вида ряда орденов в ГДР и ЧССР в 70-х годах.

93. ОРЕЛ — одна из древних эмблем, сохраняющаяся в гербах ряда государств до наших дней (1989 г.). Орел означает власть, господство, верховенство и прозорливость (государственную прозорливость).

В нашей стране эмблема двуглавого орла — главная эмблема герба царской России — была отменена в 1917 году после Октябрьской революции, но она сохранялась между февралем и октябрем 1917 года при Временном правительстве, хотя орел был в это время разоружен: у него были изъяты скипетр, держава, корона, щит с груди и изменен цвет оперения — с черного на белый, то есть произведены изменения с геральдической точки зрения коренные и огромные, но совершенно ничтожные с политической. Это обстоятельство как бы подтверждало, что политика Временного правительства была, в сущности, продолжением царской, но в новых исторических обстоятельствах. Между тем вся ненависть масс к царизму с особо наглядной силой сказалась в свержении народом царских эмблем — двуглавых орлов; их срывали с ожесточением откуда только было возможно — со шпилей, с вывесок, с памятников. Дольше всего «задержались» орлы на угловых башнях Кремля, ибо надо было решить, оставлять ли их там как чисто историческую принадлежность или все же снять как эмблему царизма, и когда их спустя 20 лет — накануне 20-й годовщины революции, летом 1937 года, — наконец начали снимать, вернее, сбрасывать, то толпы москвичей приходили смотреть на них с неослабевшими за 20 лет ненавистью и презрением к царизму. И эти распластанные на земле двухметровые орлы оказались при близком рассматривании чрезвычайно жалкими — они были изготовлены из кровельного побронзированного

железа, проржавевшего насквозь за долгие годы пребывания на открытом воздухе. И все вдруг как-то особенно наглядно и отчетливо, почти вещественно ощутили, как справедливо история распорядилась, ликвидировав царизм. Жестяные, мотавшиеся, как флюгеры, орлы ни в какое сравнение не шли с установленными на их месте рубиновыми кремлевскими звездами, во-первых, вдвое большими, чем орлы (от 3,2 до 3,75 м), и, во-вторых, являвшимися не «жестянками», а сложным и выдающимся достижением советской технической мысли с продуманной системой освещения, новейшими осветительными установками и с несущими конструкциями из нержавеющей стали.

Вполне понятно, что, если учесть особые исторические условия в нашей стране, где двуглавый орел как главная эмблема царизма употреблялся почти 450 лет (с 1473 по 1917 г.)* и был поэтому для всех наглядным символом деспотизма и самодержавия, изъятие, ликвидация этой эмблемы были полностью созвучны и полностью адекватны с уничтожением самого царизма как отжившего, старого строя. Даже правящими классами царской России двуглавый орел никогда не воспринимался как национальная эмблема**, а только как эмблема русского царизма.

Это обстоятельство имеет чрезвычайную важность, ибо позволяет правильно понять, почему эмблема орла в наши дни не только присутствует в гербах многих стран, в том числе и республиканских, но и заново принимается многими новыми, молодыми государствами, в том числе и африканскими, образованными в 60—70-х годах нашего века. Для них она имеет иное значение, чем для нас. В настоящее время четвертая часть государств мира имеет в своих государственных гербах эмблему орла. Все это требует от нас не закрывать глаза на данный факт, а понять и, глазное, правильно объяснить его, ибо неверные, поверхностные, а потому искажающие истину и, следовательно, затуманивающие данный вопрос объяснения встречаются довольно часто.

Начнем с того, что у современных государств орел, присутствующий в государственных гербах, весьма и весьма различен. У одних это геральдический орел по всем правилам геральдики, у других он натуральный, у третьих он образует как бы смесь натурального с геральдическим. А что касается не формы орла, а его цвета, то он бывает и черным, и белым, и черно-белым, и желтым

 

* Иногда указывается 1497 год {или 1494 г. — по Карамзину), но это не год введения орла как царской государственной эмблемы, а год, от которого сохранился первый подлинник восковой печати с изображением орла, причем цифры 97 или 94 прочесть точно уже невозможно.

** Национальной эмблемой России считался Георгий Победоносец (см. Символы национальные), покровитель Московского государства, а эмблемой рода Романовых, то есть династической, был гриф. Двуглавый орел был эмблемой определенной государственной системы — самодержавия. Таким образом, до 1917 года в России имелись три эмблемы: геральдический гриф (династическая), двуглавый орел (государственная) и всадник Георгий Победоносец (национальная, великорусская).

(золотым), и красным, и коричневым, и бело-коричневым. Различаются современные орлы в гербах и своей породой — это орланы, беркуты, соколы, кондоры и др., в то время как прежде, в старой геральдике, орлы были, так сказать, абстрактными или же фантастическими (двухголовыми), то есть намеренно лишены определенной породы. Уже одно это изменение внешнего вида современных эмблематических орлов указывает, что они в подавляющем большинстве случаев рассматриваются как национальные эмблемы, в первую очередь как эмблемы национального суверенитета и особых национальных черт той страны, которая их употребляет. В этом смысле следует трактовать изображение орлов в гербах таких стран, как Боливия и Эквадор (у обоих андский кондор), Мексика, Панама, Замбия, Малави, Иордания (натуральные темно-бурые орлы-холзаны), Нигерия (красный), Судан (черно-белый), Йемен (белый) национально-стилизованные орлы, а у группы арабских стран — Египта, Ирака, Сирии, Ливии, Кувейта, ОАЭ и НДРЙ — желтые орлы (беркуты и соколы), цвета песка пустыни, исполненные в особом грозно-стилизованном виде. Дело в том, что именно с Арабского Востока пришла в средние века в Европу соколиная (орлиная) охота как прерогатива правящих классов, В первую очередь монархов, и поэтому выдвижение орла (беркута, сокола) как национальной эмблемы большинством новых арабских государств может рассматриваться как своего рода намек на то, что их национальное существование и их государственность имеют древнее происхождение, связанное с периодом длительного существования и верховенства арабских халифатов.

Именно то, что все эти страны используют одинаковую по форме и цвету эмблему орла, говорит о том, что они рассматривают себя как бы законными наследниками империи халифов, подчеркивают, что все они пошли от одного корня. Если учесть ту реальную силу, которой обладает религия ислама в арабских странах Азии и Африки, если вспомнить, как тесно переплетаются традиции мусульманской религии с государственным управлением, строем и правом современных исламских государств, то будет понятно, почему даже наиболее республиканские, наиболее прогрессивные из арабских государств (Ливия, Сирия) не решились исключить арабского орла халифов из своих гербов, учитывая сильные религиозные и националистические настроения населения своих стран.

С точки же зрения геральдики такое сохранение герба или эмблемы того или иного государства, существовавшего в прошлом, его историческими наследниками, то есть государствами, хотя бы и разными политически, но образованными на той же географической территории, не только допустимо, но и имеет в лице ряда европейских государств длительный исторический прецедент.

Употребление орла в гербе было в средние века прерогативой только государств в ранге империи — этим их гербы отличались от всех других. Традиция эта идет от Древнеримской империи, где жезл с фигурой орла был знаком цезаря — императора, верховного военачальника империи. Поэтому, когда на развалинах

Древнего Рима возникли другие государства-империи, они присвоили себе в качестве главной эмблемы изображение орла, указывающее, что они ведут свою родословную от Древнего Рима, от римских цезарей.

Константин Великий в 326 году (официально — с 11 мая 330 г.) впервые ввел эмблему черного двуглавого орла на золотом поле как символ верховной власти императора над Западной и Восточной частями Римской империи. Эта эмблема оставалась эмблемой Византии до 1453 года, то есть свыше 1000 лет!

Но уже в 962 году образовавшаяся на развалинах Западной части империи Константина Великого «Священная Римская империя германской нации», считавшая себя прямым наследником Рима в странах Западной и Центральной Европы, взяла своей эмблемой одноглавого черного орла, то есть такого, каким он был у первых римских императоров. Эта эмблема просуществовала как единая до 1521 года. В 1521 году Карл V Габсбург, династия которых была римскими императорами с 1278 по 1740 год и с 1745 по 1806 год, распространил свою власть и на Испанию, где испанские Габсбурги также приняли своей эмблемой черного одноглавого орла с золотым нимбом, остающегося и по наши дни гербом Испании (с перерывом на годы республиканского правления в этой стране в XX в.). Создание после распада «Священной Римской империи германской нации» в 1806 году Австрийской империи (1806—1918гг.) и Германской империи (1870—1918 гг.) привело к тому, что они как «наследники Рима» также стали пользоваться эмблемой одноглавого черного орла как государственной. Кроме того, эту же эмблему приняли и короли Италии, образовавшейся как государство также на территории Древнеримской империи и потому сохранявшей формально право на наследование этой эмблемы. Ее использовали как династическую на королевском штандарте с 1861 по 1929 год, когда он был изменен*. Но не только монархические государства, но и республиканские, образовавшиеся на развалинах германской, австрийской монархий, восприняли как «историческое наследство» эмблему черного орла. Эта эмблема сохранялась у Веймарской республики (1918—1933 гг.). При господстве же фашизма в Германии орел хотя и был заменен в государственном гербе свастикой, но остался эмблемой гитлеровских вооруженных сил (вермахта), правда, в иной геральдической перерисовке.

Сохраняют эту эмблему как государственный герб и современные республики Австрия и ФРГ. Как осколок Австрийской империи, имеет в своем гербе эмблему имперского черного орла княжество Лихтенштейн. Таким образом, как видим, принцип наследования эмблем, их преемственности проводится в Западной Европе неукоснительно и четко. Несмотря на все гигантские исторические изменения в Европе, эмблема черного одноглавого орла сохраняется неизменной со времен императорского Рима,

 

* Ввиду того, что монархия была отменена в Италии только в 1946 году, часто считают, что эмблема орла сохранялась до этого времени.

с эпохи Юлия Цезаря (с 49 г. до н. э.) вплоть до наших дней. Аналогичный процесс «усвоения» римского наследства в области эмблематики происходил и в Восточной Европе, с той лишь разницей, что здесь он не был таким непрерывным и «гладким», что и оказало в конце концов влияние на исчезновение эмблем орла в этой части Европы к XX веку. Но закономерности преемственности с точки зрения геральдических канонов сохранялись и здесь.

Так, вслед за гибелью Византии в 1453 году ее эмблему двуглавого черного орла на золотом фоне взяло Московское государство (царство), а позднее — Россия, Российская империя (1473— 1917 гг.). Правда, юридических оснований для этой эмблемы Московское государство не имело, оно просто объявило себя «третьим Римом» на основе того, что царизм воспринял и сохранил византийскую религию и культуру, перенес ее на новую почву и считал себя исторически духовным наследником Византии. Таким образом, для русского государственного, да и народного, национального менталитета издревле было характерно придавать важное значение не формальным, не территориально-юридическим фактам, а идейным, идеологическим.

Однако эти претензии, а потому и новый русский герб — двуглавый орел — не были, как известно, сразу признаны в Европе, ибо формальное условие для объявления себя наследником, на котором только и базировалось западное право, отсутствовало. Россия образовалась не на развалинах Византии, ее национальная территория никогда не входила в пределы Византийской империи. Духовную же связь надо было еще доказать, ее западное правосознание не признавало за факт. В то же время прямых наследников от Византии не осталось: вся ее территория была занята турками, оказалась под властью мусульманских правителей и мусульманской церкви на протяжении почти 500 лет. Некоторые народы, как, например, болгары, хотя и остались частично христианскими, но вплоть до конца XIX века были лишены своей государственности и не могли воспользоваться византийской эмблемой орла как своей государственной.

Однако целых три страны на Балканах могли формально претендовать на геральдическое наследство Византии и даже Древнего Рима. Одной из них была Сербия, а позднее — государство сербов, хорватов и словенцев (СХС), впоследствии Югославия, второй — Румыния и третьей — Албания.

Сербия еще до новой эры составляла римскую провинцию Верхнюю Мизию, а в 638 году вошла в состав Византии, причем уже в XII веке здесь было создано национальное сербское государство, подпавшее в 1371 году под власть турок. В 1806—1807 годах Сербия была восстановлена как государство, и по Бухарестскому миру 1812 года была гарантирована ее независимость как княжества. В 1882 году Сербия была провозглашена королевством, в связи с чем был принят герб — белый двуглавый орел на красном поле, то есть обратный по цвету византийскому черному. Этот же герб был сохранен и созданным после 1918 года государством



2015-12-07 452 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальные виды крестов 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)