Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальные виды крестов 9 страница



2015-12-07 430 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 9 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




3. Бульдог. Олицетворение отрицательных, самых жестких сторон английского характера и старой колониальной политики Англии.

4. Биг Бен — «Большой Бен». Символ Англии и ее столицы. Колокол часов-курантов на высокой башне парламента (Вестминстера), бой которого ежедневно передают по радио как национальный звуковой символ. Колокол (а не часы, как часто путают) весит 13 т и назван был по имени главного смотрителя работ Бенджамена Холла в 1856 году.

5. Уайтхолл. Улица в центральной части Лондона,

на которой находятся правительственные учреждения. В переносном смысле — словесный символ английского правительства.

6. Пэлл-Мэлл. Улица в Лондоне, на которой расположены виднейшие английские клубы. Используется как символ английской респектабельности, достоинства, благородства, а в торговой рекламе — как олицетворение высшего качества английских товаров.

7. Лейб-гвардейцы — королевская конная гвардия (сформирована в 1660 г.), имеющая красную форму с белым султаном головного убора. Изображение лейб-гвардейца применяется в Англии как символ (эмблема) избранности, особости. Используется в этом качестве в рекламных целях.

8. Фрегат «Виктория» — флагманский корабль адмирала Нельсона в Трафальгарской битве 1805 года. Установлен в Портсмуте на вечную стоянку как корабль-музей. Олицетворение морской мощи Британии, британского военно-морского флота, а также символ бывшего британского владычества на морях.

9. Гвардейцы (пешая гвардия) — охрана королевского дворца. Изображаются в парадной форме XIX века, в высоких медвежьих шапках. Олицетворяют «старую, добрую, королевскую Британию».

10. Сент-Джордж и дракон. Национальный покровитель Англии — Св. Георгий на коне, поражающий копьем дракона.

11. Роза (см.). Эмблема ряда королевских династий, бэдж Англии.

12. Репейник. Бэдж Шотландии (см. Бэдж, Девиз).

13. Гриф (грифон). Неофициальная эмблема Лондонского сити.

14. Ведьмы. Изображаются традиционно — верхом на помеле вылетающими из трубы. Служат классическим обозначением истинно английской приверженности старым, консервативным традициям, английской веры в призраки, привидения, всякую чертовщину.

15. Олень. Эмблема мужских традиций, мужского благородного общества. В Англии, например, мужскую вечеринку называют «оленьей пирушкой». Олень — символ мужской чести, служит для олицетворения аристократизма.

16. Леди Годива. Легендарная покровительница г. Ковентри. В 1040 году ее супруг наложил тяжкие повинности на горожан, обещав их отменить не раньше, чем леди Годива проедет на коне обнаженная через весь город. Чтобы выручить горожан, леди Годива отрастила волосы до пят и, закутавшись в них, обнаженная проехала по городу. Память о леди Годиве ежегодно отмечается в Ковентри.

17. Единорог. Один из щитодержателей на британском гербе.

18. «Варсити». Словесный символ Оксфордского или Кембриджского университетов. Символ ученой элиты Британии.

19. «Катти Сарк» («Cutty Sark») —последний из больших

чайных клиперов. Стоит на приколе как национальная святыня в Гринвиче. Построен в 1869 году. Назван по прозвищу ведьмы из поэмы Р. Бернса «Тэм О'Шентер». Вследствие этого иногда используется как неофициальный национальный символ Шотландии.

20. Эрос. Изображение крылатого молодого юноши, увенчивающее фонтан на Трафальгар-сквер. Использовалось в XIX веку весьма широко как эмблема английской активности. Ныне применяется крайне редко, но понятно в этом значении для всех англичан.

 

II. ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ

1. Конь (см.). Для ФРГ имеется специфический термин — «Заксенросс», то есть саксонский конь, в прошлом эмблема Ганновера как королевства, ныне эмблема Нижней Саксонии. Конь также национальная эмблема саксонцев, в отличие от других немцев, так сказать, народная, даже деревенская древняя эмблема: вытачивается часто на крышах — отсюда и русское выражение «конек крыши».

2. Орел (см.). Традиционно распространенный со времен средневековья символ Германии и всех германских земель.

3. Дуб (см.). Национальный немецкий символ жизни и надежды, а также воинской доблести.

4. Макс и Мориц. Иронический, насмешливый символ немцев.

5. Михель. Ироническое олицетворение немецкого обывателя и филистера.

6. Гретхен. Сентиментальный символ немецкой женщины.

 

III. ФРАНЦИЯ

1. Галльский петух (см.).

2. Марианна (см. Фригийская шапочка).

3. Лилия (см. Фигуры естественные).

4. Эйфелева башня. Символ Парижа (см. Введение).

5. Пчела. Эмблема трудолюбия. Была выбрана Наполеоном I в качестве эмблемы Франции, но не успела привиться. Используется иногда в память об этом.

6. Фригийский колпак (шапочка) (см.).

7. Герб Парижа (см. Девиз).

8. Вандомская колонна. Сооружена по примеру колонны Траяна в самом центре Парижа в честь побед Наполеона I и увенчана его статуей. Символ величия Франции (былого).

9. Лотарингский крест (см. Кресты). Этот символ стал использоваться особенно часто после второй мировой войны как знак, избранный де Голлем и воспроизведенный в годы его Президентства на президентском штандарте как эмблема главы государства.

10. Контурное изображение Франции (см. Территория страны). Территория, то есть географический образ Франции, удобна для воспроизведения а силу своей компактности и запоминается из-за своей характерности, часто стилизуэтся

по форме под Пентагон. Этот «национальный символ» узнаваем хорошо и за пределами Франции.

11. Меч «Дюрандаль». Изображение меча-гиганта, хорошо известно любому французу и француженке из школьной программы по французской литературе, так как имеется в виду меч Роланда из французского светского эпоса «Песнь о Роланде» (XII в). В средние века мечам, как и коням, давались личные имена. Дюрандаль означает «твердый, несокрушимый». Поныне используется как эмблема французской старинной доблести.

12. Жанна д'Арк. Символ французского патриотизма и самопожертвования ради счастья Родины. Героический символ Франции.

 

IV. СОЕДИНЕНИЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

1. Дядя Сэм. Аллегорическое изображение США в образе высокого, худощавого, пожилого янки с козлиной бородкой, одетого в темный фрак, визитку, высокий цилиндр и светлые полосатые брюки. Цилиндр усеян звездами и воспроизводит часть американского национального флага. Впервые это изображение появилось в начале XIX века, в эпоху наполеоновских войн. Поскольку оно часто сопровождалось пояснительными буквами, обозначавшими новое государство, «U. S. Am.», то газетчики стали расшифровывать эту аббревиатуру иронически, как «Uncle Sam», то есть «дядя Сэм», поскольку имя Самуэл было одним из самых распространенных среди американцев в первые десятилетия существования США.

2. Осел (см.) — эмблема демократической партии США, введена в 1828—1829 годах.

3. Слон — эмблема республиканской партии США, введена в 1856 году (по другим данным, даже в 1864 г.).

4. «Мейфлауэр» — название корабля, на котором прибыли в 1620 году первые английские поселенцы-колонисты в Северную Америку, на территорию нынешних США. Патриотический символ американцев.

5. Ковбой — расхожее олицетворение американцев, используется в американской рекламе как один из символов американской динамичности.

6. Краснокожий (индеец). Также один из рекламных символов Америки.

7. «Колокол Свободы». Колокол, вывешенный 4 июля 1776 г. в Индепенденс-холле в Филадельфии, под звуки которого конгресс принял Декларацию независимости США. Служит символом американской свободы в официальных заявлениях и при официальных торжествах, а также в среде американского истеблишмента восточного побережья США.

8. «П ль Баньян» — один из символов американской мощи и предприимчивости, образ сказочного великана в американских легендах, совершавшего свои подвига при помощи голубого бизона.

9. «Блумергёрл» — аллегорическое изображение активной американской женщины — типичной американки. Название

произошло от имени жительницы Нью-Йорка Амелии Блумер, которая в 1849—1850 годах попыталась ввести в обиход американок «блумер» — костюм деловой женщины для повседневного пользования.

10. Статуя Свободы. Аллегория свободы, чаще используемая для олицетворения США за рубежом.

121. СИМВОЛЫ ПРИКЛАДНЫЕ ИЛИ ТЕХНИЧЕСКИЕ — разнообразные по своему начертанию знаки, лишь отчасти геометрического характера, появившиеся впервые в Западной Европе в связи с развитием науки и культуры в эпоху позднего средневековья и в основном нашедшие относительно широкое применение в новое время для краткого, наглядного обозначения специальных технических понятий в различных сферах творчества с целью придать этим обозначениям международный, общепонятный характер.

Первыми прикладными символами были знаки астрологов и алхимиков для обозначения планет, звезд, созвездий, металлов, кислот, солей, стихий, основных химических элементов и веществ. Почти одновременно стали складываться и музыкальные символы, постепенно совершенствующиеся и принявшие окончательную, детализированную форму к XVIII веку.

В разных странах существовали также с эпохи средних веков символы веса, счета, денежных единиц и аптечного дела, а также математические символы, которые совершенствовались и дополнялись по мере развития науки, пока не сложились в XVIII веке в единую интернациональную систему.

В XIX веке, особенно во второй его половине, и в начале XX века немалое развитие получили собственно технические символы, применяемые в физике, судостроении, топографии, экономической географии и т. п. Во второй половине XX века использование символических знаков в науке и технике, наоборот, резко сократилось, стало весьма редким явлением ввиду перехода во всех странах мира к универсальным международным буквенно-цифровым обозначениям на основе латинского и отчасти греческого алфавитов, чтобы выразить термины и понятия в точных науках.

122. СИНИЙ КРЕСТ — синий плавающий* крест на белом фоне, аналогичный по форме и соотношению сторон красному гельветическому кресту, является эмблемой ветеринарной службы СССР (военной и гражданской). В других странах приняты иные эмблемы (см. также Красная звезда, Этуаль руж).

 

* «Плавающими в геральдике и эмблематике принято называть любое геральдическое изображение, края (концы) которого не касаются (не доходят) границ поли щита, на котором это изображение (фигура, символ) нанесено.

123. СНОП—эмблема плодородия, земледелия, а также иногда эмблема единства. Одна из распространенных эмблем у славянских народов, в том числе и в русской дореволюционной родовой и особенно в городской геральдике. (Древнее значение слова «сноп» — «повязка», «обвязка».) Именно в силу того, что эмблема снопа уже прочно вошла со своим значением в мировую геральдику, в советской геральдике сноп в первые годы революции не употреблялся, а был заменен иным эмблематическим понятием — венком колосьев. Позднее, в 30—50-х годах, сноп как эмблема плодородия стал употребляться в советском орнаменте в качестве дополнительной эмблемы.

В современной зарубежной геральдике сноп как государственная эмблема употребляется в гербах Боливии, Новой Зеландии, Пакистана, Венесуэлы.

124. СОЁМБО (слово женского рода); известна также под термином «Золотая соёмбо», одна из двух главных государственных эмблем Монгольской Народной Республики («Золотая звезда и Золотая соёмбо»).

«Соёмбо» представляет собой древнейшую монгольскую идеограмму, то есть письмена, где знаки обозначают не звуки (буквы) слов, а целые понятия. Идеограмма как «рисуночное письмо» предшествовала появлению алфавитного письма.

Как и вся письменность народов Китая, Кореи и Японии, также имеющая идеографическое происхождение, знаки «Соёмбо» читаются сверху вниз. Они расшифровываются следующим образом.

1) Верхняя фигура — огонь — символ рождения, процветания, возрождения. Означает благополучие (человека, семьи, народа).

2) Следующий знак — Солнце и Луна — символы света и вечности (по монгольской мифологии отец — Луна и мать — Солнце).

3) Треугольники (верхний и нижний) — боевые символы: по монгольским понятиям, острие, повернутое вниз, означает «Смерть врагам!» Таким образом, треугольники играют в «Соёмбо» роль девиза.

4) Прямоугольники (верхний и нижний) означают ровную степь, символизируют прямоту, справедливость, честность.

5) В центре «Соёмбо» изображен древнейший магический знак Ян-Инь народов Центральной Азии и Дальнего Востока, символизирующий единство двух противоположных начал, истоков всего сущего — земли и неба, мужчины и женщины, огня и воды, — совершающих бесконечный круговорот в прошлом, настоящем и будущем, подобно двум «рыбам» в мировой стихии. Точки в головах этих «рыб» — глаза, которые все время смотрят, все время открыты. Они олицетворяют бдительность народа.

6) Два вертикальных прямоугольника, два «столба» символизируют крепость, твердость, стойкость, непоколебимость, а также являются иносказанием дружбы, иллюстрацией к монгольской пословице «Два друга оградят крепче каменных стен».

7) Золотой цвет «Соёмбо», золото — символ неизменности, постоянства.

В целом знак «Соёмбо» является национальным символом свободы и независимости монгольского народа и читается так: «Сплоченность, стойкость, твердость, бдительность и единство монгольского народа, его честность, прямота, справедливость обеспечивают ему преодоление врагов, создают его благополучие и неизменное вечное существование и под руководством народно-революционной партии ведут его к светлому будущему». Золотая «Соёмбо» была включена в 1921 году в качестве основной составной части в государственную эмблему МНР — «Золотая звезда и Золотая Соёмбо», которая соответствует советской главной государственной эмблеме — «Серпу и молоту» и может употребляться также как «малый герб» МНР (см. мемориальную доску на здании «Метрополя»). В главной эмблеме Золотая звезда располагается над «Соёмбо». Символ «Соёмбо» расположен также на первом красном поле государственного флага МНР и на Красной звезде, в навершии государственного герба МНР.

12. СОЛНЦЕ — древнейший космический символ, известный абсолютно всем народам земного шара и являвшийся на протяжении многих тысячелетий основным, главным символическим знаком для подавляющего большинства народов, означавшим божество жизни, источник жизни, жизненную силу. Поскольку в средние века языческий символ Солнца был фактически заменен крестом, то появилась необходимость дать Солнцу иной облик. Так появилась эмблема Солнца, то есть знак, который был на порядок ниже прежнего символа. Но и как эмблема изображение Солнца сохранилось при всех последующих формациях, в феодальном и капиталистическом обществе, где религия хотя и боролась с распространением этой языческой, по ее мнению, эмблемы, однако вынуждена была принять и приспособить ее для своих нужд.

В средневековой классической геральдике Солнце осталось символом света, богатства, изобилия. Оно стало, однако, изображаться эмблематически не в виде символа-круга с лучами, а в виде круга с человеческим лицом, окруженным лучами попеременно прямыми и извилистыми (причем последние означают пламя). Такое изображение эмблемы Солнца сохранилось до нашего времени в основном в геральдике католических стран и в некоторых из них стало государственной эмблемой (Аргентина, Боливия, Эквадор, Уругвай и Шри-Ланка). Положение Солнца в гербе определяют лучи. Если они поднимаются

снизу вверх от части диска Солнца (его половины, трети или трех четвертей), то Солнце называется восходящим. Такое положение Солнца наиболее часто встречается в государственных гербах, ибо оно означает, символизирует прогрессивный расцвет государства, его развитие, устремленное в будущее. Вот почему именно эмблема восходящего Солнца принята на гербе СССР и большинства его союзных республик. Восходящее Солнце имеют также в своих гербах Афганистан, Ангола, Багамы, Кот д'Ивуар, Коста-Рика, Куба, Либерия, Малави, Мали, Марокко, Мозамбик, МНР, Панама, Чад, Уругвай, Объединенные Арабские Эмираты, Центральноафриканская Республика. Если лучи солнечного диска идут сверху вниз, а сам солнечный диск расположен в одном из верхних углов гербового щита, то такое Солнце называется заходящим. Такой эмблемы в государственных гербах, само собой понятно, не встречается, поскольку это чисто геральдическое, условное понятие. Однако в первые месяцы Октябрьской революции, когда предлагались новые советские эмблемы, были попытки поместить Солнце в верху советского герба и наделить его лучами, освещающими землю, то есть дать их в реальном, а не в геральдическом изображении. Но так как это противоречило международным правилам геральдики и, следовательно, получило бы превратное международное истолкование, то от такого варианта размещения Солнца в советском гербе отказались уже в проекте, то есть задолго до утверждения советского герба. Это — как и вопрос о других эмблемах Советской страны — свидетельствует о том, что Советское правительство крайне серьезно, с огромной ответственностью и принципиальностью относилось к вопросам советской символики и эмблематики, несмотря на то что политическая, военная и экономическая обстановка первых лет революции была такова, что на фоне животрепещущих проблем геральдические вопросы должны были бы, казалось, вообще отойти на задний план. Однако этого не произошло. Наоборот, молодая Советская власть и лично В. И. Ленин придали первостепенное значение утверждению идеологической и классовой чистоты советской геральдики как одному из важных принципов Советского государства.

Солнце может также как эмблема помещаться в гербах (и на флагах) в виде полного диска и притом в середине или в верхней половике гербового щита. Такое расположение Солнца называется полуденным и означает совершенство, расцвет государства. Эту эмблему имеют на флаге Япония и в гербах Аргентина, Эфиопия, Боливия, Джибути, Эквадор, Гондурас, Мальта, Нигер, Уганда. У большинства из этих стран подобная эмблема означает, что они наконец достигли самостоятельности, к которой давно стремились.

Солнце не может практически изображаться в гербе без лучей, ибо даже их число и их начертание уже говорят о том, что изображено Солнце, а не иной круг или полукруг. Однако когда Солнце все же изображается без такого непременного

признака, как лучи, то в геральдике оно называется «солнце в затмении». В то же время на флаге Солнце может изображаться в виде диска без лучей, не меняя при этом своего высокого символического значения.

Крайне важное значение имеет и выбор цвета для изображения Солнца как эмблемы. Как правило, оно должно изображаться только золотым цветом и крайне редко — серебряным. Но если для него избирается другой цвет, то в классической геральдике такая эмблема носит название «тень Солнца».

Все европейские страны, в том числе и Советский Союз, придерживаются этих правил как при создании, так и при последующем блазонировании эмблемы Солнца. Однако за последние десятилетия некоторые азиатские и африканские государства стали отходить от этого правила, давая эмблеме Солнца на своих гербах иные (обычно — национальные) цвета. Так, красный диск Солнца имеют Малави, Бангладеш, Япония, ОАЭ, Гренландия, Чад, а Ангола — даже бледно-розовый с черными лучами, то есть совершенно не геральдический. Куба приняла красный диск Солнца в знак своей революции, дабы это особое установление заставляло и последующие поколения помнить о причине сего исключения, но солнечные лучи все же были оставлены золотыми. Поэтому кубинская эмблема Солнца не может рассматриваться как отступление от геральдических правил.

А вот Нигер ввел оранжевое солнце, Афганистан — белое (полудиск), Индия — символический знак голубого цвета — чакру. Красное Солнце имеют на своих государственных флагах Япония (диск), Бангладеш (диск), Гренландия (полудиск). Полный же белый диск на флаге следует рассматривать не как эмблему Солнца, а как эмблему Луны. Такая эмблема (как национальная) присутствует на государственном флаге Лаоса. В советских гербах (СССР и союзных республик) эмблема Солнца рассматривается как источник силы Советского государства, поскольку она объединяет в себе и эмблему огня как символа революции, и эмблему света, богатства, источника жизни на Земле.

Изображение Солнца в силу этого на всех гербах советских республик принято золотое; исключение составляет Киргизия, где солнечный диск состоит из красного ядра и широкой золотой каймы вокруг него, а также Латвия, у которой диск Солнца — белый (серебряный). Однако эти отступления — в пределах геральдических правил.

У двух республик — Грузии и Армении — эмблема Солнца вообще отсутствует и ее заменяют лучезарная звезда (см.) в гербах и красный с лучами солнечный диск на государственном флаге Грузии.

Отход в закавказских республиканских гербах от правил европейской геральдики объясняется теми же соображениями, что и современный отход от геральдических канонов в гербах молодых азиатских и африканских государств, а именно стремлением

скорее исходить из реальных представлений большинства людей своей страны, чем следовать правилам геральдики. Ни Мартирос Сарьян, ни Евгений Лансере — авторы гербов Армении и Грузии — не могли изобразить диск Солнца у горизонта, ибо, по представлениям народов Востока, оно воспринималось бы в таком изображении не как восходящее, а как заходящее. И в то же время они не хотели изображать его в верху герба, ибо по правилам геральдики оно было бы в таком случае действительно заходящим и, следовательно, искажало бы идеи Советской страны перед всем миром. Поэтому они решили вовсе исключить эмблему Солнца из герба, обойдя тем самым возможность геральдической ошибки. В Грузии компенсировали это тем, что ввели эмблему Солнца на государственный флаг, в Армении ограничились золотыми лучами лучезарной звезды.

126. СОСНА — дерево, преимущественно используемое у разных народов, особенно в Средиземноморье, где ель отсутствовала, для жертвенных костров в силу своей смолистости. Отсюда уважение к сосне у древних. В эмблематике сосна условно изображается с высоким прямым стволом, вверху которого небольшой шапкой расходятся почти под прямым углом короткие ветви.

127. СОХА — национальная эмблема труда в гербе Народной Демократической Республики Эфиопии, введенная в 1977 году (см. также Плуг).

128. ТЕРРИТОРИЯ СТРАНЫ — новый, используемый лишь в новейшее время вид эмблемы*, которую можно обозначить как «географическую фигуру». Она представляет собой силуэт или общий абрис, контуры территории того или иного государства, окрашенные обычно в национальный цвет. Такая эмблема, будучи внесена в государственный герб определенной страны, без всякого иносказания, так сказать, напрямую говорит, о какой стране идет. речь.

К эмблеме «территория страны» обычно прибегают небольшие или ранее малоизвестные и международной жизни государства, которые таким путем стремятся информировать международное общественное мнение о внешнем географическом облике данной страны, о ее месте на географической карте мира и сделать привычным, знакомым, узнаваемым ее географический силуэт. Первой страной, которая прибегла к введению

 

* Первая известная попытки использовать географическую фигуру как гербовую эмблему принадлежит русской геральдике. В 1836 году в герб капитана Ю. Ф. Лисянского было внесено изображение территории острова, открытого им во время кругосветного путешествия 1803— 1806 годов и названного его именем (см. Общий Гербовник. — Т. X.— СПб., 1836.— С. 114).

эмблемы территории страны в свой государственный герб, была Ханну-Тува в 1921 году, позднее (с 1923 г.) ставшая известной как Тувинская Народная Республика, а с 1944 года вошедшая в состав СССР в качестве автономной области в РСФСР и с 10 октября 1961 г. преобразованная в Тувинскую АССР.

В 20-е годы и другие вновь созданные государства стали использовать эмблему территории па своих почтовых марках: Ирландия — в 1922—1923 годах, Австралия — в 1921—1929 годах, Новая Зеландия — в 1923 году. Для всех этих островных стран подобная эмблема была естественна, поскольку их территория была четко очерчена, имела вечный, неизменный, всем знакомый географический силуэт, контур. И это в немалой степени определило основные отличия изображения территории как эмблемы от других изображений территории страны как части географической карты. Территории-эмблемы изображались белым на голубом фоне без всяких пояснительных надписей, но резко оконтуренными, а страна как географический объект изображалась с указанием городов, границ соседних государств и даже с градусной сеткой.

После второй мировой войны эта новая эмблема — «территория» получила дальнейшее распространение, перейдя с почтовых знаков в государственные гербы и флаги, а также в знаки отличия (медали) ряда государств. Ныне изображение территории своей страны имеют в государственном гербе Бирма (1948 г.), Кипр (I960 г., на государственном флаге), Камерун (1972 г.).

Для всех этих стран выбор такой эмблемы продиктован стремлением подчеркнуть свою неделимость, целостность своей государственной территории, подвергающейся угрозе раскола. Это характерно и для Бирмы (с 17 июня 1989 г. — Мьянмы), борющейся со дня провозглашения своей независимости с сепаратистскими тенденциями в национальных областях Шань, Качин, Карен, Чин, для Кипра, разделенного зеленой линией на греческую и турецкую части, и для Камеруна, ставшего с 1972 года объединенной единой республикой вместо существовавшей до тех пор двухчастной, федеративной.

На флагах ООН и Организации африканского единства также применены эмблемы территории — соответственно пять материков и Африка.

Еще более часто используется силуэт территории как эмблема в национальной геральдике отдельных стран, причем в знаках Меньшего ранга, чем государственные гербы. Иногда к этой эмблеме в рекламных целях прибегает Франция (см. Символы национальные), известно употребление такой эмблемы в Польше и Чехословакии.

Так, например, на чехословацкой медали «За заслуги перед народной милицией» на фоне пятиконечной звезды изображен силуэт территории страны. Точно так же в Польше на медали «XXV лет освобождения Польши (1945—1980 гг.)» и на медали «За заслуги в охране границ» использован как эмблема силуэт территории ПНР. Как видим, в последнем случае (на медали

для пограничников) использование указанной эмблемы особенно мотивировано. Но и вообще для обоих государств — Польши и Чехословакии, получивших после второй мировой войны новые государственные границы и, следовательно, новый силуэт государственной территории, было вполне естественно и закономерно ознакомить с этим событием мировую общественность путем введения в национальную геральдику изображения силуэта территории страны.

Сложилась уже практика, что если силуэт территории выполняется не на медалях, где он имеет цвет соответствующего металла, а в государственных гербах или на флагах, то эта эмблема принимает обычно национальный цвет (один из национальных) или же цвет, обладающий определенной символикой. Так, например, у Камеруна цвет территории — Синий, символизирующий мир, безопасность и перекликающийся с девизом герба «Мир, родина, труд». На гербе Бирмы эмблема территории имела с 1948 по 1974 год белый цвет, основной национальный и любимый цвет бирманцев, но с 4 января 1974 г. после провозглашения Социалистической Республики Бирманский Союз эмблема территории стала вместо белого окрашиваться в красный цвет, хотя сам по себе герб не изменился в фигурах. Такого изменения было вполне достаточно, ибо оно оказалось весьма существенным символически.

Силуэт территории Кипра на его государственном флаге окрашен в темно-желтый цвет, который должен напоминать всему миру, что медь (купрум) получила свое название от этого острова (кипрский металл) и что медный век (бронзовый) начался раньше всего на Кипре (почти за 2000 тыс. лет до н. э.).

129. ТОПОР — одна из старых эмблем, применявшихся в средневековой геральдике и относящихся к оружию. Боевой топор или секира являются непременными составными частями трофеев. В родовых гербах топор применяется в основном как оружие, обычно в лапах соответствующих геральдических зверей — льва или леопарда — и означает «угрозу противнику». В современной геральдике эмблема топора практически исчезает. Если не считать секиры в составе дикторских пучков на гербах Франции и Камеруна, то топор-секиру можно видеть только на гербе Норвегии в лапах льва, что имеет крайне древнее историческое происхождение (с Х—XI вв.), а из новых стран эту эмблему применяют только Танзания и Кения. В гербе Кении, где топор находится в лапах петуха, это означает бдительность и готовность к бою, В гербе Танзании топор играет роль говорящей эмблемы, изображая орудие труда, вследствие чего он помещен в красном поле и скрещен с мотыгой и стрелой, символизирующими единство революционных завоеваний и последующего труда для их закрепления, что отражено в Арушской программе, являющейся основным политическим документом этого африканского государства.

В советской геральдике в 20-е годы делались попытки ввести топор как эмблему, относящуюся к хозяйству (как инструмент лесоруба, плотника, строителя). Однако этому противоречила вся предшествующая история применения топора в русской геральдике не только как боевого оружия, но и орудия казни, насилия. Это сильно препятствовало восприятию данной эмблемы в ее новом значении, и ее введение в новую эмблематику могло лишь породить смысловую путаницу и ошибочную трактовку. Вот почему в советской геральдике эта эмблема была в конце концов отвергнута. Как пример ее кратковременного использования на практике можно привести белорусский орден Трудового Красного Знамени, где серп и топор символизируют два основных вида хозяйственных занятий в Белоруссии — земледельческий труд и лесоразработки (в 20-е годы Белоруссия стояла на первом месте в СССР по производству дегтя, смолы, скипидара, канифоли и других продуктов лесного хозяйства).



2015-12-07 430 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 9 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальные виды крестов 9 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)