Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальные виды крестов 10 страница



2015-12-07 472 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




В ряде стран, в том числе в социалистических странах Европы, изображение топора принято вводить в эмблемы пожарной охраны или в знаки отличия за ликвидацию пожаров. Но в этих случаях топор дается в сочетании с пожарной каской и киркой или брандспойтом, чтобы этими дополнительными атрибутами уточнить значение эмблемы топора и исключить все другие ее толкования.

Все это говорит о том, что в геральдике, в том числе и в современной, чрезвычайно важное значение имеет традиционный, исторически сложившийся смысл эмблем или символов и преодолеть его либо чрезвычайно сложно, либо практически нецелесообразно.

130. ТРИГРАММЫ — древнейшие китайские символико-идеографические знаки, символы четырех стихий. Триграммы представляют собой все возможные сочетания и перестановки трек сплошных и трех прерывистых (пунктирных) линий или полосок. Всего таких сочетаний возможно сделать восемь. Эти восемь триграмм попарно, то есть образуя четыре пары (или, иными словами, крест солнечного колеса), располагаются симметрично по сторонам круга (диска), в который заключен Ян-Инь. Триграммы легли в основу четырех первых, основополагающих иероглифов, означающих название и одновременно служащих символами четырех стихий — неба (воздуха), воды, земли и Огня. Таким образом, китайские триграммы (а фактически — вообще древнебуддийские), как и античные, древнегреческие символы стихий, символико-графическим образом выражают те же самые четыре основных элемента, на которых, по представлениям древних народов, построено мироздание и из которых оно в то же время состоит.

Триграммы вместе со знаком Ян-Инь с древнейших времен были главной эмблемой буддистов Китая и Кореи и в этом качестве

присутствовали в разные периоды на государственных флагах и гербах корейского государства. В настоящее время являются эмблемой флага Южной Кореи.

131. ТРИКВЕТРА (лат. triquetrum треугольный) — древнейший символический знак, распространенный у северных народов Европы — ирландцев, фризов, скандинавов. В бронзовом веке был одним из символов движения Солнца. Состоял из трех полукружий, напоминающих собой лук без тетивы и обращенных друг к другу выгнутыми концами так, что они образуют треугольник, который пересекает меньшее него по диаметру кольцо, вписывающееся в этот равносторонний треугольник. Этот языческий символ был позднее приспособлен христианством как символ троицы, но не получил в этом качестве распространения. После X века трикветра фактически выродилась в орнаментальный мотив, постоянно используемый в скандинавском прикладном искусстве как специфически «викинговский», «варяжский», нациопально-ислайдский или норвежский. С IX по XIV век использовался и в древнерусском (преимущественно новгородском) прикладном искусстве, в основном в книжной миниатюре, но ему не придавалось там никакого символического значения. В настоящее время трикветра используется как декоративный, орнаментальный мотив для характеристики «нордической» национальной специфики.

132. ТРИЛИСТНИК (греч. trifullos, нем. Dreipass — клевер — одна из древнейших эмблем единства, гармонии; имеет две геральдические формы изображения — европейско-континентальную (или французскую) и англосаксонскую. В первом случае (треф) изображается в виде трех плотно прилегающих друг к другу кружков (над двумя — один), образующих равнобедренный равновеликий треугольник, и в основании его короткая, идущая перпендикулярно «ножка» — утолщенная линия. Вторая версия трилистника — клевер — три «расколотых» листа, расположенных так же, как и в первом случае. Геральдически трилистник имеет зеленый натуральный цвет, французский треф иногда может быть также белым или черным.

Трилистник начиная со средних веков часто использовался как элемент орнамента в разных странах Европы. До сих пор трилистник — неофициальная, старинная народная, национальная эмблема Северной Ирландии, а до отделения Ирландии от Великобритании — национальная эмблема всех ирландцев (она и сейчас служит для подчеркивания единства ирландского народа). В русской и советской геральдике трилистник употреблялся крайне редко. В старых гербах отрезок полукружия короны, где трилистник перемежается с «пешкой», носит название «рута» или «венок руты». Эта эмблема присутствует в гербе Лихтенштейна.

В советской геральдике существует «говорящая» эмблема клевера, принятая в государственном гербе Белоруссии и состоящая из пяти цветков клевера (пять кружочков натурального розового цвета, расположенных пятиугольником, и три трилистника не геральдической, а натуральной формы). Это эмблематическое изображение клевера находится в правой стороне венка. Оно внесено в государственный герб Белоруссии на том основании, что в ряду кормовых трав белорусского поля клевер и исторически, и в момент образования республики, и впоследствии в довоенное время (1937 г.) занимал первое место, и это обстоятельство было крайне характерно для белорусского сельского хозяйства.

133. ТРИСКЕЛЕ (греч. tri — три и skelos — кость, нога) — наидревнейший символический знак. Известен у крито-микенцев, этрусков, кельтов, то есть древнейших, вымерших народов Европы, встречается также у древних японцев, у народов Центральной Азии (Гималаев) — в Сиккиме, Бутане. Трискеле представляет собой три изогнутые (иногда согнутые в спираль) линии, исходящие из одного центра, а порой изображает просто три ноги, выходящие из одной точки и спиралеобразно «бегущие друг за другом». Этот символ — один из прообразов изображения движения Солнца, позднее стал символом, означающим «бег времени», олицетворяющим ход истории, течение времен, а также вращение светил, и в этом смысле был сродни в древности свастике (тетраскеле), но отделился от нее как от солнечного знака и превратился в знак «бега времени».

Использовался в орденах Королевства Обеих Сицилии, а ныне является символом ультрареакционного «Африканского движения сопротивления» (треугольная свастика).

134. ТРОФЕИ (греч. trophaios — обращать в бегство) — знак победителя. В античное время трофеями называли все захваченные у неприятеля или брошенные им на поле боя и сданные при капитуляции знамена, вооружение и доспехи, то есть всю военную добычу, которая была доказательством победы. Вначале это были, таким образом, щиты, луки, стрелы, копья, боевые топоры, позднее — холодное личное оружие (сабли, мечи, палаши) и огнестрельное оружие (фузеи, ружья, винтовки), а также тяжелые артиллерийские орудия (пушки, мортиры, единороги).

Древние греки имели обыкновение располагать всю совокупность трофеев в особом, симметричном порядке вначале на деревьях, находящихся вблизи поля боя, затем в храмах, на специально отведенных для этого стенах, а римляне строили Для размещения трофеев специальные ворота-арки (триумфальные арки, через которые торжественно проходили победители).

Поскольку с течением времени и в храмах, и на арках накапливалось слишком много оружия и оно приходило в негодность,

ржавело, теряло свой вид, а также нуждалось в смене для того, чтобы дать место новым трофеям, то в целях увековечения крупнейших побед стали делать в мраморе копии реальных трофеев, сокращая заодно их масштаб и при этом вводя строгую последовательность в группировке доспехов и оружия. Создаваемые таким образом «трофейные группы» становились постоянными украшениями не только храмов, на и общественных зданий и в конце концов даже превратились в орнаментальные украшения.

В эпоху Возрождения «трофейные группы», обновленные новым вооружением этой эпохи, стали непременным атрибутом военных сцен, они окружали в виде рельефов картины сражений, написанные художниками для украшения дворцов. Еще большее распространение нашли «трофейные группы» в эпоху классицизма во Франции, особенно при украшении Версальского дворца, когда был разработан особый канон расположения трофеев (симметрично ниспадающие ряды знамен, на их фоне холодное оружие, перекрещенное огнестрельным, а внизу, в основании рельефа, пушки, ядра, а также военные барабаны и трубы).

Таким образом, уже в XVII — начале XVIII века «трофеи» помимо их реального значения превратились в особый декоративный элемент, который придавался как непременный атрибут при изображениях на стенах общественных зданий сцен битв и великих сражений.

В Эпоху наполеоновских войн ««трофеи-украшения» достигли своего наивысшего развития в стиле «ампир». Без них уже не мыслилось в это время ни одно общественное здание. Каждой крупной битве, памятнику боев соответствовала «трофейная группа», которую стали отливать отныне в бронзе. Это господствующее положение «трофеев» в архитектуре и декоративном оформлении в первой трети XIX века привело к тому, что возникшие в этот период латиноамериканские государства взяли изображения трофеев как понятие «знак победителя» в свои государственные гербы, превратив тем самым фактически декоративный элемент в геральдический, придав ему уже «вечный», государственный вес.

Хотя первое время гербы латиноамериканских государств не признавались в Европе как марионеточные, не отвечающие канонам европейской геральдики, но постепенно они добились признания, а вместе с тем оказалось и признанным право использовать «трофеи» как геральдический элемент, вводить их изображение в совокупности, как один знак, означающий понятие «победа».

В настоящее время «трофеи» в своих гербах или, лучше сказать, трофейное оформление своих гербов имеют Гаити (полный трофейный набор — от знамен до пушечных ядер и барабанов), Эквадор, Боливия, Венесуэла, Доминиканская Республика (сокращенный трофейный набор), а из неамериканских государств — Иордания (знамена и холодное оружие).

При этом следует подчеркнуть, что, в отличие от реальных трофеев и от трофейных изображений XVII, XVIII и начала XIX века, знамена и оружие в «трофейных геральдических группах» состоят не из предметов, принадлежащих или свойственных противнику, а из собственных предметов гербовладельца, Таким образом, главный элемент трофеев — знамена воинских частей противника — заменяется в геральдических трофеях государственными флагами страны-гербовладельца.

Уже одним этим значение «геральдических трофеев» коренным образом меняется: они являются вовсе не знаком победы над врагом, а фактически служат изображением, демонстрирующим военную мощь страны-гербовладельца, напоминают о военных истоках в создании того или иного государства (что вполне отвечает реальной исторической истине в отношении как латиноамериканских государств, так и Иордании).

Как знак военной мощи трофеи (т. е. изображение «трофейных групп») используются и в советском декоративном искусстве, но не в государственной эмблематике, а в военной ведомственной и в общественной. В этой связи следует указать на «трофейные группы», разработанные крупнейшим советским художником Кориным, которые можно считать эталонными, классическими с точки зрения и европейской, и советской геральдики. (Корин создал группы исторических трофеев русского оружия XII, XVII, XIX вв., а также современного оружия. Они представлены в центральном вестибюле станции метро «Комсомольская»,)

Таким образом, в настоящее время можно считать, что под названием «трофеи» в геральдике используется декоративный, орнаментально оформленный мотив с произвольным (или меняющимся в зависимости от страны) набором элементов, но включающим непременно флаги данного государства и его холодное и огнестрельное оружие, которые рассматриваются как нераздельная совокупность, как единый геральдический знак (независимо от числа входящих в него предметов), который олицетворяет, символизирует «вооруженную мощь государства», его исторические военные победы, но не его вооруженные силы. Эти знаки могут использоваться как эмблематический атрибут со значением «победа» в аллегориях, надгробиях и других видах памятников.

135. УРАК — эмблема, узбекский вариант серпа. Изображается в государственном гербе УзбССР. До 1978 года ему был придан серебряный (национальный) цвет, с 1978 года изображается золотым цветом, то есть унифицированным всесоюзным геральдическим цветом для главных государственных эмблем. Это несколько противоречит принципам национальной геральдики среднеазиатских народов, у которых серебряный цвет считается традиционно национальным и котируется выше золотого.

136. УРНА — крупных размеров ваза, кувшин с двумя ручками и с широким, иногда почти не суживающимся горлышком, которая служила в Древнем Риме для следующих целей:

1) Как мера жидкостей. Стандартная урна установленных размеров содержала ровно половину амфоры; урны поменьше употреблялись для отмеривания жидкостей и сыпучих тел.

2) Урны использовались как сосуды для хранения воды и устанавливались на особом низком столе — урнариуме. Как хранилище воды урна рано стала использоваться в эмблематике как атрибут нимф (хранительниц источников) и аллегорических фигур, изображающих ту или иную реку. В этом значении наклоненная урна с вытекающей из нее водой использовалась особенно часто в эпоху классицизма (см. рис.)

3) В то же время урны другой формы — низкие, с расширяющимся горлышком и приближающиеся по своей форме к чаше — использовались для хранения пепла предков (праха мертвецов). Позднее, с появлением обычая зарывать урны на особых кладбищах, копию настоящих урн изготавливали из мрамора или бронзы и помещали как украшение на фронтоне домов, в нишах и т. д. Таким образом урна стала отождествляться со знаком памяти об умерших. В таком значении изображение урны или ее скульптурная имитация из камня и металла стали употребляться в западноевропейской, русской и затем советской эмблематике и в геральдике, а также в официальных торжественных надгробиях государственных и общественных деятелей, при массовых захоронениях лиц, погибших при исполнении служебного долга. Пример — Памятная доска с урной в честь товарищей, погибших при взрыве в здании МК РКП(б) в Леонтьевском переулке в Москве 25 сентября 1919 г.

137. ФАКЕЛ (лат. facula — лучина и fax — свет, светильник). Вначале факелом служила лучина или ветка смолистого дерева (сосны), затем глиняная плошка с промасленным фитилем и, наконец, специальный витень из пеньки, пропитанный смолой и вставленный в металлическую оправу с деревянной рукояткой, то есть собственно факел. В силу такого своего происхождения факел рассматривался с древнейших времен, во-первых, как часть жертвенного огня (см. Огонь и Сосна) и, во-вторых, как источник света, символ света — светоч.

В первом значении факел служил эмблемой памяти об умерших вплоть до конца XIX века и употреблялся как вещественный символ во время похоронных процессий. В этом значении в особо торжественных и исключительных случаях факел употребляется и в наше время, особенно в странах Западной Европы, в том числе в похоронных процессиях, посвященных выдающимся государственным деятелям (например, во время похорон У. Пальме в Швеции в 1986 г.).

С середины XIX века факел и как символ, и как эмблема все чаще употребляется во втором своем значении. Вначале

использовался в основном словесный символ, сложилось выражение «светоч знания», то есть факел воспринимался как символ знания, просвещения. Затем, к концу XIX — началу XX века, появляется и эмблематическое изображение факела на значках и печатях различных просветительных учреждений и даже благотворительных, воспитательных организаций, целью которых является вообще усовершенствование человека.

В советской эмблематике начиная с 20-х годов и особенно после второй мировой войны факел стал использоваться исключительно как эмблема просвещения, образования, знаний. В этом качестве факел употребляется в издательских марках (например, издательство «Мысль»), обществом книголюбов, обществом «Знание» и другими общественными просветительными организациями, то есть служит эмблемой общественной, но не государственной.

В социалистических странах Европы, где глубоко укоренились исторические традиции, например в ГДР и ЧССР, факел как эмблема просвещения и знаний практически не употреблялся, ибо традиционно рассматривается как эмблема жертвенности и светлой памяти об умерших. Наоборот, в Югославии, где факел исторически всегда считался символом огня и восстания, шесть факелов (по числу союзных республик) образуют центральную фигуру государственного герба СФРЮ (см. Пламя). В молодых же странах, созданных после второй мировой войны вне Европы и потому не связанных ни с какими европейскими историческими традициями, факел в его современной трактовке — как эмблема просвещения — и даже в еще более высоком смысле — как эмблема прогресса — включен в государственные гербы (Сент-Люсия, Сьерра-Леоне) или вынесен на государственный флаг (Заир).

Чтобы подчеркнуть, что факел в этих случаях употребляется не в узковедомственном или общественном значении, а в высоком и переносном государственном смысле — как эмблема Прогресса, изображение факела дается с держащей его рукой, а не изолированно и не в сочетании с неодушевленным предметом (атрибутом), например с книгой, как в эмблеме просвещения.

Чтобы еще четче и определеннее отличать и различать факел как эмблему знания и как эмблему прогресса, первый изображается с одноязыким пламенем, а второй — с многоязыким. Одноязыковое пламя, то есть спокойное, дает, как известно, ровный и ясный свет, в то время как факел, изображающий эмблему прогресса, то есть быстрого движения вперед, неизбежно приобретает «рваное пламя», что графически передается многими языками — от б до 12 (Сент-Люсия — 6, Сьерра-Леоне — 9, Заир— 12), но всегда кратными трем (классическое изображение пламени).

138. ФИГУРЫ ЕСТЕСТВЕННЫЕ. В геральдике естественными фигурами называются все те изображения, которые отражают явления и проявления всего многообразного мира природы. Естественные фигуры подразделяются на три основные группы: 1) космические предметы, планеты и стихии, явления природы; 2) живые существа; 3) растительный мир.

К первой группе относятся Солнце, Луна, планеты, земной шар, кометы, звезды, созвездия, стихии (огонь, вода, воздух, ветер), земля (утесы, холмы, горы), реки и озера, моря, океаны, экватор, тропики, Полярный круг, радуга, молния, град, облака.

Все эти явления, в том числе самые обширные (океаны) и самые абстрактные, невидимые (ветер), имеют тем не менее свое постоянное канонизированное геральдическое изображение (символический знак, эмблему или аллегорию), по которым они всегда могут быть безошибочно узнаны, идентифицированы.

Ко второй группе относятся все живые существа окружающего нас мира. Этот вид фигур встречался и все еще встречается в геральдике чаще всего, он наиболее хорошо и детально разработан в эмблематике за многие века ее существования и, как показывает практика последних десятилетий, непрерывно пополняется.

1) Человек и части его тела (рука, нога, ступни, голова, череп, глаза, кости, скелет). Человек может изображаться обнаженным, с набедренной повязкой — и в таком случае называется в геральдике «диким» — либо в одежде, имеющей ярко выраженные черты военной униформы или национальных отличий. В XX веке в геральдике участились изображения женских фигур, которые были до того сравнительно редки да к тому же употреблялись исключительно в аллегорических изображениях. Ныне женские фигуры в качестве щитодержателей можно видеть в государственных гербах Ямайки, Новой Зеландии, Танзании, Замбии.

2) Хищные животные. На первом месте в этой группе стоят лев и леопард, а также другие кошачьи (барс, рысь, тигр, ягуар, пантера, пума). Четыре последних введены в эмблематику сравнительно недавно молодыми государствами Азии и Африки. Таким образом, число хищников в современной геральдике вовсе не уменьшилось, как нередко думают, а увеличилось. Однако их назначение несколько изменилось: они используются главным образом не как основные гербовые фигуры, а в качестве щитодержателей.

Кроме того, для геральдики остаются традиционными такие хищники, как медведь (бурый и белый), волк, лиса, куница, соболь, горностай.

3) Лесные животныене хищники — лось, олень, лань, косуля, бобер, белка, кабан (в геральдике — вепрь), заяц — особенно характерны для европейской геральдики.

За последние 25—30 лет и эта группа животных была пополнена за счет того, что страны «третьего мира» внесли в свою национальную, а тем самым и в международную эмблематику

изображения таких животных, как слон, зебра, кенгуру, броненосец, лама, различные виды антилоп.

4) Домашние животные. К ним относятся в эмблематике конь, овца, баран, ягненок, бык, вол, буйвол, козел, осел, корова, петух. Особое место среди домашних геральдических животных занимает собака (см. Пес), которая изображается всегда с явными, подчеркнутыми признаками своей породы (лягавая, борзая, немецкая овчарка и т. д.) и непременно с ошейником.

Если же пес с явными признаками породы все же изображается без ошейника, то это либо ошибка, либо должно означать, что животное молодое, то есть щенок. Из домашних животных кошка изображается реже всего. В английской геральдике она служит эмблемой независимости, причем не в положительном, а в отрицательном смысле этого понятия, то есть эмблемой своеволия (женского). Она изображается обычно в профиль. При изображении кошки с выгнутой спиной она называется «испуганной» и служит эмблемой женского страха и трусости.

Все домашние животные для отличия их от диких должны изображаться с признаками их принадлежности человеку: ошейником, уздечкой, сбруей, ярмом, колокольчиком на шее, бантиком (у кошки) и т.п.

5) Пернатые. В старой геральдике их круг был сравнительно ограничен: орел, сокол, сова, журавль (цапля), павлин, пеликан, голубь, ворон, лебедь. В современной геральдике и особенно в эмблематике широкого общественного назначения) мы встречаем огромное разнообразие пернатых: появились буревестник, альбатрос, чайка, ястреб, бакланы, попугаи, ибис, венценосный журавль, страус, фламинго, райская птица, квезаль, причем часть из них — как главные гербовые фигуры.

6) Пресмыкающиеся. Эта группа живых существ в традиционной геральдике была самой незначительной — она состояла из змеи и саламандры. Ныне, в XX веке, к ним добавились черепаха, жаба, крокодил.

7) Рыбы. В старой западноевропейской геральдике к рыбам относили ошибочно дельфина, который часто выступал в роли обобщенного образа рыбы (или морского существа вообще). Дельфин и поныне остался популярным геральдическим животным, но уже не причисляется к рыбам. Из числа рыб, которые сохраняют свои типичные черты породы в геральдическом изображении, в западноевропейской геральдике можно указать лишь щуку, треску и особенно форель, которую изображали, в отличие от других рыб, всегда изогнутой в дугу и с пятнами. Русская геральдика значительно богаче в этом отношении: здесь часты особенно осетр, стерлядь, карась, карп, а также имелся обобщенный образ рыбы, за основу изображения которой принимался судак или сазан. Ныне некоторые новые государства, особенно океанические (например, Сейшельские Острова), вводят в свои гербы не обобщенные, а, наоборот, сугубо специфичные для них, так сказать, «национальные» виды океанических рыб,

в частности летучую рыбу, акулу, морского петуха и др. Таким образом, и этот класс естественных фигур в XX веке расширился.

8) Членистоногие. В старой эмблематике к этой группе относился только рак. Ныне встречаются, кроме того, краб, омар, креветка (морской конек).

9) Насекомые. Классический набор геральдических насекомых остался без изменений — это пчела, муравей, паук, скорпион, стрекозы и бабочки, чрезвычайно наглядно выражающие крайности человеческого характера: трудолюбие, усердие, коварство, злость, ветреность, беспечность и непостоянство.

10) Мягкотелые. В старой геральдике из этой группы употреблялась только улитка с домиком (раковиной). Ныне введены разные виды ракушек (раковин).

К третьей группе естественных фигур относятся все виды растений.

Из них в геральдике различают следующие основные виды.

1) Деревья. Они изображаются обычно с явными признаками своей породы. Особенно употребительны дуб, сосна, ель, липа, береза, пальма, олива, лавр, реже встречаются яблоня, груша, вишневое дерево, тис, клен, кедр, баобаб и некоторые другие, особенно у стран «третьего мира». Деревья могут изображаться целиком, то есть от корней до верхушки, — и а таких случаях называются «вырванными» (особо частый и почетный вид изображения деревьев в гербах) — либо частями (ствол целиком с листьями и плодами, ствол без листьев, ствол без ветвей или частью срубленный, ветви отдельно, пни с корнями и пни без корней). Каждый из этих видов изображения имеет свое значение.

2) Листья. Большое значение имеют в эмблематике листья деревьев, изображаемые отдельно, изолированно, поскольку они даже лучше, чем целое дерево, могут конкретно указывать на его породу, а следовательно, и четче раскрывать смысл эмблемы. Самое широкое распространение в классической и современной эмблематике имеют листья дуба, липы, хвоя ели, сосны, а также стилизованное изображение хвои тиса, листья клена, лист пальмы (называемый, однако, традиционно пальмовой ветвью). Могут изображаться и листья трав (см. Трилистник).

3) Травы. В геральдике изображаются также и травы либо в виде пучка, либо отдельным стеблем, если они имеют хорошо выраженные признаки породы. Так, например, изображаются вереск, осока, клевер, лен, сельдерей, чертополох (репейник), лук-порей и др., в том числе табак, сахарный тростник, появившиеся недавно в гербах ряда новых стран. Таким образом, к травам в геральдике относятся все растения, которые принято изображать целиком одинаковым зеленым цветом.

4) Плоды играют немалую роль в эмблематике. Они могут изображаться группой, например в роге изобилия, или вплетенными в венок, как, например, в гербах советских республик (Молдавии, Туркмении) и отдельно представленными каким-либо

определенным видом. Из классических «геральдических» плодов следует отметить виноград, померанец, орехи, гранат, яблоко, грушу, а также желуди, шишки ели и сосны, малину и початок кукурузы, которые в эмблематике относятся к разряду плодов. Из введенных вновь в геральдику в последнее время видов плодов следует отметить апельсин, лимон, ананас, кокос, бананы, мускатный орех, появившиеся на гербах ряда тропических островных государств (Ямайки, Фиджи и др.).

5) Колосья (злаки) выделяются в особую группу среди растительных эмблем в геральдике в силу своего особого, высокого значения в гербах, особенно у современных государств, возникших в XX веке. Они, как правило, стилизуются, даются условно. Из злаков обычно изображают рожь, пшеницу (в советских гербах), просо (гаолян) и рис (в гербах государств Азии). Колосья могут изображаться отдельно либо группироваться в венки, либо сочетаться и чередоваться друг с другом (разные виды злаков), либо, наконец, изображаться в снопах.

6) Цветы — самая древняя группа растительных изображений в геральдике, но она продолжает пополняться новыми видами и поныне. В силу своей древности цветы в геральдике имеют не натурные, а подчеркнуто геральдические, стилизованные и условные изображения. Это относится а первую очередь к хризантеме, розе и лилии, лотосу. Из других цветов чаще употребляются репейник, гвоздика, нарцисс, колокольчик, ромашка, лютик, мак, тюльпан, ландыш и эдельвейс, а из вновь введенных в геральдику молодыми тропическими государствами следует отметить орхидеи и «викторию регию» (гигантскую водяную лилию), входящую ныне в герб Гайаны, для которой этот вид цветка является крайне специфичным. Экзотические цветы (типа мальвы) украшают и герб Непала.

К цветам в геральдике относится и изображение коробочки хлопчатника, впервые введенное в середине 20-х годов в гербы советских среднеазиатских республик к Азербайджана. Их натурное изображение ныне, после того как хлопчатник как эмблема включен в гербы ряда зарубежных государств (Ангола, Пакистан, Танзания), имеет некоторую тенденцию к стилизации, но пока еще не получило общепринятого во всех странах вида.

Цветы в геральдике имеют условное изображение двоякого рода: старые геральдические цветы могут быть любого главного геральдического цвета — золотого (желтого), серебряного (белого), черного, красного или синего. Что касается «новых» цветов, обычно изображаемых натурно, общепринято, то цвет самого цветка должен быть резко отделен от стебля, из которого он исходит. Иными словами, цветок, в отличие от травы, должен быть изображен в геральдике непременно в два цвета — обычно это красный и зеленый или белый и зеленый. Именно в силу этого правила хлопчатник, кактус на мексиканском гербе и даже стручок красного перца относятся в геральдике к «цветам», то есть согласно не их ботаническим особенностям, а чисто эмблематическим и геральдическим.

139. ФИГУРЫ ИСКУССТВЕННЫЕ. Искусственными называются в геральдике и эмблематике все те неодушевленные предметы, которые созданы умом, талантом, руками и искусством человека и которые связаны с обслуживанием различных сторон деятельности людей, а также их быта.

Искусственные фигуры, следовательно, противополагаются естественным, природным как творения рук человека, как произведения, созданные им в процессе своего исторического развития. В силу этого искусственные фигуры подразделяются на ряд групп, которые наглядно указывают, что введение каждой такой группы предметов в число геральдических эмблем происходило в строго хронологическом порядке и эти группы занимали в старой геральдике точно такое же положение, как и их реальные хозяева в сословной иерархии.



2015-12-07 472 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальные виды крестов 10 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)