Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальные виды крестов 11 страница



2015-12-07 415 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 11 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




1) На первом месте в числе искусственных фигур классической геральдики стояли предметы монархической власти (регалии) и монархического быта (украшения, ювелы, ордена и т. д.).

2) Почти одновременно с предметами первой группы в геральдику стали включаться и предметы церковного обихода: посохи (отличительный знак духовной власти, эмблема пастыря), чаши (дискосы), кадила, панагии, митры (клобуки), четки и т. д.

3) Чрезвычайно важное место, которое занимало военное дело в жизни как феодального, так и капиталистического общества, привело к преобладанию среди искусственных фигур разнообразного оружия, доспехов, боеприпасов, трофеев. Эта категория искусственных фигур пополнялась вплоть до середины XIX века.

4) Немалое место в средневековой геральдике, а также в геральдике XVII—XVIII веков занимали предметы, связанные с охотой (соколиные уборы, охотничьи рожки, ягдташи, бичи, стремена, седла, стеки), а также охотничьи трофеи (бивни, клыки, шкуры, меха, рога).

5) Начиная с эпохи великих географических открытий в геральдике стало особенно престижным введение предметов, связанных с мореплаванием. Наряду с различными видами судов и плавательных средств (ладьи викингов, галеры, каравеллы, позднее — пароходы и различные виды военных судов, а также лодки, боты, гондолы, каноэ, пироги и т. д.) в геральдике были разработаны фигуры оснащенных и разоснащенных кораблей, введены изображения отдельных частей корабля (обычно носовой части, галионов) и корабельных принадлежностей (части такелажа, бухты канатов, кнехты, штурвал, весла, якоря, клотики), а также навигационные инструменты (компас, секстант, астролябия, подзорная труба).

6) Видное общественное значение, которое приобрела уже с глубокой древности архитектура, особенно величественные постройки общественного характера (храмы, дворцы), отражавшие и символизировавшие могущество государства и церкви, не

могло не отразиться на введении в геральдику архитектурных объектов. Помимо отдельных, выдающихся своим историческим значением сооружений в эмблематику и особенно в орнамент включаются и стилизованные (типичные) изображения башен, замков, крепостных стен, и отдельные детали сооружений (колонны, капители, фронтоны, портики, ворота, двери, окна, решетки, розетки и т. д.).

7) Особую категорию среди искусственных фигур составляют предметы, связанные с городским строительством и городской жизнью средневекового города, например ручные бабы, употребляемые для мощения улиц, колокола, ключи от городских ворот, лестницы, котлы для варки смолы, флюгеры и башенные часы, сторожевые колотушки — все это присутствует в качестве почетных заслуженных знаков, свидетельствующих о древней истории, на гербах средневековых городов Европы.

8) В геральдике и эмблематике нашли отражение также мрачные стороны средневековой истории. В числе искусственных фигур небольшую группу составляют разнообразные орудия пыток и казни: дыбы, виселица, эшафот, колодки, колесо для четвертования, решетки с зубцами, различные клещи и щипцы, ремни для связывания, гвозди для распятия, топоры, плахи, одеяния грешников (санбенито и самарра), установленные инквизицией, и т. д.

Чаще всего эти предметы служили атрибутами, сопровождавшими аллегорические фигуры или изображения святых, мучеников или сцены из истории церкви. Именно с помощью этих (предметов-атрибутов могли быть узнаны или идентифицированы то или иное лицо, та или иная страница его биографии (жития), то или иное событие в церковной истории. До сих пор эти атрибуты служат искусствоведам для толкования и определения сюжетов картин художников средневековья и эпохи Возрождения. В гербах же этот род фигур встречается гораздо реже (главным образом в монастырских гербах).

9) Обособленную группу фигур составляют также музыкальные инструменты. К ним относятся свирель Пана (сиринкс), лира, арфа, гусли, волынка, валторна, различные трубы (от длинных альпийских до тромбонов), барабан, бубен, цимбалы. Этот классический набор сохранился до настоящего времени почти неизменным, если не считать введение в последние десятилетия в гербы африканских государств тамтама (Уганда). Но главное, существенное при этом и других возможных нововведениях не меняется: в геральдику включаются преимущественно духовые и ударные музыкальные инструменты, из струнных лишь лира, арфа и гусли (кантеле), которые в силу их древнейшего, языческого происхождения достались, так сказать, в наследство средневековой геральдике. Духовые и ударные инструменты получили преимущество в геральдике не случайно. Они не только удобны по своей форме для эмблематического изображения, но и оказались наиболее созвучны по содержанию

геральдике как инструменты, дающие сильный, торжественный звук и используемые в военном деле и в военном быту как сигнальная, наступательная и парадная музыка. Поэтому они сохранили свое значение и место и в современной геральдике, в частности в советской, где лира, горн, барабан служат и геральдическими эмблемами, и вещественными атрибутами.

10) Средства транспорта (различные повозки, кареты, дилижансы, фургоны, кибитки, брички и т. п.) получили относительно скромное отражение в эмблематике, а тем более в геральдике. Так, например, только на гербе ЮАР мы можем до сего времени увидеть фургон, крытый холстом, на котором первые голландские переселенцы (буры) передвигались по Южной Африке. В современной эмблематике за последние 50—60 лет стали изредка использоваться изображения новых транспортных средств: паровозов, тепловозов, электричек, скоростных поездов, автомобилей и самолетов. Из них только изображения самолетов, в том числе реактивных с изменяемой геометрией крыла, «прижились» в эмблематике довольно прочно. Однако изображения транспортных средств используются главным образом в значках или знаках отличия ведомственного характера. В официальную, государственную геральдику эти изображения не проникают.

11) Среди искусственных фигур, получивших распространение в эмблематике на рубеже средних веков и нового времени и имевших наибольшее употребление в эпоху домонополистического капитализма, обособленное место занимают предметы ремесла и торговли. Они использовались в первую очередь бюргерством и купечеством как цеховые и сословные или торговые (фирменные) знаки или эмблемы, а позднее превратились в торговые марки. Это — изображения предметов одежды (шуба, сюртук, шапки, шляпы, башлыки, халаты), обуви (сапоги, валенки, туфли), товаров (условно изображаемых в виде тюков, наполненных мешков), различных пищевых готовых изделий (баранки, буханки и караваи хлеба, калачи, крендели, окорока, колбасы, круги сыра, кружки с пенящимся пивом, бутылки и т. д.).

Эти эмблемы «третьего сословия» так и не поднялись практически до уровня геральдических эмблем (за редкими исключениями) и сохранились лишь в торговых марках и этикетках до наших дней. Их откровенно потребительский, приземленный характер настолько очевиден, что за всю историю своего развития они после кратковременного взлета в первой половине XIX века так и не смогли подняться выше лавочных вывесок.

12) Совершенно иную группу искусственных фигур составляют орудия труда, инструменты, которые весьма часто люди поверхностные путают или смешивают с предыдущей группой (предметами ремесла) на том основании, что и орудия ремесла в свое время также выступали в качестве цеховых эмблем.

Однако как своим происхождением, так и своей исторической

ролью и местом, занятым в мировой эмблематике и геральдике, орудия труда резко, принципиально отличаются от эмблем ремесленных изделий и товаров.

И это вполне понятно. Ведь орудия труда и средства производства — это основа, стержень, при помощи которого идет развитие производительных сил общества и тем самым самого общества. Исторически орудия труда и их использование в качестве символов и эмблем зародились весьма рано и получили развитие уже в доисторическое время и в первые века нашей эры, еще в рабовладельческом обществе. Но поскольку они были тесно связаны с самими тружениками, занимавшими бесправное положение (рабы, крепостные), то их вес, их общественный престиж был по вполне понятным причинам совершенно незначительным в эксплуататорских обществах.

Впервые, или по крайней мере впервые документально зафиксированные, изображения таких предметов, как молоток, зубило, пила, кирка, появились на деловых бумагах, на условиях сделки рабочих и ремесленников, которые, не умея подписать свое имя, изображали вместо него характерные орудия или инструменты своего ремесла, а рядом с этими изображениями нотариус или иное должностное лицо вписывали имя или прозвание кузнеца, каменщика или плотника и словесно заверяли его профессию. Со временем с развитием различных производств возросло и число орудий труда, становящихся эмблемами определенных профессий. Этот процесс пополнения эмблем труда не прервался и в наше время. Однако вместо современных орудий труда, превратившихся в сложные станки и машины и, как правило, утративших характерный силуэт, став похожими на ящики, кубы, параллелепипеды, цилиндры, а потому лишенных; возможности четко маркировать ту или иную профессию, в современную геральдику стали вводить наиболее характерные детали машин и станков (шестеренку, челнок, уток, фрезу) или же специфические машины, как, например, отбойный молоток, бульдозер (эмблема строителей), подъемный кран, блок с крюком (эмблема портовиков, грузчиков) и т. д. Что же касается орудий, связанных с ручным трудом (молоток, гаечный ключ, лопата, циркуль, кирка, серп), то они в настоящее время превратились из эмблем профессий в эмблемы, символизирующие целые отрасли промышленности или определенные отряды трудящихся (техники, транспортники) и даже порой целые классы общества (рабочий класс, крестьянство).

Из всех групп искусственных фигур только орудия труда остались и поныне активным элементом эмблематики и даже приобрели постепенно важное геральдическое значение, став в ряде случаев центральными, главными эмблемами государственных гербов, причем не только в социалистических странах (ср. гербы Австрии и Италии).

Таким образам, за всей категорией орудий труда, инструментов оказалось будущее. Они не только пережили все остальные Ц категорий искусственных фигур, не только оказались

жизнеспособнее исторически, но и приобрели, как правило, высокое, а не узкоприкладное значение, выросли в своем чисто геральдическом качестве, поднявшись в геральдике на наивысший уровень. И это далеко не случайно. Это вполне закономерный результат исторического развития орудий труда, если смотреть на геральдику марксистскими глазами, видеть в ней адекватное отражение всех сторон общественного и государственного исторического развития и оценивать ее как часть идеология.

140. ФИГУРЫ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ. Фантастическими, или иногда воображаемыми, фигурами в геральдике называют мифические, небывалые, невероятные существа, являющиеся плодом вымысла, фантазии (воображения) человека (сказителя, поэта, древнего художника). Происхождение их связано с тем, что древний человек, желая изобразить символически или эмблематически какое-либо таинственное, непонятное для него, необъяснимое понятие или явление и не находя для этого соответствующего существа среди знакомой ему природы, выдумывал небывалые существа, чаще всего монстров, чудовищ, как правило, комбинируя в одном существе признаки нескольких (двух, трех и более) животных (чел о веко-конь, собако-орел, человеко-птице-бык, льво-орло-драконо-конь и т. д.). Этим существам давались особые, выдуманные специально для них названия.

Обычно источником фантастических фигур в геральдике является мифология (т. е. языческие формы религии) как античная, так и национальная (индийская, китайская, финикийская, персидская, германская, скандинавская), а если у какого-либо народа она отсутствует, то соответствующие образы черпаются из национального эпоса или народных сказок (как, например, из русских).

В соответствии с этим фантастические фигуры можно подразделить на классические (античные), западноевропейские, ориентальные (восточные, азиатские) и русские.

1. К классическим относятся:

1) Кентавр — полуконь-получеловек. Существо, воплощавшее неукротимое, грубое буйство (а также пьянство).

2) Гарпия — чудовище с девичьей головой и грудями, но с орлиными крыльями, когтями и хвостом. В античной мифологии злые и коварные богини вихря. Гарпия входит как эмблема в герб княжества Лихтенштейн.

3) Гидра — семиголовая змея, у которой по мере того, как ей отрубают одну голову, вырастает другая. Поскольку поражение этого чудовища было одним из подвигов Геракла, то право на введение гидры в герб имели лишь герои, особо отличившиеся в преодолении трудных препятствий.

4) Пегас (см.) — крылатый конь, символ поэтического вдохновения. Результат античной переработки раннеязыческих (микенских, финикийских, этрусских) солнечных культов с их образами коней — возниц Солнца. Пегас как эмблема помещался

в гербах поэтов, сказителей, музыкантов и до сих пор используется как эмблема литературных обществ, журналов, альманахов.

5) Гиппокамп (Ихтиокентавр) — морской конь, второстепенное божество, прислуживающее морским богам (Посейдону, Нептуну), возившее Нептуна по морю (и в пучинах морских). Изображался в виде существа, передняя часть которого (голова, шея, грудь, передние ноги) была конской, а остальное туловище — чрезвычайно длинным и состояло из средней рыбообразной части с плавниками и задней змееподобной. Гиппокамп был также античной переработкой коня — возницы Солнца, того второго «напарника» Пегаса, который перевозил Солнце ночью под водой океана на восточную часть небосвода, чтобы к утру оно взошло из моря на востоке вновь. В Греции как типично морской стране, состоящей из многочисленных островов, людям всегда казалось, что Солнце и всходит, и заходит в море, в океане.

В западноевропейской фантастике Гиппокамп, естественно, не привился и исчез с исчезновением и разрушением античного мира.

6) Сирена — существо с головой и туловищем женщины, с руками и крыльями и с рыбьим хвостом. В античной мифологии — символ искушения, прельщения, коварства. Изображается всегда с атрибутами — зеркалом и гребнем, с длинными распушенными волосами.

7) Тритон — человеко-рыба. Существо с головой бородатого старца, руками и торсом человека, но с нижней половиной тела и хвостом дельфина. Считался сыном Посейдона (Нептуна) и Амфитриды — владычицы морей, которая разъезжала на колеснице, запряженной Гиппокампом и Тритоном.

В эпоху Возрождения и классицизма образ Тритона (или нескольких Тритонов-братьев) широко использовался как аллегория прирученной, упорядоченной, поставленной на службу человеку водной стихии, воды. Поэтому изображения Тритона постоянно сопровождало бассейны, каналы, парковые водные партеры, фонтаны, акведуки, колодцы и т. п.

8) Феникс — волшебная птица, по виду напоминающая орла, но с высокими голенастыми лапами, с красными и золотыми перьями. Она чудесна по своему происхождению, так как, согласно легенде, каждые 500 лег (варианты 540, 1000, 1461, 7006 лет) прилетает из Аравии в Египет, в город Гелиополь (в 10 км от нынешнего Каира) в храм бога Солнца Ра, где ее торжественно сжигают в благовониях и она возрождается из пепла, сначала превращаясь в гусеницу, а затем через 40 дней полностью восстанавливая свой птичий облик. Греческое имя этой птицы явилось результатом того, что уже в древности эта легенда имела массу вариантов, в числе которых фигурировала и финиковая пальма, стоявшая перед храмом Ра, на которой сидела птица до и после своего сожжения. Название пальмы (финика) было перенесено переписчиками и переводчиками

на греческий и с греческого на птицу, которая первоначально носила другое название — «бенну» и была посвящена Озирису — богу постоянного возрождения долины Нила. Отсюда и феникс — символ воскресения, бессмертия, эмблема вечного существования жизни.

9) Сфинкс — крылатый лев с головой человека — эмблема тайны, загадочности, гробового молчания.

10) Меликерт — античное, позднеэллинистическое божество, покровительствующее мореплавателям. Возникло под сильным влиянием финикийского Мелъкарта, от которого заимствовало фактически и наименование. Однако, в отличие от финикийского покровителя мореходов (см. ниже), имело совершенно иное эмблематическое изображение: не морское чудовище-монстр, а ребенок верхом на дельфине и реже — на тритоне (или Гиппокампе). Мотив этот часто использовался как в античное время, так и позднее, в эпоху Возрождения и классицизма, особенно во французском и итальянском искусстве и реже — в западноевропейской эмблематике (в гербах и эмблемах некоторых портовых городов Западного Средиземноморья).

2. К западноевропейским относятся:

1) Василиск — чудовище в виде дракона с петушиной головой, грудью и когтями орла, огромными крыльями летучей мыши и змеиным хвостом. Крылья у василиска усеяны глазами.

2) Гриф — наполовину орел (голова и верхняя половина туловища, шея, крылья, грудь и передние лапы), наполовину лев (стоячие уши, нижняя половина туловища, задние лапы и хвост) — служил символом быстроты, соединенной с силой и мужеством, поэтому его брали в качестве своей эмблемы цари, короли и другие монархи. Существовало также поверье, что гриф — хранитель кладов.

3) Крылатый змей (Линдвурм) — западноевропейский и преимущественно германский вариант дракона, от которого отличался львиными задними лапами и тем, что изображался черным цветом (вместо зелено-золотого) с червлеными (красными) языком, пастью и когтями. Применялся в геральдике Германии, Австрии, Чехии, Польши.

4) Крылатый лев. Эмблема Венеции. Отличался тем, что изображался с атрибутами: с золотым нимбом над головой, открытой книгой между передними лапами и с серебряным мечом в поднятой правой лапе. Эмблема олицетворяла святого Марка, патрона Венецианской республики.

5) Двуглавый орел (см.) — фигура, символизировавшая Восточную и Западную Римскую империю, но фактически имевшая распространение задолго до образования Рима. Она встречается уже на древнеегипетских и древнеаесирийских памятниках, высечена даже на сфинксах, а также на арабских памятниках. Имеются изображения двуглавых орлов, относящиеся к VII веку до н. э., на скалах в Малой Азии, что говорит о древнем культовом значении этой эмблемы и ее, в сущности, восточном происхождении. Но в историческое время эта

фантастическая фигура связана главным образом с европейской, византийской геральдикой, а с XV века — и с русской.

6) Единорог — конь с выходящим из темени винтообразным бивнем нарвала и с бородкой. Изображался всегда стоящим на задних ногах. Служил эмблемой чистоты, непорочности и мужской чести, а потому охотно включался в гербы высшей знатью.

7) Meлузина — морская русалка с верхней половиной тела женщины, оканчивавшегося вместо ног двумя длинными рыбьими хвостами, которые сама мелузина обычно держала поднятыми в руках. Изображается всегда анфас, симметрично.

Хотя происхождение этой фигуры восточное, она также получила свое геральдическое распространение в Европе, став эмблемой ряда приморских городов (с изменением соответственно окраски волос и атрибутов). Так, например, мелузина до сего времени служит эмблемой Палермо на Сицилии (и неофициально считается покровительницей сицилийской мафии).

8) Пантель (Пантъер, Панфир) — чудовище, представляющее собой помесь льва (туловище, лапы и хвост), орла (орлиные когти) и дракона (из пасти и ноздрей испускается пламя), с конеподобной рогатой головой. Используется в германское! геральдике.

9) Химера. Эти чудовища, имевшие античное имя и происхождение, получили свой окончательный облик и употребление в эмблематике европейских стран (особенно во Франции, Италии, Англии) в эпоху средних веков. Они имели голову и грудь старой, безобразной женщины, туловище и лапы льва и хвост змеи, свернутый в клубок или изогнутый так, что химера как бы кусала его. Их распущенные волосы были вздыблены, а не спускались плавно на плечи, как у сирен, мелузин и русалок.

Химеры употреблялись как атрибуты грехов, адских и демонических сил, антиподов благочестия, как эмблемы пороков и непотребства и в то же время в совокупности служили символами устрашения врагов. Вот почему химеры присутствуют и на башнях собора Парижской богоматери, и на некоторых древних башнях Кремля (Спасской, Никольской, Троицкой), возведенных итальянским зодчим Аристотелем Фиорованти.

Античная химера внешне выглядела иначе: она имела гриву и передние лапы льва, туловище и задние ноги козла и хвост дракона и обладала тремя головами — козлиной, львиной и змеиной.

В новое время химера стала служить символом (или олицетворением) чего-то чудовищно невероятного, а позднее стала более безобидным символом фантастически несбыточного (по мере того, как люди забывали ее внешний вид, ее изображение и помнили смутно только ее общее значение как чего-то невозможного).

10) Гиппоцентавр — вариант античного кентавра в западноевропейской католической обработке. Использовался в

геральдике дворянства стран, находившихся на периферии немецких и австрийских имперских земель — в Семиградье, Польше, Лодомерии, Литве, Молдавии и др. в XV веке. Гиппоценгавры изображались в виде кентавров, человеческая половина которых представляла юношу (безбородое лицо) с длинными волосами, обернувшегося лицом к хвосту своей конской части и держащего в руках лук со стрелой и натянутой тетивой. Конская часть гиппоцентавров, в отличие от кентавров классической Греции, имела вместо хвоста из волос змею, в пасть которой и целился сам гиппоцентавр.

В этой эмблеме сказался позднейший миф о Хироне — «культурном кентавре», образованном, знавшем музыку, искусство врачевания и т. п., который, будучи ранен отравленной стрелой, упросил Зевса лишить его бессмертия, чтобы не испытывать мучений. В польской, литовской и га линий с ко и эмблематике военной мелкой шляхты, испытывавшей .порой давление с разных сторон, подобная эмблема должна была выражать идею самоотверженной гибели, самопожертвования как на войне, так и в большей степени в сложном клубке религиозно-политических и национальных противоречий Речи Посполитой.

3. Практически все фантастические чудовища имеют восточное происхождение, и большинство их попало и в античный мир, и в западноевропейскую геральдику именно с Востока. Но часть из них осталась только на Востоке и сохранила там свой особый внешний вид и особое значение. И именно такие фантастические фигуры мы признаем ныне специфически восточными, или ориентальными. К ним относятся:

1) Дракон (см.) в его первоначальном и коренном значении — фантастическая фигура китайской мифологии.

2) Гаруда — божественная птица древнеиндийской мифологии, играющая выдающуюся роль в буддизме, вследствие чего почитается практически всеми народами Юго-Восточной Азии (Индии, Индокитая, Индонезии, Бирмы). Носит наряду с основным названием «Гаруда» также другие — Гарутмант, Супарна. Это человек-птица — божество*. Она, согласно представлениям древних индусов, достала божественный напиток «сома» с третьего неба и принесла его Индре и людям. Гаруда — друг могущественных божеств — Индры и Кришны и одновременно служит для Кришны и Вишну «транспортным средством», перенося этих богов на большие расстояния, в разные страны, возя их также в глубь небесного пространства. Изображение Гаруды ныне является государственным гербом Таиланда (в своей наиболее древней, буддийской форме — с лицом человека и с его обнаженной грудью). Гаруда служит также главной, основной эмблемой государственного герба Индонезии (в своей современной форме — в виде крупной голенастой птицы с орлиными крыльями и головой), Гаруда, по всей видимости, является тем

 

* Голова, грудь (женская), руки, торс и ноги до колен — человечьи; клюв, крылья, хвост, задние лапы (ниже колен) — птичьи, орлиные.

азиатским прообразом, на основе которого родились европейские легенды о птице Феникс: ее изображения, относящиеся к III—VII векам н.э., встречаются также у народов Центральной Азии, Алтая, Урала и Зауралья, находившихся в ту эпоху в сношениях с Индией.

В геральдике Гаруда изображается либо с красно-золотым оперением, либо целиком золотой (современная версия).

3) Крылатый бык с головой бородатого человека и гривой льва — ассиро-вавилонские и позднее персидские изображения духов — охранителей царей и государства, соединявших в себе мудрость старцев с парением и быстротой орла, мужеством льва и силой и яростью быка. Эти эмблемы не вышли за пределы стран Древнего Востока, в основном Двуречья и империй Сассанидов и Ахеменидов.

4) Мелькарт — малоазийское (финикийское) божество, покровительствующее мореплаванию и охраняющее мореплавателей, изображалось в профиль в виде чудовища с головой, грудью и передними ногами коня и с туловищем, спинным плавником и хвостом рыбы, свернутым в спираль вовнутрь (морской конек). В средние века эта эмблема использовалась некоторыми городами Восточного Средиземноморья.

5) Сенмурв — крылатый пес, эмблема страстной верности и религиозной преданности, защитник веры, гарантия быстрой расправы с врагами веры. Изображался в виде декора (барельефов) на внешних стенах храмов у народов Малой Азии и Закавказья, в основном у грузин и армян, а также у маронитов Ливана. Сенмурвы охраняли вход в рай и в ад (т. е. на небо н в преисподнюю). Сенмурв послужил, по всей вероятности, позднее основанием для изображения крылатого льва как символа евангелиста Марка, покровителя Венеции, где с раннего средневековья сложилась армянская колония.

4. Русские фантастические фигуры, возникшие в устной, сказочной, фольклорной традиции сравнительно поздно — в XV— XVII веках, по сути дела, являются русифицированными вариантами античных, византийских, восточных и западноевропейских чудовищ, сведения о которых проникали через паломников и монахов-книжников в народ. Обычно таким фантастическим чудовищам давалось русское прозвище, а в изобразительном искусстве изменялся частично их облик. Так, Китоврас — это крылатый, безбородый (юный) кентавр, Змей Горыныч — Гидра или Линдвурм, но с тремя человекообразными головами; Жар-птица — Феникс; русалки — бескрылые сирены, а порой и бесхвостые, человекоподобные (особенно в украинском и белорусском фольклоре)*; птица Сирин — монстр с девичьей головой

 

* В южнорусской и украинской традиции русалки — добрые или по крайней мере безвредные существа; в северорусской (новгородской) и восточнорусской — это, наоборот, коварные, опасные силы зла. Причина таких различий в смысле этих фантастических существ коренится в источнике, откуда русалки стали известны русскому населению Киевской и Новгородской Руси. В Киев они пришли из греческой мифологии, где играли роль речных нимф — веселых, добрых хранительниц чистоты источников, а в Новгород они пришли из финской и скандинавской мифологии, где играли роль коварных завлекательниц рыбаков в морские и озерные пучины.

и грудью, но с крыльями, хвостом и лапами птицы — крайне близка античным гарпиям и символизировала ужасы соблазна, а также служила вещуньей, то есть стояла близко к силам ведовства. Наконец, птица Гамаюн, или райская птица, хотя и изображалась без лап и с длинными перьями хвоста, напоминавшими птицу лиру, вероятнее всего, имела своим прообразом божественную птицу Гаруду. Козерог — козел с рыбьим хвостом — весьма напоминает Мелькарта. Производным от иностранных чудовищ является также Полкан — богатырь с песьей головой (в более ранних вариантах былин — Идолище Поганое, не зафиксированное, однако, в каком-либо изображении, а потому с неясным внешним обликом). Наконец, Баба-Яга, несмотря на ее как бы русские атрибуты (избушка на курьих ножках, ступа, помело), имеет своим прообразом западноевропейских химер и ведьм средневековья.

Лишь две русские фантастические фигуры более своеобразны и являются прямым творчеством русских монастырских книжников XVII века. Это — Альконост и Зилант.

1) Альконост — это дева-птица, с девичьей головой, руками и с птичьим туловищем, крыльями, хвостом и лапами. Она очень близка к Гаруде и Сирину по внешнему виду, но, в отличие от них, грудь у Альконоста не обнажена, а в руках она держит свиток и цветок, долженствующие выражать просвещение и процветание (знания и здоровье). Альконост, таким образом, добродетельная фантастическая фигура. Образ этот не народный, а созданный искусственно, как и его название, монахами-книжниками. «Алько» по-гречески — крепость, сила, а «ностос» — возвращение. Таким образом, Альконост — возвращающий силу, придающий крепость, образ волшебного патрона, доброго покровителя ученых и знания. Название «Альконост» не случайно поэтому приняло в XIX—XX веках одно из дореволюционных издательств в России.

2) Зилант (в основе названия этой фантастической фигуры также лежит греческий корень selos, т. е. гнев, негодование, кипение, зависть) — это драконоподобное существо с песьей головой, орлиной грудью, петушиными лапами, крыльями летучей мыши и змеиным хвостом фактически стало русским вариантом изображения дракона не в его восточном понимании, а в типично русском, как силы зла. Зилант получил в русской геральдике почти официальное прозвище «татарского дракона», ибо отличался от канонического изображения церковного дракона в Московском гербе (Георгий Победоносец, поражающий дракона). В дореволюционной русской геральдике Зилант с 1558 по 1917 год был официальной эмблемой вначале Казанского царства в составе России, затем эмблемой и гербом Казани



2015-12-07 415 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 11 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальные виды крестов 11 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)