Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальные виды крестов 13 страница



2015-12-07 480 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 13 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




победы, а день, когда солнце победы лишь только забрезжило первыми своими лучами, был объявлен по древнему восточному и горскому обычаю самым великим днем албанского государства. Примерно такое же происхождение даты и на югославском гербе, где стоят цифры «29. XI. 1943». В этот день в самом центре страны, в недоступных горах, в небольшом боснийском селении Яйце, укрытом с одной стороны рекой Врбас, а с другой — горным хребтом Паленик, открылась Вторая сессия АВНОЮ (Антифашистского веча народного освобождения Югославии). Она подвела итоги начавшегося летом широкого наступления югославской партизанской армии и на второй день к концу своего заседания избрала Временное правительство Югославии во главе с И. Броз Тито. Это и стало началом нового югославского государства, сменившего монархию Карагеоргиевичей и Обреновичей.

Третьим балканским государством, внесшим в свой государственный герб цифровые изображения, была Болгария. В герб, утвержденный в 1948 году, была внесена одна дата 9 IХ. 1944. В современном варианте герба, утвержденном в 1981 году, имеются две цифры справа и слева в девизном щитке — 681 и 1944, без уточнения числа и месяца. Цифра 1944 говорит о сентябрьском народном вооруженном восстании 9 сентября 1944 г., свергшем фашистский режим и открывшем путь к строительству новой народно -демократической, социалистической Болгарии. Цифра 681 не менее значительна и почтенна. В этот год был заключен мирный договор между Византией и ханом протоболгар Аспарухом. Византия признала по нему за кочевой тюркской народностью протоболгар право на свое государство между Дунаем и горами Стара Планина. Болгария, таким образом, едва ли не единственное из современных государств, которое может абсолютно точно указать дату своего рождения, зафиксированную в реальном международно-правовом документе. Вполне понятно, что такой исторический факт является национальной гордостью болгар и потому был признан достойным внесения в государственный герб как беспрецедентный феномен в Европе.

Внес в свой гербовый щит цифру 1960 и близкий к Балканам Кипр. Уточнения какой-либо даты, однако, не предпринято. Это было сделано составителями герба сознательно по двум причинам. Во-первых, весь I960 год, начиная с апреля, был буквально наполнен важнейшими событиями в новейшей истории Кипра, так что отдать предпочтение хотя бы одному из них означало бы невольно оставить в тени другие. Так, 6 апреля был подписан проект конституции, из-за которого ряд лет велась затяжная, трудная, ожесточенная борьба. 31 июля состоялись первые свободные выборы за всю многовековую историю Кипра, 16 августа была провозглашена независимость Кипра и установлены в том же месяце дипломатические отношения с СССР, а в сентябре Кипр был принят в ООН. Таким образом, с весны по осень 1960 года шла непрерывная цепь важных для

кипрского народа событий, которые только в своей совокупности приобретали вес и реальное политическое международное значение, обеспечивали существование молодой республики. Но была и еще одна причина, по которой надо было упомянуть весь 1960 год, а не акцентировать внимание на конкретной дате. Дело в том, что Кипр празднует день своей независимости не 16 августа, а 1 октября. В этот день никаких исторических событий не происходило. И решение перенести празднование Дня независимости республики на 1 октября последовало в 1963 году, когда из опыта стало ясно, что сохранять праздник в середине августа просто невозможно по хозяйственным соображениям. В это время на Кипре самая горячая страда — дорога каждая минута, идет сбор фруктов, винограда, цитрусовых, которые надо без замедления упаковать и отправить на экспорт. Люди работают в эти дни днем и ночью. Праздник, рассчитанный no-южному широко — на три дня, способен сломать, нарушить, смять трудовой график, нанести урон хозяйству республики. Вот почему на гербе стоит только цифра года: празднуют киприоты не день рождения, а год рождения своей республики, причем в удобный для своих основных дел день, когда урожай уже собран.

Для многих, видимо, будет полной неожиданностью узнать, что и на гербе Франции имеется цифра. Правда, она очень крохотная, едва заметная, да и сохраняется лишь в так называемом Большом, или полном, гербе республики, а не в Малом, наиболее часто употребляемом. Но тем не менее она есть. И цифра эта тоже довольно неожиданная— 1870.

Каждый, кто хоть кратко знаком с историей Франции или Европы, не может не знать этой даты: это 1870 год — год разгрома Франции под Седаном, год падения Второй империи и начала Третьей республики. Третья республика просуществовала с 1870 по 1940 год и окончила свои дни поражением. Четвертая республика существовала с 1946 по 1958 год.

С 1958 года начался период Пятой республики, который политически и особенно в государственно-правовом отношении разнится от эпохи Четвертой республики, но хронологически очень тесно и плавно сливается с нею. Таким образом, Франция после 1958 года может считаться прямой преемницей Франции до 1958 года — это очевидно. Но поскольку в государственно-правовом отношении у Четвертой республики еще меньше различий с Третьей, чем с Пятой, то нынешняя Франция сохраняет преемственность и с Третьей республикой. Гербовое изображение даты 1870 год как бы подтверждает, что современная Французская республика исторически и политически считает своим началом, своим истоком J870 год, то есть буржуазное государство, созданное Л. Ж. Трошю, А. Тьером, Ж. Греви, а не ведет свою родословную с Великой французской революции 1789 года. Об этом говорят и другие эмблемы герба Франции, соединяющие гербовые фигуры, характерные для каждой из трех республик: знак Почетного легиона — от Третьей республики,

кокарду и венок — от Четвертой республики и ликторский пучок — от Пятой.

Вот о чем говорят цифры на гербах современных пяти европейских государств.

Что же касается африканских государств, то лишь одно из них — ЦАР — Центральноафриканская республика внесла в свой герб дату 1 декабря 1958 г. Того, кто обратится в любой справочник, чтобы выяснить смысл этой даты, ждет разочарование. Он, несомненно, прочтет, что ЦАР получила независимость 13 августа I960 г., а ее конституция была составлена и опубликована еще позднее. Чтобы выяснять тайну гербовой даты, надо вернуться к истории французской колонии Убанги-Шари, из которой станет ясно, что 1 декабря 1958 г. произошло только переименование Убанги-Шари в автономную Центрально африканскую провинцию (Заморский департамент) в составе Франции, ибо население Убанги-Шари проголосовало за проект де Голля, за Пятую республику. Эта дата — самая начальная, самая первая веха в истории будущей ЦАР, и именно как таковая она внесена в государственный герб.

Вообще для гербов более характерно сохранение именно таких дат, которые говорят о предыстории, о начале, о первых ростках того или иного важнейшего события в жизни государства, а не о завершающем, конечном, окончательном событии. Иными словами, достойным памяти потомков признается то, что легче может быть забыто, а не широко известное всем событие.

То, что эта тенденция не случайна, а является сознательно проводимой гербоведами линией (с XI в. по прецеденту с Готфридом Бульонским), особенно наглядно проявляется в гербах латиноамериканских государств, первыми приступивших к введению цифровых изображений, отражающих даты исторических событий. Известно, что три центральноамериканские страны — Гватемала, Гондурас и Сальвадор — имеют в своих гербах одну и ту же дату— 15 сентября 1321 г. Если рассматривать историю этих стран в отдельности, то эта дата покажется несколько странной, ибо независимость каждой из указанных стран была провозглашена значительно позже и в разное время (так, независимость Гондураса — в 1838 г., Гватемалы — в 1839 г., Сальвадора— в 1841 г.). Дата же 15 сентября 1821 г. напоминает о первом собрании представителей креольского населения в Гватемале — тогдашней столице всей Центральной Америки, где была зачитана декларация о выходе всего капитан-генеральства Америка-Сентраль из-под испанской зависимости. Эту-то дату и включила в свой герб не только Гватемала, формально имевшая на это право, но и другие провинции капитан-генеральства, хотя они конституировались в государства лишь спустя полтора-два десятилетия. Тенденция удревнить, архаизировать дату своей независимости сказалась вполне отчетливо.

Но она проявляется не во всех странах. Так, независимость Бразилии была объявлена 7 сентября 1822 г. и признана со стороны Португалии в 1825 году. Однако на современном бразильском

гербе значится дата... 15 ноября 1889 г. Разница с опозданием на... 65 лет? Нет, к независимости страны она не имеет никакого отношения. Это дата... первого военного переворота в стране, совершенного маршалом Деодором да Фонсекой и адмиралом Ван дер Колком, бескровно устранившими императора Педро II. Это фактически дата рождения бразильской буржуазной республики.

Если даты в гербах Бразилии и центральноамериканских государств хотя и несколько неожиданны по значению, но все же поддаются расшифровке, то две даты в гербе Венесуэлы, хотя и имеют объяснительные пометки тут же, на девизных лентах герба, в действительности составляют своего рода загадку.

Казалось бы, чего уж яснее: дата 19 апреля 1810 г. с пометкой “Independencia» (независимость). Но независимость Венесуэлы, как известно, была провозглашена дважды: в первый раз — 2 марта 1811 г. и окончательно — 10 февраля 1819 г. (избрание Боливара президентом), В гербе же, где никаких ошибок и опечаток быть не может, стоит 19 апреля 1810 г. Это не что иное, как первый день народного восстания в Каракасе против испанцев. Лишь спустя 9 лет оно завершилось провозглашением независимости. Но в герб включен все же именно этот день.

Вторая дата — 20 февраля 1859 г. — вообще отсутствует в большинстве книг по истории Венесуэлы. Это не день образования республики, ибо республика была создана гораздо раньше — в 1830 году, когда Венесуэла отделилась от Великой Колумбии, а также не год принятия одной из многочисленных венесуэльских конституций (1857, 1858, 1864, 1874, 18S1, 1891, !893, 1901 г. и т.д.). Никаких грандиозных событий с 1830 года и вплоть до 80-х годов учебники истории в Венесуэле не отмечают. А между тем дата в гербе страны не может быть незначительной. В чем же дело? Оказывается, венесуэльцы считают гигантским поворотом в своей истории день, когда была начата своего рода «гражданская война» против диктатуры двух братьев-президентов Мопагас, с 1846 по 1858 год попеременно владевших страной. Братья, между прочим, имели не только одну и ту же фамилию, но и одно и то же первое имя — Хосе, и только вторые, не столь часто употребляемые имена у них отличались друг от друга (Тадео и Грегорио). Гражданская война шла до 1863 года и окончилась принятием в 1864 году новой конституции Венесуэлы, разделявшей ее на штаты, как США*. Но не этот день, зафиксированный в документах, а первый день, когда только-только началась борьба против Монагасов, исход которой в то время никак не мог быть ясен, отмечен как великая дата венесуэльской истории в ее гербе.

Как видно даже из этого беглого обзора, цифровые изображения, то есть даты на государственных гербах, могут быть своеобразным источником для понимания некоторых принципов

 

* Отсюда и пометка в самом гербе «Federation».

официальной историографии и исторической идеологии той или иной страны, а также дают представление о характерной для современного буржуазного герботворчества тенденции путем внесения в государственный герб цифр, отражающих политическую хронологию, фактически «удревнить», «архаизировать» и попутно «облагородить» историю буржуазных революций. В целом все это говорит о стремлении ряда государств сделать государственный герб идеологически и политически активно работающим символом, придать ему серьезное значение государственно-воспитательного атрибута.

148. ЧАКРА —древнеиндийский солнечный символ. Ныне применяется как национальный символ Индии на ее государственном флаге и гербе. Олицетворяет древность Индии, ее культуры и процветание страны в будущем.

Чакра как солнечный знак, по сути дела, знаменует собой рождение индийской культуры, покоящейся в значительной степени на мифологии. Солнце по древним индуистским преданиям — это главное индийское божество — спало долго в океане, а затем, проснувшись, увидело юную, свежую, красивую утреннюю Зарю и, взяв ее себе в жены, вышло из океана и совершило путь по небосводу, который повторяет с тех пор ежесуточно. Солнце, следовательно, родилось из воды и вышло из нее. Из воды родился и священный цветок Индии лотос. Оба они соединились в чакре, образовав ее знак, означающий жизнь, процветание.

Индийская история не богата символами, абстрактными знаками. Чакра фактически единственный, если не считать свастики, тоже связанной с солнечным культом. В чакре, таким образом, сконцентрирован древнейший пласт индийской культуры. В дальнейшем все философские и религиозные представления индусов принимали форму мифологии и литературы и шли по линии максимального очеловечения божеств, придания их образам чрезвычайно конкретных черт людей, животных, фантастических чудищ, соединяющих в себе признаки человека и животных, но всегда живых существ с конкретными, вполне человеческими привычками, страстями и даже страстишками. Мышление в подобных «бытовых» категориях вовсе не способствовало у народов Индии созданию и культивированию в историческое время абстрактных знаков и понятий, символов. Вся религиозная символика лежала в области эмоционально-литературной интерпретации мифов, повествующих о поведении божеств. Вот почему за последние 2000 лет в Индии не возникло ни одного общенационального знака-символа.

В силу этого знак чакры, который был окончательно установлен как религиозно-государственный священный символ в период правления царя Ашоки в середине III века до н. э., на Третьем всебуддийском соборе в Паталипутре (ныне Патна в Бенгалии), фактически является единственным символическим знаком Индии за ее многотысячелетнюю историю.

Все это объясняет, почему индийское независимое государство, созданное в 1947 году, обратилось к чакре как к высшему национальному символу, который мог стать общегосударственным для всех народов страны. Во-первых, принималась в расчет чрезвычайная древность чакры. Ее возникновение приписывают Индре — богу-завоевателю арийских народов Индии, некогда верховному божеству индусов, позднее утратившему значение и уступившему место Брахме, Шиве и Вишну. Вот почему изображение чакры часто встречается в индийской религиозной скульптуре в виде ожерелья на шее Шивы, самого грозного из индуистских божеств. Следовательно, чакра говорит о преемственности в индийской истории и культуре, а это важно для символа современной самостоятельной Индии. Во-вторых, чакра была канонизирована царем Ашокой как знак, примиряющий, сближающий индуизм и буддизм, как некий наднациональный и межрелигиозный знак, объединяющий многочисленные и разнообразные народы Индии. А такое символическое значение также крайне ценно для современной Индии.

Наконец, чакра соединяет в себе два важнейших для индийцев знака — символ Солнца и эмблему жизни — цветок лотоса, ибо каждый луч чакры (а их 24) — это стилизованный стебель лотоса с цветком.

Число лучей чакры точно соответствует канонам международной классической геральдики (см. Лучи), так что чакра — достойный символ для великой страны с точки зрения ее международного престижа. В то же время число 24 многое говорит и индусам, воспринимается ими и как национальное, и как символичное. Дело в том, что по индийской мифологии имеется 8 миродержателей, на которых зиждется все мироздание. Чакра трижды повторяет своими лучами число 8, что как бы заверяет, что современное индийское государство будет втрое сильнее и могущественнее всех предыдущих, ибо опирается на национальные народные силы — этих лучших «миродержателей» страны.

Таким образом, чакра для индусов одновременно и важный исторический символ, и знак по-новому политически многозначительный, отражающий современные идеалы и принципы, на которых строится индийское государство.

149. ЧАША — небольшое и относительно неглубокое круглое блюдо на подставке. В русскую геральдику этот предмет попал из религиозного обихода, где он имел значение сосуда для жертвоприношения и символизировал жертвенник или гроб. В связи с этим изображение чаши постепенно стало обычным в разного рода надгробиях как знак памяти об умерших со стороны потомков. Чаша как эмблема получила распространение в основном в скульптуре в виде изваянной в камне или отлитой из бронзы (чугуна) чаши или в виде рельефного изображения (барельефа, горельефа) на лицевой стенке надгробия, памятника. В дореволюционной России чаша изображалась главным

образом в надгробиях павшим воинам (офицерам, генералам). В период после февральской революции 1917 года и особенно после Октября 1917 года изображения чаши с огнем как замена креста часто стали воспроизводиться на временных (деревянные, гипсовые, глиняные чаши), так и постоянных массовых (братских) захоронениях жертв первой мировой войны и гражданской войны (1918—1922 гг.) и восприниматься как видимый разрыв с традиционным христианским религиозным символом — крестом.

В начале — середине 1918 года предлагалось даже включить изображение чаши с жертвенным огнем в герб РСФСР как знак памяти о жертвах революции. После Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов чаша с огнем стала применяться не только как символическое изображение памяти о погибших в войне, в составе крупных архитектурных ансамблей (Пискаревское кладбище), но и как эмблема в малой пластике (значки) для обозначения Вечного огня.

Чаша как составной элемент входит в эмблему медицины: змея, изливающая свой яд в чашу, означает мудрость науки, приносимой как жертва (дар) на пользу человечества.

150. ЧЕРЕПАХА. В представлении обычных людей в большинстве европейских стран (за исключением стран Средиземноморья) черепаха — олицетворение медлительности. В Африке, согласно фольклору и мифологии, черепаха — олицетворение мудрости. Эти же представления, проникшие с древнейших времен из африканского мира в Средиземноморье, разделяют жители Испании, Португалии, Сицилии (но не Северной Италии), Мальты. В основе первого представления лежит поверхностное, внешне бросающееся в глаза наблюдение, в основе второго — знакомство с привычками черепахи, длительное наблюдение за ее поведением и оценка ее совокупных качеств с точки зрения человека (осторожность, способность распознавать отравленную пищу, глубокое молчание, неторопливость, долголетие, невозмутимость).

В ряде африканских стран черепахе приписываются также хитрость, умение ввести в заблуждение более сильного, но менее умного противника. В эмблематике африканских стран черепаха поэтому используется как эмблема положительных качеств, что необходимо учитывать европейцам.

В геральдике черепаха до самого последнего времени не использовалась ни как эмблема медлительности, ни как эмблема мудрости.

Но с 1978 года две стилизованные черепашки были включены в герб получивших независимость Соломоновых Островов (тихоокеанского государства в составе Содружества) в знак того, что эта страна долго занимала ведущее место в мире по торговле черепаховыми панцирями, а с 1979 года натурное изображение черепахи (шествующей вправо) было введено в герб Сейшельских

Островов (африканского государства в Индийском океане) в знак того, что эта страна — единственное место в мире, где еще сохранилась гигантская слоновая черепаха.

Таким образом, в обоих случаях использование этих естественных фигур в современных гербах не связано ни с какой символикой, а носит характер информации, констатации фактического положения, что чрезвычайно типично для применения гербовых фигур в геральдике современных молодых государств: у некоторых из них герб служит своего рода вывеской, торговой или туристической.

151. ШАХТА (см. Постройки).

152. ШЕСТЕРНЯ — новый вид эмблемы, появившийся фактически лишь в XX веке в своем современном значении. До этого, в XVI11—XIX веках, зубчатые колеса (но не современные шестерни) встречались изредка лишь в немецкой геральдике как говорящие эмблемы в гербах лиц, носивших фамилию «Мельник» (Мюллер), а с конца XIX века — в городских гербах как эмблема фабрично-заводского производства.

Шестерня, как известно, одно из двух зубчатых колес, а именно меньшее, посредством которых в машинах осуществляется передача заданного движения или вращательное движение преобразуется в поступательное. Таким образом, шестерня является неотъемлемой частью любого механического станка, агрегата, машины и тем самым служит как бы символом машинного производства. Поскольку сами по себе машины крайне неэмблематичны, неудобны для изображения, то шестерня, как непременная деталь любой машины, является удобным представителем машинного (заводского, промышленного) производства. По своей форме, напоминающей колесо, она также весьма традиционна для эмблематики, где колесо в разных его видах — транспортное, штурвальное, колесо солнечное, колесо пыточное — использовалось на всем протяжении истории эмблематики и геральдики. И все же, несмотря на это, шестерня как механическое колесо, как эмблема промышленности с большим трудом пробила себе путь в государственную геральдику.

В нашей стране она впервые как эмблема наряду с молотом и наковальней появилась в листовке РСДРП(б) от 15 апреля 1918 г. (см. рис.), а затем на протяжении 1918—1920 годов ее пытался ввести в государственный герб РСФСР С. В. Чехонин (см. рис.), но даже тогда это показалось многим слишком «экстравагантным», и шестерня заняла несколько позднее более скромное место — на первых советских серебряных рублях в качестве атрибута промышленности к аллегории рабочего. Для геральдической эмблемы ее посчитали тогда слишком «непонятной» и «невыразительной». Поэтому в 20-е и 30-е годы шестерня не вошла ни в один из гербов союзных республик СССР.

Она была применена, однако, как эмблема в орденах Трудового Красного Знамени как в республиканских, так и в общесоюзном (1928 г.), а в середине 30-х годов шестерню как эмблему негербового ранга вносят в целый ряд советских значков, имеющих характер наградно-поощрительных знаков, — ГТО, Осоавиахим и др., где она служит эмблемой промышленности (индустриализации страны).

В послевоенные годы шестерню в СССР используют также как эмблему промышленности в заводских марках и в эмблемах спортивных обществ, представляющих какой-либо промышленный коллектив, а иногда она придается и чисто сельским коллективам, по-видимому, учитывая нынешний высокий удельный вес в них механизаторов (см. эмблемы обществ «Урожай» и «Колос»).

Однако в государственную геральдику шестерня в СССР так и не включена, несмотря на то что впервые эта эмблема была предложена в нашей стране 70 лет назад. Наоборот, в ряде стран Европы, Азии и Африки после второй мировой войны шестерня была включена в качестве одной из основных гербовых эмблем в государственные гербы (Болгария, Италия, Афганистан, Китай, МНР, Мьянма, Камбоджа, Лаос, Вьетнам, Ангола, Бенин, Эфиопия, Мадагаскар, Мозамбик, Кабо-Верде и Ботсвана). У последней даже три шестерни в гербе. Во всех указанных случаях шестерня является эмблемой индустриального развития и труда, то есть трактуется в самом высоком смысле, как и полагается для главных государственных эмблем. Это наглядный пример того косвенного эмблематического и геральдического влияния, которое оказали Великая Октябрьская революция и развитие социализма в СССР на геральдическое творчество во всем мире. Даже на флаге МОТ (Международной организации труда) также красуется шестерня, что является международным признанием этой эмблемы как эмблемы труда.

153. ШТУРВАЛ (рулевое колесо, руль кормчего, кормило власти) — одна из древних эмблем, встречающаяся уже в раннее средневековье. Изображалась как колесо с ручками (двумя или несколькими) и означала эмблему руководства, управления. Эта эмблема и связанное с ней значение, несомненно, происходят от солнечного колеса как символа божественной власти (ручки — остатки, рудименты лучей) и лишь позднее стали соотноситься с рулевым колесом судна.

В классической геральдике эта эмблема встречалась довольно часто как в ее высоком переносном значении, так и начиная с XVIII века в более прикладном — в гербах моряков и флотоводцев стран Западной и Южной Европы.

В наше время сравнительно редка. В государственной эмблематике означает мудрое государственное руководство (или верный государственный курс). Имеется лишь в гербах Шри-Ланки, Тринидада и Тобаго, поскольку большинство стран считает, что

слишком самонадеянно определять свой собственный политический курс как мудрый или абсолютно правильный.

В городской геральдике ряда Стран штурвал используется портовыми городами как эмблема судоходства и судостроения.

154. ШТЫК — эмблема, употреблявшаяся и бывшая особенно популярной в нашей стране в период между февральской и Октябрьской революциями 1917 года, а затем в годы гражданской войны 1918—1922 годов как выражение вооруженной мощи свободного народа. Штык, как личное, солдатское оружие, точно отражал тот исторический факт, что солдатские массы были составной частью народа, восставшего против самодержавия и совершившего революцию.

Поэтому изображения штыка (или винтовки со штыком) являлись составной частью в разного рода значках и медалях этого периода. Штык сочетался с саблей, были изображения двух скрещенных штыков или винтовок со штыками, штыка и молота, штыка и знамени и т. п. В связи с тем, что ни одна из военных эмблем не была включена в герб Советского государства (см. Меч), а также в связи с окончанием гражданской войны и демобилизацией армии, в результате чего солдатская прослойка в Советах перестала быть значительной и особой, влившись в число рабоче-крестьянских депутатов, штык как специфическая эмблема революционных солдатских масс утратил свое значение. Начиная с конца 20-х — начала 30-х годов штык как эмблема вошел в ряд оборонных значков.

Кроме того, как военная эмблема штык вошел в орденские знаки ордена Красного Знамени, а позднее — в другие военные ордена и медали, например в медаль «За боевые заслуги», в орден «Отечественной войны».

В зарубежной эмблематике штык, а точнее, винтовка с примкнутым штыком используется в основном в геральдике латиноамериканских стран, причем в основном не как самостоятельная, отдельная эмблема, а в составе трофеев.

155. ЩИТ в геральдике. Щит — это основное гербовое поле, на которое наносятся все символы, эмблемы, фигуры, которые должны так или иначе характеризовать гербов л а дельца. Щит, следовательно, надо понимать в геральдике как основание, базу, центр для любого герба, как абрис, контур той или иной формы, которая употребляется для нанесения в ее пределы, а также вокруг нее разнообразных гербовых знаков и различных фигур.

Геральдические щиты произошли от реальных щитов, и потому они вводились в геральдику так же постепенно, как и различные эмблемы, ибо форма щита развивалась как в зависимости от времени, так и в зависимости от страны. Вот почему все Щиты носят исторически и национально обусловленную форму и соответствующие им национальные наименования.

В основе всех видов щитов лежат простые геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, эллипс, ромб.

Самой древней формой 1фтта является треугольная, суживающаяся книзу. Это — норманнский, или варяжский щит, как его называют в русской геральдике. Если варяжский щит более вытянут книзу, а вверну его острые края слегка закруглены, то он носит название раннеготского. На основе этих древних форм щитов разработан более удобный для геральдических, декоративных целей вид щита, применяемый в новейшее время и условно называемый позднеготским.

Щит, представляющий собой квадрат, нижняя сторона которого слегка выгнута, округлена, называется испанским. Квадрат или прямоугольник, близкий к квадрату и лишь слегка вытянутый в высоту, с сердцевидным заострением книзу, называется французским щитом. Эта форма была наиболее распространенной для гербов в XV11—XIX веках, так как она крайне удобна для рассечения щита на ряд полей и для расположения на ней многих фигур. На основе квадратного щита в новейшее время разработана такая форма, у которой закругление нижней стороны делается круче, чем у испанского, а вертикальные линии идут не параллельно, а слегка (на 2°) скашиваются, расширяясь кверху. Такие щиты используются в XX веке для нанесения на них территориальных (городских, областных) гербов. Щит овальной, яйцевидной формы называется итальянским и употребляется чаще всего для женских гербов. Круглый щит считается восточным. Он существовал с древнейших времен во всех странах Востока — Малой Азии, Среднего Востока, в Центральной Азии и на Дальнем Востоке — и характерен также и для России, особенно с конца XIII века.

Щит фигурный, вычурный, образующий выемки и завитки и получивший распространение в позднем Ренессансе в странах, входивших в Римскую империю германской нации как чисто декоративная, геральдическая, а не боевая форма щита, называется немецким, особенно в геральдике тех стран, куда эта форма проникла из Германии. В России он был особенно популярен в конце XIX — начале XX века у художников-графиков книги, именовавших его на своем профессиональном жаргоне «картушем».

Наконец, щит, крайне редко используемый в геральдике и называющийся греческим или чаще амазонским, представляет собой полукруг с двумя глубокими выемками сверху. Он часто используется как декоративная деталь в архитектуре, барельефах на стенах зданий или в арматюрах.



2015-12-07 480 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 13 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальные виды крестов 13 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (480)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)