Понятие права и понятие государства
Э. Кант писал: « Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина» Всякое государство связано с правом. Каждому типу государства соответствует свой тип права. Существует IV типа государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Различает их между собой 2 основных признака: тип собственности и социальное назначение государственной машины. Нерсесянц: все, что в теории права и гос. говорится о праве, по своей сути относится и к государству, и все, что говорится о государстве, относится и к праву. 2 типа понимания права: * легистский (от lex — закон) - продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право — приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право. Принцип «юридического позитивизма» * Гоббс «Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена», трактовка права как творения власти, властная принудительность * Д. Остин «право - агрегат правил, установленных политическим руководителем или сувереном» * Г.Ф. Шершеневич «Всякая норма права, — писал он, — приказ => С этой точки зрения все, что приказывает власть, есть право. * + неопозитивисты (несмотря на их декларации об «очищении» юриспруденции от прежних этатистских представлений о праве как продукте государства и их попытки формальнологическим образом обосновать, будто отстаиваемое ими принудительно-приказное право получает свою действительность не от государства, а от гипотетической основной нормы (Г. Кельзен) или от некоего фактического «последнего правила» — «высшего правила признания» (Г. Харт) => выявление 2 факторов: 1) выявлением, классификацией и систематизацией самих видов этих приказаний 2) выяснением мнения законодателя, т.е. нормативно-регулятивного содержания соответствующих приказаний. => специфика права, под которым позитивисты имеют в виду закон (позитивное право), неизбежно сводится при таком правопонимании к принудительному характеру права. (! Только гос. власть знает, точ такое право) => отрицание теории права, а только учение о законе! (в позитивизме) * юридический (от ius — право) – пр. нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей (государственной) власти, те. определенное, отличное от других, социальное явление (особый социальный регулятор и т.д.) со своей объективной природой и спецификой, своей сущностью, отличительным принципом и т.д. + 2 подхода в рамках юридиеского: 1) естествен-ноправовой подход признание естественного права, которое противопоставляется праву позитивному 2) либертарно-юридический подход различение права и закона (позитивного права) и под правом (в его различении и соотношении с законом) имеет в виду не естественное право, а бытие и нормативное выражение (конкретизацию) принципа формального равенства (как сущности и отличительного принципа права). = > либертарный формально-юридический подход — теоретически более последовательная и развитая концепция юридического правопонимания => право — это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений. В праве (и соответственно в государстве) нет ничего, кроме принципа формального равенства. * достоинства (наличие некоторых моментов юридического правопонимания, правда, без должного теоретического осознания и выражения) * недостатки (смешение права с неправовыми явлениями — моралью, нравственностью и т д., отсутствие четкого критерия отличия права от всего неправового). + Плюрализм естественноправовых учений Четвернин: каждой концепции возникновения права соответствует отдельное определение права. * в марксистском учении гос. и пр. - институты классового насилия, их историческое происхождение — это вопрос классовой борьбы и классового господства Проблема (Четвернин): в постсоветской учебной лит.-ре эта логика нарушена. С одной стороны, в учебниках говорится о правах человека и правовом гос. как результате исторического развития права, с другой — оказывается, что гос. и пр. исторически возникают в форме древнего деспотизма. В теоретическом отношении — это шаг назад даже в сравнении с марксизмом. В этом отношении особенно показательна «теория социогенеза» - возникновение права уже в первобытном обществе. Это так называемое архаическое право (оно же — примитивное, традиционное, обычное, первобытное и т.п.). «Архаическое право» не похоже на современное право, во многом противоречит сегодняшним правовым стандартам, но, тем не менее, его считают именно правом. Его основные черты —1)регулирование отношений между общинами, группами, а не индивидами, 2)иррациональность норм и процедур. Если «архаическое право» — это все же право, то и современное право, и «архаическое» должны быть явлениями, выражающими одну и ту же сущность. В таком случае современное право, как и «архаическое» должно защищать коллективизм и коммунизм, ставить людей в зависимость от сверхъестественных сил, а права и свободы должны считаться чем-то противоправным, разрушающим общинный способ социального бытия. Таким образом, теория социогенеза либо извращает сущность права, либо допускает множество произвольно определяемых сущностей прав. Поляков: 1) пр. ассоциируется с общеобязательными правилами поведения; 2) оправданная свобода человека поступать тем или другим образом. Право связывают то с гос., то с обществом. Пр. – явление многообразное, существующее в различных формах. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, и лишь меньшая часть гигантского правового «айсберга» находится на виду гос. и активно контролируется им, но эта часть является и наиболее важной для нормального существования общества. Характеристика права в рамках гос.ва: 1) Право всегда принудительный государственный порядок; 2) Этот порядок произвольно устанавливается волевым актом государства; 3) Право всегда замкнутая и логически непротиворечивая система пр.норм. (!) Нормальное правовидение позволяет увидеть право не только в государстве, но и за его пределами; связать правогенез не только с государственным волеизъявлением, но и с социальным признанием правового значения таких актов, как и с возможностью непосредственно социального установления права. Право – Многоединство! Право, рассмотренное как система, представляет собой основанный на социально признанных и общеобязательных нормах порядок отношений, участники которого имеют взаимообусловленные правомочия и обязанности. 1) наличие субъектов, обладающих взаимообусловленными правами и обязанностями; 2) наличие социально признанных и общеобязательных правил поведения (норм).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (586)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |