Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль богословов-правоведов, общественного принуждения и судей



2015-12-07 743 Обсуждений (0)
Роль богословов-правоведов, общественного принуждения и судей 0.00 из 5.00 0 оценок




Чем, в сущности, отличается “государство” от большой разбойничьей шайки? Этот вопрос задавал еще в V в. один из отцов Церкви, Блаженный Августин, доказывая, что государственное сообщество (civitas) основывается на справедливости и что деспотические царства (regnum) язычников нельзя называть государством. “Что суть царства, лишенные справедливости, – риторически вопрошал Августин, – как не большие разбойничьи шайки?”

В представлении христианского мыслителя, в языческих царствах нет государственно-правового общения, но в них, как в разбойничьих шайках, есть власть одного предводителя, которому никто не смеет прекословить, а “право” сводится к тому, что захваченная на войне добыча делится по установившемуся обычаю.

Мелехин

Епископы возглавляли округ, состоящий из нескольких общин. Им принадлежала не только религиозная, но и судебная власть. Они обладали правом "истолковывать" вопросы Писания и церковных обрядов. Возникают синоды (собрания епископов). Формируется клир - организация наделенных особыми религиозными и священными правами служителей церкви.

В V веке возникли более крупные объединения - патриархии и митрополии. В это же время римские эпископы получили особый статус наместника самого Бога, обладающего и светской, и церковной властью, - статус папы. Руководство делами церкви в других государствах доверялось особым папским посланцам - нунциям. Стала создаваться христианская литература, основу которой составили четыре Евангелия. Законами римских императоров Аркадия и Гонория за христианскими епископами стала признаваться роль арбитров не только в церковных делах, но и в тех, где затрагивались нематериальные, моральные стороны межчеловеческих отношений. Таким образом, церковь делали реальной участницей процесса государственного управления.

Основателем ставшей официальным учением католической западной церкви доктрины исключительной "единоспасающей роли церкви" был крупнейший политический и духовный мыслитель святой Августин (IV в.). Согласно этой доктрине только церковь обладала посредническими полномочиями по пути человека от земной жизни к небесному житию, помогая ему преодолевать греховные дела и помыслы. Для выполнения этой великой миссии церковь изначально наделялась не только правами духовного воздействия, но и правом принуждения и обязывания.

Крупнейшим идеологом католицизма является доминиканский монах Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.), который одним из первых среди средневековых философов Западной Европы стал широко использовать труды Аристотеля. Взяв у него деление законов на естественные и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил их делением на законы человеческие (определяют порядок в общественной жизни) и божественные (предназначены указывать пути достижения "небесного блаженства"). Из сочетания классификаций законов, предложенных Аристотелем, и своего варианта он сформулировал следующие их виды.

1. Вечный (божественный естественный) представляет собой "сам божественный разум, управляющий миром", который лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества.

2. Естественный (человеческий естественный) понимается как отражение вечного закона человеческим разумом и выражается в определении законов общественной жизни, а также стремлении к сохранению и продолжению рода.

3. Человеческий (человеческий положительный) - феодальное право, рассматриваемое им как выражение требований естественного закона, подкрепленное возможностью принуждения и наличием штрафных санкций. Необходимость такого закона объяснялась тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло. Поэтому для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха возможного наказания.

4. Божественный (божественный положительный) - это положения, изложенные в Библии.

Под правовой природой он понимал то, что составляет существо человеческих действий, "потому что оно есть их правило и мера". Как в своей теории закона, так и в концепции права Фома настойчиво проводил мысль: правовым (вернее, позитивно-правовым) человеческое установление является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву.

Цель государственности – "общее благо", обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Фомы Аквинского реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться правителям, олицетворяющим собою государство

Фома Аквинский – незаурядный и воинствующий защитник папства. Особенно яростно обрушивался он на еретиков, призывая власти безжалостно расправляться с ними.

Усердие Фомы Аквинского было оценено римско-католической церковью, присвоившей ему титул "ангельского доктора". В 1323 г. его причисляют к лику святых, а в 1879 г. схоластическая система Фомы объявляется папой Львом XIII "единственно истинной философией католицизма". Это кладет начало неотомизму.

Филофей "Москва – третий Рим"

Теория Филофея "Москва – третий Рим" получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом плане вполне возможно считать ее доктриной, получившей официальное признание.

Роль общественного принуждения

Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Воздействие общества направлено на то, чтобы убедить человека в необходимости действовать в соответствии с общественным мнением или принудить его к этому.

Общественное мнение является основой и предпосылкой общественного воздействия. В отличие от индивидуального общественное мнение выражает общие интересы группы людей или всего общества. Оно возникает, складывается в процессе борьбы различных мнений в среде общества и в результате представляет собой мнение большинства. После того, как оно сложилось как мнение коллектива или большинства социальной группы, народа, общественное мнение может быть выражено различными способами и в разных формах (например, в печати), закреплено и оформлено в виде принципа, правила поведения, но, имея огромную потенциальную силу, само по себе оно еще непосредственно не воздействует на сознание и волю людей. Только коллектив, опираясь на общественное мнение, используя средства убеждения и принуждения, осуществляет воздействие на отношения и поведение людей. В этом смысле прав И. С. Самощенко, определяющий общественное воздействие как «воздействие силой общественного мнения».

В то же время принуждение также является методом воздействия, в процессе которого объект воспринимает мнение субъекта воздействия, то это восприятие связано с подавлением воли лица, на которое производится воздействие (объект воздействия). Общественное принуждение воздействует на сознание индивидуума, который под этим воздействием сознает необходимость определенного поведения, хотя оно еще не стало его привычкой, результатом его убежденности, и в этом случае человек как бы «насилует» сознательно свою волю, заставляет себя действовать определенным образом.

Следовательно, общественное принуждение носит внутренний характер, оно не может воздействовать непосредственно на волю лица, не сознающего необходимости подчинения мнению общественности.

В этом одно из важных отличий общественного принуждения от убеждения и государственного принуждения. Последнее предполагает возможность воздействия на волю и поведение человека вне зависимости от степени осознания им необходимости подчиняться правовым предписаниям. Это ни в какой мере не должно вести к выводу о том, что социалистические правовые предписания исполняются под угрозой принуждения или в принудительном порядке. Подобное извращенное понимание социалистического права, имевшее место в юридической литературе, подверглось острой критике и в настоящее время от него отказались. В действительности принуждение — это лишь потенциальный элемент в социалистическом праве. Право обеспечивается не принуждением, а возможностью принуждения к отдельным правонарушителям. Решающее значение организационно-воспитательных мер обеспечения социалистического права обще признано в юридической литера­туре социалистических стран.

Таким образом, если общественное убеждение отличается от общественного принуждения характером процесса воздействия, механизмом воздействия на индивидуума, то отличие общественного при­нуждения от государственного принуждения заключается, в частности, в возможности воздействовать методом государственного принуждения непосредственно на волю человека. Кроме того, государственное принуждение выражает государственную волю организованного в государстве господствующего класса или всего народа, общественное принуждение может выражать волю сравнительно небольших социальных групп; государственное принуждение применяется представителем государства, общественное — коллективом; характер и пределы государственного принуждения устанавливаются самим государством, определение характера и возможных пределов общественного принуждения принадлежит не самой общественности, а государству; осуществление государственного принуждения возможно только органами государства, а решение общественности о мере воздействия может быть приведено в исполнение (в определенных случаях) не самой общественностью, а государством. Как видно, отличие государственного принуждения от общественного имеет принципиальный, качественный характер.

Роль суда

Полномочия суда существенно отличаются от того, что делают законодательные и исполнительные органы. Вместе с тем все три власти взаимодействуют друг с другом. Суды, применяя закон, реализуют его предписания и могут исправлять ошибки исполнительных органов. Судам предоставлено право осуществлять: конституционный контроль, контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц, отправлять правосудие и др.

Самостоятельность судебной власти подкрепляется положением о независимости судей и присяжных заседателей и подчинении их при осуществлении правосудия только Конституции РФ и закону. Это положение требует создания таких условий, в которых суд смог бы принимать процессуальные решения по своему внутреннему убеждению без постороннего вмешательства. Исследование обстоятельств дела также должно проходить в обстановке, когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления.

Порядок исследования доказательств и принятия решений судом разработан таким образом, чтобы обеспечить: внутрипроцессуальные гарантии независимости судей; несвязанность судей мнением следователя, прокурора, других участников процесса; осуществление оценки доказательств по внутреннему убеждению; запрет суду, рассматривающему дело в кассационном или надзорном порядке, предрешать оценку доказательств при повторном рассмотрении дела судом первой инстанции. При коллегиальном слушании дела во всех судах (кроме суда присяжных) судья свободно выражает свое мнение по всем обсуждаемым вопросам и при несогласии с вынесенным решением может изложить свое особое мнение, которое приобщается к делу. Вместе с тем введение особого порядка назначения наказания без судебного разбирательства, обязательности для суда отказа обвинителя от обвинения, а равно вердикта присяжных для председательствующего судьи - эти и некоторые другие положения можно расценивать как отступление от общей линии на обеспечение самостоятельности судов и независимости судей.

 



2015-12-07 743 Обсуждений (0)
Роль богословов-правоведов, общественного принуждения и судей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль богословов-правоведов, общественного принуждения и судей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (743)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)