Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновения государства и права



2015-12-07 473 Обсуждений (0)
Возникновения государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок




Представители:

Маркс, Энгельс.

 

Суть: государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими

 

Люди осуществляют саморегуляцию с помощью:

1) индивидуальных речевых акций (например, угроза в отношении лица, физическое воздействие, изгнание кого-либо из племени, позднее – это приказы об увольнении и т.п.);

2) нормативного регулирования –заключается в упорядочивании поведения людей с помощью правил поведения, адресованных персонально неопределенному кругу лиц.

 

История свидетельствует о том, что общество не может осуществлять саморегуляцию без того, чтобы в определенных случаях не прибегать к принуждению. Осуществлять принуждение и добиваться на этой основе социальной урегулированности могут лишь те субъекты, те члены общества, которые обладают властью. Власть можно определить как фактическую способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определнное воздействие на поведение других людей. осуществление власти – постоянный фактор общественной жизни. Общественная власть и обе разновидности общественного регулирования бели известны людям задолго до того, как появилось первое государство. Первое же государство появилось на Земле приблизительно 5-6 тысяч лет назад, т.е. в то время, когда человеческое общество существовало уже очень давно.

 

До государства:

Исторические факты говорят о том, что появлению государства, государственно-организованному обществу предшествовала родовая организация власти, первобытнообщинный строй:

1) Основой организации общества как целого был род, или родовая община, т.е. объединение людей по кровному родству, а также по общности имущества и родовой деятельности. Совместная деятельность, общая собственность объяснялись условиями выживания людей. единственным субъектом власти был род в целом.

2) В качестве основного органа власти выступали родовые собрания, на которых принимались все совместные важные решения. Частично властные функции выполняли старейшины, которые выбирались из авторитетов. Род характеризовался значительным единством, т.к. внутри рода еще не существовало различных общественных интересов и стремлений.

3) В качестве правил поведения, норм, выступали обычаи исторически сложившиеся стереотипы поведения людей, продиктованные природой, общественной необходимостью и вошедшие в привычку в результате длительного выполнения и многократного повторения. Люди на данном этапе не отличали права от обязанностей, и не было выделения различных видов социальных норм. Поэтому такие обычаи называли мононормами.

4) Родовая организация функционировала в течение многих тысячелетий и не знала таких явлений, как государство и право. процесс же возникновения государства и права органически связан с разложением первобытнообщинного строя, а государство и право появились как закономерный результат внутреннего развития общества, и они пришли на смену, соответственно, родовой организации общества и обычаям.

 

Причиные разложения первобытно-общинного строя:

Схематически и условно можно провести следующий комплекс взаимосвязи причин:

(1)Общественное разделение труда => (2)совершенствованию орудий труда => (3)рост производительности труда => (4)появление избыточного продукта => (5)возникновение и развитие товарообмена (который носил неравноценный и случайный характер).

В итоге: отдельные семьи, позже – отдельные лица, получают возможность сосредотачивать в своих руках материальные ценности – возникновение имущественного неравенства между людьми (чего раньше не было), которое сочеталось с неравенством общественного статуса, общественных функций, - резкое усложнение государственной и всей общественной жизни. В результате потребовалось выделение особого слоя людей, которые осуществляли бы только управленческие функции.

 

Теперь общество характеризуется социальным неравенством, противоречивыми интересами внутри себя => в условиях резко усложнившейся хозяйственной жизни остро проявилась потребность в жестком централизованном управлении, в наличии постоянно действующего слоя управленцев, осуществляющих контроль за производственным процессом, распределением материальных благи в этой связи наделенных властными полномочиями.

 

Общественная власть постепенно утрачивает свой непосредственно общественный характер и в большой степени сосредотачивается в руках родоплеменной аристократии, военных вождей, крупных собственников, которые теперь опираются на военную дружину, а не на всеобщее вооружение, как это было раньше. На каком-то этапе должность вождя племени перестает быть выборной и начинает передаваться по наследству. Его личные функции резко возрастают. Таким образом, возникают основымонархической государственной власти.

ИТОГ:

Общинный строй Государственный строй
Мало продуктов =>хватает на всех, но без излишков В связи с улучшением орудий труда => повышается темпы производства => появляются излишки
Равенство: вожди – первые среди равных Социальное неравенство, которое вызвано экономическим неравенством
Власть строится на авторитете Появляется аппарат принуждения
Управляют выборные лица, которые не отстраняются от обычных функций Появляется профессиональный аппарат управленцев
Основной регулятор – обычаи Появляется право как система НПА либо санкционированных обычаев
Границы власти распространяются на род, общину, фратирию Появляется понятие территории государства

 

Оценка:

+ строится на социально-экономических показателях;

+ слишком универсальна, не учитываются национальные особенности.

Теологическая теория

 

Название этой теории происходит от греческого слова teologia – teos – бог, logos – учение.

Теологическая теория является одним из самых старых объяснений происхождения государства и права. Тория божественного происхождения государства и права принимала различные формы.

Представители:

Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.) христианский теолог. Северная Африка, город Гиппон. Епископ.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.)

 

Суть: теория «двух мечей»(Западная Европа XII – XIII вв.): один у церкви, другой – у государства.

Государство и права возникают и развиваются как осуществление божественного промысла, божественного замысла.

 

Оценка:

Данная теория не имеет исторических подтверждений, она, главным образом, опирается на веру и не допускает доказательств. Поэтому можно сделать вывод, что данная теория ненаучна, поскольку основана не на объективных исторических фактах и сведениях, а на вере в бога, в божественный промысел.

Августин Блаженный

Происхождение государства =>двойственная природа:

1. Гос-во и право произошли в результате грехопадения => 2 доказательства: 1) Каин убивает Авеля из-за имущества и основывает «город»; 2) Ромул убивает Рэма и основывает Рим => государства образовываются грешниками, братоубицами.

2. Но гос-во и право с помощью насилия поддерживает образ и подобие бога, т.е. не дают людям совершать новые грехи. Природа человека преступна => во всех странах есть УК.

 

Гос-во и церковь => учение о 2ух градах:

1) град земной – государство => обречён на гибель в Судный день. Основано Каином-братоубийцей. 2 вида земных государств:

а) разбойничьи шайки => всё равно, что шайка разбойников. Притча: к Александру Македонского привели пирата. Тот спросил, какое он имеет право грабить. Пират сказал, что «такое же как и ты, только у тебя целый флот и ты император, а у меня одно судно, и я пират».

б) христианске государства => должна быть цель общего блага, т.е. общения с Богом (как Аристотель). Насилие против еретиков не зло, т.к. блага цель. Инквизиторы убивают еретиков, отец бьёт непослушных детей, Бог учит людей невзгодами => все это хорошо, т.к. для блага.

 

2) град небесный – церковь христова, возглавляемая Богом. Берёт для неё определение гос-ва Цицерона, как общий порядок для общей пользы.

 

«Симфония властей»:

- организационно равноправны;

- гос-во должно защищать и охранять церковь => новая функция гос-ва – борьба с ересью;

- в идейном и ценностном плане церковь выше.

 

Папацесаризм (Запад) – Папа Римский подмял светских правителей.

Цезарепапизм – правители Византии возглавляли церковь.

=> принцип симфонии властей не соблюдался.

 

Фома Аквинский

Происхождение государства => 2 группы причин:

1) естественные – как у Аристотеля (люди нуждаются в помощи других людей, человек – социальное существо);

2) божественные (в отличие от Августина нет эсхатологизма, т. е. не ждёт каждый день Судного дня) => Судный день будет, но не скоро. Государство – промысел бога, провиденциализм. Часть божественного миропорядка. Государство не грех. Источник силы государствава – Бог. Бог при помощи гос-ва и законов заставляет вести человека определённым образом.

 

Цель государства: всеобщее благо (как у Аристотеля).

 

Соотношение государства и церкви:

«Всякая власть от Бога» - апостол Павел. Церковь не претендует на власть. Идея автономии: у церкви спасение души, у светской власти – гражданские блага. Но церковь имеет право судить о законности власти.

Нет симфонии властей => Папа выше (т.к. исторически в XIII веке Папа подмял светских правителей).

 

Договорная теория

Соотношение понятие «договорная» и «естественно-правовая теория»:

Развивались одними и теми же авторами, из них делались одни и те же выводы.

«Договорная теория» – посвящена вопросу происхождения государства;

«Естественно-правовая теория» – посвящена вопросу происхождения права.

 

Суть: государство произошло в результате договора (условного) между людьми, по которому они передали право повелевать ими взамен на безопасность для всеобщего блага.

 

2 постулата:

1) до государства люди жили в естественном состоянии => 2 позиции на естественное состояние:

1ая позиция – «война всех, против всех» (Гоббс), состояние без законов, которое чревато войной (Локк).

2ая позиция – «золотое время человечества» (Руссо, Радищев), но потом появилась частная собственность. Руссо говорил, что создатель государства тот, кто сказал, что общая земля принадлежит ему. У Руссо договор – результат хитроумного плана богатых по обману бедных, у Радищева – заключили договор для ещё всеобщего блага.

 

2) люди ради общего блага и безопасности заключили общественный договор.

 

 

Оценка:

1. теория очень политизирована: нужна была для свержени/ограничения феодализма;

2. ненаучная, т.к. авторы теории мистификаторы, антиистористы, сказочники => нет свидетельств в истории о каких-либо договорах (хотя некоторые приводят в пример призвание Рюрика на Русь как устный договор).

3. на данной теории построеные современные капиталистические государства, т.к. за счёт такой теории смогли оправдать право на восстание и свергнуть феодализм.

 

Автор Естественное состояние Общественный договор
Гуго Гроций писал про это мало Простота в отношениях между людьми. По мере возникновения искусств и ремесел появляется собственность. Появляются конфликты. Нужно государство Государство – «совершенный союз свободныхлюдей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» (как у Цицерона)   Происхождение гос-ва: Критикует божественную концепцию. Берёт за основу концепцию Аристотеля: люди склонны к общению друг с другом (заложено в них): «Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть» => принцип пользы    
Бенедикт Спиноза Люди свободны и равны, «хотят остаться самими собой ни с кем не считаясь» => 2 тезиса: 1. человек эгоист => порождает конфликты + думает о своей безопасности; 2. свобода – осознанная необходимость => эгоист задумывается о безопасности, вынуждены ограничить себя для безопасности, т.к. в естественном состоянии не м. б. безопасности.   => создание гос-ва через «общий договор» => переход к гражданскому состоянию.   Верховная власть (imperium) – гарант безопасности, общих правил.
Томас Гоббс Естественное состояние => люди свободны и равны, «человек человеку волк» => бесконечная война всех против всех: стремление к наживе, безопасности, честолюбие. Гос-во (Левиафан, монстр) –единое лицо, которое множество людей сделало ответственным за его действия путём договора, чтобы через оно могло использовать силы и средства для мира и общей защиты.   Образ государства: Гос-во – это монстр, Левиафан (библейское чудовище): а) верховная власть – душа; б) судьи и чиновники – суставы; в) советники – память; г) законы – разум и воля, цепи соединяющие уста суверена и уши поданных; д) награды и наказания – нервы; е) благосостояние граждан – сила; ж) безопасность народа — занятие, з) гражданский мир — здоровье, и) смута — болезнь, к) гражданская война — смерть.   Нет права на восстание, т. к. нельзя восстать против самих себя.  
Джон Локк Естественное состояние у Локка не обязательно война как у Гоббса, но оно чревато войной.   Недостатки естественного состояния: а) нет судьи, нет законов б) высокая вероятность войны в) нет необходимой силы для поддержания естественного права   Каждый должен заключить договор (дети тоже).   Впервые появляется право сопротивления
Монтескье   2 войны: 1) между людьми внутри племени 2) между племенами. Историзм, рассматривает в истории, а не просто в абстракции. Прямо не писал про договор, но чувствуется («О духи законов»).
Руссо 1) стадия дикости => человек живет как зверь; 2) стадия коллективного существования. Здесь появляются зачатки культуры.   Когда человек еще не окончательно оторвался от природы – это было золотое время человечества.   2 договора: 1) богатые обманули бедных 2) проект Руссо
Радищев Близок к Руссо. 1. До договора, естественное состояние => золотой век человечества. 2. Причина возникновения гос-ва – появление частной собственности (у Руссо развитие разума). 3. Переход к государственному состоянию осуществляется через «безмолвный договор». Суть государства: отказ от части прав для обеспечения безопасности и общего блага.   Право на восстание: У народа есть право на восстание.Сторонник революции, но говорит, что нужно опасаться, ведь любая революции может привести к диктатуре (например, критикует Кромвеля в Оде вольность).

 



2015-12-07 473 Обсуждений (0)
Возникновения государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновения государства и права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)