История развития идеи правового государства
Античная мудрость: «Не царь – закон, а закон - царь». Платон: «Я вижу близкую гибель государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью».
Аристотель: «Закон должен властвовать над всеми». Цицерон: «Государство – есть достояние народа («res populi»)». «Народ» не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом («демос», которы может скатиться до «охлос» - толпа). Народ – соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права (juris consensus) и общностью интересов (utilitatis communione). Иными словами, государство – общность правопорядка (всё таки Цицерон был юристом).
Локк и Монтескье придумали разделение властей.
И. Кант сформировал идею правового государства.
Сам термин «правовое государство» появился в немецкой правовой литературе в первой трети XIX века в трудах Велькера, Моля.
Гессен в 1905 году писал, что «правовым называется государство, которое в своей деятельности … связано и ограничено правом, стои под, а не над ним».
И. Кант о правовом государстве Этика Канта: Кант смотрит на мир АНТИНОМИЧНО => человек в 2ух мирах феноменов и ноуменов: 1. Человек по природе зло. Со злом надо бороться. 2. Человек – высшая ценность => человек первичен (взял у Руссо): «Всякий человек цель сама по себе, а не средство для достижения чужих целей» (императив).
Моральный закон: Мораль существует в силу того, что есть человеческий разум. Есь 2 вида поступков: 1) легальные (соответствуют моральному закону, но мотивированы чем-то другим) 2) моральные (соответствуют моральному закону, мотивированы им же).
Категорический императив => 2 вида регуляторов: 1) Максима – субъективный принцип воления (значимость для 1 лица); 2) Императив – объективный принцип воления (значимость для всех – закон). 2 вида императивов: 1) гипотетический императив (норма, которую человек выполняет при наступлении каких-либо условий) 2) категорический императив (норма, которую человек выполняет независимо от условий) => отличие человека от животного. Категорический императив => 2 версии: 1 версия: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой законодательства». 2 версия: «Всякий человек цель сама по себе, а не средство для достижения чужих целей» (человек самоценен сам по себе).
2. Право по Канту Главная задача: связать право с этикой => не удалось.
Ключивая идея – идея свободы Право(по Канту) – совокупность условий, при которых свобода (произвол) одного лица совместима со свободой (произвол) другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы.
Совокупность институтов гражданского общества, поддерживающих закон Произвол => воля.
Цель права: право должно урегулировать свободу одного, чтобы оно не мешало другому => типичная формулировка бужуазного права (2 принципа буржуазного права: идея равенства + идея свободы): а) свобода одного равна свободе другого; б) человек свободен и из этого надо исходить.
Класиификации права: 1. а) прирождённое – от рождения б) приобретённое – дало гос-во
2. а) право в узком смысле – правомочие принуждения б) право в широком смысле – 1 значение: справедливость; 2 значение: право крайней необходимости
3. а) естественное б) положительное – от гос-ва (должно основываться на естественном)
4. а) частное – в естественном состоянии б) публичное – существует в условия гражданского общества, но полчило призание со стороны власти
Государство по Канту Естественное состояние и общественный договор Берёт у просветителей. Естетсвенное состояние => каждый и судья, и исполитель, и законодатель. В сознании заложено понятие договора, идея гос-ва (априорная форма сознания) => создают договор. Создание государство – акт высшего проявление человеческой природы. Человек может стать сободным лишь в государстве, т.к. он защищает его от произвола иных свободных лиц (у Бакинина наоборот: высшее проявление человеческой природы, когда человек живёт без государства без насилия со стороны гос-ва и при этом сосуществует с другими). Понятие государства: Государство – объединение множества людей, подчинённых правовым законам (как Цицерон). Государство – люди, объединенные категорическим императивом (идеи правового гос-ва).
Цель гос-ва => задача гос-ва не сделать человека счастливым (т.к. счатье у каждго своё), а сделать его моральным, т.е. установить такое право, что свобода одного соотвествовала свободе другого => гораздо полезнее для общественного согласия. Гос-во – результат перехода в ГР состояние. Возникает в результате общей воли (взял термин у Руссо).
Государство и этика: Во всём категорический императив, человек самоцель.
Разделение властей: Как у Монтескье. 3 ветви власти. ЗАК + ИСП в одних руках => деспотизм. ЗАК – главная ветвь, т.к. принадлежит народу. ИСП власть – власть правителя. Судебные решение – точечные акты справедливости. Судьи должны защищать свободу личности.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (849)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |