Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития идеи правового государства



2015-12-07 849 Обсуждений (0)
История развития идеи правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Античная мудрость:

«Не царь – закон, а закон - царь».

Платон:

«Я вижу близкую гибель государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью».

 

Аристотель:

«Закон должен властвовать над всеми».

Цицерон:

«Государство – есть достояние народа («res populi»)». «Народ» не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом («демос», которы может скатиться до «охлос» - толпа). Народ – соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права (juris consensus) и общностью интересов (utilitatis communione). Иными словами, государство – общность правопорядка (всё таки Цицерон был юристом).

 

Локк и Монтескье придумали разделение властей.

 

И. Кант сформировал идею правового государства.

 

Сам термин «правовое государство» появился в немецкой правовой литературе в первой трети XIX века в трудах Велькера, Моля.

 

Гессен в 1905 году писал, что «правовым называется государство, которое в своей деятельности … связано и ограничено правом, стои под, а не над ним».

 

И. Кант о правовом государстве

Этика Канта:

Кант смотрит на мир АНТИНОМИЧНО => человек в 2ух мирах феноменов и ноуменов:

1. Человек по природе зло. Со злом надо бороться.

2. Человек – высшая ценность => человек первичен (взял у Руссо): «Всякий человек цель сама по себе, а не средство для достижения чужих целей» (императив).

 

Моральный закон:

Мораль существует в силу того, что есть человеческий разум. Есь 2 вида поступков:

1) легальные (соответствуют моральному закону, но мотивированы чем-то другим)

2) моральные (соответствуют моральному закону, мотивированы им же).

 

Категорический императив => 2 вида регуляторов:

1) Максима – субъективный принцип воления (значимость для 1 лица);

2) Императив – объективный принцип воления (значимость для всех – закон).

2 вида императивов:

1) гипотетический императив (норма, которую человек выполняет при наступлении каких-либо условий)

2) категорический императив (норма, которую человек выполняет независимо от условий) => отличие человека от животного.

Категорический императив => 2 версии:

1 версия: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой законодательства».

2 версия: «Всякий человек цель сама по себе, а не средство для достижения чужих целей» (человек самоценен сам по себе).

 

2. Право по Канту

Главная задача: связать право с этикой => не удалось.

Юридические законы Моральные законы
регулирую внешнюю свободу регулирую внешнюю свободу + внутреннюю свободу
внешнее принуждение + самопринуждение самопринуждение
Кант считает, что этика и право пересекаются, так как один источник => императив

 

Ключивая идея – идея свободы

Право(по Канту) – совокупность условий, при которых свобода (произвол) одного лица совместима со свободой (произвол) другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы.

 

Совокупность институтов гражданского общества, поддерживающих закон

Произвол => воля.

 

Цель права: право должно урегулировать свободу одного, чтобы оно не мешало другому => типичная формулировка бужуазного права (2 принципа буржуазного права: идея равенства + идея свободы):

а) свобода одного равна свободе другого;

б) человек свободен и из этого надо исходить.

 

Класиификации права:

1. а) прирождённое – от рождения

б) приобретённое – дало гос-во

 

2. а) право в узком смысле – правомочие принуждения

б) право в широком смысле – 1 значение: справедливость; 2 значение: право крайней необходимости

 

3. а) естественное

б) положительное – от гос-ва (должно основываться на естественном)

 

4. а) частное – в естественном состоянии

б) публичное – существует в условия гражданского общества, но полчило призание со стороны власти

 

 

Государство по Канту

Естественное состояние и общественный договор

Берёт у просветителей.

Естетсвенное состояние => каждый и судья, и исполитель, и законодатель.

В сознании заложено понятие договора, идея гос-ва (априорная форма сознания) => создают договор.

Создание государство – акт высшего проявление человеческой природы. Человек может стать сободным лишь в государстве, т.к. он защищает его от произвола иных свободных лиц (у Бакинина наоборот: высшее проявление человеческой природы, когда человек живёт без государства без насилия со стороны гос-ва и при этом сосуществует с другими).

Понятие государства:

Государство – объединение множества людей, подчинённых правовым законам (как Цицерон).

Государство – люди, объединенные категорическим императивом (идеи правового гос-ва).

 

Цель гос-ва => задача гос-ва не сделать человека счастливым (т.к. счатье у каждго своё), а сделать его моральным, т.е. установить такое право, что свобода одного соотвествовала свободе другого => гораздо полезнее для общественного согласия.

Гос-во – результат перехода в ГР состояние.

Возникает в результате общей воли (взял термин у Руссо).

 

Государство и этика:

Во всём категорический императив, человек самоцель.

 

Разделение властей:

Как у Монтескье. 3 ветви власти. ЗАК + ИСП в одних руках => деспотизм.

ЗАК – главная ветвь, т.к. принадлежит народу.

ИСП власть – власть правителя.

Судебные решение – точечные акты справедливости. Судьи должны защищать свободу личности.

 

 



2015-12-07 849 Обсуждений (0)
История развития идеи правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития идеи правового государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (849)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)