Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гражданское общество в философии Гегеля



2015-12-07 692 Обсуждений (0)
Гражданское общество в философии Гегеля 0.00 из 5.00 0 оценок




Гегель в первую очередь философ. На государстве лишь пробует свой метод-диалектики.

 

Разделы философии Гегеля:

1) логика;

2) философия природы;

3) философия духа:

I. Субъективный дух:

- философия

- феноменология

- антропология

 

II. Объективны дух:

- абстрактное право

- моральность

- нравственность

 

III. Абсолютный дух:

- искусство

- религия

- философия

 

Идеи:

1. Объективный идеализм (Абсолютный дух, объективный разум)

2. Пантеист (в основе мироздания объективный размум => история – развитие разума, цель познать себя)

3. Тождество бытия и мышления (разум, развиваясь, формирует объективный мир => мир позноваем, т.е. не агностик в отличие от Канта). Не отделял действительность от мышления: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

4. Диалектика – как учение, как теория, как метод.

Мир – взаимосвзяь элементов, всех со всеми.

Картина мира

Мы познаём мир с помощью МЫШЛЕНИЯ – а что оно из себя представляет?

1. Опредмечивание мыслей – материальное воплощение мыслей (осознанная деятельность)

2. Распредмечивание мыслей – попытка понять, что за мысль лежит за предметом.

 

Понять мир можно только !!!! если признать, что есть НАДИНДИВИДУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ – Мировой Дух => обожествление мышления. Это сумма всех индивидуальных мышлений за всё историю. Человек – носитель частицы Мирового Духа.

 

Цель Абсолюта: познать самого себя.

Мышление = бытие.

Развитие Духа в пространстве – история, развитие Духа во времени – история.

 

Картина мира:

Тезис (Абсолютный Дух=бытие) – Антитезис (инобытие=космос) => Синтез (Дух)

 

Дух, по Гегелю, имеет 3 ступени самопознания:

1)субъективный дух – душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»)

2)объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом» (ограничивают чел-ка, а изначально в человеке заложена свобода)

а) абстрактное право (Т),

б) нравственность (А),

в) гос-во (С),

3)абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина

а) искусство (Т),

б) религия (А),

в) философия (С)

 

Искусство — непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

 

Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия — абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

 

Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — философами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный мыслью» — по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

 

Метод познания мира

1. Философия – рациональная наука. Поэтому должна быть выражена на рациональном языке. Важны понятия.

2. Не может быть абсолютно доступной для обыденного уровня (дана не каждому).

3. Нельзя устанавливать абсолютной истины.

Ведут человека на казнь. Один говорит, что преступник ужасен. Женщины могут начать обсуждать, какой он красивый. Другие будут обсуждать, возможно ли преступнику быть красивым. Возможно, кто-то посмотрит на него с жалостью. Гегель заключает, что мыслить на обыденном уровне, примитивно – абстрактно. То есть видеть у вещи лишь одну какую-то характеристику.

А философское мышление – ДИАЛЕКТИКА, мышление, которым должен стремиться овладеть, чтобы сделать собственную интеллектуальную жизнь богаче.

 

ДИАЛЕКТИКА – метод познания (а не умение спорить, как у софистов). Всеобщий закон развития и существования Абсолюта и порождённого им мира.

 

Законы диалектики:

Единства и борьбы противоположностей

В любом предмете есть противоположности, которые образуют единое целое (электрон, белое-чёрное)

Количественного перехода в качественный

(струна: если расшатывать – порвётся; революция: копиться массовое недовольство)

Отрицания отрицания

(тезис-антитезис-синтез => развитие)

 

 

Философия права Гегеля

Вводит термин «философия права». Очень широкий предмет у данной философии.

Гегелю важно понять саму идею права.

3 элемента философии права:

1) абстрактное право (Т)

 

2) моральность (А)

 

3) нравственность (синтез)

 

Центральная идея – идея свободы. Она развивается сначала на уровне права, потом моральности, потом нравственности. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея».

 

 

Право по Гегелю => 3 аспекта:

1) право – идея свобода в целом («идея права»);

2) право – 1ая ступень и форма свободы (т.е. «абстрактное право»);

3) закон, позитивное право.

 

Между правом и законом нет никакого конфликта, т.к. закон – выражение права.

 

1. Абстрактное право – проявление личной свободы, правоспособность, личность со свободной волей.

Состоит из

1) собственности – человек присваивает себе часть мира (буржуазная трактовка собственности: должна быть священна и неприкосновенна, против общности имущества, т.к. порождает недоверие к людям).

2) договоры – II ступень проявления личной свободы => более зрелая ступень, т.к. задействованы min 2 стороны,

3) неправо (правонарушение) => видимость права, отрицающее само право. Виды:

- непреднамеренное правонарушение

- обман

- преступление

 

2. Моральность – как человек оценивает свое собственное отношение к своему поведению, внутреннее проявлениесвободной воли. «Ценность человека, определяется его внутенним побуждением».

 

Правонарушение можно оправдать моралью:

- поступок должен совпадать с субъективным умыслом личности;

- субъективное намерение должно иметь своей целью благо;

- поступок должен соответствовать добру как объективная ценность.

 

Например, кража куска хлеба из-за голода нельзя назвать кражей.

 

Состав моральности:

1) умысел и вина

2) намерение и благо

3) добро и совесть

=> в основном этика.

 

Нужно смотреть на преступника как на личность, на его внутренние мотивы.

 

3. Нравственность – связь людей между собой (способы взаимосвязи людей), проявление свободной воли в общественных отношениях.

Состав нравственности:

1) семья (Т) – субстанциальность духа, основанная на любви и единстве. Осуществление свободной воли в семейных отношениях. Брак в первую очередь нравственная связь. Патриархальный взгляд на семью (М-животное, а Ж-растение).

2) гражданское общество (А) – совокупность индивидов со своими взаимоисключающими интересами, но достичь интересов могут только действуя сообща (диалектическое противоречие). Т.е. семья теряет единство, в гражданском обществе наличествуют частные и публичные интересы. Это не просто сумма индивидов, а связь людей через «их потребности, через разделение труда, через правовые учреждения, через внешний порядок».

Гражданское общество возникает позднее государства. Разделяет общество и государство (в отличие от естественников). На деле общество дифференцируется => не равно государству.

Гражданское общество строится на основе абстрактного права => за всеми признаётся правоспособность, собственность, свобода заключения договоров. Гегель против обычного права и за кодификацию => знанием права должны обладать все, а не только сословие юристов. Поэтому Гегель выступал за суд присяжных.

 

3 сословия:

1. субстанциональное (землевладельцы, дворяне и крестьяне) => основа общества. Разум и трудолюбие у них вторично.

2. промышленное (ремесленники, фабриканты) => больше нужна свобода. В основе разум и расчёт. У них мало морали, поэтому нужно поддерживать искусственно – выступал за профессиональные объединения, гильдии, чтобы поддерживать мораль;

3. всеобщее (чиновники) => должны действовать в интересах всего общества. Должен работать на благо общества и получать от этого удовлетворение. Должен быть свободено от произвольного труда.

 

В принадлежности к сословию индивидуум перестает быть только частным лицом — вот нравственный момент.

 

3 момента, в ГР обществе, которые выделяет Гегель:

1. система потребностей

2. правосудие (суд присяжных)

3. полиция и корпорации (не д.б. полицейского гос-ва, защита корпорацией своих членов)

 

Т.е. в целом по Геглю, гражданское общество – общество раздираемое антогонистическими противоречиями, разрешить которые может тольок государство.

 


 

3) государство (С)

Гегель, когда пишет о госдуарстве учитывает то, что он жил в Пруссии => не только философия, но и политика и идеология. Был чиновником.

 

Государство – высшая самоцель, высшее проявление свободы, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства.

 

Что такое государство?

а) высшее проявление свободы, реализованная идея свободы (??? а если деспотизм);

б) разумное начало;

в) земной Бог, шестиве бога на земле.

 

Идея государства проявляет себя трояко:

1. внутреннее

2. в м/н отношениях

3. в истории

 

ИТОГ: свобода развивается от собственности => к государстсву. «Разумное назначение человека – жить в государстве»



2015-12-07 692 Обсуждений (0)
Гражданское общество в философии Гегеля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гражданское общество в философии Гегеля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (692)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)