Демократический режим
Демократический режим – предполагает некий конфликт экономических, политических, нравственных, религиозных и др. интересов, отражающих своеобразное положение различных социальных групп в общественной жизни.
Демократический режим — система методов и приемов, с помощью которых население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда парод реализует свою власть через выбираемые им представительные органы), принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.
Признаки демократического режима:
19. Место и роль государства в политической системе общества.
Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.
Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно: 1. выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2. является единственным носителем суверенитета; 3. обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 4. обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); 5. обладает, как правило, монополией на правотворчество; 6. обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).
20. Понятие и классификация функций Российского государства.
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.
Функции выражают роль государства как важнейшей части надстройки над экономическим базисом. Они возникают и развиваются сообразно историческим задачам государства и служат для их претворения в жизнь. Классификация функций: 1. По специфике объектов государственного воздействия: · экономическая, · политическая, · экологическая, · обороны и др. 2. По продолжительности действия: · постоянные, · временные. 3. По сфере деятельности: · внутренние, · внешние, 4. По степени общности: · основные (наиболее общие комплексные направления его деятельности по осуществлению стратегических задач и целей, выполняющихся всеми государственными органами), · неосновные (узкие стороны деятельности государства и осуществляемые одними, или несколькими органами).
21. Характеристика основных внутренних функций Российского государства. Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
1. Экономическая функция: · перестройка российской экономике, · поддержка значимых производств, · приватизация, · создание условий для иностранных инвестиций и др. 2. Социальная функция: · установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработная плата, пенсия и др.), · поддержка социальных категорий граждан (пенсионеры, студенты, малообеспеченные, инвалиды и др.), · обеспечение занятости населения и др. 3. Фискальная функция (функция финансового контроля): · установление и сбор налогов, · формирование федерального бюджета и др. 4. Функция охраны правопорядка: · охрана прав и свобод граждан, · борьба с преступностью, · исполнение наказаний, · охрана общественного порядка, · профилактика правонарушений и др. 5. Экологическая функция: · установление экологических стандартов, · контроль за соблюдением экологического законодательства и др. 6. Функция развития культуры, науки и образования: · государственная поддержка развития науки, культуры, образования, спорта и др., · сохранение историко-культурных памятников, музеев … и др. 7. Функция регулирования межнациональных отношений. 22. Характеристика основных внешних функций Российского государства.
Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене.
1. Функция обороны страны: · укрепление вооруженных сил, · развитие оборонной промышленности, · охрана государственных границ, · ведение разведки и др. 2. Функция обеспечения мира и поддержание мирового порядка: · политическое сотрудничество с другими государствами, · участие в работе международных организаций, · сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью и др. 3. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ: · совместная охрана границ, · сотрудничество в различных сферах (политической, экономической, культурной ..) и др. 4. Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решение глобальных проблем.
23. Формы осуществления функций государства.
Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
24. Механизм государства: понятие и структура. Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.
Характерные черты механизма государства:
Структура механизма государства – это его внутренне строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, взаимосвязь и соотношение. В юридической литературе существует два подхода к определению структуры механизма государства: 1. Состоит из государственных органов, 2. Состоит из нескольких единиц: · государственные органы – находятся в тесной взаимосвязи и иерархической соподчиненности · государственные учреждения, а также предприятия – наделенные общесоциальными функциями (музеи, учебные заведения, органы здравоохранения и др.) · государственные служащие – их деятельность заключается только в управлении · организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата
25. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Принципы – это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.
Эти принципы закреплены в законах и обязательны для применения. В литературе выделяют несколько критериев определения принципов. Выделяют:
Принципы формирования государственного аппарата:
Принципы функционирования государственного аппарата:
26. Орган государства: понятие, признаки и виды.
Орган государства – это юридически оформленная организационно и хозяйственно обособленная самостоятельная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно властными полномочиями и необходимыми мощными средствами для осуществления задач и функций государства.
Признаки:
Классификация органов государства:
· первичные, устанавливаются для выполнения задач и функций государства (Президент, Федеральное собрание) · вторичные, учреждаемые для функционирования первичных органов (администрация Президента, аппараты палат ФС)
27. Понятие, сущность и определение права.
Право – это система общеобязательных формально-определенных создаваемых или санкционируемых государством и им обеспеченных юридических норм, регулируемых поведение людей в соответствии с выраженной в нем государственной воли.
Признаки права:
Подходы к сущности права:
28. Понятие права в объективном и субъективном смысле.
Право в общественном смысле – это способность лица действовать определенным способом, или пользоваться каким – либо благом. Это право выражено в нормах закона, подзаконных НПА и других. Оно исходит от государства, не зависит от воли и желания конкретных людей, поэтому оно объективно. Право в субъективном смысле – это вид и мера возможного поведения людей. Оно зависит от его воли, желания и возможности, права, законные интересы, подкрепление обязанностью государства обеспечить их нормами государственного принуждения.
Право в объективном смысле – это система юридических норм, выраженных в соответствующих НПА и иных формах права независящих от воли и желания отдельных лиц. Право в субъективном смысле – это конкретные правомочия субъектов, вытекающие из НПА и иных форм права и зависящие от их воли и сознания.
29. Принципы права: понятие и виды.
Принципы права – основополагающие ключевые начала, исходные идеи, выражающие сущность права как особого социального регулятора. Принципы права отражают основные закономерности права, его природу и представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо формулируются в законе, либо прямо вытекают из его смысла. Правовые принципы играют важную роль в деле правового регулирования, ибо они определяют основные направления правового воздействия.
В зависимости от сферы распространения выделяют принципы:
· Принцип справедливости – означает, что все законодательство а также правоприменительная деятельность признаны способствовать утверждению справедливости в регулируемых отношениях и эта справедливость может иметь различные формы проявления: равноправие граждан, соответствие между трудом и вознаграждением за него, соответствие меры наказания тяжести совершенного преступления и т.д. · Равенство граждан перед судом – означает, что все граждане независимо от их материального положения, национальности, вероисповедания признаются равными в правах и обязанностях, установленных законом. Это принцип из разряда вечных – везде неравенство, и равенство установить невозможно. · Принцип гуманизма – гуманизм – система взглядов на общество и человека, основанная на идее уважения к ее правам и интересам. Гуманизм – один из основных принципов, на которых строится правовая система демократического государства. Данный принцип закреплен в ст.2 К РФ, где сказано, что человек, его права и свободы – высшая ценность. · Принцип сочетания убеждения и принуждения – универсальные принципы/методы социального управления. Убеждать – значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле без силового давления. А принуждать – склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления. И задача государства – установить в праве их разумное сочетание. · Принцип законности – все органы государственной власти, ОМС, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию и ее законы. Законы обладают высшей юридической силой по сравнению с остальными актами и действуют на всей территории страны.
· Принцип неотвратимости ответственности · Принцип состязательности и гласности судопроизводства · Презумпция невиновности и т.д.
· ответственность сторон в гражданском праве и т.д. 30. Соотношение экономики, политики и права. Политика – это деятельность организаций, входящих в политическую систему общества, направленная на формирование и осуществление политической (государственной) власти. Экономика – это система отношений в сфере производства, распределения и обмена материальными благами. Право – это система общеобязательных, формально-определенных создаваемых и обеспечиваемых государством юридических норм, регулирующих общественные отношения.
Существует две точки зрения на их соотношение:
Право всегда вторично по отношению к политике и экономике. Оно производно от политики и служит средством ее влияния на экономику. Право – инструмент воздействия государства на все стороны как общественной жизни, так и экономического развития государство. Право объективирует, осуществляет и охраняет политические интересы и тем самым выполняет свою роль.
31. Правовая политика: понятие и основные приоритеты. Правовая политика — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности. Правовая политика современной России должна складываться из следующих основных направлений, которые вполне могут считаться формами ее реализации. 1. Правотворческая форма воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене нормативных актов и договоров. Главная проблема здесь заключается не в количестве нормативных актов и договоров, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. Особенно бурно данная форма развивается сейчас в субъектах Федерации. Впервые регионы получили право принимать законы — нормативные акты высшей юридической силы. Однако оказались не готовы к этому, ведь законотворчество предполагает достаточно высокий уровень правосознания и правовой культуры регионального депутатского корпуса. 2. Правоприменительная форма преимущественно воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера. Особенностью данной формы является то, что в современных условиях значительно расширился субъектный состав правоприменения. Теперь активно, но не всегда, к сожалению, законно применяют право и негосударственные структуры: органы местного самоуправления, руководители частных фирм, банков, общественных объединений и т.п. 3. Правоинтерпретационная форма преимущественно воплощается в актах толкования правовых норм (интерпретационных актах). Особенностью данной формы является то, что после создания Конституционного Суда РФ и соответствующих судов субъектов Федерации (конституционных либо уставных) названное направление правовой политики вышло на новый уровень развития, ибо связано с формированием прецедентного права. 4. Доктринальная форма преимущественно воплощается в проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций. Именно так разрабатывается идеология права как социального института, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни. Юридические воззрения и концепции чрезвычайно значимы для формирования модели правового регулирования, для совершенствования законодательства, для оптимизации методологии толкования юридических норм, для правореализационного процесса. 5. Правообучающая форма проявляется в подготовке юристов нового поколения, готовых творчески действовать в новой политико-правовой ситуации. Сейчас как никогда повышается роль высшего юридического образования, которое должно вырабатывать иммунитет у выпускников к негативным сторонам имеющейся юридической практики.
Существуют следующие принципы проведения правовой политики в современной России: 1. четкое обозначение приоритетов юридической деятельности, которые должны следовать из целей и задач Российского государства; 2. ориентация на достижимые в данной ситуации цели и применение реальных юридических средств; 3. комплексное и взаимообеспечивающее использование форм реализации правовой политики (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, доктринальной, правообучающей); 4. результатами правовой политики выступает повышение качества и уровня правовой жизни оба и личности, что выражается в уверенности граждан, в гарантированное их статуса, в возможности планировать свою жизнь, в согласованности и предсказуемости действий власти.
32. Функции права: понятие и классификация.
Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения. В них выражается социальное назначение права.
Виды функций права:
· культурно-историческая – право аккумулирует духовные ценности достижения человека (демократия, права человека, законность, социальная справедливость, правоспособность и др.) · информационно-ориентирующая – нормативно-правовые акты и иные источники права содержат в себе информацию о последствиях тех или иных поступков · воспитательная – происходит формирование у участников общественных отношений убежденности, целесообразности и справедливости предлагаемого порядка управления · социальный контроль – происходит через стимулирование, поощрение и др.
В литературе выделяют функции права по сферам действия: · экономическая · политическая и др.
· Регулятивная функция- это направление правового воздействия, отражающее организацию отношений с помощью юридических приемов и средств (дозволений, поощрений, льгот и т.д.) a. Регулятивно-статистическая функция – это закрепление в нпа основ конституционного строя, форм государства, порядка формирования и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, форм собственности, правового статуса граждан, ЮЛ и иных субъектов права b. Регулятивно-динамическая функция – обеспечивает различные процессы (гражданский и торговый оборот, трудовые, финансовые отношения) · Охранительная функция – это функция негативного регулирования. Она направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивной функции, охрана нарушений права в целом. Ее задача - предупреждение и пресечение правонарушений, защита и восстановление нарушенных прав.
Обе функции взаимодействуют между собой в процессе правового регулирования общественных отношений.
33. Понятие и структура правосознания.
Правосознание – это форма общественного сознания, определяющая отношение к праву, к практике его применения со стороны отдельной личности, социальной группы и общества в целом.
Структура правосознания:
Виды правосознания:
· Индивидуальное – отдельной личности, · Групповое – присуще отдельной социальной группе, · Общественное – всему обществу в целом.
· Обыденное – складывается в процессе повседневной жизни человека, его жизненного опыта, · Научное – характеризует теоретическое осмысление права и выражается в научных взглядах, · Профессиональное – складывается в процессе практической деятельности юристов на основе их профессионального опыта.
Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения когда между ними возникла встречная зависимость. С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом обусловлено законодательством – право в своих «текстах» способствует развитию тех или иных представлений и чувств. С другой стороны, - право и законодательство ограничены условием и характером сложившегося правосознания в обществе, зависят от него как в процессе правотворчества, так и в процессе правореализации.
34. Правовая культура: понятие и структура.
Правовая культура – это разновидность общественной культуры, отражающая уровень правовой жизни общества. Признаки правовой культуры: 1. Определяется как творческая деятельность с одной стороны и как образ знания, мышления – с другой. 2. Связана с деятельностью человека, 3. Определяется только социально-полезными действиями, 4. Выступает гарантией свободы 5. обеспечивает правовую активность личности, социальной группы, общества в целом. 6. Характеризует уровень правосознания, законности, правопорядка.
Виды правовой культуры:
· На обыденном уровне, · На научном, · Профессиональном.
· Индивидуальная · Групповая · Общественная
Структура правовой культуры:
35. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы.
Правовая система общества – это совокупность разнообразных юридических явлений, органически взаимосвязанных между собой и направленных на регулирование отношений, складывающихся в обществе. В структуру правовой системы входят следующие главные элементы: 1. право (законодательство); 2. юридическая практика; 3. господствующая правовая идеология.
Типы правовых систем:
Соотношение права и правовой системы: Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества. Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п. Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.
36. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.
Технические нормы – правила поведения, регулирующие отношения человека с предметами окружающей среды, природы с различными техническими средствами. Они обеспечивают использование природных ресурсов, безопасность людей в процессе производства, потребления материальных благ. Признаки, отличающее технические нормы:
Некоторые технические нормы представляют такое большое значение для людей, что нуждаются в их юридическом закреплении. Они называются техникоправовыми. Оставаясь по своей природе техническими, они закрепляются в НПА. Их нарушение влечет за собой юридические последствия. Например: правило техники безопасности, дорожного движения, противопожарной безопасности.
Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми по поводу каких-то объектов.
Признаки социальных норм:
Особенностью социальных норм является то, что это мера общественно значимого поведения. Она вырабатывается практикой и основывается как на вн
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1264)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |