Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В зависимости от соподчиненности: - Основные (право участвовать в управлении обществом и государством; - Дополнительные (избирательное право)



2015-12-07 657 Обсуждений (0)
В зависимости от соподчиненности: - Основные (право участвовать в управлении обществом и государством; - Дополнительные (избирательное право) 0.00 из 5.00 0 оценок




В зависимости от степени распространения: - Общие (присущие всем гражданам); - Специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, расы и пр.).

В зависимости от характера субъектов: - Индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.); - Коллективные (право на забастовку, митинги и пр.).

82. Гарантии прав человека и гражданина: понятие и виды.

Гарантии — это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, через различного рода международные программы и проекты; Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений — Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, СНГ и т.д.) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономич. деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего проф. образования) и правовые (наличие развитой системы зак-ва, независимого правосудия, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации), технико-юридическими (конструкции, отражающие предоставительно-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков).

83. Основные модели соотношения и взаимосвязи государства и права.

Исторически гос-во и право (как система исходящих от публичной власти норм) возникают одновременно в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние.

Назначение гос-ва и права состоит в том, что они выступают средством упорядочения общественных отношений, призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, согласования и выражения коллективной воли.

Если государство возникает из необходимости поддержания порядка, защиты "всех против всех", то право создает юридические механизмы для этого.

У каждого из них свои цели, задачи, методы.

Модели во взаимоотношениях государства и права: 1) тоталитарная (этатистский подход) (государство выше права и им не связано); 2) либеральная (естественно – правовой подход) (право выше государства); 3) прагматическая (позитивистский подход) (государство создает право, но связано им); 4) интеграционный подход (либирально-демократический) – взаимосвязи государства и права, государство и право друг без друга существовать не могут; 5) дуалистический подход – исходит из того, что между государством и правом существует функциональная связь.

Между государством и правом могут быть противоречия, коллизии, расхождения. Власть имеет тенденцию к неограниченности, выходу из-под контроля, она тяготится всякой внешней зависимостью, а право стремится ввести ее в юридические рамки.

Соотношение государства и права включает в себя три главных аспекта: единство, различие и взаимодействие.

Единство выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.

Различия вытекают уже из определений этих понятий, их онтологического статуса и общественной природы. Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право - волю.

Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь.

84. Правовое государство: понятие, принципы и сущность.

Правовое государство – это особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед личностью

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);

2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.

1. Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы сдержек и противовесов, правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

2. Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Разделить гос. власть на законодательную (избранную народом и призванную принимать законы), исполнительную (назначаемую органами власти и занимающуюся реализацией данных законов) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

При этом каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей властью.

3. Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни.4. Взаимная ответственность государства и личности - это тоже способ ограничения политической власти.Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.Кроме двух основных можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных. Это - высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т.п.Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности. 85. Правовая система общества: понятие и элементы.

Правовая система - целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Структура правовой системы:совокупность юридических норм, правотворчество, юридическая практика, юридическая техника, правовая культура, господствующая правовая идеология.

Правовая культура как элемент правовой системы — это и уровень правового сознания, и правовой активности граждан и должностных лиц, их убежденность в следовании закону, это и качество права в целом, и культура правовых учреждений и всей юридической деятельности. Правовая культура раскрывает качественную сторону правовой системы, уровень ее развития, связь с цивилизацией. Она тесно соприкасается с общей культурой общества, хотя и не находится в прямой зависимости от нее.

Право и выражающее его законодательство являются главным, цементирующим элементом правовой системы. Вокруг права, как электроны вокруг ядра, вращаются все составные части правовой системы.Юридическая практика — важный элемент правовой системы, ибо связан с деятельностью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм.

Юридическая техника — совокупность специфических средств, правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений.

86. Характеристика основных правовых семей народов мира. 87. Правосознание: понятие, структура, уровни и виды.88. Правовая культура: понятие, структура, уровни и виды. 89. Правовое воспитание: понятие, формы и методы.


2015-12-07 657 Обсуждений (0)
В зависимости от соподчиненности: - Основные (право участвовать в управлении обществом и государством; - Дополнительные (избирательное право) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В зависимости от соподчиненности: - Основные (право участвовать в управлении обществом и государством; - Дополнительные (избирательное право)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (657)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)