Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По проведению лекционных занятий



2015-12-07 389 Обсуждений (0)
По проведению лекционных занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Исполнительное производство в России. Источники исполнительного производства.

При изучении исполнительного производства России следует выяснить периоды истории становления данной отрасли, охарактеризовать данные этапы применительно к каждому историческому периоду.

Преподавателю следует раскрыть реформирование процедуры принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в России.

При рассмотрении вопроса- место исполнительного производства в системе права РФ следует указать, что мнение авторов неоднозначно: некоторые о сих пор считают, что исполнительное право – это завершающая стадия процессуальных отраслей права (к примеру: гражданского- процесса, арбитражного процесса, а также уголовного процесса, при исполнении санкции в виде штрафной санкции за уголовное преступление). Хотя нужно сделать акцент, что большинство теоретиков считают исполнительное право – отдельной комплексной отраслью российского права.

Источники исполнительного производства следует указать в их иерархии: Конституция РФ, ФЗ «О судебных приставах» №118-ФЗ, ФЗ «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ, ГПК, АПК, материально-правовые нормативные акты, нормативные правовые акты Правительства РФ, Законы Субъектов РФ, подзаконные акты Субъектов РФ, подзаконные акты органов местного самоуправления, локальные акты. Необходимо акцентировать внимание на международных договорах РФ, и указать их приоритетность, а также возможность участия иностранного элемента в исполнительном производстве в виде субъекта, объекта или юридического акта. Преподавателю стоит указать роль судебной практики (к примеру, Постановления Конституционного суда РФ, Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ).

В рамках данной лекции необходимо дать краткую характеристику ФЗ «О судебных приставах» №118-ФЗ, ФЗ «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ, а также раскрыть новеллы в законодательстве об исполнительном производстве.

 

Тема 2. Исполнительное производство как предмет регулирования отрасли исполнительного права.

Преподаватель в рамках данной лекции должен дать определение понятию исполнительного права как комплексной отрасли права с указанием на предмет правового регулирования, т.е. само исполнительное производство. Определение исполнительного производства дается авторское, т.к. на законодательном уровне данное определение не закреплено. При определении данного понятия рекомендуется использовать определение данное в учебнике Исполнительное производство, под редакцией В.А. Гуреева, В.В.Гущина, 2011 года, который указан в качестве основной литературы данного курса.

При раскрытии вопроса метод исполнительного производства следует указать на то, что императивный и диспозитивный метод применяются в данной отрасли в совокупности. Хотя преподавателю следует дать примеры чистого императива и диспозитива.

При изучении вопроса - система исполнительного производства следует указать, какие институты составляют общую и особенную части исполнительного права России.

При рассмотрении вопроса «Принципы исполнительного производства необходимо» необходимо разделить на конституционные, отраслевые и межотраслевые. Особый акцент следует обратить внимание на принципы, закрепленные в ст. 4 ФЗ № 229-ФЗ к которым относятся: принцип законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема взыскателя и мер принудительного исполнения.

В качестве задач исполнительного производства следует указать - правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

При раскрытии вопроса- правоотношение в исполнительном производстве следует сделать акцент на структуру, сравнив со структурой правоотношения в теории государства и права. Преподавателю следует дать краткую характеристику элементов правоотношения в исполнительном производстве.

 

Тема 3. Органы принудительного исполнения.

При проведении лекционного занятия лектору следует начать с того, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Раскрывая вопрос организации деятельности Службы судебных приставов следует их показать по территориальности с прямым подчинением и указанием на должность лиц, которые возглавляют данные органы (федеральный уровень, уровень субъектов).

При раскрытии вопроса- условия приема граждан на работу приставами необходимо учитывать изменения законодательства, которые вступят в силу по истечении определенного в законе времени (возрастной ценз, образовательный ценз, личные качества и т.п.) Также следует обратить внимание на то, что судебные приставы подчиняются не только действию собственных Федеральных законов, но и ФЗ «О государственной гражданской службе», раскрыв особенности, которые этим порождаются.

Далее лектор должен указать виды судебных приставов и дать краткую характеристику их правам и обязанностям.

 

Тема 4. Лица, участвующие в исполнительном производстве.

Лектор должен дать определение понятию «участники исполнительного производства», а также схематично разделить всех участников на группы (рекомендованное деление: 1 группа - судебные приставы, как основные участники исполнительного производства; 2 группы - стороны исполнительного производства; 3 группа – лица содействующие исполнительному производству; 4 группа- иные участники исполнительного производства).

При изучении второй группы – стороны исполнительного производства преподаватель должен дать определение понятию «стороны исполнительного производства», указать виды сторон (взыскатель и должник) и их правовой статус. Также в рамках данного вопроса следует акцентировать внимание на - соучастии в исполнительном производстве. Перед студентами следует поставить вопрос: является ли правопреемник стороной исполнительного производства. При рассмотрении вопроса - участие в исполнительном производстве несовершеннолетних, следует ссылку сделать на нормы Уголовного кодекса РФ, которые закрепляют ответственность несовершеннолетних за уголовные преступления. Раскрывая вопрос представительство в исполнительном производстве необходимо его разделить на виды: (законное и договорное), и акцент сделать на оформление полномочий, права и обязанности представителей.

При рассмотрении вопроса -лица, содействующие исполнительному производству, к которым закон относит: понятых, переводчиков, специалистов, работников ОВД, необходимо также рассмотреть правовое положение лиц осуществляющих хранение, организаций занимающихся реализацией арестованного имущества и т.п.

Отдельное внимание следует уделить участию в исполнительном производстве прокурора, который действует на основании собственного законодательства. Рассказывая про суд, как отдельного участника исполнительного производства, следует акцентировать внимание на полномочиях суда в ходе исполнительного производства.

 

Тема 5. Отводы в исполнительном производстве.

Преподаватель должен дать определение «отвода» и «самоотвода», указав правила самоотвода в ходе исполнительного производства. Раскрывая правила отвода в ходе исполнительного производства следует провести сравнительную характеристику с правилами отвода в гражданском процессе.

 

Тема 6. Основания исполнения и исполнительные документы.

Преподаватель должен указать основания для исполнения, а также раскрыть понятие и виды исполнительных документов. Считаем необходимым уточнить, что не все постановления судебного пристава-исполнителя, который указаны в п. 7 ст.12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относятся к исполнительным документам.

Раскрывая вопроса – требования, предъявляемые к исполнительным документам, преподаватель должен указать не только общие требования, которые указаны в ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве», но и специальные требования к таким исполнительным документам, как : судебный приказ, исполнительная надпись нотариуса и нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов. Лектор должен указать последствия нарушения требований, предъявляемых к исполнительным документам и(или) сроков их предъявления.

 

Тема 7. Сроки в исполнительном производстве

Изучение данной темы не представляет особой сложности. Студенту нужно помочь в запоминании данных сроков, путем проведения аналогий со сроками, применяемыми в других отраслях российского права, которые уже усвоены студентами. При исследовании случаев немедленного исполнения требований исполнительных документов, следует аналогию провести с трудовым правом, семейным правом и гражданским правом (например: вопрос восстановления незаконно уволенного или переведенного работника).

При изучении вопроса - временная остановка исполнительного производства необходимо обратить внимание на то, что вопросы отсрочки или рассрочки решаются исключительно в судебном порядке.

Следует обратить внимание, что студентами тяжело воспринимаются два основания временной остановки срока в исполнительном производстве: отложение и приостановление. Лектору рекомендуется дать данный материал в сравнении этих двух дефиниций.

 

Тема 8. Общие правила исполнительного производства

Данная тема хорошо усваивается студентами, при условии приведения примеров из практической деятельности судебных приставов, что касается места совершения исполнительных действий и времени их совершения. Следует обратить особое внимание на правила совершения исполнительных действия в ночное время и в нерабочие праздничные и выходные дни.

Вопрос - извещения и вызовы в исполнительном производстве необходимо раскрывать по аналогии с гражданским процессуальным правом.

Сводное исполнительное производство следует раскрывать с указанием не только теоретических, но и практических норм (на примере банкротящейся организации, когда участвуют в исполнительном производстве несколько взыскателей разных очередей при недостаточности имущества для погашения всей суммы долга, а также на примере исполнительного производства, возбужденного на основании судебного акта о взыскании денежных сумм, являющихся задолженностью по квартплате при социальном найме на солидарных должников).

 

Тема 9. Стадии исполнительного производства

Изучение стадий исполнительного производства следует начинать с предъявления к принудительному исполнению исполнительного документа, его принятия судебным приставом, и изучения процедуры возбуждения исполнительного производства. Лектору также следует рассмотреть вопрос - обеспечение исполнения требований исполнительного документа. При рассмотрении вопроса- возбуждение исполнительного производства преподаватель должен акцентировать внимание на правилах оформления постановления о возбуждении и на сроке для добровольного исполнения требований исполнительного документа. При рассмотрении вопроса -правовые последствия неисполнения должником в срок, установленный для добровольного исполнения, преподаватель должен кратко затронуть вопрос – исполнительский сбор (не следует углубляться в исследование данного вопроса, т.к. он является предметом исследования другой темы в рамках данного курса.

Изучение вопроса: прекращение и окончание исполнительного производства должно поддерживаться сравнительной характеристикой данных дефиниций. Преподавателю следует знать, что данный вопрос вызывает замешательство у студентов, т.к. данные термины в быту являются синонимами, а в исполнительном производстве имеют абсолютно разные правовые последствия.

Тема 10. Меры принудительного исполнения

Изучая вопрос - меры принудительного исполнения преподавателю следует указать виды и основания их применения. Также лектор должен дать определение понятию – исполнительные действия.

Отдельное внимание следует уделить - розыску должника, его имущества или ребенка, государственной регистрации имущества и имущественных прав, а также временному ограничению права должника на выезд за границы РФ и их правовым последствиям на примере практических материалов.

 

Тема 11. Общие правила обращения взыскания на имущество должника

В рамках данной темы преподаватель должен раскрыть общие положения обращения взыскания на имущество должника.

Раскрывая вопрос имущественного иммунитета, лектору следует акцентировать внимание на отсылочной норме статьи ФЗ «Об исполнительном производстве» к норме ст.446 Гражданского процессуального кодекса РФ. Считается положительным проведение сравнительного анализа ныне действующего законодательства, закрепляющего имущественные иммунитеты с ранее действующим, утратившим силу.

Преподаватель должен указать правила установления имущества должника, и кратко напомнить про розыск должника, его имущества или ребенка, которые были уже изучены на предыдущем лекционном занятии.

В рамках данной тематики преподаватель должен раскрыть основания применения ареста; документальное оформление ареста (описи) имущества.

Порядок обращения взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, также обращение взыскания на заложенное имущество предполагают применение норм гражданского законодательства с учетом последних изменений.

В рамках данной темы лекции необходимо также рассмотреть вопрос: оценка имущества должника (как самостоятельная, так и с приглашением специалиста по оценке), передача на хранение и реализация имущества должника. Преподавателю следует кратко рассмотреть вопрос- расходы по совершению исполнительных действий, но не в полном объеме, т.к. данный вопрос является предметом другой лекции.

 

Тема 12. Особенности обращения взыскания на имущество и доходы должников – граждан и организаций

При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание, что его раскрытие невозможно без применения норм Трудового кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса. Также необходимо применять нормы гражданского кодекса РФ и Семейного Кодекса РФ.

Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам указывается с учетом применения практических материалов.

Лектору следует раскрыть вопрос - выдворение за пределы границ РФ.

При рассмотрении вопроса обращение взыскания на имущество должника, будь то гражданина или юридического лица, следует раскрывать вопрос с учетом очередности, установленной на законодательном уровне..

 

Тема 13. Особенности обращения взыскания на отдельные виды имущества должника

Вопросы особенностей обращения взыскания на отдельные виды имущества предполагает то, что студенты должны быть ознакомлены с правилами обращения взыскании на следующие виды имущества должника:

- на денежные средства должника, как находящиеся у него лично или в кассе, так и на счетах в банках или иных кредитных организациях (лектору следует рассказать также о возможности обращения взыскания на дебетовые счета должника);

- на долю должника в общем имуществе (на примере семейных отношений);

- на недвижимое имущество, объекты незавершенного строительства;

- на ценные бумаги ( кратко) и денежные средства и ценные бумаги профессионального участника рынка ценных бумаг и его клиентов;

- на имущественные права, дебиторскую задолженность;

- на заложенное имущество (с учетом последних изменений законодательства о залоге: ГК РФ, Закон «О залоге», ФЗ «Об ипотеке (Залоге недвижимости)», ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Тема 14. Исполнение исполнительных документов неимущественного характера

При раскрытии данной темы преподаватель называет исполнительные документы, которые относятся к неимущественным, а также раскрывает общие правила исполнения таких документов на примере: исполнения исполнительных документов о восстановлении на работе; исполнения исполнительных документов о выселении и о вселении; исполнения исполнительных документов об административном приостановлении деятельности.

 

Тема 15. Исполнительный сбор. Расходы по совершению исполнительных действий.

При рассмотрении вопроса - понятие и основания взыскания исполнительного сбора, преподавателю следует обратить внимание студентов на сущность данного института и теоретическую неоднозначность его значения. В рамках данной темы следует рассмотреть случаи освобождения от уплаты исполнительского сбора. Считаем необходимым посмотреть практику уменьшения исполнительского сбора.

Расходы по совершению исполнительных действий – возникают в ходе исполнительного производства. Преподаватель должен дать определение понятия расходов по совершению исполнительных действий и указать виды расходов. В рамках данного вопроса необходимо напомнить студентам, что исполнительное производство является расходной статьей Бюджета РФ.

Порядок возмещения расходов по совершению исполнительных действий раскрывается лектором после раскрытия вышеперечисленных вопросов.

 

Тема 16. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий.

Преподавателю следует в рамках данной лекции раскрыть процессуальные формы контроля и надзора в исполнительном производстве, а также судебный и внутриведомственный контроль в исполнительном производстве и прокурорский надзор в исполнительном производстве, который осуществляется в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ». Преподавателю рекомендуется показать положительные и отрицательные черты данных способов защиты. Считаем, что лектору также следует изучить текущую (свежую) статистику для приведения примеров использования способов защиты прав участников исполнительного производства.

 

Тема 17. Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

Раскрывая данную тему необходимо указать виды ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Исходя из виды, следует выделить субъектов ответственности. Преподавателю следует разделить виды на: уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в исполнительном производстве. Отдельно следует уделить внимание дисциплинарной ответственности в исполнительном производстве самого судебного пристава, в соответствии в ФЗ «О государственной гражданской службе», Трудовым Кодексом РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве».

Особое внимание следует уделить - вопросу составления судебным приставом протокола об административном правонарушении и правила привлечения к административной ответственности нарушение законодательства об исполнительном производстве.

 

Тема 18. Совершение исполнительных действий в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций. Исполнение актов органов иностранных государств.

Преподавателю следует напомнить студентам о месте международных договоров в системе источников исполнительного права России, а также возможности участия иностранного элемента в виде объекта, субъекта или юридического факта.

В рамках данного вопроса указываются общие правила исполнительных действий в отношении иностранных граждан, апатридов и иностранных организаций. Акцент делается на следующих нормативных правовых актах: Нью-Йоркская Конвенция «О признании и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений» 1958 г.; Гаагская конвенция 1961 г.; Московская конвенция «О разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества» 1972 г.; двусторонние договоры и соглашения РФ о правовой помощи.

Преподавателю кратко следует провести обзор законодательства СНГ (на примере Белоруссии и Казахстана). Должны быть рассмотрены вопросы взаимодействия органов по принудительному исполнению России и других стран. Также в рамках данной темы преподаватель должен указать порядок исполнения решений иностранных судов и арбитражей Российской Федерации.

При раскрытии особенностей исполнительного производства в иностранных государствах следует обратить внимание на законодательства Франции, Германии и Финляндии.

ПЛАНЫ

Практических занятий

 



2015-12-07 389 Обсуждений (0)
По проведению лекционных занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По проведению лекционных занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (389)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)