Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления и формы работы культурно- досуговых учреждений в тылу



2015-12-07 1562 Обсуждений (0)
Основные направления и формы работы культурно- досуговых учреждений в тылу 0.00 из 5.00 0 оценок




Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб- читален на основе перестройки стало: разъяснение характера и цели войны; освещение ее хода; разоблачение фашизма; ознакомление с международным положением Советского Союза.

Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте. Тема патриотизма стала ведущей в их деятельности. В связи с коренным изменением условий труда с началом войны (люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпуска), учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники, гуляния и др.

Досуг работников тыла связан с участием в несложных по организации и недолгих по времени мероприятиях - встречах с писателями и поэтами, воинами, вернувшимися с фронтов, коротких танцевальных вечеров, "летучих" митингов и концертов. Основной формой работы с населением стали беседы, читки газет, небольшие концерты (в госпиталях, в цехах между сменами), встречи с фронтовиками. Работали разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агитпоезда, агитпункты, передвижные библиотеки (использовался опыт работы в период гражданской войны). Необходимым условием в выборе форм и методов работы условиях военного времени стала простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность. В июне 1941г. было создано Совинформбюро, сводки которого широко использовались клубами и библиотеками для информации о положении на фронте. Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны, а также чтение газетных статей и очерков. Большое эмоциональное впечатление оказывали встречи работников тыла с фронтовиками. Незабываемой страницей вошли эти годы и в работу Кировской областной библиотеки им. А.И. Герцена. Все библиотечные работники были мобилизованы горкомом ВКП(б) на проведение агитационно-массовой работы среди населения, на призывных пунктах, подразделениях всеобуча, воинских частях, военно-оборонных предприятиях, госпиталях, среди эвакуированных граждан в учреждениях и организациях, прибывающих из прифронтовой полосы, по вопросам решений партии и правительства, по сводкам Информбюро и другим газетным сообщениям. С началом войны в город были эвакуированы 14 крупных заводов, Министерство просвещения РСФСР, Правительство Латвии, Военно-морская медицинская академия им. С.М.Кирова, Ленинградский Большой драматический театр им. А.М.Горького, Ленинградская академическая капелла и Лесотехническая академия. Срочно организовались госпитали, призывные пункты, надо было размещать людей, прибывших с заводами, учреждениями и эвакуированных граждан из прифронтовой полосы. Для размещения прибывающих в город учреждений и людей вузы, средние специальные учебные заведения, ряд учреждений и мелких предприятий города перебазировались в районные центры области. Все крупные помещения были заняты для нужд военного времени. И библиотека становится центром всей массово-политической работы в городе, организует наглядную и устную пропаганду книги, принимает активное участие на призывных пунктах при формировании частей, отправляющихся на фронт, подбирает техническую и справочную литературу для эвакуированных заводов, готовит материалы для работников партийного аппарата, работников сельского хозяйства, культуры и науки. Необходимо выделить широкую разъяснительную и справочную работу, которую вели работники культуры города и деревни: писали письма на фронт, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести, подбирали материал по изготовлению пищевых суррогатов, борьбе с последствиями голодания.

Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, организовывали вечера-посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов, а в это же время кто-нибудь рассказывал о положении на фронте, читал статьи или рассказы о воинах-героях. Читались вслух также письма с фронта. Война отняла детство у детей и подростков. Культурно-досуговые учреждения устраивали для них специальные вечера, беседы, новогодние елки, "молодежные субботы" и т.п. Работа была перенесена в цеха, красные уголки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства. Работа культурно - досуговых учреждений стала носить передвижной характер. Были созданы самые разнообразные передвижные учреждения культуры. Наиболее распространены были: походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера, библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитсани, агитпункты. Самым распространенным видом коллектива художественной самодеятельности становится концертная бригада. Появлению этих новых видов художественной самодеятельности способствовали следующие условия:

Характерные процессы военного времени повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности, кадров профессиональных руководителей. Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла.

Первые бригады самодеятельных артистов стали действовать уже в 1941г. За годы войны артисты провели для воинов 1млн.350тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч. Не было ни одной части, где бы не побывали фронтовые театры и бригады. Вместе с Армией они прошли весь путь войны.

Деятельностью фронтовых бригад руководил штаб, созданный в Москве при Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ).

Всего работало около 4 тысяч фронтовых бригад. В них принимали участие 42 тысячи актеров, многие выступали на фронтах по 300 раз. Кроме концертов, некоторые бригады создавали публицистические представления, подчиненные конкретной боевой задаче. Использовались отрывки из сочинений и речей государственных деятелей, сводки Совинформбюро, приказы Верховного Главнокомандующего и эпизоды из новых военных пьес. Для фронтового театра было написано около 700 одноактных пьес. В работе фронтовых бригад участвовали ведущие мастера советского искусства: Н.К.Черкасов, В.И.Качалов, А.Ф.Борисов, Б.Г.Добронравов, И.В.Ильинский. Вначале фронтовые театры и бригады не имели специального оборудования. Позже у них появились грузовики с откидными бортами, грим, костюмы, реквизит. В репертуаре были многоактные пьесы, их сокращали, чтобы действие не длилось более полутора часов.Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с концертными выступлениями оказывали методическую помощь армейской художественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художественной самодеятельности. В 1943-44 гг. был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 500 тыс. человек. В репертуаре сельских коллективов были народные песни, частушки. В 1945г. был организован второй Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 900 тыс. человек. С успехом прошел смотр в областях, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков: Брянской, Курской, Ленинградской, Новгородской и др. Художественная самодеятельность в годы войны сыграла важную роль в организации досуга населения тыла. Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа, учило стойко преодолевать трудности.



2015-12-07 1562 Обсуждений (0)
Основные направления и формы работы культурно- досуговых учреждений в тылу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления и формы работы культурно- досуговых учреждений в тылу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1562)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)