Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимоотношение права и морали



2015-12-07 512 Обсуждений (0)
Взаимоотношение права и морали 0.00 из 5.00 0 оценок




Общее:

1)распространяются на все общество, 2)близки по содержанию, 3)взаимно дополняют друг друга, 4)определяются экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами.

Различия:

мораль и право возникают в разное время. Мораль - момента возникновения человеческого общества - когда возникает гос-во;

нормы права создаются гос-ом. Для создания норм морали не нужна специальная целенаправленная деятельность. Они формируются стихийно.

правовые нормы формально определены,

у морали н права различны оценочные критерии поведения людей. В праве используются: правомерно – неправомерно и т.д. Для моральной оценки: морально - аморально, честно - нечестно и т.д.:

мораль и право не всегда совпадают по сферам их действия. Мораль регулирует более обширный круг отношений. Право регулирует наиболее важные сферы общественных отношений, которые должны быть регламентированы гос-властными средствами.

6. право и мораль различны также и по степени конкретности своих предписаний. Моральные нормы обычно носят более общий характер. Нормы права более конкретны.

7. различия по методам их обеспечения. Необходимо отметить, что их требования в решающих сферах отношений по содержанию совпадают. То, с чем борется право осуждает и мораль. Ряд юр норм вытекает из религиозно-нравственных постулатов. Закрепляя в законе запреты право подкрепляет их юр санкциями, применяемыми к нарушителям общественного порядка.

Эффективность законодательства будет несравненно выше, если его предписания будут опираться не только на власть, но и на общечеловеческие моральные постулаты и принципы.

№59 правовое гос-во: сущность и основные чертыПравовое государство - форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

Основные черты:

1)верховенство з-на (никто не освоб-ся от подчин-я з-ну); 2)полная гарантир-ность и незыблемость прав и свобод граждан, 3)устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть перед гр-ном. Главные пр-к прав. гос-ва – 1)идея народного суверенитета, 2)принцип раздел. властей 3) наличие развитого гражд. общества; 4)созд-е институтов полит. демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или органа; 5)верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и проведение на деле суверен-ти гос. власти; 6)возвышение суда как одного из ср-в обесп-я правовой гос-венности; 7)соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы гос. власти.

№60 правовое и социальное гос-во

Социальное государство

Деятельность любого гос-ва имеет соц направленность. Идея соц гос-ва возникла на почве осознания того, что идеал правового гос-ва, не создает возможностей реализации всех прав и свобод личности, ограничивается лишь полит правами и свободами. Основные принципы соц гос-ва: 1)соц справедливость, 2)соц безопасность, 3)соц гарантии прав человека и гуманных условий жизни.

Демократическое соц гос-во призвано обеспечивать всем гражданам конституционные права и свободы. Но оно идет дальше. Соц гос - форма организации гос власти, для которой свойственна забота о благосостоя­нии гр, создании достойных условий существования, равных воз­можностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания.

Ответственность соц гос-во 1)поддержание стабильного соц-эконом положения своих граждан 2)за соц мир в обществе. Функции соц гос: 1)поддержка безработных, малообеспеченных семей, инвалидов, пенсионеров. 2)перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, 3)политика занятости и охраны прав работника, 3)соци­альное страхование, 4)поддержка семьи и материнства, 5)развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и многое другое.

Правовое государство: понятие и сущность.

Правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

Принципы правового государства:

господство закона во всех сферах жизни

связанность законом государства и его органов

незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность

взаимная ответственность государства и личности

наличие эффективных форм контроля за реализацией законов

разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов

верховенство и прямое действие конституционного закона

правовая организация системы органов государственной власти

единство прав и обязанностей гражданина

наличие развитого гражданского общества

соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

8№61 пути преодаления правового нигилизма

Правовой нигилизм.

Правовой нигилизм - это отрицательное отношение к праву, закону и прочим формам организации общественных отношений. В России он имеет к сожалению глубокие корни.

Правовой нигилизм может выступать в 2-х формах:

1) теоретическая - когда ученые, философы, политологи доказывают что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще и права отдельного человека.

2) практическая - когда нигилизм выливается в террор гос-ва против своего народа, в многочисленные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в преступную шайку.

Пути преодаления: 1)устранение пробелов в НПА, 2)устранение противоречий НПА, 3)совершенствование работы суд системы (быстрое решение гр дел, а админ и уг – принцип неотвратимости наказания), 4)формирование правовой культуры

№62 система права и система законодательства. Правовая система.Система законодательства. Соотношения системы права и системы законодательства. сист-а зак-ва - совокупность норм-но-прав-х актов, в которых объективируются внутренние содерж-ные и стр-ные хар-ки права. есть ряд тенденций: 1) общие,- хар-ны для права в целом, вкл-ет сист. зак-ва и сист. п. как две стр-ры одного целостного явл-ния; (1. - выравнивание отн-ний между правом и чел, 2. – децентрализация правового регул-ния. 3. – интегр-ция в РФ зак-во межд-х норм и принципов. 2) тенденции развития стр-ры права (1. образ-ние новых инст-тов и отраслей; 2. образ-ние комплексных стр-ных объед-ний юрид-ких норм. 3) тенденции соверш-ния зак-ва; (1. – прииведение всего зак-ва в соотв-вии с КРФ; 2 – форм-ние новых компл-ных отраслей зак-ва, 3 – становление новой стр-ры зак-ва.

Правовая система – это конкретная историческая совокупность права, законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельной страны или гос. образования. В мире 200 стран и 500 правовых систем разного уровня. Содержание ПС – правопонимание, правотворчество, правовой массив (законолательство, подзаконные акты итп). Павовая реализация (механизм реализации права) и правовая культура и правовое поведение (результат действия права, т.е. отношение к праву вообще). Существуют 4 основные группы правовых систем: 1)одноуровневые ПС (т.е. унитарные государства), 2)двухуровневые ПС (выделяются автономии и субъекты федераций), 3)трехуровневые (напр. Тюменская обл и Красноярский край, где внутри еще одно автономное образование), и параллельная правовая система (Индия) – там одновременно индусское право и индийское право действует (то же в Израиле и Японии). Правовые системы группируются на правовые семьи, по совокупности национальных правовых систем.

№63 стадии законотворческого процесса в РоссииВажнейшей разновидностью правотворчества является законотворчество.

Стадии законодательной процеду­ры:

1. Законодательная инициатива — официальное внесение законопроекта в законодательное учрежде­ние в соответствии с установленной процедурой. В РФ субъектами права законодат инициативы: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Го­сДумы, Правительство РФ, законода­т органы субъектов РФ, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ.

2. Стадия обсуждения законопроекта законопроект Советом Госдумы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Госдумы с собственными замечаниями и пред­ложениями. Обсуждение законопроекта на пленар­ном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

3. Стадия принятия законопроекта: в РФ законы принимаются Госдумой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

4. Стадия утверждения законопроекта: В соответ­ствии с К РФ принятый Госдумой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Феде­ральный закон считается одобренным Советом Феде­рации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклоне­ния федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласитель­ную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Госдума может преодо­леть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон.

Принятые парламентом законы направляются главе гос-ва, кото­рый может наложить на них вето, не допустив или отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным - право оконча­тельного отклонения закона, и отлагательным - приостанавливает ветупление его в силу.

5. Промульгация закона — опубликование приня­того и утвержденного закона в офиц печат­ном органе, осуществляемое главой гос-ва в установленные законом сроки. Только после про­мульгации закон обретает обязательную силу. Законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Со­брании законодательства РФ. Вступает же в силу за­кон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

№64 механизм правового регулирования: содержание, стадии, эллементыПрав-е рег-ние - целенапр-е возд-е на поведение людей и общ-е отнош-я с помощью правовых ср-в. I стадия – возведение в закон, создание нормативной основы нормам права. II стадия – происходит индивид-ция и конкр-ция прав и обяз-тей. III стадия. реализация прав и обяз-тей субъектов, которые имеются в опред-й правовой ситуации.

Понятие и состав мех-ма правового регул-я.

Рег-е обществ. отн-й предст. собой осн. соц. ф-цию права и гос-ва. Отсюда знач-е, кот. приобр-ет тот мех-м, с пом. кот. достиг-ся цели права и гос-ва, т.е. мех-м г-п рег-я (мгпр). Дозволения и запреты, а также обязывания предст. собой наиболее глубин. слой рассм-го мех-ма и содержатся в нормах права.

Эл-ты: а)юр. нормы б)индив. гос.-властные предписания или акты примен-я права в)правоотн-я г)акты реал-ции прав и обяз-тей (собл-я запретов, исполн-я обяз-тей, исп-я прав и примен-я права.

№65 роль гос-ва в регулировании рыночных отношенийВсе негативные стороны рыночной экономики могут служить объ­яснением причин усиления роли гос-ва в эконом. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыноч­ных регуляторов - цель эконом деятельности гос-ва.

Основными эконом фун-ми гос-ва:

обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;

защита конкуренции.;

перераспределение доходов через систему прогрессивного налого­обложения (пенсии, пособия, и т.п.);

финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;

изменение структуры производства в целях корректировки распре­деления ресурсов;

контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономи­ческого роста;

финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.

Гос влияние на эконом осуществляется:

через гос сектор;

воздействия на функционирование частного сектора эконом с помощью разнообразных эконом и иных инструмен­тов¯.

Гос регулирование эконом (в условиях рыночного хозяйства) - система типовых мер законодат, исполнит и контролирующего характера, осуществляемых право­мочными гос учреждениями и общественными организа­циями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Средства регулирования:

- административно-правовые инструменты;

- финансовая (налоговая) система;

- кредитно-денежная система государства;

- государственная собственность;

- государственный заказ.

№66 правотворческий процесс Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п. наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм, содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: - оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную; - основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); - принципы: - научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.); - профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); - законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); - демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); - гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). - оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов). Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право. №67 основные правовые системы современностиПравовая семья - совокупность национальных правовых систем, которая выделена на основе общности источников права, его структуры и исторического пути формирования. Факторы создания правовых семей: Общность исторических судеб, добровольное присоединение, колониальная зависимость, идеологическая основа, есть более устойчивые семьи – страны общего права и менее устойчивые – бельгийское Конго. Критерии объединения в правовые семьи – правовая идеология, принцип верховенства юр обязанностей и тп. Еще критерий – правовой методологии, т.е. совокупность средств и приемов воплощения права в жизнь, система юр образования, структура юридической профессии. С течением истории ПС были многократно классифицированы различными учеными – Глассон, Р. Давид, Цвейгерт и Кётц. Основная классификация современных ПС: 1)западное право, 2)восточное право и 3)иидеологичесоке право. Западное право делится на континентальное европейское право и англо-американское право. Континентальное европейское право делится на романскую правовую семью, германскую правовую семью, скандинавскую пс и латино-амер пс. Англо-американское право делится на Европейское общее право, право США и право Британского содружества. Идеологическое право делится на социалистическое право и пост-советское право. Восточное право делится на религиозное право и традиционное право.

№69 право и моральВзаимоотношение права и морали

Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом.

1. мораль и право возникают в разное время. Мораль существует с момента возникновения человеческого общества, всегда сопутствует жизни и деятельности личности, в то время как право складывается позже, на определенной ступени соц развития, когда общество разделяется на противоположные классы и возникает гос-во;

2. нормы права создаются (изменяются, отменяются) государством

Для создания норм морали не нужна спец целенаправленная деятельность. Они формируются стихийно в процессе жизни и практической деятельности людей, спонтанно признаются, как бы санкционируются соц. общностями, группами, коллективами, не имеют гос-властного значения и не нуждаются в признании гос-ом:

3. правовые нормы формально определены, т.е. закрепляются в офиц письменных актах гос-ва, либо иных санкционированных гос-ом текстах. Моральные же нормы и принципы, как правило, не имеют четких, письменно зафиксированных и тем более официальных форм выражения и существуют в основном в сознании людей.

4. у морали н права различны оценочные критерии поведения людей. В праве используются такие критерии как правомерно - неправомерно и т.д. Для моральной оценки существуют иные критерии: морально – аморально т.д.:

5. мораль и право не всегда совпадают также и по сферам их действия. Мораль регулирует более обширный круг отношений, и ее воздействие иа социальные связи тире и глубже. Право же регулирует не все, а наиболее важные сферы общественных отношений, которые могут и должны быть регламентированы гос-властными средствами, где возможно и необходимо властное вмешательство гос-ва. Целый ряд личных, бытовых и иных отношений, где действуют моральные установления. В сферу регулирующего воздействия права не входят.

9№70 функции права35. Понятие и классификация функций права. – то что хар-ет активность права системе общ-х отношений, это напр-ния по которым право возд-ет на поведени субъектов. В ззавис-ти от связанности фун-ций с норм-м содерж-ем права есть: 1) соц-но полит-кие обычно они тождественны фун-ям гос. и всей полит-й системой: экон-кая, соц-ная, идеолог-я, полит-я 2) спец-но юрид-кие. те напр-ния регул-ние которых связано с норм-ным содерж-ем права. 2 осн. регулятивная ф.связано с закр-ем и развитием общ-х отн-ний и развитием общ-х отношений необх-мых и значимых для сущ-ния общ-ва, и охранительная ф. – вытеснение из общ-ва чуждых эл-тов. Функ-ции по отношению к праву в действии: 1) закрепление слож-ся в общ-ве общ-х отн-ний. и ценносте этого общ. 2) регулятивная – опред. гран. субъектов в общ-ве. 3) воспроизводящая ф. – на уровне правотв-кой и правоприм-ной. 4) Интегративная ф – согласование интересов членов общ-ва, сглаж конфл-тов членов общ-ва, и людей. 5)Охранит-я ф 6) Транслирующая ф. не только закр-ет ценности, но и передаёт потомкам. 7) коммуникат-ная обесп-ет взаимод-вие п.

№71 правовая система: понятие, структура, связиПонятие и структура правовой системы общества – это целостный комплекс прав-х явл-ний, обусловленный объективными зак-тями развития общ-ва, осознаный и постояно воспр-мый людбми и их организ-ми и исп-мый ими для достижения своих целей. Исполь-я сист-й подход, выделяют несколько уровней. 1)Субъектно-сущностный (субъекты права, в качестве системообраз-щих матер-х факторов правовой системы). 2)на интеллект-но-психол-ком уровне (фор-ся правопоним-е конкретного человека и правосознание). 3)Нормат-но-регул-ный уровень опред-ным системообр-щим фактором выст-ют нормы, организац-деятельностный уровень охватывает все юр оформленные связи и отношения, формы реализ. права, правотв-ю и правоприм-ю деят-ть гос. и общ. 4)Соц-но-результативый уровень.(насколько чел. как субъект права освоил правовую действ-ть и как соотносятся режимы и интересы индивида и общ-ва.: прав-я культура, законность, правопорядок).

№72 Российская модель самоуправленияЦентральное место в системе местного самоуправления занимают муниципальные органы.

К органам м. с. относятся:

представительные органы м. с. — собрания представителей, которые могут именоваться думой, советом и т.п. Они избираются - город­ским, сельским населением. Численный состав - определяется уставом муниципального образования.

глава муниципального образования. (может быть предусмотрена) — выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению м. с.

Может быть избран: 1)населением 2)представит органом м. с.

+ 3)другие органы м. с. – 1)местная администрация — орган, осуществляющий управ­ленческую деятельность. Возглавляет - глава муниципального образования либо глава местной администрации

Экономическую основу м. с. составляют: 1)муни­ципальная собственность, 2)местные финансы, 3)иная собственность, служашая удовлетворению потребностей населения муниципального об­разования.

В состав муниципальной собственности входят:

а) средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

б) имущество органов м. с.

в) муниципальные земли и другие природные ресурсы;

г) муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

д) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Муниципальной собственностью управляют органы м. с. Они вправе передавать объекты муниципальной собст­венности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также совершать с муници­пальным имуществом иные сделки.

№73 закономерности развития гос-ваЗакономерности развития государства.

1)по мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии оно превращается из “просто” организации политической власти, из примитивного, “варварского” принудительно-репрессивного образования в полит организованное общество, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами гос-ва в соответствии с принципом разделения властей.

2)уход гос-ва из экономики, все большее его отделение от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;

3)развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих полит власть, вводящих ее в четкие рамки, в строгий правовой режим;

4)все большее преобладание республиканской формы правления;

5)эволюция в формах и методах деятельности гос органов, их все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

В передовых демократ странах все большее значение имеют такие тенденции:

6)человек, его неотъемлемые права и свободы выдвигаются на первое место;

7)все общество (а не только государственная власть) выступает в качестве правового;

8)развитие институтов либеральной демократии – парламентаризм, свободные выборы, муниципальное

9)самоуправление, федерализм;

10)усиливается в условиях невмешательства гос-ва в экономику, соц. ориентация в его деятельности;

11)возвышается независимое правосудие.

№74 структура системы права; отрасли праваСистема права - это объективное, обсловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей соц сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных, норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права. Отрасль права - это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений.

Отрасль права, в свою очередь, обычно делится на составные части, именуемые Правовой институт - составная часть отрасли права, в которую входят нормы, регулирующие однородные отношения и отличающиеся качественным единством..Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые (комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей и регулирующие взаимосвязанные отношения в определенной сфере гос жизни (транспортное, морское право и др.).

1. Основаниями деления права на отрасли и институты являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это качественные особенности своеобразия регулируемых правом отношений в различных сферах жични общества.

Метод правового регулирования - второе, дополнительное основание деления права на отрасли. Это установленные нравом специфические способы и приемы, с помощью которых гос-во воздействует на определенные виды общественных отношений.

Система современного российского права складывается из следующих отраслей:

Конституционное.(государственное), административное.финансовоег.ражданское.семейное.трудовое.правосоциальногообеспечения.экологическое.уголовное.уголовно-процессуальное.гражданскоепроцессуальноеуголовно-исполнительное. Особое место занимаютмеждународное пубтчное право

и международное частное право

Следует различать Система права - это объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей соц сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права. Систему права (деление юр норм на отрасли и институты) и Система законодательства - это внутреннее строение национального зак-ва, которое заключается в разделении НПА на определенные части.

№75 договор, как источник праваНормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор испольчуется во внутригосударственном праве.

Самым распространённым видом нормативных договоров являются международные договоры в различных правовых системах присутствуют и иные нормативные договоры Согласно статье 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частъю её правовой системы, причём если международным договором РФ установлены иные правила (нормы), чем предусмотренные законом, то применяются привила (нормы) международного договора. Источниками права являются также Федеративный договор, иные договора и соглашения о разграничении предметов целения и полномочий между органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ (внутри фед договора и соглашения недопустимо путать с международными договорами РФ), коллективные трудовые соглашения.

№76 структура и типы полит систем Под полит системой понимается целостность политики и полит отношений в об-ве в целом. По своей структуре она включает: а) полит институты гос и общественные (гос-во, партии, общ. движения, церковь); б)правовую подсистему (конституция, правовая система, прецеденты, обычаи); в)духовно-идеологическую подсистему (идеология, массовое сознание, религия); г)полит коммуникации и полит процесс (выборы, полит поведение, порядок формирования полит элиты).
В типологии лежат различные подходы к изучению: 1)классовый(марксистский) делит П.с. на соц-кий и буржуазные; традиционные (на основе 2)ценностного подхода) и бюрократические (на основе 3)целевого подхода); + существует деление на 4)англо-американскую и 5)европейско-континентальную; на основе 6)властной организации делят на парламентские, президентские и смешанные.

 

№77 Кодификация праваСистематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в опреде­ленную систему.

Кодификация - упорядочение правовых норм, ко­торое сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием других норм права, т.е. это - систематизация в процессе пра­вотворчества. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенс­твования законодательства.

Кодификация осуществляется только в офиц порядке и строго определенными гос-правительственными органами.

Результатом кодификации могут быть следующие виды актов:

1) Основы законодательства.

2) Кодекс 3) Устав 4)Положение

В результате кодификационной работы появляются многочисленные НПА, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению НП материала, по расчистке, согласованию новых юр норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация.

№78 основные права и свободы человекаПрава чела – как бы соц. ценность, если они обесп. усл-ями жизни и гарантир-ны. Роль гос-ва здесь – самая существ. Быть членом общ-ва – значит соотносить свои поступки, д-я с интересами др. людей. Права и свободы не м.б. абсолютн., они имеют естеств. рамки, кот. опр-ет гос-во в лице народа. Гос-во в процессе осущ-я прав и свобод каждым индивидом явл-ся примирителем эгоистич. интересов отд. членов общ-ва, противоречий частного, индив. и общего, исп. при этом прав. ср-ва.

Категория соц. свободы м. рассм-ся только в паре с кат. соц. ответственности. Это общепризн. м/нар.-правовая (м/нар. билль по правам чела) и внутригос. практика. Конст-я РФ в дан. сл. допускает возм-ть огранич-я прав и свобод чела, но только в той мере, в кот. это необх. в целях защиты конституц. строя, а также «нравств-ти, здоровья, з-нных прав и з-нных интересов др. людей …» (ч.3 ст.55). К-я устан., что «осущ-е прав и свобод чела и гр-на не д. нарушать права и свободы др. лиц» (ч.3 ст.17). Президент РФ согласно ст. 80 К-и явл. гарантом прав и свобод гр-н.

Реал-ция и эфф-ть норм от многих ф-ров: 1)степень демокр-ти властных институтов гос-ва 2)полит., культурн. и прав. традиции 3)сост-е эк-ки 4)нравств. атмосфера и степень согласия в общ-ве 5)сост-е з-нности и правопорядка.

№79 виды НПАНПА - официальный документ, созданный компетентными органами гос. и содерж-й общеобяз. юрид. нормы. Иерарх-я система для РФ: 1) КРФ 2)фед-ные законы 3) указы ПРФ 4) постан-я прав-ва 5) н-прав-е акты минист-в и ведомств. 6) локальные Особое место а) межд-ные договоры РФ, б) норм-е акты органов гос-й власти субъектов РФ.

№80 госаппарат Механизм и аппарат государства: понятие и принипы деятельности

Механизм государства - это совокупность государственных организаций при помощи которых государство осуществляет свои задачи и функции. Нередко государственный механизм отождествляют с государственным аппаратом. Механизм гос-ва это понятие более широкое, чем гос аппарат. Гос аппарат - система органов при помощи которых осуществляется задачи и функции гос-ва. В этой связи гос аппарат следует рассматривать в качестве составной части механизма гос-ва, поскольку помимо органов гос-ва, в механизм гос-ва входят и другие гос организации, которые органами гос-ва не являются. Это такие организации как: 1)гос учреждения (школы, больницы), 2)гос 10предприятия. Механизм гос-ва составляют: 1. органы гос-ва 2. гос учреждения 3. гос предприятия. Поскольку гос аппарат составляет только органы гос-ва, то он не тождественен гос механизму. Гос аппарат является основной частью и звеном гос механизма.

№81 законность: понятие, принципы и гарантииЗаконность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений законов и иных нормативных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний.

Основными принципами законности являются:1)верховенство закона над всеми другими правовыми актами.2)соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность;

3)обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом;

4)всеобщность требования исполнять нормы права;5)единство законности; 6)борьба с нарушениями норм права

7)эффективный контроль и надзор за исполнением законов.

Гарантии законности - это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и гос-ва.

Виды.гарантий:1)экономические;2)политические (развитие и совершенствование демократических инстит, разделение властей и их сотрудничество, гласность, многопартийность и др.);

3)идеологические 4)социальные

№82 правовая культура и правовое воспитаниеВыделение структурных элементов ПК достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осу­ществляемой отдельно от правового сознания, а правосоз­нание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах — правовых актах. Наконец, все составные части ПК не могут существовать без своего носителя-субъекта — человека, группы людей, населения в целом.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятель­ность по передаче ПК, пра­вового опыта, правовых идеалов и механизмов разреше­ния конфликтов в об-ве от одного поколения к друго­му. ПВ имеет целью развитие правового сознания человека и ПК об-ва в целом.

ПВ тесно связано с правовым обуче­нием: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эф­фект. Различие (ус­ловно). 1.По сфере воздействия: ПВ влияет в основ­ном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззрен­ческую сторону создания, а ПО — на когнитивно-ра­циональную, с целью информационно-ознакомительного воз­действия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие сильно ограничено ре­альной правовой практикой, поскольку невозможно воспи­тать у человека уважение к тем ценностям, которые отсут­ствуют в об-ом сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и дема­гогических заявлениях.

Под ПК понимается обусловленное всем соц, духовным, полит и эконом строем качественное состояние правовой жизни об­щества, выражающееся в достигнутом уровне развития Пр деятельности, юр актов, правосозна­ния и в целом в уровне правового развития субъекта (че­ловека, различных групп, всего населения), а также степе­ни гарантированности гос-ом и гр об-ом свобод и прав человека.

ПК об-ва зависит прежде всего от: 1) развития правового сознания населения; 2) уровень развития правовой деятельнос­ти. Последняя состоит из теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность студен­тов и слушателей юр школ, вузов и т.д. и практи­ческой — правотворческой и право реализующей, в том чис­ле правоприменительной, деятельности.

Правоприменение, т.е. властная деятельность гос органов, осуществляющих индивидуальное регулиро­вание об-ых отношений на основе закона с целью его реализации.

уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепля­ется право данного об-ва.

№83 понятие, виды и принципы юр ответсвенностиЮр ответственность - необходимость лица подвергнуться мерам гос принуждения за совершенное правонарушение. Меры эти могут быть: - 1)личного характера (лишение свободы); - 2)имущественного характера (штраф); - 3)организационного характера (увольнение). Признаки юр ответственности: 1) устанавливается гос-ом в правовых нормах; 2) опирается на гос принуждение; 3) применяется спец уполномоченными гос органами; 4) связана с возложение



2015-12-07 512 Обсуждений (0)
Взаимоотношение права и морали 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимоотношение права и морали

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)