Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.)



2015-12-07 584 Обсуждений (0)
Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.) 0.00 из 5.00 0 оценок




ВОПРОСЫ ПО ТГП

ЭКЗАМЕН

1. Предмет и методы теории государства и права.

2. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.

3. Предпосылки и особенности возникновения государства и права.

4. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.).

5. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.).33

6. Понятие и признаки права.

7. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.

8. Право в системе социальных норм.

9. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.

10. Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов.

11. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права.

12. Правовой обычай и правовой прецедент.

13. Нормативный правовой акт: понятие, виды.

14. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок опубликования и вступление в юридическую силу нормативных актов.

15. Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

16. Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.

17. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.

18. Понятие и основные элементы системы права.

19. Система права и система законодательства.

20. Правоотношение: понятие, содержание, виды.

21. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.

22. Реализация права: понятие, формы.

23. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.

24. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.

25. Толкование права: понятие, способы, виды.

26. Предмет и метод правого регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.

27. Механизм правового регулирования.

28. Правосознание и правовая культура.

29. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.

30. Понятие и виды правомерного поведения.

31. Правонарушение: понятие, виды, состав.

32. Понятие, виды, основания юридической ответственности.

33. Законность и правопорядок

34. Права человека.

35. Понятие правовой системы. Отличительные особенности основных правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.).

36. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения, способы разрешения.

37. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

38. Власть и ее виды. Государственная власть: понятие и структура.

39. Понятие, признаки и социальное назначение государства.

40. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

41. Понятие и классификация функций государства.

42. Внутренние функции государства.

43. Внешние функции государства.

44. Формы и методы реализации функций государства.

45. Монархическая форма правления.

46. Республиканская форма правления.

47. Политико-территориальная организация государства. Унитарное и федеративное государство.

48. Государственно-правовой режим и его виды.

49. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).

50. Понятие, структура и значение механизма государства в осуществлении функций государства.

51. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.

52. Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.

53. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.

54. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.

55. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.

56. Понятие и основные элементы политической системы общества.

57. Место государства в политической системе общества.

58. Партии в политической системе общества.

59. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.

60. Понятие, признаки и модели социального государства.

 

61. Предмет и методы теории государства и права.

62. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.

63. Предпосылки и особенности возникновения государства и права.

64. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.).

65. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.).33

66. Понятие и признаки права.

67. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.

68. Право в системе социальных норм.

69. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.

70. Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов.

71. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права.

72. Правовой обычай и правовой прецедент.

73. Нормативный правовой акт: понятие, виды.

74. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок опубликования и вступление в юридическую силу нормативных актов.

75. Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

76. Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.

77. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.

78. Понятие и основные элементы системы права.

79. Система права и система законодательства.

80. Правоотношение: понятие, содержание, виды.

81. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.

82. Реализация права: понятие, формы.

83. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.

84. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.

85. Толкование права: понятие, способы, виды.

86. Предмет и метод правого регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.

87. Механизм правового регулирования.

88. Правосознание и правовая культура.

89. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.

90. Понятие и виды правомерного поведения.

91. Правонарушение: понятие, виды, состав.

92. Понятие, виды, основания юридической ответственности.

93. Законность и правопорядок

94. Права человека.

95. Понятие правовой системы. Отличительные особенности основных правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.).

96. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения, способы разрешения.

97. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

98. Власть и ее виды. Государственная власть: понятие и структура.

99. Понятие, признаки и социальное назначение государства.

100. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

101. Понятие и классификация функций государства.

102. Внутренние функции государства.

103. Внешние функции государства.

104. Формы и методы реализации функций государства.

105. Монархическая форма правления.

106. Республиканская форма правления.

107. Политико-территориальная организация государства. Унитарное и федеративное государство.

108. Государственно-правовой режим и его виды.

109. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).

110. Понятие, структура и значение механизма государства в осуществлении функций государства.

111. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.

112. Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.

113. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.

114. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.

115. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.

116. Понятие и основные элементы политической системы общества.

117. Место государства в политической системе общества.

118. Партии в политической системе общества.

119. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.

120. Понятие, признаки и модели социального государства.

 

 

  1. Предмет и методы теории государства и права.

Предмет науки – это то, что составляет ее содержание. ТГП исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства. Предмет ТГП – это государство в целом. ТГП показывает связь государства и права с экономикой, политикой, идеологией, изучает их взаимосвязь и изучает их как единое целое, поскольку раздельно они не существуют.

ТГП изучает исторические формы и типы государства, причины перехода от одного типа государства и права к другому, раскрывает закономерности, пути и способы возникновения государства и права различных формаций и цивилизаций.

Предметом ТГП являются пути, формы, элементы взаимодействия государства и права с экономикой, политикой, идеологией, причем не только в статике, но и в динамике, т.к. государство и право развиваются в тесной связи с этими науками.

Метод – система правил, принципов познания. Методология ТГП включает в себя определенные аспекты всеобщего философского метода, общенаучных (системного, структурного, функционального) и частноправовых методов (сравнительного правоведения, формально-юридический) и др.

Общенаучные методы: диалектика, анализ, индукция, аналогия, абстрагирование, моделирование, сравнение, конкретизация.

Помимо общенаучных методов в ТГП применяются методы, общие для ряда наук, такие как: метод системного анализа, функциональный метод, структурный, математический (кибернетический) и др. Эти методы имеют некоторые общие принципы, применяемые при исследовании сложных систем, объектов, структур. Их использование оправдано при изучении системы права, обладающей определенной структурой, специфическим образом функционирующей и поддающейся количественным оценкам, измерениям.

Метод системного анализа состоит в выявлении объективно существующих связей между элементами объекта, их функциями, в рассмотрении уровней подчинения и иерархии. Для исследования государства и права важное значение имеет функциональный метод, который позволяет проследить функционирование отдельных звеньев государственной системы в их взаимосвязи и взаимозависимости. Структурный метод, с помощью которого определяются составные части системы, особенно важен для исследования права, т.к. право носит структурный характер. Математический метод позволяет успешно проверить эффективность воздействия права на различные группы населения. Практическая ценность математического метода в ТГП состоит в возможности с его помощью проводить работу по сбору и хранению информации о деятельности органов власти и действии правовых норм.

Конкретизация познания требует применения частнонаучных методов: метод конкретных социально-правовых исследований, сравнительно-правовой метод, формально-юридический (формально-логический) метод. Социально-правовые исследования всегда ведутся на основе социологических приемов – изучение практики применения закона, анкетирование и т.д. Социальные исследования показывают, как реализуется назначение государства и права, какова эффективность. Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Имеет важное значение, так как реформирование и совершенствование гос.-правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов, существующих одновременно или разделенных известным т: на основе умозаключения создаётся правовая модель какого-либо правового явления. Модель принимается за эталон и является точкой отсчёта для оценки реально существующего объекта.

Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы.

 

  1. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.

ТГП – система знаний о государстве и праве, их взаимосвязи между собой и связи с другими феноменами – экономикой, политикой, идеологией, сознанием; система знаний о сущностных свойствах государства и права, их возникновении, развитии и функционировании в прошлом, настоящем и будущем. ТГП является наукой общественной и существует в тесной связи с философией, экономический теорией, социологией и политологией, но не поглощает и не поглощается ни одной из них. ТГП пользуется их выводами и положениями. Место ТГП в системе юридических наук принципиально иное – она сама является базовой наукой, формирует для них исходные положения и выводы, является методологической наукой.

Структура системы юридических наук:

- историко-теоретические науки (ТГП, ИГП),

- отраслевые юридические науки ( гражданское, уголовное, конституционное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право и др.),

- межотраслевые науки (криминология, правоохранительные органы),

- прикладные науки (криминалистика, юридическая психология, судебная медицина)

- международное и зарубежное право (торговое право, римское право, конституционное право зарубежных стран и др.)

ТГП выполняет методологическую роль по отношению к отраслевым юр. наукам, т.к. содержит наиболее общие понятия и категории, она по отношению к ним является обобщающей наукой, выводы и положения которой необходимы для отраслевых наук в качестве основополагающих при исследовании специальных отраслевых вопросов.

Функции ТГП – вытекающие из ее положения в системе юридических наук, определяемые ее предметом и методологией основные направления исследования, познания и объяснения государственно-правовых явлений.

Онтологическая функция – объяснение сущности и содержания государства и права.

Гносеологическая (познавательная) функция – формулирование и объяснение государственно-правовых явлений путем формулирования научных понятий, теорий, концепций и выработке способов познания государства и права.

Эвристическая функция состоит в получении новых знаний, формулировании новых выводов и положений, открытии новых закономерностей функционирования Г и П.

Прогностическая функция – выдвижение теорий и гипотез о дальнейшем развитии государства и права.

Методологическая функция: теоретические выводы, обобщенные положения, сформулированные понятия служат базой для других юридических наук при исследовании ими собственного предмета.

Идеологическая функция – воспитательная функция, содействует воспитанию законопослушного гражданина, выражая демократическую, мировоззренческую позицию.

 

 

  1. Предпосылки и особенности возникновения государства и права.

Предпосылки возникновения государства:

1) три стадии разделения труда – скотоводство и сельскохозяйственная деятельность, ремесленники, торговцы;

2) появление избыточного продукта, частной собственности и имущественного неравенства классов;

3) образование классов с противоположными интересами и межклассовые конфликты;

4) неспособность родопрелеменной организации урегулировать классовые конфликты.

Факторы (Фактор - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.), оказавшие влияние на образование государства: экономический фактор; экологический фактор – климатические условия; демографический фактор – военно-территориальные образования, появившиеся в результате великого переселения племен; внешний фактор – угроза нападения; военный фактор; географический фактор – рабовладельческие государства в Азии, феодальные государства в Европе; религиозный фактор – единобожие сплачивает разрозненные общества.

Факторы действовали в различный сочетаниях, поэтому выделяют несколько путей возникновения государства у различных народов мира.

Наиболее характерными являются 2 пути – восточный (азиатский) и европейский. Они вобрали в себя наибольшее число черт, которые характерны для возникновения государственности у многих народов.

Восточный путь: основная характеристика этого сценария – необходимость проведении я масштабных сельскохозяйственных работ, такие работы требовали значительной организационной подготовки и эффективного управления процессом. Самые древние государства появились на Востоке в долинах Нила, Евфрата, Ганга, Инда, Янцзы – в зонах орошаемого земледелия. Появляются первые организаторы, которые становятся управленцами, выделенными из общества. Управленцы постепенно выделяются в особые классы (касты). Неразвитое производство, природные условия и многочисленное население – причины образования первых жестких режимов, абсолютный монархий, кастовой системы. Тут же важную роль играет религия, объяснявшая необходимость подчинения единому властелину. Эта форма власть является наименее прогрессивной. На востоке отсутствовал один важнейший фактор возникновения государства – частная собственность на землю, это повлекло за собой особый путь появления и функционирования государства.

Европейский путь: самый быстрый и прогрессивный путь. Главную роль сыграло изначальное разделение общества на классы, появление частной собственности, экономическое неравенство. Государство стало необходимо для поддержания господства, охраны собственности, подавления эксплуатируемых масс.

В древних Афинах государство возникает по классическому образцу, т.е. причиной возникновения государства стали внутренние противоречия, появление частной собственности, расслоение общества; государственность возникла после проведения ряда реформ, направленных на поддержание господства, защиту собственности и установление правопорядка.

На образование государства в Древнем Риме большое влияние оказала борьба между римской родовой знатью и плебеями. После удовлетворения основных требований плебеев и закрепления их правового положения в законах XVII таблиц, Рим становиться единым государством.

В образовании франкского государства значительную роль сыграл военный фактор – завоевание и подчинение варварскими племенами обширной территории Римской империи ускорило возникновение у них государственности. Образование франкского государства совпадает с распадом родоплеменного строя – на смену родоплеменной власти приходят государственные институты власти.

Важнейшей особенностью, характеризующей возникновение государственности у славян, является постоянная внешняя угроза. Специфику формирования российской государственности предопределил географический фактор.

 

 

  1. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.)

Существующие теории происхождения государства и права нередко противоречат друг другу, не содержат однозначных ответов. Одной из причин разнообразных подходов к объяснению происхождения государства и права является то, что нельзя видеть далее горизонта своего века – каждая эпоха дает истории новые точки зрения. Другая причина – идейные позиции автора.

Патриархальная теория: Платон и Аристотель видят государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха представляет собой подобие власти отца над членами семьи. Государство – продукт разросшейся семьи. Государство, по Аристотелю, продукт естественного развития.

Теологическая теория: Фома Аквинский считал, что стремление человека к созданию государства вполне соответствует его природе. Государство является следствием изначального стремления человека к объединению и удовлетворению своих потребностей сообща. В тоже время, государство представляет собой часть универсального порядка, созданного Богом. Деятельность монарха схожа с деятельностью Бога – монарх изначально учреждает государство и только потом начинает управлять им.

Патримониальная теория: Галлер видит причину возникновения государства в интенсификации земледелия. Причиной конфликтов между различными народами являлись территории – основные источники существования в эпоху присвоения, при переходе к производящей экономике ситуация еще более усугубилась. Эта модель происхождения государства адекватна практике государственного строительства, но не может быть универсальной, т.к. не объясняет многообразие путей возникновения гос.

Естественно-правовая теория: государство есть результат общественного договора, который явился порождением разумной воли народа, человеческим изобретением и учреждением для более разумного существования, обеспечения свободы и порядка. Люди делегировали часть своих прав государству, которое приобрело меры принуждения для реализации законов. Не подтверждается практикой государственного строительства.

Психологическая теория: процесс образования государственных институтов управления имеет своей предпосылкой психологическое различие отдельных индивидов. Согласно теории люди делятся на 2 группы – люди, склонные подчиняться авторитету и сильные личности, склонные подчинять своей воле других. Из лидеров постепенно формируются институты государства. Не соответствует практике – войны.

Диффузионная теория: государство возникает в соответствии с двумя вариантами развития. Первый – передача опыта управления большими группами человеческого общества от одних народов другим (возникновение государственности у славян). Второй – распространение государственно-правового опыта на территории, где еще не было государственности (колонизации народов). Теория является сугубо идеологической и излишне идеалистической.

Инцестная теория: особенности воспроизводства человека – табу на инцест – явились исходным фактором при зарождении государственности. Отказ от права на женщину своей группы создал условия для социальной коммуникации между группами. Преувеличение полового фактора в процессе государственного строительства.

Спортивная теория: природа образования государства объясняется процессом происхождения спортивных игр. Родовая и военная элита своим появлением обязаны военно-физической подготовке и необходимости определять победителей в состязаниях-инициациях. Не может претендовать на универсальность, т.к. не объясняет глубинных процессов образования государства.

Органическая теория: спенсер рассматривал общество как своеобразный организм, развивающийся по общему закону эволюции; эволюция – переход от неопределенной однородности к связной однородности. Появление общества, а затем государства – результат такой эволюции. Базисом возникновения институтов управления является семейная дифференциация – становление класса мужчин как властвующего класса. Далее классовая структура усложнялась в связи с интенсификацией военных конфликтов, возникали различные сословия и выделяется группа управленцев.

Теория насилия: предусматривает два варианта развития и двояко объясняет природу происхождения государства. Теория внешнего насилия – к образованию государства привела война между племенными общинами; институты государственной власти возникают как средство организации общества для повышения его боеспособности и как средства контроля над завоеванными государствами. Теория внутреннего насилия говорит о том, что задолго до появления частной собственности выделяется группа людей, которые путем принуждения исполняют ряд важных функций в существовании общества, не связанных напрямую с производством и экономикой; институты управления возникают как инструмент осуществления контроля над принуждаемыми.

Расовая теория: Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. Гобино считал, что именно государство призвано обеспечивать постоянное господство высших рас над низшими. Человеческие расы не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях, их можно структурировать на низшие и высшие расы.

Марксистская теория: совершенствование земледелия и скотоводства приводит к разделению этих занятий, возникает специализация, а специализация приводит к перепроизводству, перепроизводство порождает необходимость обмена, необходимостью обмена обусловлено рабство (пленных заставляли работать). Большие объемы производства приводят к накоплению богатства в одних руках, к возникновению собственности и появлению необходимости охранять богатство. Затем появляется ремесло – второе разделение труда, а после торговцы – третье. В этих условиях (частная собственности, классы, которые ничего не производят) родовая организация жизни общества становится непригодной. Согласно теории марксизма государство является следствием трех основных причин: 1) разделение труда; 2) возникновение частной собственности на средства производства; 3) раскол общества на антагонистические классы. Государство есть продукт непримиримости классовых противоречий.

 

 

Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.)

Естественно-правовая теория. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.

Основные идеи:

· в рамках данной доктрины разделяются право и закон;

· отождествляются право и мораль (справедливость, свобода, равенство определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

· источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

Достоинства:

· это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

· в ней замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом;

· провозглашает источником прав человека природу либо Бога.

Слабые стороны:

· такое понимание права уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного;

· такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием.

Историческая школа права. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др.

Основные идеи:

· право - историческое явление, которое возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

· право - это прежде всего правовые обычаи (правила поведения, влекущие за собой юридические последствия);

· представители отрицали права человека;

Достоинства:

· впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права;

· справедливо подчеркивается тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

· верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

· теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

· ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

Марксистская теория права. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.

Основные идеи:

· право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса;

· содержание классовой воли определяется характером материальных производственных отношений;

· право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

Достоинства:

· представители выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

· показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

· обратили внимание на тесную связь права с государством.

Слабые стороны:

· преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;

· слишком жестко связывали право с материальными факторами.

Социологическая теория права. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др.

Основные идеи:

· разделяют право и закон. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов;

 



2015-12-07 584 Обсуждений (0)
Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (584)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)