Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 24. Правовое государство: понятие и принципы. Пути формирования правового государства в РФ



2015-12-07 861 Обсуждений (0)
Вопрос 24. Правовое государство: понятие и принципы. Пути формирования правового государства в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

 

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

1)свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав: в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное законом дозволено". Право должно максимально раздвинуть границы ограничений личности в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Права человека и правовое государство, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной "связке". Соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

 

2) ограничение правом государственной власти. Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти.

 

Для РФ при формировании правового государства необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно.

Беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.

Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую "природную" правовую активность и инициативу.

Следует "реальнее" относиться и к самой идее правового государства (это скорее идеальный тип). Рассматривая современное развитие идей правового государства, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения.

 

Вопрос 25. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.

Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье: для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

При этом каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

В конституции и законах предусмотрены правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Применительно к законодательной власти в системе противовесов важную роль призван играть президент страны, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

Исполнительную власть ограничивают: вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.

Кроме того, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Их компетенция основывается на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом".

 



2015-12-07 861 Обсуждений (0)
Вопрос 24. Правовое государство: понятие и принципы. Пути формирования правового государства в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 24. Правовое государство: понятие и принципы. Пути формирования правового государства в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (861)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)