Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическая система общества: понятие, структура, функции



2015-12-07 632 Обсуждений (0)
Политическая система общества: понятие, структура, функции 0.00 из 5.00 0 оценок




Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность политико-правовых институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) и принципов их взаимодействия, а также ценностных приоритетов, определяющих современное состояние и возможные перспективы политической жизни общества.

Узкий (формально-юридический) подход к пониманию политической системы:

- Государство – основной элемент политической системы

- Общественные объединения (профсоюзы)

- Политические партии

- Массовые политические движения

- Трудовые коллективы, коллективы граждан

- Социальные элиты

- Организованные преступные сообщества

- Крупные экономические структуры, основанные на частном (в том числе иностранном) капитале.

Широкий (философско-правовой) подход к пониманию политической системы.

Политическая система общества имеет свою структуру, которая означает, из каких элементов она состоит и как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

- политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

- политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

- социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

- политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

- политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Политическая власть, рассматриваемая как реальная способность субъекта проводить свою волю в политике, является системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему.

Можно выделить следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (конкретные формы и методы властвования);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей;

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач;

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;

5) распределения материальных и духовных ценностей;

6) создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;

7) политическая социализация, т.е. «процесс включения индивида в политическую систему».

8) легитимация политической власти.

Легитимность государственной власти – это социальное признание её права на руководящую роль в обществе.

 

Место и роль государства в политической системе общества

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое.

Государство с его аппаратом публичной политической власти – это основа, «ядро» политической системы, оно концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни посредством общеобязательных установлений.

Центральное место государства в политической системе общества предопределяется тем, что государство:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

4) имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

5) осуществляет, как правило, монополию на правотворчество;

6) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

7) определяет главные направления развития общества.

В современной учебной и научной литературе выделяются различные направления взаимодействия государства с иными социальными институтами, входящими в политическую систему. Так, например, В.М. обухов, Э.В. Чайкин, А.Х, Гатиев выделяют три основных направления:

Первое направление связано с доведением до сведения политических партий, органов местного самоуправления информации о состоянии дел.

Второе направление, заключается в совместной деятельности, направленной на решение стоящих перед государством и обществом проблем.

Третье направление, выражено в участии различных субъектов политической системы в правотворческой деятельности. Представители этих субъектов (политических партий, общественных объединений и пр.) привлекаются органами законодательной и исполнительной власти для подготовки проектов нормативно-правовых актов, изучения общественного мнения о действующем законодательстве.

Правовое государство

 

Правовое государство – это 1) такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений; 2) форма организации политической власти цивилизованного строя, которая характеризуется верховенством закона в общественной жизни, высоким престижем правовой системы, наличием эффективных политикоправовых механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих активное и беспрепятственное использование её демократических прав и свобод. Правовым является такое государство, в котором отношения личности и власти основаны на началах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного выполнения взятых на себя обязательств.

Принципы право­вого государства.

1. Принцип приоритета права. Приоритет права означает:

а) рас­смотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

б) соединение, общечело­веческих нравственно-правовых ценностей (справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

в) необходи­мость идеологически-правового обоснования любых ре­шений государственных и общественных органов; г) на­личие в государстве необходимых для выражения и дей­ствия права форм и процедур (конституции и зако­нов, системы материальных и процессуальных гаран­тий).

2. Принцип правовой защищенности человека и граж­данина. Сразу следует подчеркнуть, что данный прин­цип носит первичный и аб­солютный характер.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт дол­жен отражать естественно-правовые начала, соответст­вовать международно-правовым нормам о правах чело­века и гражданина, быть принятым легитимным орга­ном государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Для правового государства характерным является демо­кратический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.



2015-12-07 632 Обсуждений (0)
Политическая система общества: понятие, структура, функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическая система общества: понятие, структура, функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)