Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 62. Функции современного государства



2015-12-07 358 Обсуждений (0)
Вопрос 62. Функции современного государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Функции государства – это основные направления деятельности государства, выражающие сущность и социальное направление, цели и задачи государства по управлению обществом. Основные признаки функций государства:

1. устойчивая предметная деятельность государства в какой-либо сфере, например, в экономике, культуре, политике, социальной сфере;

2. через функции можно познать сущность государства;

3. функции всегда конкретизируют цели государства на каждом этапе развития;

4. выполняя функции, государство тем самым выполняет стоящие перед ним цели и задачи;

5. реализуются функции в определенных формах и определенными методами;

6. функции отдельных государственных органов отличны от функций государственных органов в целом;

7. функции государства подвержены эволюции, корректировке;

Существуют различные классификации функций государств:

1. По формам деятельности государства по принципу разделения властей:

a. законотворческие функции;

b. управленческие функции;

c. судебные функции;

2. По источникам возникновения, исходя из сущности и социального назначения государства:

a. Функции, вытекающие из классовой направленности;

b. Функции, вытекающие из потребностей самого общества, исходя из социальной направленности;

3. По продолжительности:

a. Постоянные (присущи государству на всех этапах его развития);

b. временные (определяются какими-то условиями, которые создаются на определенный период времени).

4. а)основные (имеют приоритетное положение), б) производные (вспомогательные);

5. В зависимости от характера государственного воздействия на общественные отношения:

a. охранительные;

b. регулятивные (отражают деятельность государства, направленную на развитие общественных отношений в самых различных сферах жизни).

6. Основным способом классификации функций государства является деление функций по политической направленности:

a. Внешние функции характеризуют основные направления деятельности государства за его территориальными пределами. К внешним функциям относятся: 1) сотрудничество с другими государствами в различных областях жизни, в том числе в решении глобальных проблем (терроризм, наркомания, СПИД), 2) оборона страны – охрана государственных границ и защита территории, оборонное производство; 3) поддержание мирового порядка – сохранение мира на земле, предупреждение войн, разоружение.

b. Внутренние функции направлены на решение внутригосударственных задач. К внутренним функциям можно отнести: установление основ государственной политики и разработка государственных программ в области экономического, экологического, социально-культурного, национального развития; установление правовых основ единого рынка; осуществление единой финансовой, кредитно-денежной, налоговой и таможенной политики; управление государственной собственностью и др.

Формы и методы осуществления функций государства. Форма осуществления функций государства – однородная деятельность органов государства, посредством которой и реализуются эти функции. Формы могут быть правовыми и организационными. Правовые формы:

· законотворческие (правотворческие) - принятие, издание НПА;

· исполнительные – связаны с исполнением законов;

· правоохранительные – деятельность по защите прав и свобод;

· контрольно-надзорные – связаны с осуществлением контроля за законностью принятия правовых норм.

Организационные формы:

· организационно-регламентирующие – подготовка принятия закона;

· организационно-хозяйственная – связана с оперативно технической работой;

· организационно-идеологическая – выражается в разъяснении принятых законов, формировании общественного мнения.

Методы осуществления функций государства – приемы, способы с помощью которых реализуются функции государства: а) методы принуждения (при нарушении принятых правил поведения); б) методы рекомендации (ориентируют на какой-то конкретный вариант поведения); в) методы поощрения (стимулируют общественно полезную деятельность); г) методы договорного регулирования; д) методы надзора и контроля; е) методы нормативно-правового регулирования.

 

Вопрос 63. Механизм государства. Государственный аппарат.

Механизм государства – это система взаимосвязанных между собой объединенных общими принципами государственных органов и организаций (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи.

Основные черты механизма государства:

1. Систематически упорядоченная совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями, связанных между собой и являющихся элементами единого целого.

2. Единые цели и задачи.

3. Функционирование механизма государства осуществляется в соответствии с общими для всех составляющих его органов принципами.

4. Наличие особого аппарата принуждения, наделенного специальными полномочиями.

Структура механизма государства:

· Государственные органы (государственный аппарат).

· Государственные организации (силовые структуры государства).

· Государственные учреждения (например, образовательные, учреждения культуры, здравоохранения), обладающие специальной правоспособностью.

· Государственные служащие.

· Организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимые для функционирования механизма государства.

Государственный аппарат (более узкое понятие, нежели понятие механизм государства, хотя некоторые исследователи и считают их идентичными по своему содержанию) – система органов государственной власти, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями. Лазарев отмечал, что государственный аппарат – это система государственных органов в статике.

Государственные органы – элемент механизма государства, обладающий государственно-властными полномочиями (средствами, возможностями и ресурсами, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений). Все государственные органы имеют определенную нормативно определенную компетенцию, структуры, должностных лиц и распространяют свою юрисдикцию на определенную территорию.

Признаки государственных органов:

1. Наделены государственно-властными полномочиями.

2. Образуются в установленном законом порядке.

3. Формируются по воле государства и от его имени осуществляют свои функции.

4. Действуют в установленном законом порядке.

5. Имеют юридически закрепленную организационную структуру.

6. Наделяются определенными материальными и финансовыми средствами.

7. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений.

Классификация органов государственной власти:

1. По характеру компетенции: 1) общей; 2) специальной.

2. По порядку образования: 1) выборные; 2) назначаемые; 3) образуемые в порядке наследования власти.

3. В зависимости от принципа разделения властей: 1) законодательные; 2) исполнительнее; 3) судебные.

4. По способу принятия решений: 1) коллегиальные; 2) единоличные.

5. По срокам полномочий: 1) постоянные; 2) временные.

6. По уровню положения и объему их полномочий:

a. В унитарном государстве: 1) центральные; 2) местные.

b. В Федерации: 1) федеральные; 2) органы государственной власти субъектов федерации.

Большая часть государственных органов образует собой подсистемы. Характеристика подсистем государственных органов:

1. Компетенция входящих в подсистему органов должна быть сформулирована или определена по общему для них признаку.

2. Между органами, входящими в одну подсистему, существуют прямые структурные или функциональные связи.

3. Любая подсистема имеет обособленную от других подсистем внутреннюю организацию, направление и характер деятельности.

Ни в одну из ветвей власти не входят следующие государственные органы: прокуратура, счетная палата, в России – Президент, Центробанк, уполномоченный по правам человека.

Государственные организации – подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, пенитенциарные учреждения, милиция, полиция и т.д.).

Государственные учреждения связаны с государством на основании уставов либо иных учредительных документов, являются подразделениями механизма государства, не обладают властными полномочиями, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, образовательной и научной сферах.

Государственные предприятия обладают общей правоспособностью, не обладают властными полномочиями, осуществляют хозяйственную деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство. Целью их деятельности является извлечение прибыли, хотя зачастую они являются убыточными и требуют дотаций со стороны государства.

 




2015-12-07 358 Обсуждений (0)
Вопрос 62. Функции современного государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 62. Функции современного государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)