ТЕМА 14. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Продолжительность семинарского занятия – 2 часа
Цель занятия На основе анализа видов правового поведения уяснить природу правомерного поведения, его субъективную и объективную стороны, виды правомерного поведения. Изучить понятие и виды правовой активности субъектов права (в области познания правовых явлений, в сфере правотворчества, в деятельности, направленной против нарушений закона). На базе глубокого уяснения теоретических положений, относящихся к правонарушениям, надо четко разобраться в их сущности и содержании. Курсанту надлежит получить четкое представление о видах правонарушений и, особенно, о причинах их существования. Рассматривая вопрос о причинах правонарушений в современном российском обществе, надо заострить внимание на том, что эти причины не равнозначны: есть общие причины, которые создают только возможность правонарушений, и конкретные «специальные» причины, которые выступают факторами, способствующими совершению правонарушений. Только сочетание этих видов причин в конкретной ситуации влечет неправомерное деяние. К семинарскому занятию курсантам предлагается подготовить научные сообщения на темы: «Причины правонарушения», «Гражданская самозащита как особая разновидность правовой активности».
План занятия 1.Понятие и виды правового поведения. 2.Правомерное поведение: понятие и виды. Субъективная и объективная сторона правомерного поведения. 3.Понятие и виды правовой активности субъектов права. Основные средства повышения правовой активности граждан и их законных объединений. 4.Понятие и виды правонарушений по российскому законодательству. 5.Состав правонарушения: понятие и характеристика элементов. 6.Причины правонарушений в российском обществе и пути их устранения.
Рекомендуемая литература Основная Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственность. Социологические и юридические аспекты. – Л., 1983. Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: Текст лекций. – Ярославль, 2001. – Ч. 7. Социально-правовые отклонения в правовой системе общества. – С. 3-49. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. – М., 1976. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. – М., 1982. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. – М., 1985. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1998. – Т. 2. Теория права. – С. 559-591. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 1997. – С. 294-329. Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. – М., 1963. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2006. – С. 482-503. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2000. – С. 579-594. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Т. Стрекозова. – М., 1997. С. 902-935. Дополнительная Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х т. – М., 1981. – Т. 1. – Гл. XVI. Алексеев А.И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел. – М., 1984. Баранов В.М. О гражданской самозащите // Вестник Нижегородского государственного ун-та. Правовые средства и методы защиты законопослушного гражданина. – Н. Новгород, 1996. – С. 9-20. Гуров А.И. Профессиональная преступность. Прошлое и современность. – М., 1990. Кожевников С.Н. Правовая активность граждан. – Н. Новгород, 1994. Куманеев В.В. Правонарушения сотрудников органов внутренних дел в современной России: Дис… канд. юрид. наук. – Н.Новгород, 2000. Куманеев В.В. Понятие, виды, социальная опасность правонарушений сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. – Н. Новгород, 2000. Никифоров А.С. Юридическое лицо как субъект преступления // Государство и право. – 2000. – №8. Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. – Киев, 1985. Рыбаков В.А. Проблемы формирования гражданско-правовой активности (вопросы теории и практики). – Уфа, 1993. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. – Екатеринбург, 1993. – С. 137-147. Шафиров В.М. Правовая активность советских граждан. Вопросы теории. – Красноярск, 1982. Яковлев А.М. Социология экономической преступности. – М., 1988. Терминологическое задание Выписать в личную рабочую тетрадь и усвоить определения понятий: «правовое поведение», «правомерное поведение», «злоупотребление правом», «маргинальное поведение», «конформистское поведение», «привычное поведение», «правовая активность», «правонарушение», «состав правонарушения», «вина», «субъект правонарушения», «объект правонарушения», «объективная сторона правонарушения», «субъективная сторона правонарушения», «объективно-противоправное деяние», «причины правонарушений». Практическое задание В рабочей тетради письменно решить следующие задачи: 1. Составьте шкалу общественной ценности приведенных ниже четырех вариантов правомерного поведения в одинаковой, юридически значимой ситуации по характеру доминирующих мотивов: а) боязнь юридических санкций; б) некритическое восприятие норм поведения окружающих; в) положительная привычка; г) осознанная моральная солидарность с предписаниями правовых норм. 2. Определите, являются ли правонарушениями следующие поступки курсантов: а) невыполнение учебных заданий преподавателя; б) пропуски семинарских занятий без уважительных причин; в) неудовлетворительный ответ на экзамене. Если такие поступки (или какой-либо из них) являются правонарушениями, то к какому виду они относятся? Раскройте их объективную и субъективную стороны. Проанализируйте причины таких правонарушений отдельных курсантов Вашего курса и предложите пути их нейтрализации, устранения. 3. Определите состав правонарушения в следующей ситуации: В дежурную часть Нижегородского РОВД был доставлен гражданин Сидоркин, 1976 года рождения. В ходе разбирательства было установлено, что он, находясь в нетрезвом состоянии, пытался пройти на сеанс в кинотеатр, не имея входного билета. На действия контролера Зоткина, пытавшегося воспрепятствовать этому, отвечал нецензурной бранью и из аэрозольного баллончика обрызгал краской пиджак последнего. Прибывшие по вызову администрации кинотеатра сотрудники милиции неоднократно предъявляли Сидоркину требования прекратить противоправные действия и пройти с ними в кабинет администратора, на что Сидоркин не реагировал и пытался пройти в зал. Тогда с применением физической силы он был доставлен в помещение РОВД.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1463)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |