Определить размеры зон радиоактивного заражения местности и нанести их на схему
ФГУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» Кафедра безопасности жизнедеятельности УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой БЖД д.т.н., профессор Н.И. Чепелев « ___ » __________ 2010 г.
Гражданская оборона
Методические указания к выполнению курсовой работы
Красноярск 2010 Гражданская оборона: методические указания к выполнению курсовой работы. – Красноярск: ФГУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет, 2010.
Составители: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, к.т.н., доцент А.А. Ильященко.
Одобрены на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности « » 2010 г. Протокол №
(с) ФГУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет, 2010 ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях высокая степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется наличием на объектах экономики большого количества радиационных, химических, пожароопасных и взрывоопасных производств. До сих пор существует угроза применения оружия массового поражения при террористических актах и военных действиях. В комплексе проводимых силами МЧС мероприятий по защите личного состава, населения и объектов экономики от последствий чрезвычайных ситуаций важное место занимает прогнозирование и оценка обстановки в районе чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование и оценка обстановки возлагаются на расчетно-аналитические группы штабов ГОиЧС, которые работают в тесном взаимодействии с боевыми расчетами соответствующих служб. Результаты прогнозирования и оценки обстановки позволяют обосновать целесообразные действия спасательных формирований, а также нештатных формирований ГО в очагах (зонах) поражения (заражения) при применении оружия массового поражения и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Для выполнения вышеуказанных задач необходима соответствующая подготовка специалистов сельского хозяйства. В связи с этим в образовательных стандартах и примерных рабочих учебных программах образовательных учреждений МСХ России определены знания и умения при решении задач в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера и при применении оружия массового поражения, которыми должны овладеть будущие специалисты сельскохозяйственного производства. В частности специалисты сельскохозяйственного производства должны знать: 1) способы защиты личного состава нештатных формирований ГО, населения от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 2) методы и средства оценки обстановки в очагах (зонах) поражения (заражения) при применении оружия массового поражения и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; 3) основы планирования действий нештатных формирований ГО в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при проведении мероприятий гражданской обороны. Выполнение курсовой работы по гражданской обороне студентами образовательных учреждений МСХ России является одним из этапов приобретения знаний по действиям специалистов сельскохозяйственного производства в очагах (зонах) поражения (заражения) при применении оружия массового поражения и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Основной целью подготовки курсовой работы является овладение методиками решения практических задач по оценке обстановки в очагах (зонах) поражения (заражения) при применении оружия массового поражения и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, повышению устойчивости работы объектов экономики в экстремальных условиях и навыками обоснования мероприятий, повышающих эту устойчивость. В ходе работы студенты должны показать умение анализировать обстановку, использовать справочные материалы, выбирать способы защиты объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
1. Общие методические указания к выполнению курсовой работы
Курсовая работа выполняется во время самостоятельной подготовки. Методика решения типовых задач, включаемых в курсовую работу, изучается на практических занятиях. Работа состоит из расчетно-пояснительной записки и графического материала. Графическая часть выполняется на двух листах формата А4 (210х297 мм), где размещаются схемы зон радиоактивного и химического заражения в масштабе, выбранном студентом самостоятельно. Графическая часть должна быть выполнена в соответствии с требованиями нормативных документов. Расчетно-пояснительная записка содержит титульный лист, оглавление, введение, основную часть из 3-х разделов, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполняется на 20-40 листах (текст с одной стороны) стандартной бумаги белого цвета формата А4 (210х297 мм). Размер шрифта 14. Необходимо соблюдать следующие размеры полей на страницах курсовой работы: верхнее и нижнее поле – 25 мм; левое – 30 мм; правое – 10 мм. Текст расчетно-пояснительной записки разбивают на разделы и подразделы. Титульный лист оформляется по образцу (приложение 2 на стр. 54). При выполнении курсовой работы следует руководствоваться правовыми документами в области населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера и военного времени, нормативно-техническими документами, регламентирующими вопросы безопасности жизнедеятельности. К нормативно-техническим документам относятся государственные стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях (ГОСТы), санитарные правила и нормы (СанПиН), нормы радиационной безопасности (НРБ), строительные нормы и правила (СНиП). Санитарные нормы, например, содержат требования к состоянию среды обитания, качеству питания. В них устанавливаются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на здоровье людей. Нормы радиационной безопасности определяют допустимые дозы облучения людей в процессе производственной деятельности и при проживании на загрязненной радиоактивными веществами местности, регламентируют порядок использования источников ионизирующего излучения. Строительные нормы и правила предъявляют требования к строительным материалам, конструкциям, зданиям и сооружениям, обеспечивающие безопасность людей и окружающей среды. Кроме правовых и нормативно-технических документов при выполнении работы следует использовать учебники и учебные пособия, научные работы по вопросам безопасности жизнедеятельности. Студенты определяют тему курсовой работы согласно выданному варианту. После этого подбирают справочный материал и необходимую литературу. Курсовая работа защищается перед комиссией преподавателей кафедры БЖД не позднее 10-ти дней до окончания занятий по гражданской обороне в шестом семестре. Студент при защите должен ответить на вопросы комиссии. Вопросы могут быть по теме курсовой работы и в целом по дисциплине «Гражданская оборона». Курсовая работа может быть выполнена по следующему примерному плану. Содержание Введение 1. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые заблаговременно в режиме повседневной деятельности 1.1. Правовые мероприятия 1.2. Организационные мероприятия 1.2.1. Планирование защиты населения и территорий от ЧС 1.2.2. Подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации ЧС 1.2.3. Создание запасов средств индивидуальной защиты и поддержание их в готовности к использованию 1.2.4. Проведение экологического контроля окружающей среды 1.2.5. Подготовка населения к действиям в условиях ЧС 1.2.6. Наличие и поддержание в постоянной готовности системы общего оперативного и локального оповещения и информации о ЧС 1.3. Инженерно-технические мероприятия 1.3.1. Проектирование, размещение, строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры 1.3.2. Инженерное обеспечение защиты населения 1.3.3. Инженерное оборудование территории, региона с учетом характера воздействия прогнозируемых ЧС 1.3.4. Создание санитарно-защитных зон вокруг потенциально опасных объектов 1.3.5. Защита продовольствия, источников и систем водоснабжения от загрязнения РВ и заражения АХОВ 1.4. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС 1.5. Медико-профилактические мероприятия 2. Оценка радиационной обстановки 2.1. Цель, задачи и способы оценки радиационной обстановки 2.2. Задание и исходные данные для оценки радиационной обстановки 2.3. Решение задач по оценке радиационной обстановки 2.4. Схема зоны радиоактивного заражения 3. Оценка химической обстановки 3.1. Цель, задачи и способы оценки химической обстановки 3.2. Задание и исходные данные для оценки химической обстановки 3.3. Решение задач по оценке химической обстановки 3.4. Схема зоны химического заражения Заключение Список использованных источников В оглавлении (содержании) указываются наименование разделов, пунктов и подпунктов курсовой работы. При этом введение, заключение и список использованных источников не номеруются. Во введении определяется значение гражданской обороны в современных условиях, необходимость выполнения работ по повышению устойчивости функционирования объектов инфраструктуры, показывается актуальность темы курсовой работы, которая раскрывается в первом разделе. Первый раздел выполняется в соответствии с темой курсовой работы по плану, разработанному студентом и согласованному с преподавателем. Второй и третий разделы выполняются в соответствии с заданием и содержат исходные данные, расчетную часть и соответствующие схемы зон заражения. В начале данных разделов дается понятие соответственно радиационной и химической обстановки, с какой целью проводится их оценка. В заключении даются выводы и рекомендации по решению проблем, рассмотренных в соответствии с темой курсовой работы. В списке использованных источников приводятся нормативно-правовые документы и литература, которые применялись при выполнении работы. Количество источников, как правило, составляет от 10 до 30 наименований. Следует учесть, что при написании расчетно-пояснительной записки курсовой работы необходимо делать ссылки на использованные источники, указывая их порядковый номер в соответствии со списком.
2. Варианты заданий для выполнения первого раздела курсовой работы
1. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». 2. Федеральный закон РФ от 12.02.1998 г. №28-№ФЗ «О гражданской обороне» 3. Чрезвычайные ситуации природного характера. 4. Чрезвычайные ситуаций техногенного характера. 5. Биолого-социальные и социальные чрезвычайные ситуации. 6. Чрезвычайные ситуации биологического характера. 7. Чрезвычайные ситуации военного характера. 8. История развития системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. 9. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона Российской Федерации (ГО). 10. Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. 11. Аварии на радиационно (ядерно) опасных объектах и радиоактивное загрязнение окружающей среды. 12. Контроль радиационной обстановки, определение мер по защите населения при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах. 13. Специфика мероприятий по защите населения и территорий при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах. 14. Аварии на химически опасных объектах и химическое заражение окружающей среды. 15. Контроль химической обстановки, определение мер по защите населения при авариях на химически опасных объектах. 16. Специфика мероприятий по защите населения и территорий при авариях на химически опасных объектах. 17. Защита населения и территорий при пожарах и взрывах на объектах инфраструктуры. 18. Защита населения и территорий в условиях природных пожаров. 19. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами. 20. Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях военного времени. 21. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 22. Права, обязанности и ответственность граждан, принимающих участие в мероприятиях по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. 23. Техника радиационной безопасности при работе с РВ и загрязнении внешней среды радионуклидами. 24. Психологические аспекты выживания в чрезвычайных ситуациях. 25. Силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 26. Санитарная обработка людей в условиях комбинированного загрязнения. 27. Дезактивация техники, зданий, сооружений. 28. Приборы радиационной и химической разведки, используемые при ликвидации последствий ЧС. 29. Постановление Правительства РФ от 30.01.2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». 30. Юридическая ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах РФ. 31. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 года №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 32. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2005 года №712 «Об утверждении положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». 33. Чернобыль – в первые дни после аварии и сегодня. 34. Лучевая болезнь. 35. Защита детей в чрезвычайных ситуациях.
3. задание для выполнения второго раздела курсовой работы Таблица 1 Исходные данные для оценки радиационной обстановки
Требуется выполнить:
1. Определить размеры зон радиоактивного заражения местности и нанести их на схему. 2. Определить уровень радиации на оси следа облака ядерного взрыва для заданного расстояния на момент заражения, на 1 час, на 5 часов и на одни сутки после аварии (взрыва). 3. Определить время, через которое уровень радиации на заданном расстоянии снизится до безопасного. 4. Для заданного расстояния определить дозу облучения людей, находящихся в каменном двух этажном здании ОВД в течение суток с момента заражения. 5. Для заданного расстояния определить дозу облучения людей, находящихся на открытой местности, при условии, что работы начнутся через 10 часов после взрыва, продолжительность рабочего дня – 6 часов. Ранее 2 недель назад, полученная доза облучения равна 12 Р. 6. Для заданного расстояния определить дозу облучения, которую получит население, находясь 1-е сутки с момента заражения в ПРУ, защитная мощность которого обеспечивается следующими материалами: древесина – 19 см, бетон – 5,6 см, грунт – 36 см. 7. Для заданного расстояния определить продолжительность аварийно спасательных работ при условии, что работы начнутся через 5 часов с момента заражения. Работы ведутся: на открытой местности в автомобиле. Установленная доза облучения 30 Р. 8. Для заданного расстояния определить, через какое время после ядерного взрыва можно начать работы на открытой местности, если установленная доза облучения – 25Р, продолжительность работы- 6 часов. 9. Для заданного расстояния рассчитать необходимое количество смен, работающих, чтобы обеспечить непрерывную работу в течение 12 часов. Установленная доза облучения на первый день работы – 20 Р. 10. Определить режим защиты населения для данного населенного пункта.
4. задание для выполнения второго раздела курсовой работы Таблица 2 Исходные данные для оценки химической обстановки
Продолжение табл. 2
Окончание табл. 2
ТРЕБУЕТСЯ ВЫПОЛНИТЬ:
1. Определить размеры и площадь зоны химического заражения. Нанести на схему. 2. Определить время подхода зараженного воздуха к объекту. 3. Определить время поражающего действия АХОВ. 4. Определить возможные потери в очаге химического поражения.
5. Пример выполнения задания по оценке радиационной обстановки
При оценке радиационной обстановки курсанты применяют табличную методику. В начале раздела дается понятие радиационной обстановки, приводятся цель и задачи ее оценки. Затем курсант приступает к решению задач согласно своему варианту. Пример Исходные данные: мощность взрыва, q – 1 Мт; скорость среднего ветра, V– 50 км/ч; расстояние до объекта от места взрыва, R– 100 км.
Определить размеры зон радиоактивного заражения местности и нанести их на схему. Решение 1. Длину зон радиоактивного заражения на оси следа облака при наземном ядерном взрыве можно определить по формулам: длина зоны Г – , где - мощность взрыва, тыс. т; длина зоны В - ; длина зоны Б - ; длина зоны А - . Максимальная ширина каждой зоны будет зависеть от ее длины и скорости среднего ветра : так, например, при скорости среднего ветра ; при ; при . Следует учесть, что зона Г не образуется при Мт и и более; при Мт и и более. Для нашего случая: ; ; ; . 2. Для полученных данных выбираем масштаб (одинаковый для длины и ширины) и строим схему зоны радиоактивного заражения местности, учитывая полученные размеры, как показано на рис.1. Внешняя граница каждой зоны обозначается соответствующим цветом: зона А – синим, зона Б – зеленым, зона В – коричневым, зона Г – черным.
Схема прогнозируемых зон радиоактивного заражения местности
С Ю
М 1:5 000 000 Рис. 1 Схема нанесения прогнозируемых зон радиоактивного заражения местности
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3177)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |