Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определить размеры зон радиоактивного заражения местности и нанести их на схему



2015-12-07 3177 Обсуждений (0)
Определить размеры зон радиоактивного заражения местности и нанести их на схему 0.00 из 5.00 0 оценок




ФГУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»

Кафедра безопасности жизнедеятельности

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий кафедрой БЖД

д.т.н., профессор

Н.И. Чепелев

« ___ » __________ 2010 г.

 

 

 

 

Гражданская оборона

 

 

Методические указания к выполнению курсовой работы

 

Красноярск 2010

Гражданская оборона: методические указания к выполнению курсовой работы. – Красноярск: ФГУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет, 2010.

 

Составители: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, к.т.н., доцент А.А. Ильященко.

 

 

Одобрены на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности

« » 2010 г.

Протокол №

 

 

(с) ФГУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет, 2010

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях высокая степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется наличием на объектах экономики большого количества радиационных, химических, пожароопасных и взрывоопасных производств. До сих пор существует угроза применения оружия массового поражения при террористических актах и военных действиях.

В комплексе проводимых силами МЧС мероприятий по защите личного состава, населения и объектов экономики от последствий чрезвычайных ситуаций важное место занимает прогнозирование и оценка обстановки в районе чрезвычайных ситуаций.

Прогнозирование и оценка обстановки возлагаются на расчетно-аналитические группы штабов ГОиЧС, которые работают в тесном взаимодействии с боевыми расчетами соответствующих служб. Результаты прогнозирования и оценки обстановки позволяют обосновать целесообразные действия спасательных формирований, а также нештатных формирований ГО в очагах (зонах) поражения (заражения) при применении оружия массового поражения и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Для выполнения вышеуказанных задач необходима соответствующая подготовка специалистов сельского хозяйства. В связи с этим в образовательных стандартах и примерных рабочих учебных программах образовательных учреждений МСХ России определены знания и умения при решении задач в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера и при применении оружия массового поражения, которыми должны овладеть будущие специалисты сельскохозяйственного производства.

В частности специалисты сельскохозяйственного производства должны знать: 1) способы защиты личного состава нештатных формирований ГО, населения от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 2) методы и средства оценки обстановки в очагах (зонах) поражения (заражения) при применении оружия массового поражения и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; 3) основы планирования действий нештатных формирований ГО в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при проведении мероприятий гражданской обороны.

Выполнение курсовой работы по гражданской обороне студентами образовательных учреждений МСХ России является одним из этапов приобретения знаний по действиям специалистов сельскохозяйственного производства в очагах (зонах) поражения (заражения) при применении оружия массового поражения и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основной целью подготовки курсовой работы является овладение методиками решения практических задач по оценке обстановки в очагах (зонах) поражения (заражения) при применении оружия массового поражения и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, повышению устойчивости работы объектов экономики в экстремальных условиях и навыками обоснования мероприятий, повышающих эту устойчивость.

В ходе работы студенты должны показать умение анализировать обстановку, использовать справочные материалы, выбирать способы защиты объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.

 

1. Общие методические указания к выполнению курсовой работы

 

Курсовая работа выполняется во время самостоятельной подготовки. Методика решения типовых задач, включаемых в курсовую работу, изучается на практических занятиях.

Работа состоит из расчетно-пояснительной записки и графического материала. Графическая часть выполняется на двух листах формата А4 (210х297 мм), где размещаются схемы зон радиоактивного и химического заражения в масштабе, выбранном студентом самостоятельно. Графическая часть должна быть выполнена в соответствии с требованиями нормативных документов.

Расчетно-пояснительная записка содержит титульный лист, оглавление, введение, основную часть из 3-х разделов, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполняется на 20-40 листах (текст с одной стороны) стандартной бумаги белого цвета формата А4 (210х297 мм). Размер шрифта 14. Необходимо соблюдать следующие размеры полей на страницах курсовой работы: верхнее и нижнее поле – 25 мм; левое – 30 мм; правое – 10 мм. Текст расчетно-пояснительной записки разбивают на разделы и подразделы. Титульный лист оформляется по образцу (приложение 2 на стр. 54).

При выполнении курсовой работы следует руководствоваться правовыми документами в области населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера и военного времени, нормативно-техническими документами, регламентирующими вопросы безопасности жизнедеятельности. К нормативно-техническим документам относятся государственные стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях (ГОСТы), санитарные правила и нормы (СанПиН), нормы радиационной безопасности (НРБ), строительные нормы и правила (СНиП).

Санитарные нормы, например, содержат требования к состоянию среды обитания, качеству питания. В них устанавливаются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на здоровье людей.

Нормы радиационной безопасности определяют допустимые дозы облучения людей в процессе производственной деятельности и при проживании на загрязненной радиоактивными веществами местности, регламентируют порядок использования источников ионизирующего излучения.

Строительные нормы и правила предъявляют требования к строительным материалам, конструкциям, зданиям и сооружениям, обеспечивающие безопасность людей и окружающей среды.

Кроме правовых и нормативно-технических документов при выполнении работы следует использовать учебники и учебные пособия, научные работы по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Студенты определяют тему курсовой работы согласно выданному варианту. После этого подбирают справочный материал и необходимую литературу.

Курсовая работа защищается перед комиссией преподавателей кафедры БЖД не позднее 10-ти дней до окончания занятий по гражданской обороне в шестом семестре. Студент при защите должен ответить на вопросы комиссии. Вопросы могут быть по теме курсовой работы и в целом по дисциплине «Гражданская оборона».

Курсовая работа может быть выполнена по следующему примерному плану.

Содержание

Введение

1. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые заблаговременно в режиме повседневной деятельности

1.1. Правовые мероприятия

1.2. Организационные мероприятия

1.2.1. Планирование защиты населения и территорий от ЧС

1.2.2. Подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации ЧС

1.2.3. Создание запасов средств индивидуальной защиты и поддержание их в готовности к использованию

1.2.4. Проведение экологического контроля окружающей среды

1.2.5. Подготовка населения к действиям в условиях ЧС

1.2.6. Наличие и поддержание в постоянной готовности системы общего оперативного и локального оповещения и информации о ЧС

1.3. Инженерно-технические мероприятия

1.3.1. Проектирование, размещение, строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры

1.3.2. Инженерное обеспечение защиты населения

1.3.3. Инженерное оборудование территории, региона с учетом характера воздействия прогнозируемых ЧС

1.3.4. Создание санитарно-защитных зон вокруг потенциально опасных объектов

1.3.5. Защита продовольствия, источников и систем водоснабжения от загрязнения РВ и заражения АХОВ

1.4. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС

1.5. Медико-профилактические мероприятия

2. Оценка радиационной обстановки

2.1. Цель, задачи и способы оценки радиационной обстановки

2.2. Задание и исходные данные для оценки радиационной обстановки

2.3. Решение задач по оценке радиационной обстановки

2.4. Схема зоны радиоактивного заражения

3. Оценка химической обстановки

3.1. Цель, задачи и способы оценки химической обстановки

3.2. Задание и исходные данные для оценки химической обстановки

3.3. Решение задач по оценке химической обстановки

3.4. Схема зоны химического заражения

Заключение

Список использованных источников

В оглавлении (содержании) указываются наименование разделов, пунктов и подпунктов курсовой работы. При этом введение, заключение и список использованных источников не номеруются.

Во введении определяется значение гражданской обороны в современных условиях, необходимость выполнения работ по повышению устойчивости функционирования объектов инфраструктуры, показывается актуальность темы курсовой работы, которая раскрывается в первом разделе.

Первый раздел выполняется в соответствии с темой курсовой работы по плану, разработанному студентом и согласованному с преподавателем.

Второй и третий разделы выполняются в соответствии с заданием и содержат исходные данные, расчетную часть и соответствующие схемы зон заражения. В начале данных разделов дается понятие соответственно радиационной и химической обстановки, с какой целью проводится их оценка.

В заключении даются выводы и рекомендации по решению проблем, рассмотренных в соответствии с темой курсовой работы.

В списке использованных источников приводятся нормативно-правовые документы и литература, которые применялись при выполнении работы. Количество источников, как правило, составляет от 10 до 30 наименований. Следует учесть, что при написании расчетно-пояснительной записки курсовой работы необходимо делать ссылки на использованные источники, указывая их порядковый номер в соответствии со списком.

 

2. Варианты заданий для выполнения первого раздела курсовой работы

 

1. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

2. Федеральный закон РФ от 12.02.1998 г. №28-№ФЗ «О гражданской обороне»

3. Чрезвычайные ситуации природного характера.

4. Чрезвычайные ситуаций техногенного характера.

5. Биолого-социальные и социальные чрезвычайные ситуации.

6. Чрезвычайные ситуации биологического характера.

7. Чрезвычайные ситуации военного характера.

8. История развития системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

9. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона Российской Федерации (ГО).

10. Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

11. Аварии на радиационно (ядерно) опасных объектах и радиоактивное загрязнение окружающей среды.

12. Контроль радиационной обстановки, определение мер по защите населения при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах.

13. Специфика мероприятий по защите населения и территорий при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах.

14. Аварии на химически опасных объектах и химическое заражение окружающей среды.

15. Контроль химической обстановки, определение мер по защите населения при авариях на химически опасных объектах.

16. Специфика мероприятий по защите населения и территорий при авариях на химически опасных объектах.

17. Защита населения и территорий при пожарах и взрывах на объектах инфраструктуры.

18. Защита населения и территорий в условиях природных пожаров.

19. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами.

20. Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях военного времени.

21. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

22. Права, обязанности и ответственность граждан, принимающих участие в мероприятиях по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

23. Техника радиационной безопасности при работе с РВ и загрязнении внешней среды радионуклидами.

24. Психологические аспекты выживания в чрезвычайных ситуациях.

25. Силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

26. Санитарная обработка людей в условиях комбинированного загрязнения.

27. Дезактивация техники, зданий, сооружений.

28. Приборы радиационной и химической разведки, используемые при ликвидации последствий ЧС.

29. Постановление Правительства РФ от 30.01.2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

30. Юридическая ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах РФ.

31. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 года №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

32. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2005 года №712 «Об утверждении положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

33. Чернобыль – в первые дни после аварии и сегодня.

34. Лучевая болезнь.

35. Защита детей в чрезвычайных ситуациях.

 

3. задание для выполнения второго раздела

курсовой работы

Таблица 1

Исходные данные для оценки радиационной

обстановки

№ вар. Исходные данные № вар. Исходные данные
Мощ ность взрыва, q (Мт) Скоро сть ветра, V (км/ч) Расстояние от места взрыва, R (км) Мощ ность взрыва, q (Мт) Скоро сть ветра, V (км/ч) Расстоя ние от места взрыва, R (км)
1,0 1,0
0,5 2,0
0,5 10,0
1,0 2,0
2,0 5,0
0,5 10,0
1,0 0,2
2,0 0,1
0,5 5,0
1,0 0,1
1,0 10,0
0,5 0,1
2,0 10,0
0,2 0,2
5,0 2,0
0,1 0,05
1,0 0,05
5,0 1,0
2,0 0,05

 

Требуется выполнить:

 

1. Определить размеры зон радиоактивного заражения местности и нанести их на схему.

2. Определить уровень радиации на оси следа облака ядерного взрыва для заданного расстояния на момент заражения, на 1 час, на 5 часов и на одни сутки после аварии (взрыва).

3. Определить время, через которое уровень радиации на заданном расстоянии снизится до безопасного.

4. Для заданного расстояния определить дозу облучения людей, находящихся в каменном двух этажном здании ОВД в течение суток с момента заражения.

5. Для заданного расстояния определить дозу облучения людей, находящихся на открытой местности, при условии, что работы начнутся через 10 часов после взрыва, продолжительность рабочего дня – 6 часов. Ранее 2 недель назад, полученная доза облучения равна 12 Р.

6. Для заданного расстояния определить дозу облучения, которую получит население, находясь 1-е сутки с момента заражения в ПРУ, защитная мощность которого обеспечивается следующими материалами: древесина – 19 см, бетон – 5,6 см, грунт – 36 см.

7. Для заданного расстояния определить продолжительность аварийно спасательных работ при условии, что работы начнутся через 5 часов с момента заражения. Работы ведутся: на открытой местности в автомобиле. Установленная доза облучения 30 Р.

8. Для заданного расстояния определить, через какое время после ядерного взрыва можно начать работы на открытой местности, если установленная доза облучения – 25Р, продолжительность работы- 6 часов.

9. Для заданного расстояния рассчитать необходимое количество смен, работающих, чтобы обеспечить непрерывную работу в течение 12 часов. Установленная доза облучения на первый день работы – 20 Р.

10. Определить режим защиты населения для данного населенного пункта.

 

4. задание для выполнения второго раздела

курсовой работы

Таблица 2

Исходные данные для оценки химической

обстановки

№ вар. Наименование АХОВ и тип хранилища на открытой местности Количество АХОВ в емкости, т Расст. до объекта (R), км Количество работающих на объекте, чел. Обеспеченность противогазами, % Время суток Метеоусловия
Облачность Скорость ветра, м/с
Сероводород, необвал. Ночь Пасмурно
Хлор, необвал. День Ясно
Сернистый ангидрид, обвал. Ночь Ясно
Аммиак, обвал. Ночь Ясно
Аммиак, необвал. Ночь Ясно
Сероводород, необвал. 1,5 Ночь Ясно
Аммиак, обвал. День Пасмурно
Аммиак, необвал. 2,5 Ночь Пасмурно
Сероводород, обвал. День Пасмурно
Сернистый ангидрид, необвал Ночь Пасмурно
Сернистый ангидрид, необвал 0,5 День Ясно  
Хлор, необвал. День   Ясно
Сернистый ангидрид, необвал Ночь Полуясно

Продолжение табл. 2

№ вар. Наименование АХОВ и тип хранилища на открытой местности Количество АХОВ в емкости, т Расст. до объекта (R), км Количество работающих на объекте, чел. Обеспеченность противогазами, % Время суток Метеоусловия
Облачность Скорость ветра, м/с
Хлор, необвал. 1,5 День Полуясно
Сернистый ангидрид, необвал. Ночь Полуясно
Сернистый ангидрид, необвал Ночь Ясно
Хлор, необвал. День Ясно
Сернистый ангидрид, обвал. Ночь Ясно
Хлор, обвал. Ночь Ясно
Хлор, необвал. День Пасмурно
Хлор, обвал. Ночь Полуясно
Аммиак, необвал. Ночь Полуясно
Хлор, обвал. День Пасмурно
Хлор, обвал. 2,5 Ночь Ясно
Аммиак, обвал. Ночь Ясно
Сероводород, необвал. 1,2 Ночь Полуясно
Аммиак, необвал. 1,5 Ночь Ясно
Аммиак, необвал. 1,5 День   Пасмурно

Окончание табл. 2

№ вар. Наименование АХОВ и тип хранилища на открытой местности Количество АХОВ в емкости, т Расст. до объекта (R), км Количество работающих на объекте, чел. Обеспеченность противогазами, % Время суток Метеоусловия
Облачность Скорость ветра, м/с
Хлор, обвал. День Ясно
Сернистый ангидрид, необвал. День Пасмурно
Хлор, обвал. День Пасмурно
Сернистый ангидрид, необвал. Ночь Полуясно
Сероводород, необвал. День Пасмурно
Хлор, необвал. Ночь Ясно
Аммиак, необвал. День Ясно
Хлор, необвал. 2,0 День Ясно
Сернистый ангидрид, необвал. Ночь Пасмурно
Аммиак, обвал. 1,0 Ночь Пасмурно

 

ТРЕБУЕТСЯ ВЫПОЛНИТЬ:

 

1. Определить размеры и площадь зоны химического заражения. Нанести на схему.

2. Определить время подхода зараженного воздуха к объекту.

3. Определить время поражающего действия АХОВ.

4. Определить возможные потери в очаге химического поражения.

 

5. Пример выполнения задания по оценке

радиационной обстановки

 

При оценке радиационной обстановки курсанты применяют табличную методику.

В начале раздела дается понятие радиационной обстановки, приводятся цель и задачи ее оценки. Затем курсант приступает к решению задач согласно своему варианту.

Пример

Исходные данные:

мощность взрыва, q – 1 Мт;

скорость среднего ветра, V– 50 км/ч;

расстояние до объекта от места взрыва, R– 100 км.

 

Определить размеры зон радиоактивного заражения местности и нанести их на схему.

Решение

1. Длину зон радиоактивного заражения на оси следа облака при наземном ядерном взрыве можно определить по формулам:

длина зоны Г – , где - мощность взрыва, тыс. т;

длина зоны В - ;

длина зоны Б - ;

длина зоны А - .

Максимальная ширина каждой зоны будет зависеть от ее длины и скорости среднего ветра : так, например, при скорости среднего ветра ; при ; при .

Следует учесть, что зона Г не образуется при Мт и и более; при Мт и и более.

Для нашего случая:

;

;

;

.

2. Для полученных данных выбираем масштаб (одинаковый для длины и ширины) и строим схему зоны радиоактивного заражения местности, учитывая полученные размеры, как показано на рис.1.

Внешняя граница каждой зоны обозначается соответствующим цветом: зона А – синим, зона Б – зеленым, зона В – коричневым, зона Г – черным.

 

 


Схема прогнозируемых зон радиоактивного заражения местности

 
 
11.00 21.05     270о


С

               
 
   
     
 
 
   
 


Ю

 
 


М 1:5 000 000

Рис. 1 Схема нанесения прогнозируемых зон радиоактивного заражения местности




2015-12-07 3177 Обсуждений (0)
Определить размеры зон радиоактивного заражения местности и нанести их на схему 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определить размеры зон радиоактивного заражения местности и нанести их на схему

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)