Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Срок охраны прав авторов




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Украине авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Из этого общего правила устанавливается, однако, ряд исключений. Первое из них касается произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом. По понятным причинам срок их охраны не может быть основан на дате смерти их авторов. Поэтому авторское право на такие произведения действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом их правомерного обнародования. Если, однако, автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность в течение указанного срока или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия авторского права на это произведение будет исчисляться по общим правилам. Второе исключение связано с произведениями, созданными в соавторстве. Авторское право на такое произведение действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти автора, пережившего других авторов.

Закон УКРАИНЫ «Об авторском праве и смежных правах» отказался от конструкции авторства юридических лиц на произведение. Согласно ранее действовавшему законодательству (ст. 498 ГК РСФСР 1964 г.) авторское право, принадлежавшее юридическому лицу, действовало бессрочно и не прекращалось даже в случае реорганизации или ликвидации юридического лица, так как переходило к правопреемнику или государству. В постановлении Верховного Совета УКРАИНЫ, посвященном введению в действие авторского Закона, отмечается, что авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения или создания произведения, если оно не было обнародовано. Что же касается радио- и телепередач (передачи в эфир), в отношении которых не истек 50-летний срок с момента их правомерного обнародования или создания, если они не были обнародованы, то с момента введения в действие Закона они охраняются в течение оставшегося срока как объекты смежных прав.



По истечении срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние. Такого рода произведения, равно как и произведения, которым на территории Украине никогда не предоставлялась охрана, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом, однако, должны соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Правительством УКРАИНЫ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории Украине произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления должны выплачиваться в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.
26. Защита авторских прав в сети Интернет

Говорят, что когда стало возможно скопировать любой текст буквально за доли секунды, качество журналистики здорово упало. Но никто даже не задумывается, что прогресс ударил и по правам авторов: очень резко законы об авторском праве перестали соответствовать реальному положению дел. В этой статье мы постараемся разобраться в самых азах проблемы воровства информации именно в Интернете.
Какие законы нам интересны?

Начнем с того, что общие положения об авторском праве указаны в международных нормативно-правовых актах, которые были приняты задолго до появления самого Интернета: в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1971 года и во Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года.
Когда несоответствие данных актов реальному положению вещей стало очевидным, появились новые нормативно-правовые акты. Договор Международной организации интеллектуальной собственности (МОИС) об авторском праве от 1996 года определил, как общие положения защиты авторского права распространяются на цифровую среду, а Договор МОИС об интеллектуальной собственности на исполнение и фонограммы от 1996 года определил особенности применения общих положений распространения фонограмм и их исполнения к тем, что присутствуют в Сети.
В нашей стране законодательными актами, которые регулируют общие положения об авторских правах, являются Гражданский кодекс и Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах». Распространение авторских прав на объекты и процессы, имеющие место в сети Интернет, регулирует Закон Украины «О телекоммуникациях» и Постановление Кабмина «Об утверждении Правил предоставления телекоммуникационных услуг».
Однако, если говорить по существу, то особенности сети ни один из указанных законов на деле не учитывает. Все они либо определяют, что такое Интернет в принципе, либо просто утверждают, что общие нормы и положения законодательства о защите интеллектуальной собственности распространяются и на него. Специфика сети и возможности копирования размещенных в ней материалов не были учтены, никаких существенных уточнений или разработки дополнительных механизмов защиты или подтверждения авторских прав также не было. И все же… за неимением лучшего приходится довольствоваться тем, что есть.
Что основное скажет нам закон?
Итак, что же нам интересно в этих законах, и что может быть полезно авторам произведений?
Начнем с того, что именно там мы можем узнать, кто считается автором. Согласно Гражданского кодекса, авторство начинается с момента создания произведения (1), то есть автором считается тот, кто создал произведение, и никакой дополнительной регистрации того не требуется. Мало того, в судебной практике известен случай, когда свидетельство о регистрации не было принято судом, так как присутствовали доказательства того, что реальным автором являлся другой, не указанный в свидетельстве, человек (2).
В Интернете существует реальная проблема: широки возможности для фальсификации времени публикации статьи, и потому оно будет слабым доказательством. Так что когда ваши произведения публикуются в сети, имеет смысл доказывать авторство, используя свидетелей (хотя «свидетелей» легко может найти и плагиатор), договор о передаче статьи кому-либо или «водяные знаки». «Водяные знаки» - это надписи на изображениях, указывающие, кто автор работы. Имеют смысл они потому, что в случае проблем либо прямо докажут ваше авторство, либо заставят плагиатора кадрировать украденное изображение, что, конечно же, не ускользнет от зоркого ока экспертов. Желательно только, чтобы «водяные знаки» были установленного законом формата: знак «©», имя автора и год первой публикации (3).
Также хорошим доказательством вашего авторства станет свидетельство о регистрации авторских прав или предоставленная информация как зарегистрировать товарный знак. Как мы уже сказали, регистрация в отдельных случаях может быть аннулирована, а в сети способов фальсификации больше, чем обычно, так что советуем обращаться к юристам, чтобы те сопровождали процедуру регистрации. Специалистам нашей компании известны неприятные случаи, когда свидетельство слабо помогало в суде, и приходилось искать новые способы защиты прав клиента.
Кроме того, закон устанавливает и то, какими инстанциями может осуществляться защита авторских прав. В Украине это Государственная служба интеллектуальной собственности, Отдел по борьбе с экономической преступностью или суд. Как люди, не понаслышке знакомые со всем этим, заметим: удобнее и эффективнее всего обращаться именно в суд.
Информацию можно взять без разрешения
Хоть вы и знаете теперь, куда обращаться в случае попрания кем-то ваших прав, не спешите этого делать: во многих случаях ваше произведение можно использовать без вашего на то согласия, достаточно будет лишь указать ваше имя и источник, откуда произведение позаимствовано (4). На таких условиях, например, можно будет цитировать короткие фрагменты ваших работ, сами работы могут взять для описания текущих событий или использования в учебном процессе; музыку - для религиозных, похоронных или официальных церемоний. Также можно использовать ваши уже опубликованные работы в прессе, если они освещают экономические, политические, социальные или религиозные вопросы, и если вы специально не запретили их использование. В последнем случае вам достаточно сделать предупреждающую надпись о том, что вы против использования произведения без вашего на то согласия, и с точки зрения закона оно будет защищено. Однако, от использования, скажем, цитат из вашей статьи или включения ваших фотографий в учебные материалы вы никак не защититесь. Увы. Еще один важный момент: по закону использование чужих работ даже с указанием авторства может производиться только в объеме, который оправдан целью этого использования (4). Проще говоря, суд будет определять, не слишком ли много человек позаимствовал у другого автора. Так что если доведется отстаивать свои права, заручитесь поддержкой хороших юристов.
Чем пугать плагиатора? Если ваши права действительно нарушены, и вы обратились за их защитой, то нарушителя ждет несколько возможностей наказания. Во-первых, его можно привлечь к гражданско-правовой ответственности (5): то есть суд заставит его заплатить ущерб вам. Размер выплаты не фиксированный и привязывается к реальным потерям автора от плагиата. Во-вторых, тот, кто нарушил ваши авторские права, может быть привлечен административной ответственности. Плагиатор будет вынужден уплатить от десяти до двухсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. В гривнах это составляет, на данный момент, от 170 до 3 400. Эти деньги, однако же, пойдут не автору, а государству.
В-третьих, плагиатор может быть осужден и по нормам криминального кодекса. В этом случае он может заплатить государству уже от 3 400 до 17 000 гривен, получить два года исправительных работ или сесть в тюрьму на такой же срок (7). В-четвертых, гражданско правовая ответственность может наступать совместно и с административной, и с уголовной: укравший возместит ущерб автору и заплатит штраф государству. Обычно нарушителем авторских прав называют того, кто украл чужое произведение. Однако вы должны помнить, что к ответственности как соучастника могут привлечь и владельца ресурса, на котором разместят ворованный материал.
Закон работает во всех странах?
Наконец, еще один очень важный момент: Интернет не знает границ, а украинские пользователи зачастую «обитают» в его иностранных зонах. Так что объясним вам и то, когда и как будут совмещаться нормы международного и украинского права, если случился конфликт. Спор рассматривается судом той страны, где находится плагиатор или где были нарушены права (8). Административное наказание начисляется по законодательству государства, в котором были нарушены наши права (9). Уголовная ответственность наступает только в том случае, когда ущерб причинён на территории Украины или украинскому гражданину, но с учетом международных договоров (10). Однако, не стоит обольщаться тем, кто регистрирует свои Интернет-ресурсы в странах, где права на интеллектуальную собственность никак не защищаются. В этом случае на помощь обманутому автору придет украинское законодательство – это тоже предусмотрено международным правом (11).
27. Объекты и субъекты смежных прав

Объектами смежных прав являются:
исполнение - представление произведений посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств;
постановка - одна из форм исполнения;
фонограмма - любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков;
передача организации эфирного или кабельного вещания - передача, созданная самой этой организацией, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.
Субъектами смежных прав являются:
исполнитель - актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства, в том числе дирижер, режиссер-постановщик;
производитель фонограммы - физическое или юридическое лицо, записавшее ее. Таким лицом признается, если не доказано обратное, лицо, указанное на фонограмме;
организация эфирного или кабельного вещания - юридическое лицо, создавшее передачу и осуществляющее ее по эфирному или кабельному вещанию (радиостанции, телевизионные компании).
Субъекты смежных прав наделяются имущественными и личными неимущественными правами, осуществление которых возможно при соблюдении прав автора исполняемого произведения.
Исполнитель имеет право:
на имя;
на защиту исполнения от искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;
на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения:
передавать в эфир или по кабелю исполнение;
записывать ранее не записанные исполнения;
воспроизводить запись исполнения;
сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записано исполнение с участием исполнителя. При записи исполнения на фонограмму это право переходит к производителю фонограммы, за исполнителем сохраняется право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров фонограммы.
Данные права могут передаваться по соглашению другим лицам.
Производитель фонограммы имеет право использовать фонограмму в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы, а именно:
воспроизводить фонограмму;
переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;
распространять экземпляры фонограммы, т.е. продавать, сдавать их в прокат и т.д.;
импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения.
Ограничение смежных прав производителя фонограммы допускается в виде ее использования без согласия производителя, но с выплатой вознаграждения для публичного исполнения, ее передачи в эфир или сообщения по кабелю.
Организация эфирного и кабельного вещания имеет право использовать передачу в любой форме и давать разрешение на такое использование, включая право на получение вознаграждения за предоставление этого разрешения, в частности:
одновременно передавать в эфире и по кабелю другой организации эфирного и кабельного вещания;
сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю (в эфире);
записывать передачу;
воспроизводить запись передачи;
сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.
Допускается ограничение смежных прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания в виде свободного использования без их согласия и без выплаты вознаграждения объектов смежных прав в следующих случаях:
для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из них;
в целях обучения или научного исследования;
для цитирования в информационных целях;
в личных целях.
28. Регистрация авторского права

Регистрация авторского права, хотя и не является обязательной, дает ряд преимуществ, среди которых:

· является доказательством того, что на определенную дату Вы заявили о своих правах;

· облегчает процесс доказывания авторства при спорах;

· облегчает процесс переоформления авторского права по наследству;

· позволяет поставить на баланс предприятия объект авторского права
Регистрация авторских прав наиболее востребована среди представителей творческих профессий – музыкантов, писателей, художников, архитекторов, фотографов, сценаристов, а также программистов.

Регистрация авторских прав в Украине возможна двух видов:

  • регистрация авторского права на произведение;
  • регистрация авторского права на служебное произведение.


Согласно международного законодательства защита авторского права в одной стране автоматически распространяется практически на все страны мира. Не смотря на это, в некоторых случаях необходима регистрация авторского права за рубежем, например, в России или США. Специалисты нашей компании помогут зарегистрировать авторское право как в Украине, так и в других странах.

Стоимость

Регистрация авторских прав в Украине: Юридические услуги — 900 грн.
Сборы для физических лиц — 63 грн. 75 коп.
Сборы для юридических лиц — 187 грн.
Сроки — 2-2,5 мес.
29. Лицензионные договоры на объекты авторского права: понятие , характеристика и виды .

Лицензионные договора значительно отличаются от других коммерческих контрактов, в частности от наиболее распространенных на международном рынке экспортно-импортных сделок, а на внутреннем рынке— от договоров купли-продажи и поставки товаров.

Лицензионный договор это соглашение, в соответствии с которым владелец научно-технических достижений, изобретений, ноу-хау, промышленных образцов, товарных знаков и взаимосвязанных с ними научно-технических и других знаний — лицензиар передает и разрешает использовать их своему контрагенту — лицензиату в обусловленных соглашением пределах и на определенный срок, а последний обязуется вносить обусловленные платежи и выполнять другие обязательства, предусмотренные договором.

Законы Украины о защите объектов промышленной собственности предусматривают обязательную регистрацию лицензионных договоров и договоров об уступке прав на патент в Укрпатенте. Без регистрации такие договора считаются недействительными, то есть не производят юридического действия, как в отношении сторон договора, так и в отношении третьих лиц.

Порядок регистрации лицензионных договоров установлен Правилами рассмотрения и регистрации договоров об уступке патента и лицензионных договоров о предоставлении права на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца.

Общие требования к договорам о передаче прав на объекты промышленной собственности следующие. На регистрацию представляется 2 экземпляра надлежащим образом оформленного договора, содержащего все необходимые реквизиты, подлинные подписи и печати.

Лицензионный договор как минимум должен содержать следующие условия:

определение сторон;
предмет договора;
объем передаваемых прав;
срок действия договора;
территория действия договора;
размер вознаграждения.

Для исключения возможных споров рекомендуется заранее оговорить понятие терминов, которые могут быть двояко истолкованы, и раскрыть их смысл для однозначного понимания.

Предметом лицензионных договоров, как правило, являются:

научно-технические достижения, защищенные патентом на изобретение;
промышленные образцы;
товарные знаки;
право на коммерческое использование вышеперечисленных объектов;
научно-технические достижения, содержащие ноу-хау; ноу-хау в области организации, управления, экономики, коммерции и т.п.

По объему передаваемых прав лицензионные договоры можно разделить на следующие:

простая лицензия;
исключительная лицензия;
полная лицензия;
сублицензия.

Простая лицензия - договор по, которому владелец научно-технических достижений, изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, ноу-хау и взаимосвязанных с ними прав передает и разрешает использовать их лицензиату на определенной территории и на определенный срок, оставляя за собой право самому использовать предмет соглашения или продавать аналогичные лицензии третьим лицам.

Исключительная лицензия - договор по, которому владелец научно-технических достижений, изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, ноу-хау и взаимосвязанных с ними прав передает и разрешает использовать их лицензиату на определенной территории и на определенный срок единолично, отказываясь от права самому использовать предмет соглашения или продавать аналогичные лицензии третьим лицам в тех же пределах.

Полная лицензия — договор по, которому владелец научно-технических достижений, изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, ноу-хау и взаимосвязанных с ними прав передает и разрешает использовать их лицензиату на определенной территории и на определенный срок без каких-либо ограничений, полностью отказываясь от их использования на тот же срок.

Сублицензия - разновидность простых и исключительных лицензий, отличающаяся от последних тем, что заключает их контрагент-лицензиат, купивший первоначальную лицензию. По условиям и объему передаваемых прав сублицензия полностью зависит от первоначально заключенного лицензионного договора. Лицензиаты, получившие простую лицензию, передавать сублицензию не имеют права.

Срок действия. Лицензионные соглашения заключаются на определенный срок, как правило, это срок морального старения предметов лицензионных соглашений.

Территория действия договора.Так как лицензиар и лицензиат стремятся не допустить или свести к минимуму конкуренцию между собой, они включают в лицензионное соглашение условие, оговаривающие предоставление лицензиату определенной территории, на которой ему предоставляется право производства и сбыта лицензионной продукции.

Размер вознаграждения. Определение размера вознаграждения за лицензию — одна из самых сложных проблем. Как правило, рекомендуется до начала переговоров и лицензиару и лицензиату определить приемлемую для него вилку максимальной и минимальной цены, при которых продажа или покупка лицензии будут целесообразны. На размеры цен действует целый ряд факторов ( технических, экономических, правовых и т.п.), влияние которых в различных лицензионных договорах проявляются не одинаково. В лицензионном соглашении рекомендуется также оговорить гарантии и ответственность сторон, обеспечение конфиденциальности, условия разрешения споров и расторжения договора.

Стороны лицензионного договора и их правовое положение

1. По лицензионному договору одна сторона (лицензиар) предоставляет второй стороне (лицензиату) разрешение на использование объекта права интеллектуальной собственности (лицензию) на условиях, определенных по взаимному согласию сторон с учетом требований этого Кодекса и другого закона.

2. В случаях, предусмотренных лицензионным договором, может быть заключенный сублицензионный договор, по которому лицензиат предоставляет другому лицу (сублицензиату) сублицензию на использование объекта прав интеллектуальной собственности. В этом случае ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата несет лицензиат, если другое не установлен лицензионным договором.

3. В лицензионном договоре определяются вид лицензии, сфера использования объекта прав интеллектуальной собственности (конкретные права, которое предоставляются по договору, способы использования указанного объекта, территория и срок, на которые передаются права, и т.п.), размер, порядок и сроки выплаты платы за использование объекта прав интеллектуальной собственности, а также другие условия, которые стороны считают целесообразным включить в договор.

4. Считается, что по лицензионному договору предоставляется неисключительная лицензия, если другое не установлено лицензионным договором.

5. Предметом лицензионного договора не могут быть права на использование объекта права интеллектуальной собственности, которые на момент заключения договора не были действующими.

6. Права на использование объекта прав интеллектуальной собственности и способы его использования, которые не определены в лицензионном договоре, считаются не предоставленными лицензиату.

7. В случае отсутствия в лицензионном договоре условия про территорию, на которую распространяются предоставленного права на использование объекта прав интеллектуальной собственности, действие лицензии распространяется на территорию Украины.

8. Если в лицензионном договоре об издании или другом воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной денежной суммы, то в договоре может быть установлен максимальный тираж произведения.

9. Условия лицензионного договора, которые противоречат положениям этого Кодекса, являются недействительными.
30 . Понятие смежных прав и сфера их действия . Виды смежных прав .
31 . Права исполнителей и их содержание .
32. Права производителей фонограмм ( видеограмм) и их содержание

Исполнитель, производитель фонограммы, производитель видеограммы для оповещения о своих смежных правах на фонограммах, видеограммах и всех их экземплярах, которые распространяются среди публики на законных основаниях, или их упаковках могут использовать знак охраны смежных прав. Этот знак состоит из следующих элементов:

  • латинская буква "P", обведенная кругом, - (изображение символа не приводится);
  • имена (названия) лиц, имеющих относительно этих фонограмм (видеограмм) смежные права;
  • год первой публикации фонограммы (видеограммы).

При отсутствии доказательств иного, исполнителем, производителем фонограммы или видеограммы считаются лица, имена (названия) которых указаны на фонограмме, видеограмме и их экземплярах или на их упаковке.
33. Права программ ( передач ) организаций вещания

1. Использованием передачи (программы) организации вещания является:

  1. осуществление (трансляция, ретрансляция) передачи (программы) организации вещания;
  2. запись (фиксирование) передачи (программы) организации вещания, если такая запись дает возможность восприятия, воспроизведения и осуществления ее с помощью технических средств;
  3. воспроизведение записи передачи (программы) организации вещания;
  4. представление передачи (программы) организации вещания публике в месте, где установлена входная плата.

2. Использованием передачи (программы) организации вещания являются также иные действия, установленные законом.
34. Защита авторских и смежных прав

Защита авторских прав в Украине начинается с момента создания произведения и действует на протяжении всей жизни создателя и заканчивает свое действие через 70 лет после его смерти.При создании объекта авторских или смежных прав возникают личные имущественные и неимущественные права автора, для регулирования которых и нужна регистрация авторского права. Следует понимать разницу между этими понятиями - неимущественные права не передаются другим лицам, чего нельзя сказать о личных имущественных правах, которые путем регистрации лицензионных договоров и договоров передачи прав могут быть переданы во временное пользование или в собственность (полное владение) других лиц.

Существует специфическая маркировка охраняемого авторского права, латинский знак C (первая буква слова «copyright») в кружочке, расположенная, как правило, впереди текста - ©. Следует понимать, что отсутствие обозначения не означает, что защита авторских прав не распространяется на данный объект.

Защита авторских и смежных прав включает в себя идентичные меры противостояния и восстановления нарушенных прав. Разница между этими понятия заключается в разных объектах правовой защиты. Стоит заметить, что под охрану смежных прав попадают произведения, являющиеся всеобщим достоянием (напр., концерты известных композиторов былого времени). Так же существует специфическая маркировка охраны смежных прав, латинская буква «P» в кружочке - .
35. Коллективное управление авторскими и смежными правами




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7