Виды (от количества членов)
1. Массовые – максимальное количество членов 2. Кадровые – минимальное количество профессионально подготовленных членов 39 Место и роль полит партий в … России Партийная система, взаимоотношения политических партий и государства являются важнейшими критериями характеристики политического режима соответствующего государства. А.И. Демидов считает политические партии необходимым компонентом политической жизни и назначение их видит в следующем: 1. Политические партии осуществляют функции представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности. 2. Политические партии проводят активную работу по интеграции соответствующей социальной группы, входящей в сферу политических отношений; 3. Политическая партия призвана снимать противоречия внутри той или иной социальной группы. (лекция) 1. Партии представляют собой связующее звено между обществом и государством, и инструмент воздействия общества на государство 2. Политические партии участвуют в формировании политической идеологии (- это система взглядов и идей на общество и государство). 3. Политические партии формируют основные органы государства
40 Основные законом развит гос-ва Закономерность - внутренняя, объективная, необходимая, существенная, устойчивая связь или отношение между явлениями или процессами, которая порождает качественную определенность государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства. Развитие – философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем (в данном случае государства), приводящая к возникновению качественно нового состояния (государства). Ученые, делятся на две группы: Первая группа утверждает, что в основе развития общества лежат субъективные факторы, т.е. развитие общества зависит преимущественно от сознания и воли людей. Следовательно, закономерностей развития государства не существует. Вторая группа считает, что в основе развития общества лежат объективные факторы, не зависящие о сознания и воли людей. Значит, закономерности развития государства существуют и подлежат установлению. Однако и эта группа исследователей придерживается различных взглядов на то, какие именно факторы определяют закономерности развития государства. 1. Природно-биологический натурализм. Течение теоретической мысли, предполагающей, что природные факторы определяют развитие государства: а)первичные факторы: внешние (климат, ландшафт, флора и фауна) и внутренние (физические, эмоциональные, интеллектуальные качества и способности людей). б)вторичные факторы, являются результатом влияния человеком на окружающую среду (строительство городов, дорог, хозяйственного освоения территорий и т.д.). Значение вторичных факторов увеличивается по мере развития человеческой цивилизации и усложнения государственной организации общества. 2. Экономический детерминизм.Развитие государства определяется, в конечном счете, развитием экономики: а) история развития государства опирается на объективное (не зависящее от сознания и воли людей) развитие экономических отношений; б) государство (и право) являются частями надстройки над экономическим базисом; в) цель государства (и права) в обеспечении условий для развития производительных сил общества, эффективного развития экономики; г) при определенном, достаточно высоком уровне развития экономики государство отмирает. 3. Этический и правовой позитивизм.Развитие государства определяется позитивносуществующими правовыми нормами и этическими стандартами поведения: а) исторически государство получает нормы морали и права как данность и обязано обеспечить их реализацию, снабдить санкциями; б) развитие государства рассматривается как результат устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании; в) цель развития государства - наиболее полное воплощение всех моральных и правовых норм. 4.Идеологический позитивизм.Считает, что развитие государства лежит в области духа и определяетсяразвитием идеологии: а) идеология является источником развития государства; б) процесс развития государства состоит в замене старой идеологии на новую; в) цель государства в установлении идеологического единства в обществе. 41Типология: теор основы и знач типол Типология – это классификация по сущностным наиболее важным признакам. Существует два подхода (Формационный (Маркс) и цивилизационный (Тойнби). 1. Формационный подход. Основа – экономическая формация. Экономическая формация – это определенный этап развития общества и государства характеризующийся наличием двух классов и контролем над средствами производства. (Рабовладельческое, Феодальное, Буржуазное (капиталистическое), Социалистическое, Коммунистическое). 2. Цивилизационный подход. Критерий развития – культура, и технологии. Типы государств (Традиционное, Развивающиеся, Индустриальное, Постиндустриальное). Значение заключается в том, что можно проследить развитие государства и выделить этапы этого развития. 42 Форма гос-ва: общ хар-ка. Факторы… Любое государство– это единство его сущности содержания и формы Форма государства– это порядок образования и организации государственной (политической) власти, выраженной в форме правления, форме государственного устройства и политического режима. От формы государства зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов. Понятие формы государства охватывает, такие явления как: 1. Организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением; 2. Территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с составными частями; 3. Методы и способы осуществления государственной власти Структура формы государства 1. Форма правления. Определяет, кому принадлежит верховная власть, как формируются высшие органы государственной власти, каковы их структура и компетенция, как они взаимодействуют с народом и друг с другом. (монархия и республика). 2. Форма территориального государственного устройства. Определяет, как организована территория государства, на какие части она делится, каковы отношения между государством в целом (центром) и его составными территориальными единицами. (Унитарное, Федеративное, Конфедеративное) 3. Государственный (политический) режим. Это система способов и средств, используемых государством для осуществления своей власти, а также определяющих степень участия во власти народа и положение личности в государстве, В зависимости от набора способов и средств государственные (политические) режимы делятся на: а) демократические; б) авторитарные; в) тоталитарные. Форма каждого конкретного государства как совокупность формы правления, формы территориального устройства и государственного режима складывается исторически под влиянием множества факторов. Факторы, оказывающие влияние на развитие форм государства: 1) конкретно-исторические условия возникновения и развития государства (исторические традиции, присущие народам, населяющим страну); 2) идеологические, религиозные, культурные факторы (уровень культурного развития и национального сознания народа, религиозные обычаи); 3) географические, климатические факторы (географическое положение страны, размеры территории, климат); 4) экономические факторы (уровень экономического развития страны); 5) социально-политические факторы (степень политической активности, соотношение политических сил, взаимоотношения государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и др.), уровень жизни населения). Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране.
43 Форма гос устр: понятие и виды Форма государственного устройства (ФГУ) – это совокупность признаков, характеризующие особенности распределения между центром и частями государства. Виды: 1. Федеративные – это ФГУ при котором части территории государства обладают признаками государственности. Виды: 1. Договорные 2. Конституционные 3. Смешанные (Договорные и конституционные) – РФ Виды: 1. Симметричные (все субъекты равны) 2. Ассиметричные (разный статус субъектов) Виды: 1. Формирование по национальному признаку 2. Формирование по государственно территориальному признаку 3. Смешанные
2. Унитарные – это единое целостное государство, территориальные части которого не обладают признаками государственности. Виды: 1. Централизованное. Управление всеми Административно-территориальными единицами сосредоточено в центре 2. Децентрализованное. Делегирование полномочий власти местным административно-территориальным единицам.
3. Конфедерация – это союз государств объединений для достижения общих целей, и создания общих органов власти (Щвеция). 44 Форма правления: понятие и виды Форма правления – это совокупность признаков, характеризующих порядок действия высших органов власти. 1. Монархия. Признаки: А. Во главе государства фактически или юридически находится особое лицо – Монарх Б. Монарх представляет собой символ нации, выражая ее единство и традиции В. Власть монарха передается особым путем, как правило по наследству. Виды монархии: А. Абсолютная Б. Ограниченная (Парламентарная (Англия), Конституционная Дания), Дуалистическая (Иордания, Непал, Таиланд) Так же существует коллективная монархия Теократическая монархия – власть монарха религиозна 2. Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами. Виды: 1. Президентская (Правительство формируется президентом, правительство ответственно перед президентом, президент избирается народом, президент не имеет права распустить парламент, в президентской республики действует принцип не совместимости депутатского мандата и министерского портфеля). 2. Парламентская (Правительство формируется парламентом, правительство ответственно перед парламентом, президент избирается парламентом, президент в праве распустить парламент, действует принцип совместительства депутатского мандата и министерского портфеля). 3. Смешанная – это вид республики которой присущи признаки как президентской, так и парламентарной 4. Суперпрезидентская республика (президент – глава государства и контролирует все ветви власти, избирается на длительный срок). 45 Гос режим: понят и приз. Полит и гос Государственный режим – это совокупность признаков характеризующих режим. Политический режим – это система средств и способов осуществления политической власти в государстве Политический режим часто отождествляют с государственно-правовым режимом, что оправданно, поскольку политический режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнение функций государственные органы взаимодействуют с населением, общественными объединениями, политическими партиями и другими элементами политической системы. Виды 1. Демократический. Признаки (политический плюрализм, идеологический плюрализм, гарантирование прав и свобод человека). 2. Антидемократический А. Авторитарный (Ограниченные возможности участия населения в управление государством, отсутствие прав и свобод, относительный идеологический плюрализм, экономическая свобода) Б. Тоталитарный (наличие обязательной государственной идеологии, вмешательство государства во все сферы жизни, наличие одной политической партии. Демократия –везде свобода, кроме части информации Авторитаризм – Везде свобода, кроме политики и части информации Тоталитаризм – нет свободы в сферах общественной жизни, частичное воздействие на частную жизнь.
46 Виды государств-правовых режимов Политический режим – это система средств и способов осуществления политической власти в государстве Виды 1. Демократический. Признаки (политический плюрализм, идеологический плюрализм, гарантирование прав и свобод человека). 2. Антидемократический А. Авторитарный (Ограниченные возможности участия населения в управление государством, отсутствие прав и свобод, относительный идеологический плюрализм, экономическая свобода) Б. Тоталитарный (наличие обязательной государственной идеологии, вмешательство государства во все сферы жизни, наличие одной политической партии. Демократия –везде свобода, кроме части информации Авторитаризм – Везде свобода, кроме политики и части информации Тоталитаризм – нет свободы в сферах общественной жизни, частичное воздействие на частную жизнь. 47 Особенности формы правления в РФ Российская Федерация — Россия является демократическим, правовым, республиканским, федеративным, социальным и светским государством. Россия была провозглашена республикой в 1917 г. еще до Октябрьской революции, а федерацией — в 1918 г. Так как Конституция РФ 1993 г. говорит о России как о государстве с республиканской формой правления (ст. 1), это означает, что монархия в России исключается и на уровне Российской Федерации, и в отдельных ее субъектах. По тексту Конституции Россия является смешанной республикой с доминирующим положением Президента в системе разделения властей. Для нее характерно сочетание черт как парламентской, так и президентской республики: - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание; исполнительную – Правительство РФ; судебную - Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд; - особый статус Президента. По Конституции он стоит вне системы разделения властей; - избрание Президента внепарламентским путем, т.е. на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права населением России. Избрание Президента непосредственно народом делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту; - сосредоточение в руках Президента полномочий только главы государства; главой правительства является Председатель Правительства РФ; - отсутствие должности вице-президента; - исполнительная власть принадлежит только Правительству, которое возглавляет Председатель. При этом Правительство формируется внепарламентским путем, т.е. депутат не может быть одновременно членом правительства; - не будучи формально главой исполнительной власти, Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию ее деятельности; - по ст. 83 Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; - согласие на назначение Председателя Правительства дается нижней палатой парламента – Государственной Думой, но Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент; - Президент при назначении Правительства не ориентируется ни на партийное большинство в парламенте, ни на партийную принадлежность министров. В России политические партии недостаточно сильны, вотум недоверия крайне затруднен, к тому же он невозможен по отношению к отдельным министрам. Поэтому Президент совершенно свободен в подборе членов правительства; - часть министров подбирает непосредственно Президент («силовых» министров, министра иностранных дел); - вопрос об отставке, об ответственности Правительства и министров в конечном счете решает Президент, а не Парламент; - наличие института парламентской ответственности правительства, т.е. Государственная Дума РФ может вынести Правительству РФ вотум недоверия, при этом для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума недоверия по инициативе Парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не неизбежна. Президент вместо этого может распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов. Если же вопрос о доверии ставится по инициативе Правительства, то отказа в доверии достаточно, но Президент вправе решать: отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу; - наличие у Президента РФ права роспуска Парламента (Государственной Думы). 48 Особенности гос устройства в РФ Федерация – это одна из разновидностей государственного устройства, его национально-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом. Отличительные признаки федеративной природы России: 1) Конституция, которая принята на всенародном голосовании и обладает высшей юридической силой на всей территории страны; 2) Своя территория, на которой распространяется ее суверенитет и в пределах которой Конституция и федеральные законы имеют верховенство 3) Единое общероссийское гражданство 4) Общие для всей Федерации высшие органы государственной власти 5) Единая денежная, кредитная система, единый государственный бюджет и система налогов 6) РФ и ее субъекты имеют право внешних сношений с иностранными государствами, коммерческими структурами, международными организациями 7) Отношения между РФ и ее субъектами строятся на разграничении их полномочий Федеративное устройство РФ базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ, таких как: 1. Государственная целостность, которая лежит в основе устройства РФ, означает, что РФ – целое, единое и нераздельное, хотя и федеративное государство; 2. Единство систему государственной власти тесно связанно с государственной целостностью. Субъекты РФ пользуются значительной в осуществлении государственной власти, Система государственных органов субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти; З) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты Федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей ее территории, По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают свои законы и иные нормативные акты; 4) Равноправие и самоопределение народов в РФ проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах, РФ – это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и всех народов и народностей; 5) равноправие субъектов РФ, которое проявляется в равноправии всех субъектов между собой, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, Это равноправие проявляется; в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации, в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой РФ и др. Существуют виды субъектов РФ
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |