Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТГП в системе юр.наук



2015-12-07 585 Обсуждений (0)
ТГП в системе юр.наук 0.00 из 5.00 0 оценок




Дискуссионность предмета ТГП.

В содержание предмета науки ТГП входит изучение двух групп узловых проблем: закономерности ГиП и их существенные черты.

Закономерности, изучаемые ТГП - это необходимые, устойчивые связи ГиП друг с другом, а также с иными общественными явлениями, которые непосредственно определяют существование и развитие ГиП и подвергаются их воздействию.

Из приведенного определения можно сделать вывод, что эти закономерности подразделяются на гос.-правовые и социологические.

Гос.-правовые закономерности присущи только ГиП как особым общественным явлениям. Они главным образом и изучаются ТГП. К таким закономерностям относятся, например, неразрывная связь между ГиП, осуществление деятельности государства по определенным направлениям - функции государства, разделение права на определенные большие части - отрасли права, возрастание роли права в жизни общества и другие.

Социологические, или общие, закономерности присущи всем общественным явлениям, в том числе и ГиП. В их число входят зависимость развития и функционирования ГиП от материальных условий жизни общества и его духовного состояния, активная роль ГиП в защите этих условий и другие.

Закономерности, которые изучаются ТГП, проявляются вовне, объективируются через основные принципы, черты, признаки, характеризующие ГиП в целом и отдельные гос.-правовые явления.

Можно сказать, что предметом науки ТГП являются закономерности возникновения, развития и функционирования ГиП, их сущность, социальное назначение, внутренняя структура и формы внешнего выражения.

Сформулированное определение, как и всякое определение, не охватывает всего многообразия содержания предмета ТГП. Оно концентрирует внимание на том главном, что входит в содержание этого предмета.

В современный период продолжает обсуждаться вопрос о том, какие науки должны заниматься изучением основных проблем ГиП. Высказываются, например, мнения, что следует отказаться от такой науки, как ТГП, а ее предмет «расчленить» между другими науками. В частности, предлагается основные проблемы государства изучать в политологии, а основные проблемы права - в социологии права.

 


ТГП в системе юр.наук.

ГиП, яв-сь особыми и очень сложн. общ. яв-ми, имеют различ. внутр. струк. и внеш. проявление. Поэтому они изучаются не только ТГП, но и рядом др. наук, кот-е принято называть гос.-правовыми (юр. или правоведением). В зависимости от предмета исслед. эти науки разделяются на след.осн.виды.

I. Фундаментальная юр.наука – ТГП. II. Истор.юр.науки (история ГиП зарубежных стран, история ГиП конкретной страны, ИППУ). III. Отраслевые юр.науки. Право регулирует различные области общ.отношений. (Гос. право своей страны и зарубеж.стран, Адм.П, УП, ГП.) IV. Прикладные юр.науки (криминология, криминалистика, суд. медицина, суд.психиатрия и др.)

Юр.науки теснейшим образом взаимосвязаны, так как все они имеют один объект исследования – ГиП как особые общ. явления. Рассматривая эту взаимосвязь, необходимо отметить следующее.

ТГП имеет методолог. значение для др. юр.наук. Такое положение объясняется тем, что она является общей юр. наукой, так как содержит систему обобщенных, наиболее важных знаний о ГиП. На базе принципов и осн. положений философии, эконом. теории и политологии ТГП выявляет и раскрывает закономерности возникновения, развития ГиП, их существенные черты, внутр. структуру, формы внеш. проявления, разрабатывает основополага. теор. положения, понятия и определения в области ГиП, которые используются во всех других юр.науках. Тем самым обеспечивается науч. единство как в подходе и познании истор.процессов возникновения и развития ГиП, формирования и углубления учении о них, так и в понимании современной гос.-правовой действительности. Осн.положения ТГП способствуют глубокому раскрытию в др.юр.науках содержания отдельных сторон, элементов истор. и современной гос.-правовой действительности, выявлению характер. тенденций их развития. Например, основываясь на положении ТГП о демократ. формах осущ.гос. власти, в истор. и, ряде отраслевых юр.наук исследуются процессы возник. и развития демократии, современное состояние демократ. институтов в различных странах и их взаимное влияние друг на друга. ТГП помогает четче определять и формулировать наиболее важные проблемы отдельных юр. наук, кот-е должны исследоваться ими на современном этапе развития ГиП. Нап-р, опираясь на положения ТГП о том, что ГиП возникли и существуют для сохранения целостности общества, поддержания общ.порядка и обеспеч. безопасности личности, отраслевые юр. науки в настоящее время разрабатывают такую актуальную проблему, как совершенствование юр. средств обеспечения прав человека и гражданина и повышения ответ-сти личности за выполнение юр. обязанностей.

Это подтверждает, что ТГП является фундаментальной наукой в системе юр.наук.

Хар-зуя взаимосвязь ТГП с др.юр. науками, необходимо отметить, что в свою очередь и эти науки имеют большое значение для ТГП.

Истор.юр.науки, исследуя процессы поступательного развития ГиП, дают ТГП фактический материал для обобщений и выявления гос.-правовых закономерностей, а также более глубоко и полно понять современную гос.-правовую действительность, раскрыть истор.условия, способствующие формированию ныне существующих ГиП.

Отраслевые и прикладные юридические науки, изучая деятельность государственных органов и современное право, его отрасли и нормы, дают возможность накапливать и обобщать сведения в целях выявления тенденций государственно-правового развития, обогащения положений теории государства и права, выработки ее новых идей.

Материал исторических и отраслевых юридических наук используется теорией государства и права также для иллюстрации своих положений и выводов.

Такова в основном характеристика системы юридических наук, а также взаимосвязи теории государства и права с другими юридическими науками.

 

3. Методология ТГП.

Ответ на вопрос о предмете теории государства и права позволяет понять, что она изучает. Ответ на вопрос о методологии объясняет, как она это делает.

В широком смысле слова методология - это учение о методах, способах подхода к познанию и преобразованию реально существующей действительности. Методология любой науки включает в себя учение об общих и частных, специальных методах исследования.

Общим методом всех общественных наук, в том числе и теории государства и права, является диалектика - учение о движении и развитии. Это учение включает в себя основные законы и категории, использование которых в исследовании общественных явлений позволяет объективно и глубоко раскрыть источники их движения и развития, их общие и специфические черты и т. д.[1]

Каковы же эти законы и категории и как применяются основные положения диалектики для познания и объяснения понятий государства и права? В число основных законов диалектики, которые используются в теории государства и права, входят следующие.

Закон единства и борьбы противоположностей[2]. Использование этого закона позволяет раскрыть источник возникновения и развития государства и права, объяснить причины этого.

Государство и право не порождены какой-то внешней силой. Источник - причины возникновения государства и права - находится в самом обществе. В нем живут и действуют люди, имеющие многообразные потребности и различные интересы. В совместной жизнедеятельности они образуют экономическое и духовное единство, что и обусловливает целостность общества. На определенном этапе развития в нем складываются разнообразные социальные слои, группы, классы и возникают острые противоречия между ними, то есть появляются противоположности и начинается борьба между ними. Чтобы сохранять целостность общества, поддерживать общественный порядок и безопасность людей, возникли и существуют государство и право.

Использование закона единства и борьбы противоположностей позволяет не только раскрыть причины возникновения государства и права, но и глубже понять содержание отдельных государственно-правовых явлений. Так, применяя этот закон к праву, можно увидеть, что и содержание права противоречиво: устанавливая определенные варианты поведения людей, право запрещает противоположные варианты поведения.

Закон перехода количественных изменений в качественные[3]. Использование этого закона позволяет объяснить сам процесс изменения и развития государства и права, понять, как он происходит.

Государство и право, как и другие общественные явления, изменяются не сразу, не внезапно. В результате борьбы противоположностей в них постепенно происходят количественные изменения: накапливаются новые черты и свойства, отмирают старые. Достигнув определенного предела, эти изменения завершаются переходом государства и права в новое качественное состояние. Так происходит развитие государства и права от одного исторического этапа к другому.

Закон отрицания[4]. Применение этого закона помогает рассматривать развитие государства и права как процесс восхождения от низшего к высшему, видеть, какова направленность, перспектива и результат этого процесса.

Развитие государства и права - это движение от одного исторического этапа к другому, более высокому. В то же время сохраняется определенная связь нового этапа развития государства и права со старым, так как без предшествующего этапа не может возникнуть основа для нового этапа. Поэтому при исследовании государства и права необходимо стремиться выявлять новые черты, свойства этих общественных явлений, тщательно изучать старое, обобщать его положительные черты, избегать имевшихся недостатков и ошибок.

Таким образом, знание и использование законов диалектики в теории государства и права позволяет правильно и глубоко объяснять прошлое, раскрывать и познавать настоящее и видеть перспективы развития государства и права.

Наряду с законами в теории государства и права используются, как уже отмечалось, и категории диалектики.

Наиболее важными такими категориями являются: единичное, особенное и общее; содержание и форма, причина и, следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность и некоторые другие[5].

Познание государства и права - весьма сложный и трудный процесс. Поэтому методология теории государства и права включает не только учение об использовании законов и категорий диалектики, но и учение о частных методах исследования и объяснения государства и права[6].

Диалектика определяет в целом общие подходы к исследованию государства и права, частные же методы позволяют раскрывать их специфические черты, познавать отдельные государственно-правовые явления. Успех применения частных методов в значительной мере зависит от того, как при этом учитываются основные положения диалектики, так как знание ее законов и категорий позволяет четко ориентироваться в большом фактическом государственно-правовом материале, с которым имеют дело частные методы. Кроме того, положения диалектики дают возможность рационально оценить смысл выводов, сделанных в ходе использования частных методов.

Говоря о частных методах, применяемых в теории государства и права, необходимо подчеркнуть, что эти методы не являются какими-то особыми, используемыми только в теории государства и права. Это те же методы, которые употребляются во всех общественных науках: сравнительный, конкретно-социологический, кибернетический, формально-логический и др.

Сравнительный метод состоит в сопоставлении двух или более государственно-правовых явлений, а также одного или нескольких таких явлений, рассматриваемых в развитии, в различные исторические периоды и выработке на этой основе определений, выводов и оценок. Использование данного метода позволяет обнаруживать общие содержательные черты государственно-правовых явлений, выявлять особенности проявления этих черт в различных конкретно-исторических условиях. Так, например, сопоставляя современную систему построения государственных органов развитых стран (однопорядковое явление), можно выявить, что в большинстве случаев она организована на основе принципа "разделения властей" (общие содержательные черты). В то же время можно обнаружить и некоторые особенности в механизме "сдержек" властей друг другом в различных странах.

Конкретно-социологический метод заключается в отборе по определенной программе, схеме конкретных государственно-правовых фактов и выработке на их основе количественных показателей соответствующих оценок и выводов. Применение данного метода позволяет определять состояние государства, результативность работы его отдельных органов в определенной сфере, области их деятельности, эффективность воздействия права на различные виды общественных отношений. Так, например, отбирая данные и анализируя содержание, число и процедуру обсуждения вопросов, разрешением которых занимаются парламенты современных стран, можно установить их фактическую роль в механизме государства и то, что необходимо предпринять для ее повышения.

Использование конкретно-социологического метода в теории государства и права сопряжено с большими трудностями. Объясняется это, в частности, тем, что для получения объективных и полных данных, правильно отражающих реальную государственно-правовую действительность различных стран, требуются, как правило, большие числовые показатели. Получить же такие сведения не всегда возможно. Поэтому в теории государства и права обычно пользуются приемами выборочного получения необходимых данных путем личного наблюдения, анализа документов, ограниченного анкетирования, опроса и т. д. В этих случаях, естественно, возрастает влияние элементов случайности, субъективизма, что может исказить действительное состояние и результативность деятельности государства и его отдельных органов.

Наиболее полные цифровые материалы может дать статистика, которая имеет дело с массовыми фактами социальной действительности. Успех при этом будет достигаться тогда, когда в статистические программы закладываются специальные государственно-правовые разделы, вопросы, на базе которых и будет проводиться конкретно-социологическое исследование.

Кибернетический метод заключается в использовании математических приемов и средств электронно-вычислительной техники для обработки количественных показателей государственно-правовой информации и формировании на этой основе различных теоретических положений. Данный метод результативно может употребляться в сочетании с конкретно-социологическим методом, также имеющим дело с цифровыми показателями. Внедрение кибернетического метода требует разработки специального классификатора для индексирования информационных данных, группировки ключевых слов, выработки соответствующих алгоритмов и т. д., а также создания системы определения рационального объема информации, необходимого для соответствующих научных обобщений и выводов.

Формально-логический метод состоит в применении правил формальной логики для установления связей, существенных признаков государственно-правовых явлений и выработки на этой основе различных понятий и определений. Данный метод предполагает изучение государственно-правового материала вне его связей с другими социальными явлениями, без учета причинно-следственных общественных условий и факторов, то есть в "чистом" государственно-правовом виде. Основное назначение формально-логического, метода заключается в том, чтобы с помощью анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения и других приемов выявить общие признаки, присущие определенной группе государственно-правовых явлений (признаки сходства или отличия). При этом сложные государственно-правовые явления сначала расчленяются на более простые составные части, элементы (анализ), затем эти части объединяются по определенным признакам (синтез) и т. д. На базе всего этого вырабатываются юридические понятия и определения. Рассматриваемый метод наиболее широко используется при изучении таких государственно-правовых явлений, как формы государства, нормы права и их структура, систематизация правовых нормативных актов и т.д.

Следует подчеркнуть, что частные методы теснейшим образом взаимосвязаны и применяются в теории государства и права в их совокупности.

 

4. Основные причины и особенности возникновения государства и права.

Проблема происхождения государства и права - одна из важных проблем общей теории государства и права. Дело в том, что генезис социальных явлений, в том числе государства и права, во многом определяет их характерные черты и дает определенные предпосылки для решения вопросов об их сущности и социальном назначении, типологии и приоритетных формах. Следует иметь в виду и другое. В современной политической науке, учении о государстве и праве интенсивно разрабатываются вопросы, связанные с преодолением господствовавших представлений, основанных на некоторых постулатах марксистского истолкования истории. Эти представления признаются хотя и в определенной степени обоснованными, но несколько односторонними, гипертрофирующими роль экономического фактора в истории. К тому же они базировались на недостаточном эмпирическом материале и не отражали достаточно полно или правильно современную государственно-правовую действительность. Большое внимание стало уделяться изучению проблемы власти, различия между биологической и социальной властью, этапов становления и развития последней. Стремление преодолеть «евроцентризм», характерный для учений о государстве и праве XIX века, привело к привлечению обширного нового материала, в том числе по "архаическим" обществам - обществам в силу разных причин (прежде всего отсутствия письменности) давно остановившимся в своем развитии, где государство не конструировалось в «чистом виде», но возникла политическая власть для борьбы с беспорядками. Разработка вопроса о значении легитимации власти и образования ее аппарата поставила в качестве самостоятельной проблему происхождения современного государства. В данной лекции рассматриваются складывающиеся в современной науке характеристики догосударственной - родоплеменной организации общественной жизни, процесса возникновения государственной организации общества и права и имевшиеся и имеющиеся представления о причинах и последствиях этого процесса.

 

Переход от присваивающей экономики к производящей, обусловленный прежде всего общественными разделениями труда - отделением земледелия от скотоводства и ремесла от земледелия, внес в социальные условия новый, но оказавший существенное воздействие на них, фактор - появление прибавочного продукта. Конечно, степень воздействия этого фактора зависела и от географических, климатических, культурных, внешних и других условий. Но именно прибавочный продукт детерминировал развитие назревших экономических, социальных и политических преобразований.

В родоплеменной организации наряду с коллективной и личной стали возникать и приобретать все большее распространение поначалу слитые с ними новые виды собственности групповая и частная, основывающиеся на эксплуатации чужого труда. Появившийся прибавочный продукт позволил использовать чужой труд для удовлетворения собственных потребностей, приращения величины своего имущества. Этим трудом стал труд рабов или иных зависимых людей из военнопленных, выходцев из других племен и даже соплеменников, оставшихся по разным причинам без минимальных средств существования. Отсюда всплеск социальной дифференциации, приведший к возникновению зачатков классового расслоения общества на свободных и несвободных (коллективных или частных рабов, крепостных и иных, попавших под власть свободных слоев населения). Складывается то, что получило название «раннеклассового общества».

В раннеклассовом обществе на смену родовой общине идет соседская, объединяющая роды не по кровнородственному признаку, а по факту проживания на данной территории и общими производственными и управленческими интересами. Возникают и центры управления общинами, со временем объединяющиеся вокруг единого центра. Этот процесс был стимулирован развитием обмена. Таким центром становится, как правило, город или иное (в зависимости от географических условий) место. Этот центр организует, обслуживает, реализует отношения между общинами и общинниками в экономической и социальной сферах. Происходят изменения и в характере власти и их последствиях. В общем виде это выглядит так.

Наряду с увеличением власти вождей и советов, развивается дифференциация управленческих функций, осуществляемых специальными руководителями, не только выбираемыми, но и назначаемыми. Возникает иерархия властных полномочий и вместе с ней монополия на легитимное (законное) использование принуждения, перестающее быть правом всего общества. Складывается и аппарат непосредственного принуждения. Политическая власть, зачатки которой, появились в родовом строе, начинает обретать своего материального носителя, становится принадлежащей ему. По мере установления стабильной классовой структуры и развития классовых антагонизмов, она и ее носители наряду с унаследованными от родового строя функциями «общих дел» - обслуживания интересов всего общества, начинает осуществлять и специфические функции обслуживания и принуждения в интересах чести общества, зачатков определенного класса. Конечно, не везде этот процесс шел так прямолинейно. Не только изменения в экономике и социальных отношениях, появление зачатков классового деления и классовых антагонизмов (последние были еще несущественными и не приводили к общественно значимым конфликтам), повлекли изменения в характере власти. Но и она, со своей стороны, стимулировала, а порой и порождала первые, ускоряла их развитие. Главное заключалось в том, что публичная власть отделялась от общества, возвышалась над ним, отчуждалась от него - приобретала самостоятельный характер, начинала господствовать над ним, окончательно становилась политической. Естественно, что параллельно с процессом легитимации этой власти шел и процесс ее институционализации, приведший к образованию государства как самостоятельно политической структуры. В процессе возникновения государства возможно различать три основных этапа. Хронологически в разных регионах они не совпадают, но последовательность их прослеживается достаточно определенно.

На первом этапе государство становится территориальной формой организации общества. Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровно-родственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за родоплеменные рамки, стали предпосылками для объединения племен данного региона под единой властью.

Оно происходило или в результате добровольного соглашения, или насильственного подчинения более сильным племенам. Таковы были в Европе: синойкизм в древних Афинах, община квиритов в древнем Риме; северо-западная Русь при варягах; в Азии: возникновение государства Инь в Китае, доклассовых хуннов в Монголии, Нагуа (еще до возникновения даже патриархального рабства) в Средней Азии, хараппских государств в Индии; в Южной Африке державы, амазулу; в Америке: Майяпан у майя, Тауантинсуйу у инков, у ацтеков со столицей Теночтитлане. Число подобных примеров можно увеличить, но следует иметь в виду, что употребляющиеся обычно в этих случаях термины «государство», «держава» условны: речь идет только о начале процесса становления государства.

На втором этапе этого процесса (хронологически отчасти совмещающимся с завершением первого) государство становится политической формой организации общества. Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более широкого охвата регулированием развивающихся социальных отношений. Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохраняющиеся межродовые и межплеменные конфликты, нарождающиеся и развивающиеся конфликты между складывающимися слоями свободных, вызванных имущественной дифференциацией и сменой привилегий, становящимися все более определенными противоречиями между свободными и попадающим в подчинение населением (завоеванные, пленники, рабы, а также численно увеличивающееся по мере развития торговых отношений, иностранцы), объективно потребовали властного устранения этих конфликтов. Возникает власть, не совпадающая с обществом, встающая над ним. Она и продукт соглашения, и результат подчинения, и средство примирения и сила подавления. Она еще только начинает отчуждаться от общества, но уже все определеннее выражает и защищает интересы только его части - тех или иных социальных сил, представленных кланами, кастами, сословиями, классами. Так было (если брать приведенные примеры) от Солона до Клисфена в Афинах, при Сервии Туллии в Риме, при Чжоу в Китае, Чингисхане в Монголии, ариях в Индии, при завершении первого этапа возникновения государства у амазулу в Африке, у известных нам племен в Америке и др.

Третий этап (опять-таки начавший развиваться во втором) связан с образованием и совершенствованием механизма осуществления государственной власти, становящимся материальным ее носителем и вместе с ней, чем дальше, тем больше, отчуждающимся от общества. С этим этапом связаны два важных процесса.

Зарождающаяся на втором этапе дифференциация властных функций приводит к иерархической организации органов их осуществления. В результате возникает институализированный специальный и постоянно действующий аппарат осуществления политической власти. Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом. Монополизация права на осуществление властных функций становится легитимным правом на использование принуждения, что ведет к образованию специальных органов его осуществления - армии, полиции. Так, политическая власть начинает осуществляться в форме государственной власти, становится государственной властью, a аппарат ее осуществления - государственным аппаратом. Эти процессы были характерны для Афин после Клисфена, римской республики, Киевской Руси, империи Гупта в Индии, того же чжоуского Китая. Так, вслед за неолитической революцией в экономических отношениях происходила социальная революция, а затем и революция политическая, завершившаяся возникновением государства. Все они не были единовременными актами. Растянувшись на века, они привели к коренным изменениям в жизни человеческого общества, определили в зависимости от конкретных исторических условий основные направления развития современной цивилизации[7].

С процессом возникновения государства органически связан процесс возникновения права, порой в некоторых отношениях даже опережающий первый в силу обеспеченности его не государственной, а предшествующей ей политической властью общества.

С переходом от присваивающей экономики к производящей существенно изменяются экономические и социальные отношения, возникают новые, ранее не известные и требующие нового и более четкого социального регулирования. Расширение сферы социального регулирования, потребность в его более четкой фиксированности повлекли за собой постепенное «расщепление» мононормы, начавшееся еще в раннеклассовом обществе и приведшее, в конечном счете, к выделению самостоятельных, но взаимосвязанных видов социальных норм - обычаев, религиозных установлений, нравственных и правовых норм.

Правовые нормы, как правило установленные политической властью, зародились в виде элемента мононормы в ранее классовом обществе. С ее «расщеплением» они отделяются от остальных элементов мононормы и со временем начинают образовывать совокупность (еще не систему) норм. На первом этапе этого процесса, в принципе совпадающем с первым этапом возникновения государства, они распространяются за пределы племенной сферы действия на территориальную. Это стимулировало особенно в условиях языческого многобожия, партикулярности обычаев и, порой, существенного различия в нравственных принципах) дальнейшее «расщепление» мононормы, сопровождавшееся приобретением ее элементами государственной защищенности, различной в зависимости от характера элемента. Такую «защищенность» на втором этапе возникновения государства стали получать те обычаи, религиозные установления, нравственные воззрения, которые соответствовали менталитету складывающегося государственно-организованного общества. На третьем этапе образования государства окончательно выделяются правовые нормы. Их выделение было связано первоначально с государственным обеспечением действенности некоторых обычаев, религиозных установлений и норм нравственности с их трансформацией применительно к сложившейся социальной дифференциации (коллективная ответственность ранее родовой, а теперь территориальной общины; фиксированность культа богов и наказания за неверие в них; из элементарной нравственной нормы «взял – отдай» возникает долговая кабала). Вместе с этим развивается и процесс правоустановления, осуществляемого государственной властью.

Нормы права и санкции за их нарушения, реализуемые складывающимся аппаратом государственной власти и освобождающиеся от религиозных и нравственных элементов, приобретают качества всеобщности (независимости от родоплеменных отношений), определенности и фиксированности в ранних памятниках права. Оставаясь, как и прежде, средством социальной защиты личности, право становится и средством защиты общества, а затем и защиты только части общества. Вместе с функцией защиты оно начинает выполнять функцию подчинения и подавления, превращается в важную форму осуществления, а затем и организации государственной, власти. Но, приобретая все более отчетливо выраженный классовый и государственно установленный характер, правовое регулирование обеспечивает и общие потребности экономического, социального и политического развития общества, определяет границы государственного воздействия на него.

 

5. Дискуссионность понятия права.

1. ПРАВО - ОДИН ИЗ РЕГУЛЯТОРОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Регулирование общественных отношений состоит в том, что социальные нормы предоставляют определенные права и возлагают определенные обязанности на участников этих отношений. Например, моральные правила предоставляют родителям право требовать послушания от своих детей, а дети обязываются выполнять данное требование. Тем самым, в частности, упорядочиваются взаимоотношения между родителями и детьми.

 

А) Правовая система общества:

Системность - объективное свойство окружающего нас материального и духовного мира. Общество представляет собой систему упорядоченных отношений между людьми. Право является одним из средств регулирования общественных отношений,

С точки зрения системного подхода право является системой общеобязательных государственных норм. В свою очередь, право находится в еще более сложной общественной системе - правовой системе общества,

В научной и учебной юридической литературе нет единства в определении этого понятия. Так, например, Матузов Н.И, включает в правовую систему 14 элементов, в. том числе: право, законодательство, правовые учреждения, осуществляющие правовую политику государства, механизм правового регулирования, права, свободы и обязанности граждан и др.[8] Анализируя данное положение, необходимо отметить, что оно включает в себя слишком большое число, с одной стороны, однородных правовых явлений, например, право и законодательство, с другой - разнородных, например, законодательство и учреждения, осуществляющие правовую политику государства. Таким образом, неясно, что положено в основу классификации указанных элементов, позволяющих объединить их в единую правовую систему.

Алексеев С.С. дает несколько иное определение правовой системы: «Это право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности - правовой идеологией и судебной (юридической) практикой»[9]. В приведенном определении настораживает следующее. Право рассматривается в единстве «с другими активными элементами правовой действительности». Причем автор признает, что это самое широкое правовое понятие, охватывающее все без исключения правовые явления[10]. Перечисляя же элементы содержания правовой системы, он пишет, что это собственно право, правовая идеология и судебная (юридическая) практика. Но данными элементами не исчерпывается вся правовая действительность, о которой говорится в дефиниции правовой системы, - она гораздо шире и многообразнее. Поэтому определение правовой системы Алексеевым С.С., так же как и характеристика её Матузовым Н.И., представляются недостаточно четкими.

С учетом изложенного можно дать примерно такое определение правовой системы общества: это упорядоченное единство и разделение основополагающих правовых явлений, существующих в обществе. Правовая система - определенная правовая целостность, обусловленная единой сущностью и социальным назначением данных явлений, теснейшим образом связанных между собой, оказывающих взаимное влияние друг на друга и в то же время образующих самостоятельные структуры, части - подсистемы или основные элементы системы.

В зависимости от содержания отдельных элементов правовую систему общества можно разделить на следующие части.

Концептуальная часть - это подсистема согласованных теоретических взглядов на право, его сущность, содержание и служебную роль в обществе, то есть правовая идеология[11].

Нормативная часть - это подсистема правовых норм - само право, существующее в обществе.

Коммуникативная часть - подсистема правовых отношений, поведение участников которых регулируется правом[12].

 

Б) Определение права:

Право как регулятор общественных отношений представляет собой весьма сложное социальное явление. Смысловое значение термина «право» может быть различным. Например, право жены (мужа) на уважение, право женщины на «белый танец», право человека в день рождения на знаки внимания со стороны родственников и окружающих и т.п. В указанных случаях слово «право» означает возможность человека вести себя определенным образом, и эта возможность поддерживается общественным мнением.

Термин «право» имеет и иное, юридическое содержание.

К определению права в юридическом смысле можно подходить с различных исходных позиций, обычно характеризующих ту или иную сторону многообразного юридического содержания права.

Каковы же основные определения права?

Философское понимание права является довольно широким. Право - совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, надежность и т.д.), первоначально покоившихся на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права. Право одновременно указывает на то, что должно происходить, если сталкиваются права нескольких личностей; оно становится совокупностью правил, регулирующих человеческие отношения. Принудительность права, осуществляемая государственной властью, является очень ограниченной, потому что применение власти может, конечно, препятствовать человеческим действиям (например, посредством заключения в тюрьму), но нет никаких оснований для того, чтобы это совершалось с применением средств, противоречащих исконному человеческому праву (террор, жестокость, пытки)[13].

Приведенная характеристика права п<



2015-12-07 585 Обсуждений (0)
ТГП в системе юр.наук 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТГП в системе юр.наук

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (585)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)