По характеру компетенции:
ü Органы общей (Правительство) ü Органы специальной компетенции (Министерства)
Лекция 9-10 Тема: «Понятие права. Право в системе социальных норм» Вопросы: 1. Определение права, его признаки. 2. Функции права. 3. Понятие социального регулирования. Социальные нормы и их виды. 4. Соотношение права и моральных норм. 5. Соотношение права и обычаев. 6. Соотношение права и корпоративных норм. 7. Соотношение права и религиозных норм. Вопрос первый: «Определение права, его признаки» Термин «право» используется в нескольких значениях: 1. В объективном смысле: Право — система юридических норм 2. В субъективном смысле: Право — официально признанные возможности, которыми располагает юридическое или физическое лицо. 3. Право используют для обозначение системы всех правовых явлений, включая право в объективном и субъективном смысле и понимая под правом правовую систему. Право (позитивное) — обусловленное природой человека и общества и выражающая свободу личности система регуляции общественных отношений, которой присуще нормативность, формальная определенность и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Право — система общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Признаки права: 1. Системность. Право представляет собой сложное системное образование, включающее в себя взаимосвязанные и взаимодействующие элементы: нормы права, объединенные в свою очередь в институты и отрасли права. Системность показывает, что нормы права действуют не обособленно, а в строгой согласованности, вытекают друг из друга, выступают как части целого и образуют четко организованную систему, в основе которой лежит принцип иерархической соподчиненности, согласно которой акты меньшей юридической силы не должны противоречить актом с большей юридической силой. 2. Нормативность. Право возведено в закон, состоит из норм права, т.е. правил поведения общего характера, адресованных неопределенному кругу лиц и рассчитанных на все отношения определенного рода. 3. Формальная определенностью. Отражает связь права с государством. Нормы права принимаются или санкционируются им в процессе правотворческой деятельности. Право официально оформляется в нормативных правовых актах или иных нормах права, тем самым получает внешнее выражение, а от способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм права 4. Общеобязательность. Право действует не избирательно, а распространяется на всех индивидов и их объединения, а также все отношения, существующие в обществе. 5. Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государство не может безразлично относиться паву, оно создает условия для реализации норм права, охраняет и гарантирует их, используя для этого широкий комплекс методов, включая метод государственного принуждения. Вопрос второй: «Функции права» Функции права — основные направления воздействия права на общественный отношения и поведение людей. Признаки функций права: o Определяются назначением права в обществе. o Выражают основные черты права и направления его действия. o Обладают постоянством, т.е. действуют непрерывно и длительно. Динамичны, т.к. показывают активное действие права, направленное на упорядочивание общественных отношений. Бывают: 1) Внутренние. 2) Внешние. Внутренние функции права — собственно юридические функции права, определяют способы юридического воздействие на поведение людей и общественные отношения в рамках самого права. К ним относятся: · Регулятивная. Регулирование общественных отношений. В её рамках выделяет: o Регулятивно-статичную — функцию воздействия на общественные отношения через закрепление их в правовых институтах. o Регулятивно-динамическая функция — определяет будущее поведение людей и нацеливает их на активную деятельность. · Охранительная. Связана с охраной общественных отношений и реализуется в случае совершения правонарушений, а также путем оказания предупредительного воздействия на поведение людей, возможностью применения к ним санкций за неправомерное поведение. Внешние функции право — общесоциальные, характеризуют право, как социальный регулятор, находятся за пределами самого права во взаимодействии с другими элементами общественной жизни: © Культурно-историческая. Через нее право, как явление мировой и национальной культуры, в характерное для него нормативной форме объединяет духовные ценности и достижения общества (права человека, основа народовластия). © Функция социального контроля. Право, с одной стороны, стимулирует и поощряет правомерное поведение, а с другой стороны ограничивает противоправное. Эта функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности чьих-либо деяний и оказывает воздействия на поведение. © Информационно-ориентирующая. Право формирует социально полезную положительную направленность поведения субъектов, формирует мотивы правомерного поведения и информирует субъектов о том, что с точки зрения общества и государства является правомерным, а что запрещается. Вопрос третий: «Понятие социального регулирования. Социальные нормы и их виды» Социально регулирование — это упорядочивание и регламентация поведение людей и их организаций при помощи социальных норм Социальные нормы — людей, которые носят волевой характер и обусловлены уровнем развития общества. Признаки социальным норм: 1. Это правило общего характера, которые распространяются на неопределенный круг лиц и случаев и действуют длительно. 2. Являются результатом сознательно волевой деятельности людей и либо прямо формулируются в виде общих правил, либо проявляется в фактическом поведении людей в типичных ситуациях. 3. Выступают критерием оценки поведения людей 4. Содержание социальных норм определяется уровнем экономического, политического и культурного развития общества. 5. Являются регуляторами общественных отношений К социальным нормам относятся: 1. Правовые 2. Моральные 3. Корпоративные 4. Религиозные 5. Нормы обычаев 6. Другие нормы.
Вопрос четвертый: «Соотношение права и моральных норм» Мораль — система взглядов, идей, представлений о добре и зле, похвальном и постыдном, чести и достоинстве и соответствующих этим взглядам правил поведения, обеспечиваемых силой внутреннего убеждения и общественного мнения. Соотношение права и морали: ü Сходство. ü Являются разновидностями социальных норм, а потому характеризуются сознательно волевым характером и определяются уровнем развития общества. ü Выполняют функции регулирования общественных отношений. ü Характеризуются многократностью применения. ü Определяют границы должного и возможного поведения субъектов права Взаимодействие: Ø Мораль является критерием оценки действий норм права. Ø Принимаемые нормы права должны отражать моральные устои общества. Ø Уважение к правам других лиц, закрепленное нормами права имеет моральную основу. Ø Часто в тексте нормативно-правовых актов употребляются термины, значение которых не возможно уяснить без обращения к норма морали (цинизм, оскорбление). Ø Моральные представления обычно выступают гарантией исполнения правовых предписаний. Различие: 1) По способу формирования и закрепления: v Нормы права создаются государством и народом и закрепляются в нормативно-правовых актах и иных формах права. v Нормы морали не имеют конкретного автора, формируются стихийно и закрепляются в общественном сознании. 2)По характеру действия: v Нормы права — это внешний регулятор поведения субъектов, закрепляющий права и обязанности. v Нормы морали — это внутренний, формирующий мотивы поведения. 3) По сфере распространения: v Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения. v Нормы морали регулируют все отношения людей. 4) По методам обеспечения: v Нормы права обеспечиваются государственным принуждением. v Нормы морали силой общественного мнения и возможной реакцией окружающий. Вопрос пятый: «Соотношение права и обычаев» Обычай — правило поведения общего характера, складывающиеся исторические на основе фактических отношений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. По отношению к праву: § Нейтральные к праву обычаи. Наиболее многочисленная группа обычаев, которая включена в традиционную культуру. Обычаи, которые не нуждаются в правовой регламентации. § Обычаи, одобряемые правом. Официально поддерживаются государственной властью, не смотря на то что, общественные отношения, возникающие в их рамках не входят в предмет правового регулирования. § Обычаи, имеющие юридическую силу. Обычаи, санкционированные государством, на основе которых осуществляется реализация права. § Обычаи, запрещенные законы. Группа обычаев, соблюдение которых влечет юридическую ответственность. Вопрос шестой: «Соотношение норм права и корпоративных норм» Корпоративные нормы — правила поведения общего характера, установленные организациями и распространяющиеся на членов этих организаций. С нормами права их сходство в следующем: S Включают в себя четкие и детализированные права и закрепляются в специализированных актах. S Имеют обязательный для членов организации характер. S Обладают набор специальных средств обеспечения их предписаний. Их отличие от норма права в следующем: © Нормы права принимаются государством, а корпоративные нормы соответствующими организациями и органами. © Нормы права обеспечиваются государственными принуждением, а корпоративные нормы средствами внутри организационного воздействия. © Нормы права регулируют широкий круг вопросов и общественных отношений, а корпоративные нормы — только внутри организационные взаимоотношения. © Нормы права общеобязательны, а корпоративные нормы обязательны лишь для членов соответствующей организации Вопрос седьмой: «Соотношение норм права и религиозных норм» Религиозные нормы — правила поведения, установленные различными конфессиями на основе религиозных представлений и имеющие обязательное выполнение для исповедующих определенную веру.
Их сходство с нормами права в следующем: o Являются разновидностями социальных норм и направленны на регулирование общественных отношений. o Характеризуются многократностью применения. o Определяют границы должного и возможного поведения Их различия: · По характеру действия: o Право является внешним регулятором. o Религиозные нормы — внутренний регулятор · По сфере действия: o Право регулирует широкий круг общественных отношений и распространяется на всех субъектов. o Пределы действия религиозных норм ограниченны соответствующий религией и верующими · По методу обеспечения: o Право обеспечивается государственным принуждением Взаимодействие права и религиозных норм: ü Могут совпадать по морально нравственному содержанию. ü В теократических государствах правовые, религиозные и моральные нормы переплетаются.
Лекция 11 Тема: «Нормы права» Вопросы: 1. Понятие нормы права и её признаки 2. Виды норм права, 3. Структура нормы права 4. Изложение норм права в статьях нормативно-правовых актах Вопрос первый: «Понятие нормы права и её признаки» Норма права — формально определенная, имеющая обязательную силу правило поведения, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и обеспеченное возможностью применения государственного принуждения. Признак нормы права: Ø Исходит от государства и появляется в результате правотворческой деятельности. Ø Выступает регулятор общественных отношений и закрепляет должное и возможжное поведение субъектов права, а также показывает какое поведение правомерно, а какое — противоправно. Ø Является общеобязательным правилом поведения, в соответствии с которым должны действовать субъекты права. Ø Имеет общий характер, то есть распространяется на все случаи ситуации, попадающие в сферу его действия. Ø Действует неоднократно и длительно. Ø Является формально определенным правилом поведения, так закреплена в государственно-властном велении и официальном документе. Ø Её действие обеспечено возможностью применения государственного принуждения. Вопрос второй: «Виды норм права» Классификация норм права — объединение норм по различным основаниям. Основания: 1. По отраслевой принадлежности: v Уголовное правовые v Гражданско правовые 2. По методу правового регулирования: v Императивные нормы. v Диспозитивные нормы. v Рекомендательные нормы. v Поощрительные нормы (закрепляющие меры поощрения, стимулирующие субъектов к наиболее активному правомерному поведению). По характеру действия: © Материальные (закрепляющие права и обязанности субъектов). © Процессуальные нормы (устанавливают процедуру и порядок применения процессуальных норм). По сфере действия: § Нормы общего действия (на всех территории государства). § Нормы ограниченного действия (действуют на определенной территории в рамках государства). § Локальные нормы (в рамках отдельных организаций, учреждений, предприятий. По выполняемым функциям: 1) Регулятивные нормы (направленные на упорядочивание или регулирования общественных отношений в рамках правомерного поведения). 2) Охранительные нормы (закрепляют меры государственного принуждения за противоправное поведение). 3) Специальные нормы (выполняют особые функции в правовом регулировании, создавая условия для действия регулятивных и охранительные норм). 4) Декларативные нормы (закрепляют цели, принципы и задачи правового регулирования). 5) Дефинитивные нормы (закрепляют определение правовых терминов и категорий). 6) Коллизионные нормы (закрепляют порядок применения норм права в случае возникновения противоречий между ними). 7) Оперативные нормы (регулируют вопросы, связанные с действием норм во времени, пространстве и по кругу лиц. По кругу лиц: 1.Общие нормы (на всех субъектов на территории государства). 2.Специальные (распространяются только на определенную группу лиц). Вопрос третий: «Структура нормы права» Структура нормы права — внутреннее строение нормы права, включающее три элемента: гипотеза, диспозиция, санкция. Если (гипотеза), то (диспозиция), а иначе (санкция). Элементы: A. Гипотеза — элемент нормы права, закрепляющий условия, при наличии или отсутствии которых, норма начинает действовать. Виды: ü Простая (одно условие). ü Сложная (несколько условий, необходимы все). ü Альтернативная (несколько условий, необходимо хотя бы одно) B. Диспозиция — элемент нормы права, которая содержит само правило поведения, в соответствии с которым должно действовать субъекты). Виды: ü Прямая (четкое и последовательно определяют правило поведения). ü Альтернативная (предусматривает на выбор два и более варианта поведения). ü Отсылочная (закрепляет правила поведения в общей форме, отсылая субъектов к другим нормам в этом же нормативно-правовом акте). ü Бланкетная (закрепляет правила поведения в общей форме, отсылая субъектов к другим нормативно-правовым актам). C. Санкция — элемент нормы права, закрепляющий неблагоприятные последствия, возникающие у субъектов в результате нарушения диспозиции. Виды: ü Абсолютно определенные (закрепляют строго определенные вид и размеры наказания). ü Относительно определенные (закрепляют вид и размеры наказаний, определяя их рамками). ü Альтернативные (закрепляют варианты мер государственного воздействия). ü Кумулятивные (закрепляю возможность применения как основного, так и дополнительного наказания). Вопрос четвертый: «Изложение норм права в статьях нормативно-правовых актах» Варианты соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта: Ø Все элементы структуры нормы права содержатся в одной статье нормативно-правового акта. Ø Размещение одной нормы права в нескольких статьях одного нормативного-правового акта или в различных нормативно-правовых актах. Ø Включение нескольких норм в одну статью нормативно-правового акта. Кроме того, нормы права могут излагаться абстрактно, путем обобщенного изложения данных и казуально, т. е. по средствам детального описания признаков.
Лекция 12 Тема: «Система права» Вопросы: 1. Понятие и признаки системы права. 2. Предмет и метод правового регулирования, как основание деления системы права на отрасли и институты. 3. Отрасли права. Институт права. 4. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. 5. Основные отрасли российского права, общая характеристика. Вопрос первый: «Понятие и признаки системы права» Право имеет внутреннюю организацию и его нормы взаимосвязанны между собой. Для характеристики внутренней организации права используется юридическая категория — система права. Система права — внутренне строение права, которое отражает объединение и дифференциацию правовых норм. Признаки системы права: · Объективный характер, т.к. система права отражает реально существующие общественный отношения и не может строиться по субъективному усмотрению людей. · Представляет собой единое целое, в котором нормы права согласованны между собой. · Имеет определенную структуру и подразделяется на относительно самостоятельные части — отрасли и институты. · Характеризуется устойчивостью правовых положений, но в тоже время изменяется и дополняется новыми отраслями и институтами. · Система права иерархична, т. к. складывается из юридических норм разной юридической силы. Элементами системы права выступают нормы права, субинституты права, институты права, подострасли права, отрасли права. Вопрос второй: «Предмет и метод правового регулирования, как основание деления системы права на отрасли и институты» Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — группа общественных отношений, на которую направленно воздействие норм права. Эти отношения характеризуются следующими чертами: © Жизненно важные для человека и его объединений общественные отношения. © Отношения, которые находятся в под контролем сознания и воли человека. © Отношения, которые внешне выражены. © Устойчивые и повторяющиеся отношения. © Отношения, предоставляющие субъекты варианты выбора. Метод правового регулирования — совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых право регулирует общественные отношения. Методы: © Диспозитивный метод. Основан на равенстве и самостоятельности сторон правоотношений, предоставляет субъекту выбор варианта поведения в рамках действующего законодательства и в случае совершения правонарушений предусматривает санкции правовосстановительного характера. © Императивный метод. Основан на подчиненности одних субъектов права другим на властных предписаниях и предусматривает санкции карательного характера. Вопрос третий: «Отрасли права. Институт права» Отрасль права — совокупность правовых норм, которые регулируют качественно однородную сферу общественных отношений. Все отрасли, в зависимости от юридического режима, то есть предмета, методов, средств и принципов правового регулирования можно разделить на три группы: © Профилирующие. Образуют основу для иных отраслей права (конституционное право, уголовное право, гражданское право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право). © Специальные отрасли. На основе профилирующих создают свой юридический режим, закрепляют статус субъектов (трудовое право, семейное право, финансовое право, уголовно-исполнительное право, земельное право). © Комплексные отрасли. Используют юридические режимы профилирующих и специальных отраслей в сочетании (медицинское право, космическое право, морское право). Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Институты права бывают: © Отраслевые. Объединяют нормы права, регулирующие отношения в рамках одной отрасли (институт дарения, институт избирательного права, институт природопользования). © Межотраслевые. Объединяют нормы права, регулирующие отношения в рамках нескольких отраслей. (институт договора, институт право собственности). Четвертый вопрос: «Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.» В рамках системы права выделяют две больше группы норм: © Публичное право. © Частное право. Публичное право — совокупность отраслей права, в сферу регулирования, которых входит охрана общих интересов государства. Оно регулирует устройство и функционирование государства и его институтов, основы правотворчества и правоприменения. Имеет следующие признаки: © Императивность норм прав. © Ориентированно на удовлетворение публичных, общественных интересов. © Субъекты не равноправны в правоотношениях. © Действует принцип «власть — подчинение». © Предусматривается одностороннее волеизъявления субъектов, наделенных властными полномочиями. © Прямое применение санкций, имеющих преимущественно карательных характер. Частное права — совокупность отраслей права, правовое регулирование в рамках которых направленна на удовлетворения и защиту интересов отдельных лиц. Для государства вмешательство в сферу частного права запрещено или ограниченно, оно только охраняет и обеспечивает законную деятельность участников правоотношений. Признаки: © Правовое регулирование основано на диспозитивных нормах. © Равенство субъектов правоотношений. © Свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав. © Личная ответственность по своим обязательствам и действиям. © Ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов. © Преимущественно право-восстановительные санкции Материальное право— отрасли, которые регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов. Процессуальное право — регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, разрешение юридических споров, защиту прав и законных интересов участников правоотношений. Группировка норм на материальные и процессуальные может пролводится на уровне отрасли права в целом и внутри одной отрасли права. Соотношение материальных и процессуальных норм: © Непосредственно связанны с деятельностью по реализации права. © Нормы материального права определяют содержание правового регулирования, а нормы процессуального права регламентируют порядок реализации материальных норм. © Процессуальное право имеет целью достижение определенного юридического результата. © Нормы материального права по своей сути объективны, они закрепляют равные для всех права и обязанности, а нормы процессуального права субъективны, так как направленны на достижение конкретного юридического результата.
Тема 13 Тема: «Правотвочество» Вопросы: 1. Понятие и виды правотворчества. 2. Принципы правотворчества. 3. Законотворческий процесс и его основные стадии. Вопрос первый: «Понятие и виды правотворчества» Правотврчество — деятельность компетентных органов, а при проведении референдума деятельность всего народа по принятию, изменению или отмене нормативных правовых актов. Признаки: © Является особым видом деятельности государственных и иных орагонов, наделенных правотворческими полномочиями, а в случаях, установленных законом, деятельность граждан государства. © Состоит в принятии, изменении или отмене НПА. © Осуществляется по строго установленной процедуре, закрепленной действующем законодательством. Виды: © Непосредственное правотворчество народа — референдум (всенародное голосование граждан по вопросам государственного значения, участие в нем принимают лица, наделенные этим правом в соответствии с законом. Решение, принятое на референдуме является общеобязательным, не нуждается в утверждении государством и может быть отменено только новым референдумом). © Законотворчество (деятельность компетентных государственных органов, состоящее в принятии, изменении или отмене законов). © Подзаконное правотворчество (деятельность компетентных исполнительных органов государства и должностных лиц по принятию, изменению или отмене нормативно-правовых актов). © Муниципальное правотворчество (деятельность муниципальных органов власти, а также населения муниципального образования). © Договорное правотвочество (состоит в заключении нормативных договоров — международных или федеративных). © Локальное правотворчество (правотвочество предприятий, учреждений и организаций, результаты которого обязательны только для них). Вопрос второй: «Принципы правотворчества» Законотворческая инициатива — закрепленная в Конституции РФ, право определенных органов и депутатов внести предложение о принятии закона и соответствующий законопроект в законодательный орган (все законопроекты вносятся в государственную думу). Обсуждение законопроекта (регулируется Регламентами палат федерального собрания). Начинает обсуждение законопроекта с заслушивания доклада субъекта, который внес законопроект на обсуждение. Далее доклад делает представитель комиссии или комитета государственной думы, в которых он рассматривался. По результатам первого обсуждения (первого чтения) законодатель либо одобряет основные положения законопроекта и устанавливает срок его утверждения на второе чтения, либо отклоняет законопроект. Стадии:
1. Федеральный закон должен быть одобрен не менее чем половиной плюс один членов Совета Федерации. Так же закон считается одобренным, если он не был рассмотрен в течении 14 дней, за исключением тех Федеральных законов, которые в соответствии с Конституцией подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерацию. При отклонении Федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон вновь рассматривается в Государственной Думе и в случае несогласия депутатов с решением Совета Федерации Федеральный закон считается принятым, если за него проголосуют не менее 2/3 от числа депутатов. После этого Федеральный закон отправляется на подписание Президенту и обнародования. Если Президент в течении 14 дней отклоняет закон, то оно вновь направляется в палат Федерального Собрания для рассмотрения. Но при повторном голосовании закон будет считаться принятым, если за него проголосовали не менее 2/3 депутатов и членов Совета Федерации. 2. Федеральные Конституционные законы считаются принятыми если за них проголосовали не менее 2/3 от общего числа депутатов и не менее ¾ от членов Совета Федерации.
Тема 14 Тема: «Источники права» Вопросы:
Вопрос первый: «Понятие и классификация источников права» Термины форма и источник права не являются тождественными. © В материальном — понимается совокупность исторических, экономических, политических и иных факторов, способствующих возникновению права. © В идеальном смысле — философские идеи, которые легли в основу конкретной правовой системы. © В формальном, юридическом смысле — способы внешнего выражения норм права. Учитывая третья значение термина «источник права», форма права — это способ выражения и закрепления правовых норм, с целью придания им общеобязательности и доведения до сознания людей. Виды форм права: © Правовой обычай (это правило поведения, сложившееся исторически, в силу постоянной повторяемости в течении длительного времени, санкционированное государством в качестве общеобязательного правила. На них существует отсылка в законодательстве. Остается обычаем до закрепления его в норме права (письменно). © Судебный прецедент. Признакаи судебного прецендента: © Возникновение в результате правотворческой деятельности высших судебных органов © Всегда максимально конкретен и приближен к фактической ситуации. © Характеризуется множественностью © Позволяет исключить проблему пробелов в праве © Имеет ретроспективный характер прецедента (т.е. он действует на все отношения, которые только появились) v Нормативно-правовой акт. Официальный документ правотворческого органа, содержащий правовые нормы. v Нормативный договор. Это соглашение сторон о правилах поведения, которым они обязанны подчинятся. К нормативным относятся Международный договор, Федеративный договор, Коллективный договор. Признаки: © Всегда содержит норму права. © Представляет соглашение не менее чем двух субъектов, один из которых или оба наделены государственно-властными полномочиями. © Заключается на добровольной основе и предусматривает согласие участников по всем существенным аспектам договора © Подлежит обязательному опубликованию © Заключается на основе норм публичного права. v Религиозные тексты. Священные книги и сборники, непосредственно применяемые в судебной и иной юридической практике. Законы в таких государствах не должны противоречить религиозным нормам. v Правовая доктрина. Мнения, концепции и идеи выдающихся ученых-юристов, которым в отдельных государствах придается общегосударственная сила. Вопрос второй: «Нормативно-правовые акты, их виды» Нормативно-правовой акт — официальный документ правотворческого органа, содержащий правовые нормы. Его признаки: © Издается органами, обладающими правотворческой компетенцией и в строго установленной форме. © Содержит правовые нормы. © Принимается для регулирования общественных отношений. © Действует длительно. © Действует во времени, в пространстве и по отношению к неопределенному кругу лиц. Виды НПА: v По сфере действия: © Федеральные НПА. © НПА субъектов Федерации. v По кругу лиц: © Общие. © Специальные. v По времени действия: © Постоянные. © Временные. v По степени систематизации: © Простые (ФКЗ, ФЗ) © Кодифицированные (прошли процедуру кодификации) Кодексы, Уставы v По юридической силе: © Конституция. © Законы. © Подзаконные НПА. Вопрос третий: «Понятия и виды законов» Особым видом НПА является Конституция РФ. Это основополагающий учредительный политико-правовой акт страны, закрепляющий основы конституционного строя. Закрепляющий права и обязанности гражданина, форму государства, принципы и организацию деятельности органов государственной власти. Закон — это НПА, принятый в особом порядке органом законодательной власти и содержащий первичные правовые нормы. Его признаки: © Принимается только органом законодательной власти — Федеральный Совет. © Все иные НПА должны ему соответствовать, а он не противоречий Конституции. © Принимается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни © Принимается, изменяется и дополняется в особом порядке, установленном Конституцией и Регламентами палат ФС. Виды законов: v Федеральные Конституционные Законы. Законы, принимаемые по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Они: © Являются продолжением действия конституционных норм и позволяют избегать внесения частных поправок в Конституцию © Регулируют основополагающие общественные отношения. © Принимается первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции. © Имеют особый порядок принятия. v Федеральные Законы. Акты текущего законодательства, посвященное различным сферам жизни общества Принимаются ФС РФ и действуют на всей территории государства. v Законы субъектов Федерации. Принимаются законодательными (представительными органами субъектов РФ и действуют в пределах их территорий и принимаются в пределах ведения субъекта. Особо выделяется закон о внесении поправок в Конституцию. Он принимается в порядке, предусмотренном для ФКЗ и требует одобрения не менее чем 2/3 законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Вопрос четвертый: «Подзаконные нормативно-правовые акты и их виды» Подзаконные НПА — это изданный на основе закона НПА, содержащий правовые нормы. Его особенности: © Издается только на основании и во исполнения закона. © Обеспечивает действие закона с учетом региональных и иных особенностей. © Издается в порядке простого принятия, а его юридическая сила определяется местом и ролью органа, его издавшего, его компетенцией. Виды подзаконных актов: © Акты президента. Принимаются в форме указов и распоряжений по оперативным вопросам. Не должны противоречить Конституции и законам, действуют на всех территории РФ. © Акты правительства. Издаются в форме постановлений нормативного характера и распоряжений по оперативным вопросам. Обязательны на всей территории РФ. Не должны противоречить Конституции, законам и указам президента. © Ведомственные акты. Принимаются министерствами в пределах их ведения и могут носить как внутриведомственный, так и общей характера © Местные акты. Принимаются представительными и исполнительными органами на местах и действуют на соответствующей территории. © Локальные. Принимаются в рамках отдельных организаций и распространяют действие на всех его членов.
Вопрос пятый: «Действ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |