Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По характеру компетенции:



2015-12-07 517 Обсуждений (0)
По характеру компетенции: 0.00 из 5.00 0 оценок




ü Органы общей (Правительство)

ü Органы специальной компетенции (Министерства)

 

Лекция 9-10

Тема: «Понятие права. Право в системе социальных норм»

Вопросы:

1. Определение права, его признаки.

2. Функции права.

3. Понятие социального регулирования. Социальные нормы и их виды.

4. Соотношение права и моральных норм.

5. Соотношение права и обычаев.

6. Соотношение права и корпоративных норм.

7. Соотношение права и религиозных норм.

Вопрос первый: «Определение права, его признаки»

Термин «право» используется в нескольких значениях:

1. В объективном смысле: Право — система юридических норм

2. В субъективном смысле: Право — официально признанные возможности, которыми располагает юридическое или физическое лицо.

3. Право используют для обозначение системы всех правовых явлений, включая право в объективном и субъективном смысле и понимая под правом правовую систему.

Право (позитивное) — обусловленное природой человека и общества и выражающая свободу личности система регуляции общественных отношений, которой присуще нормативность, формальная определенность и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право — система общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Признаки права:

1. Системность. Право представляет собой сложное системное образование, включающее в себя взаимосвязанные и взаимодействующие элементы: нормы права, объединенные в свою очередь в институты и отрасли права. Системность показывает, что нормы права действуют не обособленно, а в строгой согласованности, вытекают друг из друга, выступают как части целого и образуют четко организованную систему, в основе которой лежит принцип иерархической соподчиненности, согласно которой акты меньшей юридической силы не должны противоречить актом с большей юридической силой.

2. Нормативность. Право возведено в закон, состоит из норм права, т.е. правил поведения общего характера, адресованных неопределенному кругу лиц и рассчитанных на все отношения определенного рода.

3. Формальная определенностью. Отражает связь права с государством. Нормы права принимаются или санкционируются им в процессе правотворческой деятельности. Право официально оформляется в нормативных правовых актах или иных нормах права, тем самым получает внешнее выражение, а от способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм права

4. Общеобязательность. Право действует не избирательно, а распространяется на всех индивидов и их объединения, а также все отношения, существующие в обществе.

5. Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государство не может безразлично относиться паву, оно создает условия для реализации норм права, охраняет и гарантирует их, используя для этого широкий комплекс методов, включая метод государственного принуждения.

Вопрос второй: «Функции права»

Функции права — основные направления воздействия права на общественный отношения и поведение людей.

Признаки функций права:

o Определяются назначением права в обществе.

o Выражают основные черты права и направления его действия.

o Обладают постоянством, т.е. действуют непрерывно и длительно.

Динамичны, т.к. показывают активное действие права, направленное на упорядочивание общественных отношений.

Бывают:

1) Внутренние.

2) Внешние.

Внутренние функции права — собственно юридические функции права, определяют способы юридического воздействие на поведение людей и общественные отношения в рамках самого права.

К ним относятся:

· Регулятивная. Регулирование общественных отношений. В её рамках выделяет:

o Регулятивно-статичную — функцию воздействия на общественные отношения через закрепление их в правовых институтах.

o Регулятивно-динамическая функция — определяет будущее поведение людей и нацеливает их на активную деятельность.

· Охранительная. Связана с охраной общественных отношений и реализуется в случае совершения правонарушений, а также путем оказания предупредительного воздействия на поведение людей, возможностью применения к ним санкций за неправомерное поведение.

Внешние функции право — общесоциальные, характеризуют право, как социальный регулятор, находятся за пределами самого права во взаимодействии с другими элементами общественной жизни:

© Культурно-историческая. Через нее право, как явление мировой и национальной культуры, в характерное для него нормативной форме объединяет духовные ценности и достижения общества (права человека, основа народовластия).

© Функция социального контроля. Право, с одной стороны, стимулирует и поощряет правомерное поведение, а с другой стороны ограничивает противоправное. Эта функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности чьих-либо деяний и оказывает воздействия на поведение.

© Информационно-ориентирующая. Право формирует социально полезную положительную направленность поведения субъектов, формирует мотивы правомерного поведения и информирует субъектов о том, что с точки зрения общества и государства является правомерным, а что запрещается.

Вопрос третий: «Понятие социального регулирования. Социальные нормы и их виды»

Социально регулирование — это упорядочивание и регламентация поведение людей и их организаций при помощи социальных норм

Социальные нормы — людей, которые носят волевой характер и обусловлены уровнем развития общества.

Признаки социальным норм:

1. Это правило общего характера, которые распространяются на неопределенный круг лиц и случаев и действуют длительно.

2. Являются результатом сознательно волевой деятельности людей и либо прямо формулируются в виде общих правил, либо проявляется в фактическом поведении людей в типичных ситуациях.

3. Выступают критерием оценки поведения людей

4. Содержание социальных норм определяется уровнем экономического, политического и культурного развития общества.

5. Являются регуляторами общественных отношений

К социальным нормам относятся:

1. Правовые

2. Моральные

3. Корпоративные

4. Религиозные

5. Нормы обычаев

6. Другие нормы.

 

Вопрос четвертый: «Соотношение права и моральных норм»

Мораль — система взглядов, идей, представлений о добре и зле, похвальном и постыдном, чести и достоинстве и соответствующих этим взглядам правил поведения, обеспечиваемых силой внутреннего убеждения и общественного мнения.

Соотношение права и морали:

ü Сходство.

ü Являются разновидностями социальных норм, а потому характеризуются сознательно волевым характером и определяются уровнем развития общества.

ü Выполняют функции регулирования общественных отношений.

ü Характеризуются многократностью применения.

ü Определяют границы должного и возможного поведения субъектов права

Взаимодействие:

Ø Мораль является критерием оценки действий норм права.

Ø Принимаемые нормы права должны отражать моральные устои общества.

Ø Уважение к правам других лиц, закрепленное нормами права имеет моральную основу.

Ø Часто в тексте нормативно-правовых актов употребляются термины, значение которых не возможно уяснить без обращения к норма морали (цинизм, оскорбление).

Ø Моральные представления обычно выступают гарантией исполнения правовых предписаний.

Различие:

1) По способу формирования и закрепления:

v Нормы права создаются государством и народом и закрепляются в нормативно-правовых актах и иных формах права.

v Нормы морали не имеют конкретного автора, формируются стихийно и закрепляются в общественном сознании.

2)По характеру действия:

v Нормы права — это внешний регулятор поведения субъектов, закрепляющий права и обязанности.

v Нормы морали — это внутренний, формирующий мотивы поведения.

3) По сфере распространения:

v Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения.

v Нормы морали регулируют все отношения людей.

4) По методам обеспечения:

v Нормы права обеспечиваются государственным принуждением.

v Нормы морали силой общественного мнения и возможной реакцией окружающий.

Вопрос пятый: «Соотношение права и обычаев»

Обычай — правило поведения общего характера, складывающиеся исторические на основе фактических отношений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения.

По отношению к праву:

§ Нейтральные к праву обычаи. Наиболее многочисленная группа обычаев, которая включена в традиционную культуру. Обычаи, которые не нуждаются в правовой регламентации.

§ Обычаи, одобряемые правом. Официально поддерживаются государственной властью, не смотря на то что, общественные отношения, возникающие в их рамках не входят в предмет правового регулирования.

§ Обычаи, имеющие юридическую силу. Обычаи, санкционированные государством, на основе которых осуществляется реализация права.

§ Обычаи, запрещенные законы. Группа обычаев, соблюдение которых влечет юридическую ответственность.

Вопрос шестой: «Соотношение норм права и корпоративных норм»

Корпоративные нормы — правила поведения общего характера, установленные организациями и распространяющиеся на членов этих организаций.

С нормами права их сходство в следующем:

S Включают в себя четкие и детализированные права и закрепляются в специализированных актах.

S Имеют обязательный для членов организации характер.

S Обладают набор специальных средств обеспечения их предписаний.

Их отличие от норма права в следующем:

© Нормы права принимаются государством, а корпоративные нормы соответствующими организациями и органами.

© Нормы права обеспечиваются государственными принуждением, а корпоративные нормы средствами внутри организационного воздействия.

© Нормы права регулируют широкий круг вопросов и общественных отношений, а корпоративные нормы — только внутри организационные взаимоотношения.

© Нормы права общеобязательны, а корпоративные нормы обязательны лишь для членов соответствующей организации

Вопрос седьмой: «Соотношение норм права и религиозных норм»

Религиозные нормы — правила поведения, установленные различными конфессиями на основе религиозных представлений и имеющие обязательное выполнение для исповедующих определенную веру.

 

Их сходство с нормами права в следующем:

o Являются разновидностями социальных норм и направленны на регулирование общественных отношений.

o Характеризуются многократностью применения.

o Определяют границы должного и возможного поведения

Их различия:

· По характеру действия:

o Право является внешним регулятором.

o Религиозные нормы — внутренний регулятор

· По сфере действия:

o Право регулирует широкий круг общественных отношений и распространяется на всех субъектов.

o Пределы действия религиозных норм ограниченны соответствующий религией и верующими

· По методу обеспечения:

o Право обеспечивается государственным принуждением

Взаимодействие права и религиозных норм:

ü Могут совпадать по морально нравственному содержанию.

ü В теократических государствах правовые, религиозные и моральные нормы переплетаются.

 

Лекция 11

Тема: «Нормы права»

Вопросы:

1. Понятие нормы права и её признаки

2. Виды норм права,

3. Структура нормы права

4. Изложение норм права в статьях нормативно-правовых актах

Вопрос первый: «Понятие нормы права и её признаки»

Норма права — формально определенная, имеющая обязательную силу правило поведения, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и обеспеченное возможностью применения государственного принуждения.

Признак нормы права:

Ø Исходит от государства и появляется в результате правотворческой деятельности.

Ø Выступает регулятор общественных отношений и закрепляет должное и возможжное поведение субъектов права, а также показывает какое поведение правомерно, а какое — противоправно.

Ø Является общеобязательным правилом поведения, в соответствии с которым должны действовать субъекты права.

Ø Имеет общий характер, то есть распространяется на все случаи ситуации, попадающие в сферу его действия.

Ø Действует неоднократно и длительно.

Ø Является формально определенным правилом поведения, так закреплена в государственно-властном велении и официальном документе.

Ø Её действие обеспечено возможностью применения государственного принуждения.

Вопрос второй: «Виды норм права»

Классификация норм права — объединение норм по различным основаниям.

Основания:

1. По отраслевой принадлежности:

v Уголовное правовые

v Гражданско правовые

2. По методу правового регулирования:

v Императивные нормы.

v Диспозитивные нормы.

v Рекомендательные нормы.

v Поощрительные нормы (закрепляющие меры поощрения, стимулирующие субъектов к наиболее активному правомерному поведению).

По характеру действия:

© Материальные (закрепляющие права и обязанности субъектов).

© Процессуальные нормы (устанавливают процедуру и порядок применения процессуальных норм).

По сфере действия:

§ Нормы общего действия (на всех территории государства).

§ Нормы ограниченного действия (действуют на определенной территории в рамках государства).

§ Локальные нормы (в рамках отдельных организаций, учреждений, предприятий.

По выполняемым функциям:

1) Регулятивные нормы (направленные на упорядочивание или регулирования общественных отношений в рамках правомерного поведения).

2) Охранительные нормы (закрепляют меры государственного принуждения за противоправное поведение).

3) Специальные нормы (выполняют особые функции в правовом регулировании, создавая условия для действия регулятивных и охранительные норм).

4) Декларативные нормы (закрепляют цели, принципы и задачи правового регулирования).

5) Дефинитивные нормы (закрепляют определение правовых терминов и категорий).

6) Коллизионные нормы (закрепляют порядок применения норм права в случае возникновения противоречий между ними).

7) Оперативные нормы (регулируют вопросы, связанные с действием норм во времени, пространстве и по кругу лиц.

По кругу лиц:

1.Общие нормы (на всех субъектов на территории государства).

2.Специальные (распространяются только на определенную группу лиц).

Вопрос третий: «Структура нормы права»

Структура нормы права — внутреннее строение нормы права, включающее три элемента: гипотеза, диспозиция, санкция.

Если (гипотеза), то (диспозиция), а иначе (санкция).

Элементы:

A. Гипотеза — элемент нормы права, закрепляющий условия, при наличии или отсутствии которых, норма начинает действовать.

Виды:

ü Простая (одно условие).

ü Сложная (несколько условий, необходимы все).

ü Альтернативная (несколько условий, необходимо хотя бы одно)

B. Диспозиция — элемент нормы права, которая содержит само правило поведения, в соответствии с которым должно действовать субъекты).

Виды:

ü Прямая (четкое и последовательно определяют правило поведения).

ü Альтернативная (предусматривает на выбор два и более варианта поведения).

ü Отсылочная (закрепляет правила поведения в общей форме, отсылая субъектов к другим нормам в этом же нормативно-правовом акте).

ü Бланкетная (закрепляет правила поведения в общей форме, отсылая субъектов к другим нормативно-правовым актам).

C. Санкция — элемент нормы права, закрепляющий неблагоприятные последствия, возникающие у субъектов в результате нарушения диспозиции.

Виды:

ü Абсолютно определенные (закрепляют строго определенные вид и размеры наказания).

ü Относительно определенные (закрепляют вид и размеры наказаний, определяя их рамками).

ü Альтернативные (закрепляют варианты мер государственного воздействия).

ü Кумулятивные (закрепляю возможность применения как основного, так и дополнительного наказания).

Вопрос четвертый: «Изложение норм права в статьях нормативно-правовых актах»

Варианты соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта:

Ø Все элементы структуры нормы права содержатся в одной статье нормативно-правового акта.

Ø Размещение одной нормы права в нескольких статьях одного нормативного-правового акта или в различных нормативно-правовых актах.

Ø Включение нескольких норм в одну статью нормативно-правового акта.

Кроме того, нормы права могут излагаться абстрактно, путем обобщенного изложения данных и казуально, т. е. по средствам детального описания признаков.

 

Лекция 12

Тема: «Система права»

Вопросы:

1. Понятие и признаки системы права.

2. Предмет и метод правового регулирования, как основание деления системы права на отрасли и институты.

3. Отрасли права. Институт права.

4. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.

5. Основные отрасли российского права, общая характеристика.

Вопрос первый: «Понятие и признаки системы права»

Право имеет внутреннюю организацию и его нормы взаимосвязанны между собой. Для характеристики внутренней организации права используется юридическая категория — система права.

Система права — внутренне строение права, которое отражает объединение и дифференциацию правовых норм.

Признаки системы права:

· Объективный характер, т.к. система права отражает реально существующие общественный отношения и не может строиться по субъективному усмотрению людей.

· Представляет собой единое целое, в котором нормы права согласованны между собой.

· Имеет определенную структуру и подразделяется на относительно самостоятельные части — отрасли и институты.

· Характеризуется устойчивостью правовых положений, но в тоже время изменяется и дополняется новыми отраслями и институтами.

· Система права иерархична, т. к. складывается из юридических норм разной юридической силы.

Элементами системы права выступают нормы права, субинституты права, институты права, подострасли права, отрасли права.

Вопрос второй: «Предмет и метод правового регулирования, как основание деления системы права на отрасли и институты»

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — группа общественных отношений, на которую направленно воздействие норм права.

Эти отношения характеризуются следующими чертами:

© Жизненно важные для человека и его объединений общественные отношения.

© Отношения, которые находятся в под контролем сознания и воли человека.

© Отношения, которые внешне выражены.

© Устойчивые и повторяющиеся отношения.

© Отношения, предоставляющие субъекты варианты выбора.

Метод правового регулирования — совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых право регулирует общественные отношения.

Методы:

© Диспозитивный метод.

Основан на равенстве и самостоятельности сторон правоотношений, предоставляет субъекту выбор варианта поведения в рамках действующего законодательства и в случае совершения правонарушений предусматривает санкции правовосстановительного характера.

© Императивный метод.

Основан на подчиненности одних субъектов права другим на властных предписаниях и предусматривает санкции карательного характера.

Вопрос третий: «Отрасли права. Институт права»

Отрасль права — совокупность правовых норм, которые регулируют качественно однородную сферу общественных отношений.

Все отрасли, в зависимости от юридического режима, то есть предмета, методов, средств и принципов правового регулирования можно разделить на три группы:

© Профилирующие. Образуют основу для иных отраслей права (конституционное право, уголовное право, гражданское право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право).

© Специальные отрасли. На основе профилирующих создают свой юридический режим, закрепляют статус субъектов (трудовое право, семейное право, финансовое право, уголовно-исполнительное право, земельное право).

© Комплексные отрасли. Используют юридические режимы профилирующих и специальных отраслей в сочетании (медицинское право, космическое право, морское право).

Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Институты права бывают:

© Отраслевые. Объединяют нормы права, регулирующие отношения в рамках одной отрасли (институт дарения, институт избирательного права, институт природопользования).

© Межотраслевые. Объединяют нормы права, регулирующие отношения в рамках нескольких отраслей. (институт договора, институт право собственности).

Четвертый вопрос: «Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.»

В рамках системы права выделяют две больше группы норм:

© Публичное право.

© Частное право.

Публичное право — совокупность отраслей права, в сферу регулирования, которых входит охрана общих интересов государства.

Оно регулирует устройство и функционирование государства и его институтов, основы правотворчества и правоприменения. Имеет следующие признаки:

© Императивность норм прав.

© Ориентированно на удовлетворение публичных, общественных интересов.

© Субъекты не равноправны в правоотношениях.

© Действует принцип «власть — подчинение».

© Предусматривается одностороннее волеизъявления субъектов, наделенных властными полномочиями.

© Прямое применение санкций, имеющих преимущественно карательных характер.

Частное права — совокупность отраслей права, правовое регулирование в рамках которых направленна на удовлетворения и защиту интересов отдельных лиц.

Для государства вмешательство в сферу частного права запрещено или ограниченно, оно только охраняет и обеспечивает законную деятельность участников правоотношений.

Признаки:

© Правовое регулирование основано на диспозитивных нормах.

© Равенство субъектов правоотношений.

© Свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав.

© Личная ответственность по своим обязательствам и действиям.

© Ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов.

© Преимущественно право-восстановительные санкции

Материальное право— отрасли, которые регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов.

Процессуальное право — регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, разрешение юридических споров, защиту прав и законных интересов участников правоотношений.

Группировка норм на материальные и процессуальные может пролводится на уровне отрасли права в целом и внутри одной отрасли права.

Соотношение материальных и процессуальных норм:

© Непосредственно связанны с деятельностью по реализации права.

© Нормы материального права определяют содержание правового регулирования, а нормы процессуального права регламентируют порядок реализации материальных норм.

© Процессуальное право имеет целью достижение определенного юридического результата.

© Нормы материального права по своей сути объективны, они закрепляют равные для всех права и обязанности, а нормы процессуального права субъективны, так как направленны на достижение конкретного юридического результата.

 

 

Тема 13

Тема: «Правотвочество»

Вопросы:

1. Понятие и виды правотворчества.

2. Принципы правотворчества.

3. Законотворческий процесс и его основные стадии.

Вопрос первый: «Понятие и виды правотворчества»

Правотврчество — деятельность компетентных органов, а при проведении референдума деятельность всего народа по принятию, изменению или отмене нормативных правовых актов.

Признаки:

© Является особым видом деятельности государственных и иных орагонов, наделенных правотворческими полномочиями, а в случаях, установленных законом, деятельность граждан государства.

© Состоит в принятии, изменении или отмене НПА.

© Осуществляется по строго установленной процедуре, закрепленной действующем законодательством.

Виды:

© Непосредственное правотворчество народа — референдум (всенародное голосование граждан по вопросам государственного значения, участие в нем принимают лица, наделенные этим правом в соответствии с законом. Решение, принятое на референдуме является общеобязательным, не нуждается в утверждении государством и может быть отменено только новым референдумом).

© Законотворчество (деятельность компетентных государственных органов, состоящее в принятии, изменении или отмене законов).

© Подзаконное правотворчество (деятельность компетентных исполнительных органов государства и должностных лиц по принятию, изменению или отмене нормативно-правовых актов).

© Муниципальное правотворчество (деятельность муниципальных органов власти, а также населения муниципального образования).

© Договорное правотвочество (состоит в заключении нормативных договоров — международных или федеративных).

© Локальное правотворчество (правотвочество предприятий, учреждений и организаций, результаты которого обязательны только для них).

Вопрос второй: «Принципы правотворчества»

Законотворческая инициатива — закрепленная в Конституции РФ, право определенных органов и депутатов внести предложение о принятии закона и соответствующий законопроект в законодательный орган (все законопроекты вносятся в государственную думу).

Обсуждение законопроекта (регулируется Регламентами палат федерального собрания). Начинает обсуждение законопроекта с заслушивания доклада субъекта, который внес законопроект на обсуждение. Далее доклад делает представитель комиссии или комитета государственной думы, в которых он рассматривался. По результатам первого обсуждения (первого чтения) законодатель либо одобряет основные положения законопроекта и устанавливает срок его утверждения на второе чтения, либо отклоняет законопроект.

Стадии:

  1. Инициатива.
  2. Обсуждение в первой стадии (чтении). Во втором чтении обсуждается доработанный законопроект в целом или постатейно и ставится вопрос о принятии закона, либо направления его на третье чтение и принятие после редакционной доработки.
  3. Принятие закона. Регулируется статьями 105-108 Конституции РФ. Федеральные закон принимаются большинством голосов от общего числа Государственной Думы и предаются на рассмотрение Совета Федерации.

1. Федеральный закон должен быть одобрен не менее чем половиной плюс один членов Совета Федерации. Так же закон считается одобренным, если он не был рассмотрен в течении 14 дней, за исключением тех Федеральных законов, которые в соответствии с Конституцией подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерацию. При отклонении Федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон вновь рассматривается в Государственной Думе и в случае несогласия депутатов с решением Совета Федерации Федеральный закон считается принятым, если за него проголосуют не менее 2/3 от числа депутатов. После этого Федеральный закон отправляется на подписание Президенту и обнародования. Если Президент в течении 14 дней отклоняет закон, то оно вновь направляется в палат Федерального Собрания для рассмотрения. Но при повторном голосовании закон будет считаться принятым, если за него проголосовали не менее 2/3 депутатов и членов Совета Федерации.

2. Федеральные Конституционные законы считаются принятыми если за них проголосовали не менее 2/3 от общего числа депутатов и не менее ¾ от членов Совета Федерации.

  1. Публикование закона. Неопубликованные законы не применятся. Публикуются законы в Собрании Законодательства РФ, Российской Газете и в Парламентской Газете.

 

 

Тема 14

Тема: «Источники права»

Вопросы:

  1. Понятие и классификация источников права.
  2. Нормативно-правовые акты, их виды
  3. Понятия и виды законов
  4. Подзаконные нормативно-правовые акты и их виды
  5. Действие нормативно-правовых актов во времени
  6. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Вопрос первый: «Понятие и классификация источников права»

Термины форма и источник права не являются тождественными.
Термин «источник права» рассматривается в трех значения:

© В материальном — понимается совокупность исторических, экономических, политических и иных факторов, способствующих возникновению права.

© В идеальном смысле — философские идеи, которые легли в основу конкретной правовой системы.

© В формальном, юридическом смысле — способы внешнего выражения норм права.

Учитывая третья значение термина «источник права», форма права — это способ выражения и закрепления правовых норм, с целью придания им общеобязательности и доведения до сознания людей.

Виды форм права:

© Правовой обычай (это правило поведения, сложившееся исторически, в силу постоянной повторяемости в течении длительного времени, санкционированное государством в качестве общеобязательного правила. На них существует отсылка в законодательстве. Остается обычаем до закрепления его в норме права (письменно).

© Судебный прецедент.

Признакаи судебного прецендента:

© Возникновение в результате правотворческой деятельности высших судебных органов

© Всегда максимально конкретен и приближен к фактической ситуации.

© Характеризуется множественностью

© Позволяет исключить проблему пробелов в праве

© Имеет ретроспективный характер прецедента (т.е. он действует на все отношения, которые только появились)

v Нормативно-правовой акт. Официальный документ правотворческого органа, содержащий правовые нормы.

v Нормативный договор. Это соглашение сторон о правилах поведения, которым они обязанны подчинятся. К нормативным относятся Международный договор, Федеративный договор, Коллективный договор.

Признаки:

© Всегда содержит норму права.

© Представляет соглашение не менее чем двух субъектов, один из которых или оба наделены государственно-властными полномочиями.

© Заключается на добровольной основе и предусматривает согласие участников по всем существенным аспектам договора

© Подлежит обязательному опубликованию

© Заключается на основе норм публичного права.

v Религиозные тексты. Священные книги и сборники, непосредственно применяемые в судебной и иной юридической практике. Законы в таких государствах не должны противоречить религиозным нормам.

v Правовая доктрина. Мнения, концепции и идеи выдающихся ученых-юристов, которым в отдельных государствах придается общегосударственная сила.

Вопрос второй: «Нормативно-правовые акты, их виды»

Нормативно-правовой акт — официальный документ правотворческого органа, содержащий правовые нормы. Его признаки:

© Издается органами, обладающими правотворческой компетенцией и в строго установленной форме.

© Содержит правовые нормы.

© Принимается для регулирования общественных отношений.

© Действует длительно.

© Действует во времени, в пространстве и по отношению к неопределенному кругу лиц.

Виды НПА:

v По сфере действия:

© Федеральные НПА.

© НПА субъектов Федерации.

v По кругу лиц:

© Общие.

© Специальные.

v По времени действия:

© Постоянные.

© Временные.

v По степени систематизации:

© Простые (ФКЗ, ФЗ)

© Кодифицированные (прошли процедуру кодификации) Кодексы, Уставы

v По юридической силе:

© Конституция.

© Законы.

© Подзаконные НПА.

Вопрос третий: «Понятия и виды законов»

Особым видом НПА является Конституция РФ. Это основополагающий учредительный политико-правовой акт страны, закрепляющий основы конституционного строя. Закрепляющий права и обязанности гражданина, форму государства, принципы и организацию деятельности органов государственной власти.

Закон — это НПА, принятый в особом порядке органом законодательной власти и содержащий первичные правовые нормы. Его признаки:

© Принимается только органом законодательной власти — Федеральный Совет.

© Все иные НПА должны ему соответствовать, а он не противоречий Конституции.

© Принимается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни

© Принимается, изменяется и дополняется в особом порядке, установленном Конституцией и Регламентами палат ФС.

Виды законов:

v Федеральные Конституционные Законы. Законы, принимаемые по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Они:

© Являются продолжением действия конституционных норм и позволяют избегать внесения частных поправок в Конституцию

© Регулируют основополагающие общественные отношения.

© Принимается первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции.

© Имеют особый порядок принятия.

v Федеральные Законы. Акты текущего законодательства, посвященное различным сферам жизни общества Принимаются ФС РФ и действуют на всей территории государства.

v Законы субъектов Федерации. Принимаются законодательными (представительными органами субъектов РФ и действуют в пределах их территорий и принимаются в пределах ведения субъекта.

Особо выделяется закон о внесении поправок в Конституцию. Он принимается в порядке, предусмотренном для ФКЗ и требует одобрения не менее чем 2/3 законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Вопрос четвертый: «Подзаконные нормативно-правовые акты и их виды»

Подзаконные НПА — это изданный на основе закона НПА, содержащий правовые нормы.

Его особенности:

© Издается только на основании и во исполнения закона.

© Обеспечивает действие закона с учетом региональных и иных особенностей.

© Издается в порядке простого принятия, а его юридическая сила определяется местом и ролью органа, его издавшего, его компетенцией.

Виды подзаконных актов:

© Акты президента. Принимаются в форме указов и распоряжений по оперативным вопросам. Не должны противоречить Конституции и законам, действуют на всех территории РФ.

© Акты правительства. Издаются в форме постановлений нормативного характера и распоряжений по оперативным вопросам. Обязательны на всей территории РФ. Не должны противоречить Конституции, законам и указам президента.

© Ведомственные акты. Принимаются министерствами в пределах их ведения и могут носить как внутриведомственный, так и общей характера

© Местные акты. Принимаются представительными и исполнительными органами на местах и действуют на соответствующей территории.

© Локальные. Принимаются в рамках отдельных организаций и распространяют действие на всех его членов.

 

Вопрос пятый: «Действ



2015-12-07 517 Обсуждений (0)
По характеру компетенции: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По характеру компетенции:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)