Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 61. Правосознание, правовое воспитание, правовая культура



2015-12-07 922 Обсуждений (0)
Вопрос 61. Правосознание, правовое воспитание, правовая культура 0.00 из 5.00 0 оценок




Правосознание – одна из форм общественного сознания, совокупность взглядов, идей, чувств, выражающих отношение людей к юридической действительности.

Правосознание включает в себя два структурных элемента: правовую идеологию; правовую психологию.

Правовая идеология представляет собой совокупность идей, теорий, доктрин, взглядов, отражающих представления людей о праве и его месте в жизни общества.

Важность правовой идеологии заключается в том, что она дает представления о закономерностях возникновения и функционирования государства и права, дает ключ к пониманию правовых процессов в жизни общества и государства и составляет базу для правотворческой и правоприменительной деятельности.

Ярким примером влияния правовой идеологии на правовую регламентацию жизни общества и государства может служить теория разделения властей, теоретические основы которой были разработаны английским ученым Джоном Локком (1632 -1704 гг.), а в последствии были развиты французским ученым Шарлем Луи Монтескье (1689 - 1755 гг.). Идея разделения властей, составляющая основу данной теории, нашла свое воплощение в конституциях разных стран, в т.ч. в Конституции РФ.

Другим примером влияния правовой идеологии на развитие правовых представлений является идея правового государства, возникшая еще в Древней Греции. Данная идея также является одним из фундаментальных принципов многих конституций демократических стран мира.

Правовая психология – это совокупность представлений и чувств людей, выражающая их отношение к праву и его роли в жизни общества и государства.

Правосознание характеризуется такими психологическими параметрами, как самооценка, стыд, совесть.

В правовом смысле самооценкой называется способность человека критически соотносить свое поведение с нормами права.

В правовом смысле стыд - это осознание субъектом недопустимости своего поведения, своих действий с точки зрения существующих норм права.

В правовом контексте совесть суть устойчивая совокупность эмоциональных переживаний, побуждающая индивида к правомерному поведению.

Функции правосознания:

1. познавательная (гносеологическая) – способствует изучению права

2. прогностическая – определение модели будущего поведения

3. регулирующая – оказывает влияние на поведение людей

4. воспитательная – вырабатывает положительное или отрицательное отношение к закону

Виды деформации правосознания

1) Правовой инфантилизм - бесформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке.

2) "Перерождение" правосознания - крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел. Это антипод законности.

3) Правовой дилетантизм - вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям.

4) Правовой нигилизм - отрицание социальной ценности права; осознанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям необходимости уважения и соблюдения права.

 

Сложилось два основных варианта понимания правовой культуры:

1. совокупность всех правовых явлений, характерных для данного общества (в этом случае в понятие правовой культуры включается система права, правосознание, правоотношения),

2. определенный уровень развития индивидуального, группового и общественного правосознания.

На индивидуальном уровне правовая культура проявляется в глубоком понимании права и сознательном исполнении его предписании; на общественном - в признании обществом правовых ценностей, а значит, в высоком уровне законодательства и юридической практики.

 

Достижение высокой правовой культуры невозможно без правового воспитания. Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе. Воспитание правосознания у человека начинается уже в раннем возрасте, когда усваиваются прежде всего сопутствующие праву социальные нормы, прежде всего, нормы морали. Так формируется нравственный фундамент правосознания. Позже правосознание развивается по мере наблюдения и оценки правовых явлений окружающей жизни. Немалую роль в процессе правового воспитания играет и распространение юридический знаний; ведь для достижения высокой правовой культуры человек должен знать свои права. На развитие правосознание влияет художественная культура, СМИ

Без высокой правовой культуры общества невозможно достичь законности и правопорядка, а значит, построить гражданское общество и правовое государство.



2015-12-07 922 Обсуждений (0)
Вопрос 61. Правосознание, правовое воспитание, правовая культура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 61. Правосознание, правовое воспитание, правовая культура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (922)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)