Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновение гос-ва и права



2015-12-07 565 Обсуждений (0)
Возникновение гос-ва и права 0.00 из 5.00 0 оценок




Организация власти в первобытном обществе

Эпоха праобщины или первобытного человеческого стада. Содержанием эпохи является преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованного от пролюдей, и она характеризуется завершением биологического развития самого человека.

Эпоха первобытной или родовой общины. Эпоха открывается возникновением первых прочных форм социальной организации – рода и родовой общины. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяли как родовой строй. Род или родовая община – это объединение людей, основанное на действительном или предполагаемом кровном родстве, а также общности имущества и труда. Членов рода объединяет кровное родство, совместный коллективный труд и общность имущества.

Родовой строй у многих народов проходил в 2 этапа:

1. Матриархат (материнский родовой строй).

2. Патриархат (отцовский родовой строй).

В эпоху становления и развития родового строя основной формой общественной организации был материнский род. Женщина играет важную роль в общественном производстве. Она, как и мужчина участвует в добывании средств к жизни, однако её труд, состоящий в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное, в обработке земли с помощью примитивной мотыги, был намного производительнее труда мужчины-охотника. Вместе с тем, родство определялось по материнской линии – это вторая причина, объясняющая главенствующее положение женщины в родовой общине. Мужчины были менее значимы в то время. Но, когда скотоводство, земледелие, плавка металла, изготовление орудий труда, оружия стало уделом мужчины, тогда они стали играть решающую роль в общественном производстве, и главенствующие положение в родовой общине переходит к мужчине. Произошли серьезные изменения в брачно-семейных отношениях. Родство отныне стало определяться по мужской линии.

Для рода, как первичной организации первобытного общества присущи следующие признаки:

Род – это личный, а не территориальный союз. Объединение людей не связывалось с какой-либо территорией. Рода могли перемещаться, но их организация при этом сохранялась.

В родах существовало общественное самоуправление. Управление родовой общиной, в которую входило от нескольких десятков до нескольких сотен человек, осуществлял старейшина, который избирался всеми членами рода. Должность старейшины- не наследственная, и могла быть замещена любым членом рода, как мужчинами, так и женщинами. На время военных действий, возникающих в результате столкновений между родами, избирался военноначальник. Выборный старейшина и военоначальник трудились наравне с членами рода, и род в любое время мог их сместить. Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытнообщинную демократию (потестарная власть).

Для рода свойственно единство, взаимопомощь и сотрудничество. Возникшие вопросы решались общим собранием всех членов рода, а старейшина приводил эти решения в жизнь. Споры между членами рода разрешались обычно теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением и оно, как правило, состояло в наложении обязанностей за провинность. Крайняя форма наказания – изгнание из рода.

Род также давал защиту всем своим членам от внешних врагов, как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести. Таким образом, род является основной начальной ячейкой человеческого общества при первобытнообщинном строе. Отдельные рода объединялись в более крупные объединения. Образовывались племена.

Эпоха первобытной соседской общины. Во многих, хотя и не во всех обществах, эта эпоха открывается появлением на смену камню металла и повсюду прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности, ростом избыточного продукта, распространением грабительских войн из-за накопленных богатств. Общественная власть не была анархией, хаосом. Совместная жизнь и коллективный труд требовали поддержания определенного порядка, соблюдения определенных правил поведения. Такими правилами поведения стали обычаи, которые не требовали создания особого аппарата принуждения, основывались на привычках, традициях, авторитете старших поколений, нравственных, религиозных воззрениях людей. Нормы первобытного общества называют мононормами.

Возникновение гос-ва и права.

Государство – единая политическая организация общ-ва, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юр.обязательные веления, обладает спец.аппаратом управления и принуждения, а также суверенитетом.

Причины возникновения государства:

Экономические – переход от присваивающего хозяйства к переходящему; Социальная; Военная; Психологическая

Энгельс называет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую.

-Афины — это самая "чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

-В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

-Возникновению древнегерманского государства в значительной степени, как отмечает Ф. Энгельс, послужило завоевание обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Возникновение права:

-Теологическая теория. Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром.

-Теория естественного права. Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить.

-Психологическая теория. Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей.

-Историческая школа. Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.

-Нормативистская теория. Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.

-Позитивисткая теория. Право порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побеждённые.

-Марксистская теория. Право связано с государством и зависит от социально-экономических факторов общества.

-Примирительная теория права

-Регулятивная теория

 

6. Понятие и признаки государства.

Государство это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками: 1/ В пределах своей территории выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения. 2/ Государство -единственный носитель суверенной власти. 3/ Издаёт законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. 4/ Это аппарат управления, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. 5/ Государство - единственная в политической системе организация, располагающая правоохранительными (карательными) органами, обеспечивающими законность и правопорядок. 6/ Только государство располагает вооружёнными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность. 7/ Один из важнейших признаков государства - это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений.

Происхождение права.

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

-Теологическая теория. Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.

-Теория естественного права. Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

-Психологическая теория. Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей.

-Историческая школа. Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.

-Нормативистская теория. Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.

-Позитивисткая теория. Право порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побеждённые.

-Марксистская теория. Право связано с государством и зависит от социально-экономических факторов общества.

-Примирительная теория права

-Регулятивная теория



2015-12-07 565 Обсуждений (0)
Возникновение гос-ва и права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновение гос-ва и права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (565)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)