Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разделение властей в механизме правового государства



2015-12-07 471 Обсуждений (0)
Разделение властей в механизме правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Главное требование принципа разделения властей, сформули­рованное еще Д.Локком и Ш.Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную(избран­ную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную(назначае­мую представительным органом власти и занимающуюся реали­зацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельнос­тью) и судебную(выступающую гарантом восстановления нару­шенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каж­дая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посред­ством особой системы органов и в специфических формах.

Система «сдержек и противовесов», установленная в консти­туции, законах, представляет собой совокупность правовых огра­ничений в отношении конкретной государственной власти: зако­нодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юриди­ческая процедура законодательного процесса, которая регламен­тирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отла­гательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятель­ность Конституционного суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограниче­ния ведомственного нормотворчества и делегированного законо­дательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только зако­ном. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным ра­ботникам исполнительных органов избираться в состав законо­дательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законо­дательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновнос­ти, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса и т.п.

 

21. Правопонимание: разные подходы. Признаки права.Правопонимание это процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его оценку и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Основные направления правопонимания :

естественно-правовая теория (связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана, Гуго Гроция, Т.Гоббса, А.Н.Радищева.Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

историческая школа права (Гроций Гуго, Ф.Савиньи, Г.Пухта). Завершённая форма – конец XVIII в. Основные идеи: право – историческое явление, возникает и развивается постепенно; право – это прежде всего правовые обычаи, законы производны от них; отрицаются права человека, что обусловлено периодом сословного феодализма.

психологическая теория права (Л.И.Петражицкий, Рейснер, Бирлинг, Тард.). Основные идеи:психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство:

1) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономернос­ти — правовые эмоции людей,

2) все правовые переживания делятся на два вида — пережива­ния позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматри­ваться как действительное право.

нормативистская теорияберёт начало в философии И.Канта, под воздействием которой она выступала в Х1Х веке как либеральная нормативная теория. Основные идеи:исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законода­телем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы; в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, ко­торые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

социологическая теория права (С.А.Муромцев, Дж.Дьюи); Основные идеи: 1. разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естествен­ных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего; 2. под правом, следовательно, понимаются юридические дейст­вия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право — это реальное поведение субъектов правоотноше­ний — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория живого права; 3. формулируют такое живое право прежде всего судьи в процес­се юрисдикционной деятельности. Они наполняют законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъек­тами правотворчества.

марксистская школа права( К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин); право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса; классовая воля определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства; право это социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение.

нормативное понимание права в советской и постсоветской юридической науке (М.М.Агарков, М.С.Строгович, Н.Г.Александров, С.Н.Братусь, М.И.Байтин и др.). Право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.

 

22. нормативистская теорияберёт начало в философии И.Канта, под воздействием которой она выступала в Х1Х веке как либеральная нормативная теория, использующая идеи естественной школы права и выдвинувшая идею правового государства в смысле самоограничения власти законом - П.Н.Новгородцев, Е.Н.Трубецкой и др. К концу Х1Х в. главенствующее место в нормативистской теории заняло так называемое «чистое» учение о праве - Г.Кельзен; Основные идеи:исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законода­телем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы; в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, ко­торые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

 



2015-12-07 471 Обсуждений (0)
Разделение властей в механизме правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разделение властей в механизме правового государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)