Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результатом правового регулирования является – правомерное поведения людей и урегулированное правоотношение нормами права



2015-12-07 1460 Обсуждений (0)
Результатом правового регулирования является – правомерное поведения людей и урегулированное правоотношение нормами права 0.00 из 5.00 0 оценок




Информационное и воспитательное воздействие права входят составной частью в правовое регулирование, ибо сознание. Воля являются промежуточным, необходимым звеном между нормой права и поведением. Однако в процессах обучения и правовоспитания – оба эти воздействия существуют самостоятельно.

Предметом правового регулирования –являются общественные отношения. Широта предмета регулирования зависит от характера государства. Тоталитарное – стремиться расширить предмет регулирования, что приводит к подавлению свободы в обществе. Демократизация (демократические государства) ограничивают этот предмет регулирования определенными рамками.

Правовое регулирование осуществляется через систему специальных юридических средств. Совокупность этих средств, с помощью которых происходит правовое регулирование – механизм правового регулирования.

Это довольно важная категория, ибо предполагается, что каждый юрист должен:

· Знать набор средств, с помощью которых можно регулировать поведение людей

· Представлять их все вместе в системе

· Видеть их место в этой системе, а также выполняемую ими функцию.

· Видеть процесс их взаимосвязи при котором норма права превращается в правомерное поведение людей.

· Всё это позволяет выявить недостатки в действии механизма, вовремя их устранять. Совершенствуя механизм и повышая его эффективность.

Основные средства МПР:

· Нормы права

· Принципы права

· Источники права

· Акты официального толкования права

· Юридические факты

· Правовые отношения

· Акты правоприменения

· Акты реализации права

· Законность

Процесс Правового регулирования, его стадии (этапы)

Правовое регулирование необходимо рассматривать как процесс:

1) Формирование норм позитивного права / регламентация общественных отношений посредством правотворчества

a. Деятельность по доведению содержания норм права до лиц, чью деятельность она призвана регулировать

2) Возникновение правовых отношений

a. Начинается с момента появления, предусмотренных в нормах права, юридических фактов. Здесь происходит индивидуализация норм права, их воплощение в конкретные субъективные права и юридические обязанности.

3) Стадия правоприменения – присутствует не всегда – необходима тогда, когда без вмешательства субъекта, наделенного государственно-властными полномочиями у нас не могут возникнуть ни субъективные права, ни субъективные обязанности.

4) Реализация норм права субъектами правоотношений в виде правомерного поведения.

Иногда в литературе можно встретить такое замечание, что процесс правового регулирования называется сложным, если в нем присутствует 3ья стадия, если она отсутствует, то этот процесс называется простым.

Элементы:

Система правового регулирования – эта совокупность взаимосвязанных между собой способов, методов, типов, уровней, приемов регулирования. Они отвечают на вопрос – «как происходит регулирование поведения людей!?» в то время как средства отвечают на вопрос – «чем урегулировано поведение людей!?».

1) Способы правового регулирования

a. Дозволение – предоставление субъектам различных прав и возможностей для совершения действий/бездействий

b. Обязывание – требование совершить определенные действия

c. Запрет – обязывает воздержаться от определенных действий

d. Поощрение

e. Рекомендация

2) Уровни правового регулирования

a. Централизованный – заключается в издании норм права и индивидуальных актов применения в охране норм права посредством центральных органов власти, управления и суда.

b. Децентрализованный – издание актов правоприменения региональными и местными органами государства, заключение договоров между гражданами и организациями.

i. Локальное регулирование – разновидность децентрализованного, существующее на отдельных предприятиях.

3) Приемы правового регулирования

a. Нормативное – издание норм права

b. Индивидуальное – правоприменение и заключение договоров.

4) Методы правового регулирования

a. Императивный – характерно то, что один из субъектов наделен властными полномочиями, а другие ставятся ему в подчинение. Права и обязанности сторон точно очерчены и не могут изменяться по соглашению сторон. На стороне органа государства – «преимущественно право», а на стороне остальных субъектов – «преимущественно обязанность». Правоотношения возникают на основании «акта применения».

b. Диспозитивный – применяется в частном праве. Характеризуется6

i. Установление равенства сторон правоотношения

ii. Приблизительно равным балансом прав и обязанностей сторон

iii. Диспозитивным (нестрогим) предписанием норм права

iv. Установлением только границ должного поведения, в рамках которых стороны могут сами уточнять свои права и обязанности

v. Возникновение правоотношений непосредственно из правового акта, без участия правоприменителя или договора.

c. Поощрительный – заключается в использовании способов поощрения

d. Рекомендательный – заключается в использовании способов рекомендации

5) Типы правового регулирования – сочетание в различных пропорциях дозволенийи запретов

a. Общедозволительный – субъектам права разрешается всё, кроме того, что прямо запрещается законом.

b. Разрешительный – субъектам права разрешается всё то, что прямо предусмотрено в законах. Если поведение не урегулировано нормами права – значит оно запрещено.

6) Правовой режим – сочетание в разных пропорциях различных способов, методов и типов правового регулирования какой-либо сферы общественных отношений. Свой режим правового регулирования может иметь место в разных отраслях права (для ГП характерно сочетание общедозволительного типа регулирования с гражданско-правовым методом и преимущественным предоставлением прав;а для АП характерно применение разрешительного типа урегулирования. Административного метода воздействия и установления обязанностей).

Вопрос 31 «Проблемы формирования правового и социального государства» - необходимо вспомнить основные принципы формирования и каким образом они воплотились или что мешает реализации этих принципов при формировании данных типов государств.

 

Принципы правового государства:

· Особый Правовой статус личности – высшая ценность

· Незыблемость прав и свобод

· Защита чести и достоинства

· Гарантированность прав и свобод

· Власть строится на принципе разделения властей – проблема взаимной ответственности личности и государства, о связанности государства правом, о господстве права во всех сферах жизни, об уровне правосознания и правовой культуры, о наличие эффективного механизма По, которые успешно борются с правонарушениями.

Когда мы говорим о тех проблемах, которые касаются и среднего класса, и наличие нормального экономического потенциала.

· Проблема – Россия еще не обрела опоры в праве, правах человека и социальное государство не может в России опереться на фундамент правового.

· В России еще не создан средний класс собственников, ибо подавляющее большинство населения ничего не имеет (ничего не досталось от стихийно проведенной приватизации)

· Отсутствие мощного экономического потенциала, который позволял бы осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии самих собственников.

· В России еще не ликвидированы монополии важнейших видов производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции.

· Отсутствует развитое, зрелое гражданское общество (как необходимая социально-экономическая предпосылка данных видов государств).

· Желает лучшего и уровень нравственности в обществе – практически утрачены привычные духовные ориентиры справедливости и равенства.

· В общественном сознании утверждаются иные приоритеты

· Существующие политические партии не имеют четко ориентированных социальных программ и представлений о путях реформирования общества.

· В обществе отсутствуют четкая обозначенные реальные цели и научно-выверенные модели жизнеустройства.

· В процессе осложнения российского общества от тоталитарного вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государства – Российского государство впало в другую крайность – оставило человека 1 на 1 со стихией рынка.

Не смотря на все эти перечисленные трудности и проблемы – развитие правовой и социальной государственности – это единственно возможный путь для развития общества, которым желает стать Россия.

Вопрос 66

Критерии:

· НПА – он не конкретизирован относительно субъектам

· Акт применения – всегда адресован конкретным лицам

· НПА действует постоянно, пока его не отменять

· Акт применения рассчитан на однократное применение 9урегулирование определенного случая)

Акт применения не содержит норм, а является средством их реализации (применения). Устанавливает конкретные обязанности для конкретных лиц и предусматривает правовые последствия.

Акт толкования, в отличие от нормы – также не содержит нормы права, он только её интерпретирует, а по отношению к акту применения – он не содержит правовых последствий и обязанностей.

 

 

Правовой статус личности

Дать общее определение этого понятия. Правовой статус личности – это правовое положение личности в обществе. Принципы, на которых строится и формируется это положение:

1) Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека, т.е. человек сам не может отказаться от своих прав, а иные субъекты не могут лишить или ограничить эти права иначе как на законных основаниях соответствующих органов

2) Единство правового статуса

Иногда выделяют отсюда и равенство субъектов.

3) Государственная защищенность прав и свобод личности

4) Принцип прямого действия. Это означает, что те конституционные права и свободы действуют и должны применяться независимо от конкретизирующего законодательства, его наличия или отсутствия

5) Приоритет прав и свобод личности перед государством

Структура правового статуса:

1) Права, свободы и обязанности

Какие права мы должны включать? Конституционные, неотъемлемые; есть субъективные права. Нужно включать только конституционные. А субъективные права и юридические обязанности не включаем, так как принцип единства, а субъективные права для всех различны (у кого-то брачно-семейные права есть, а у другого нет и другие примеры).

2) Законные интересы

Законным интересам не имеют корреспондирующей обязанности, нет четкого механизма исполнения; интересы защищаются по мере возможности (например, все мы имеем право на то, чтобы дышать чистым воздухом, вовремя получать лекарства нужные, пить чистую воду; но не всегда есть такая возможность обеспечения этих интересов)

3) Правовые гарантии

Есть общие гарантии и юридические гарантии. Нужно включать именно юридические гарантии.

Юридическая ответственность характеризует правовой статус, но когда мы включаем правовые гарантии, юридическая ответственность уже входит. Поэтому отдельно не надо выделять.

Гражданство – это не структурная часть статуса, это предпосылка.

Правоспособность – это способность иметь права. Получается это право на право, поэтому это тоже предпосылка.

Нормы права некоторые включают, но в них содержат эти права и обязанности.

Можно включить принципы, но не обязательно

4) Общепризнанные принципы и нормы международного права тоже характеризуют положение (статья 15 К РФ)

Виды правового статуса:

1) Конституционный статус (состоит из конституционных прав, обязанностей и свобод)

2) Специальные правовые статусы (это статус отдельных категорий граждан: военнослужащий, студентов, на которых распространяются специальные требования и правила правовых норм)

3) Индивидуальный статус (Матузов – статус его называет). Сюда входят и субъективные права и обязанности, вытекающие из конкретных правоотношений.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы - это вид социальных норм, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, общественных учреждениях, предпринимательских союзах, закрепленные в уставах, положениях, закрепляющие порядок формирования, построения, функционирования общественных организаций, а также права, обязанности, ответственность и взаимоотношения членов этих организаций (устав ТГУ – нет, правила внутреннего трудового распорядка – это Локальный НПА).

Устав не подходит, так как ТГУ – это государственное, а не общественно учреждение. Сюда в пример приводят нормы политических партий, клубов, общественных объединений. Корпоративная норма – это групповые нормы внутри организационного характера. Их особенности – они распространяются на членов определенной организации. Т.е. нет всеобщности и общеобязательности как у правовых норм. Они закрепляются в соответствующих документах, уставах, положения, они определяют права, обязанности, ответственность членов определенной организации, определяют структуру органов организации, их порядок, формирование и компетенцию и обеспечивается определенными организационными мерами, т.е. санкциями такого рода, как предупреждение, выговор и исключение из организации. По формальным признаками корпоративные нормы похожи на юридические, они текстуально закреплены в документах, принимаются по определенной процедуре, они систематизированы, но на этом сходства и заканчиваются. Так как названные нормы не обладают общеобязательностью права и не обеспечиваются государственными принуждением. Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, неурегулированные юридически в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования.

Корпоративные нормы принадлежат к структурным единицам гражданского общества и отражают специфику последних. В этой связи очень важно отличать корпоративные нормы от юридических, которые содержатся в локальных нормативных актах.

Нормы, содержащиеся в локальных нормативных актах, хотя и действуют только внутри определенной организации, но не являются юридическими, так как порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Другими словами, в случае их нарушения существуют их возможность обратиться в правоохранительные органы за их защитой. Так, при нарушении положений учредительных документов ОАО, например, порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке, а вот вынесенное решения из устава политической партии обжалованию не подлежит.



2015-12-07 1460 Обсуждений (0)
Результатом правового регулирования является – правомерное поведения людей и урегулированное правоотношение нормами права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результатом правового регулирования является – правомерное поведения людей и урегулированное правоотношение нормами права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1460)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)