Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правило обратной силы закона



2015-12-07 507 Обсуждений (0)
Правило обратной силы закона 0.00 из 5.00 0 оценок




Обратная сила закона– распространение действия закона на случаи, имевшие место до его принятия и вступления в силу.

По общему правилу закон обратный силы не имеет, то есть он не распространяется на случаи, возникшие до его принятия и вступления в силу.

Исключения из общего правила:

1. Закон имеет обратную силу, если смягчает или отменяет юридическую ответственность.

2. Закон имеет обратную силу, если об этом прямо в нем сказано.

 

Действие нормативных правовых актов в пространстве

- распространение действия нормативного акта на территории государства.

1. Федеральные НПА действуют на территории всего государства

2. Региональные НПА действуют на территории субъектов федерации.

3. Муниципальные акты действуют на территории муниципальных образований.

4. Локальные акты действуют в пределах организации, учреждения или предприятия.

 

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

-распространение действия нормативного акта на определенный круг субъектов права.

1. Акты общего действия, распространяются на всех субъектов права (на граждан, иностранцев, лиц без гражданства – апатридов, организации, учреждения, предприятия).

2. Акты специального действия, распространяются на отдельную категорию субъектов права (например, на военнослужащих, депутатов и тд.).

 

6. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и формы

Систематизация НПА – упорядочение законодательства, приведение его в определенную систему, с целью оперативного нахождения нормативного акта и обеспечение его ясности и доступности.

Формы систематизации НПА:

1. Кодификация – это форма систематизации законодательства, предполагающая внутреннюю переработку нормативных актов, отмену устаревших норм и принятие новых и создание нового сводного нормативного акта (Конституция, устав, Основы законодательства, регламент, положение). Виды кодификации (выделяют по объему):

· Всеобщая кодификация – издание сводного нормативного акта, охватывающего нормы всех основных отраслей права (Соборное уложение; Русская правда);

· Отраслевая кодификация – издание сводного нормативного акта, охватывающего нормы отдельной отрасли права (Уголовный кодекс, Гражданский кодекс);

· Специальная кодификация – издание сводного нормативного акта, охватывающего нормы отдельного института права или нескольких институтов права (Устав железнодорожного транспорта; Лесной кодекс)

2. Инкорпорация – форма систематизации законодательства, состоящая в объединении НПА в сборники в определенной последовательности. Виды:

· По порядку расположения материалов:

Хронологическая инкорпорация (акты объединяются в сборники по дате их принятия)

Предметная инкорпорация (акты объединяются в сборники по предмету регулирования)

· По юридической значимости:

Официальная инкорпорация – осуществляется уполномоченными на то органами.

Неофициальная инкорпорация – осуществляется организациями и лицами по их инициативе.

3. Консолидация – форма систематизации законодательства, при которой ранее изданные по определенному вопросу нормативные акты, сводятся в один единый акт. При этом нормы права излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия. Например: Указ Президиума Верховного Совета СССР 1980 года «О праздничных и памятных днях» заменил 48 ранее действовавших по данному вопросу актов.

 

Тема 11

Правотворчество

1. Понятие и признаки правотворчества.

2. Принципы правотворчества.

3. Виды правотворчества.

4. Законодательный процесс: понятие и стадии.

1. Понятие и признаки правотворчества.

Правотворчество – деятельность компетентных органов, должностных лиц и уполномоченных организаций по разработке, принятию, изменению или отмене правовых норм в соответствии с назревшими потребностями общественного развития.

Признаки правотворчества:

1. Это деятельность компетентных субъектов, то есть органов государства, органов местного самоуправления, органов управления организаций, полномочных должностных лиц, а в случае референдума – всего народа.

2. Это деятельность по разработке принятию, изменению или отмене правовых норм путем издания НПА.

3. Это деятельность, которая проходит ряд процессуальных стадий (разработка акта, обсуждение, принятие, подписание, опубликование).

4. Это деятельность по управлению обществом, то есть правотворческая деятельность – это одно из направлений управленческой деятельности государства на ряду с правоисполнительной и правоохранительной деятельностью.

 

2. Принципы правотворчества.

1. Принцип демократизма. Означает участие широких слоев населения в правотворческом процессе посредством деятельности представительных органов, а также участие в референдуме.

2. Законность. Означает, что правотворческая деятельность должна осуществляться в строжайшем соответствии с процедурой, установленной правовыми нормами.

3. Гласность. Означает открытость правотворческого процесса и информированность населения о принимаемых НПА.

4. Принцип научности. Означает активное использование в правотворческом процессе научных методов (например, правовой эксперимент).

5. Профессионализм. Означает, что в правотворчестве должны быть задействованы специалисты разных отраслей знаний (юристы, социологи, политологи, лингвисты и тд.).

6. Оперативность. Означает, что принятие необходимого нормативного акта должно быть своевременным, однако это не должно приводить к поспешным и необдуманным решениям.

 

3. Виды правотворчества.

1. По субъектам различают:

· Непосредственное правотворчество народа (через референдумы).

· Правотворчество государственных органов (государственное правотворчество) – только законодательных и исполнительных.

· Правотворчество органов местного самоуправления (муниципальное правотворчество).

· Правотворчество государственных и негосударственных организаций (локальное правотворчество).

· Правотворчество должностных лиц.

2. По значимости различают (по видам нормативного акта):

· Законотворчество – деятельность законодательных органов по разработке и принятию законов.

· Подзаконное правотворчество – деятельность компетентных органов и должностных лиц по разработке и принятию подзаконных НПА.

 

4. Законодательный процесс: понятие и стадии.

Законодательный процесс – это деятельность (вид правотворчества), осуществляемая законодательными органами и выражающаяся в разработке и принятии законов.

Стадии федерального законодательного процесса:

1. Стадия законодательной инициативы.На этой стадии в Государственную Думу федерального собрания полномочные субъекты вносят предложения о разработке и принятии закона, либо готовый законопроект. Правом законодательной инициативы обладает – Президент РФ, Правительство РФ, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, Совет Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, ВАС РФ, законодательный органы субъектов РФ.

2. Рассмотрение проекта закона в Госдуме и принятие закона. Для принятия федерального закона требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов Госдумы (50%+1 голос – это 226 голосов). Для принятия федерального конституционного закона требуется квалифицированное большинство голосов от общего числа депутатов Госдумы (не менее 2/3 голосов).

3. Рассмотрение Советом Федерации закона, принятого Госдумой и его одобрение.Для одобрения ФЗ требуется простое большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Для одобрения ФКЗ требуется квалифицированное большинство от общего числа членов Совета Федерации (не менее 3/4).

4. Рассмотрение закона Президентом РФ и его подписание.ФКЗ Президент подписывает однозначно, а ФЗ подписывает, либо отклоняет (вето).

5. Обнародование закона. Доведение информации о принятом законе до сведения населения и обязательное опубликование закона. Закон неопубликованный – не действителен.

 

Тема 12

Система права

1. Понятие и элементы системы права.

2. Предмет и метод правового регулирования как критерии выделения отрасли права.

3. Система публичного и система частного права.

4. Соотношение международного и национального (внутригосударственного) права.

1. Понятие и элементы системы права.

Система права – внутреннее строение права, его разделение на взаимосвязанные элементы: отрасли, подотрасли, институты, нормы.

Необходимо отличать понятие «система права» и «правовая система», так как правовая система – это понятие более широкое по объему, чем система права. Национальная правовая система отдельного государства охватывает само право, его систему, законодательство, юридическую практику, правоотношения, правосознание и иные правовые явления отдельно взятого государства, а система права – это всего лишь его внутреннее строение.

Структурные элементы структуры системы права:

1. Норма права – первичный элемент системы права, представляющий собой единичное правило поведение. Нормы права объединяются в институты, подотрасли и отрасли права.

2. Институт права – часть отрасли права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих небольшую группу однородных общественных отношений. институты права входят в состав отрасли права, например, в отрасли КП выделяются такие институты, как: Президента РФ, судебной власти, основ конституционного строя и тд.; в трудовом праве есть институты: трудового договора, рабочего времени, дисциплины труда, материальной ответственности и тд.

Виды институтов права:

· По отраслевой принадлежности:

1. Институты КП

2. Институты гражданского права

3. Институты административного права

· По составу:

1. Простые институты (они включают нормы из одной отрасли права)

2. Сложные/комплексные/межотраслевые институты (они включают нормы из различных отраслей права; входят в состав нескольких отраслей права. Например, институт собственности – нормы гражданского, семейного, административного, уголовного, конституционного права.)

 

3. Подотрасль права – часть отрасли права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих область однородных общественных отношений. Подотрасли выделяются не во всех, а лишь в наиболее крупных отраслях права. Например в гражданском праве выделяются подотрасли: авторское право, наследственное право; в КП выделяют: парламентское право, избирательное право.

4. Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом крупную сферу однородных общественных отношений.

Виды отраслей права:

· По предмету регулирования:

1. КП

2. Административное право

3. Гражданское право

4. Семейное право

5. Финансовое

· По содержанию:

1. Материальные отрасли права

2. Процессуальные отрасли права (процессуальные отрасли определяют порядок реализации норм материальных отраслей права)

· По предметному единству:

1. Основные отрасли

2. Комплексные отрасли (предпринимательское право) – они охватывают нормы нескольких различных отраслей права

Таким образом, система права представляет собой совокупность правовых норм, распределенных по отраслям, подотрослям и институтам права.

!Предмет правового регулирования!

Система права и система законодательства соотносятся как содержание и форма выражения. Первичным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом системы законодательства является статья НПА. Таким образом, нормы уголовного права закреплены в статьях уголовного кодекса.

 

2. Предмет и метод правового регулирования как критерии выделения отрасли права.

Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования.

Предмет правового регулирования – однородные общественные отношения, регулируемые правом, а также объективно требующие правового регулирования.

Например, предметом регулирования ГП являются имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения. Предметом правового регулирования ТП являются отношения между работником и работодателем.

Предмет правового регулирования – это основной, но не единственный критерий деления права на отрасли. Дополнительным критерием выступает метод правового регулирования.

Метод правового регулирования – совокупность способов и приемов воздействия права на общественные отношения.

Виды методов правового регулирования:

· Императивный (авторитарный) – это метод субординации, власти и подчинения. Данный метод не допускает каких-либо отклонений от категорических правовых предписаний, однозначный вариант поведения. Императивный метод преобладает в отраслях публичного права, например, в УП, КП.

· Диспозитивный (автономный) – это метод координации, равенства участников правоотношения. Он предоставляет возможность выбора вариантов поведения или самостоятельного определения правил поведения по соглашению сторон. Преобладает в отраслях частного права, например, в ГП, СП.

 

3. Система публичного и система частного права.

Деление права на публичное и частное было разработано еще римскими юристами. Главное значение разделения права заключается в том, чтобы определить пределы государственного вмешательства в частную жизнь и интересы граждан, организаций. Критерием разделения права на публичное и частное выступает приоритет интересов либо общегосударственных и общесоциальных, либо частных.

Публичное право – совокупность отраслей права, нормы которых регулируют и защищают преимущественно общесоциальные и общегосударственные интересы, то есть публичные интересы.

В отраслях публичного права преобладает императивный метод правового регулирования.

В отношениях, регулируемых нормами публичного права, одной из сторон всегда выступает государство, субъект федерации, государственный орган, ОМСУ или должностное лицо.

Отрасли публичного права:

· КП

· Муниципальное право

· Административное право

· Уголовное право

· Экологическое право

· Процессуальные отрасли права

· Финансовое право

· Земельное право

 

Частное право – совокупность отраслей права, нормы которых регулируют и защищают преимущественно частные интересы (то есть интересы отдельных граждан и организаций).

В отраслях частного права преобладает диспозитивный метод правового регулирования.

В отношениях, регулируемых нормами частного права, все стороны являются частными лицами.

Отрасли частного права:

· ГП

· Семейное право

· Трудовое право

· Предпринимательское право

 

4. Соотношение международного и национального (внутригосударственного) права.

Международное право – правовая система, включающая международное публичное право, регулирующее межгосударственные отношения, и международное частное право, регулирующее внутригосударственные отношения с участием иностранных физических или юридических лиц.

Соотношение международного и национального права выражается в следующем:

1. Международное право является частью национальной правовой системы каждого государства. Оно активно вторгается во внутригосударственные отношения.

2. Нормы международного права действует на территории всех государств, а нормы национального права – на территории отдельно взятого государства.

3. Международное право создается международными организациями, а также совместной деятельностью нескольких государств; национальное право создается компетентными субъектами (органами, должностными лицами) отдельно взятого государства.

4. Источниками международного права являются декларации, конвенции, пакты, межгосударственные договоры и обычаи; источниками национального права являются внутригосударственные НПА, нормативные договоры, правовые обычаи и прецеденты.

5. В современном мире реализуется концепция примата (верховенство) норм международного права над нормами национального права. Это закреплено в части 4 статье 15 КРФ.

 

Тема 13

Нормы права

1. Понятие и признаки нормы права.

2. Способы изложения норм права в статьях НПА.

3. Структура норм права.

4. Классификация правовых норм.

1. Понятие и признаки нормы права.

Норма права – общеобязательное, формально-определенное предписание (правило поведения), установленное и охраняемое государством, с целью регулирования общественных отношений.

Признаки норм права:

1. Общеобязательность. Означает, что норма права адресована широкому персонально неопределенному кругу лиц и обязательна для исполнения ее адресатами.

2. Формальность. Означает, что нормы права выражены в определенных формах или источниках права (НПА, нормативных договорах, правовых обычаев и прецедентов и др.).

3. Определенность. Означает, четкость и однозначность предписаний правовых норм.

4. Гарантированность. Нормы права устанавливаются государством и охраняются силой государственного принуждения.

5. Нормы права направлены на регулирование общественных отношений. В этом заключается назначение норм права, однако правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а лишь основные и наиболее важные для государства и общества в целом.

 

2. Способы изложения норм права в статьях НПА.

Норма права и статья НПА соотносятся как содержание и форма.

Различают три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1. В одной статье нормативного акта содержится одна норма права.

2. В одной статье нормативного акта содержится несколько правовых норм.

3. Одна норма права содержится в нескольких статьях нормативного акта (нормативных актов).

Способы изложения норм права в статьях НПА:

1. Прямой способ, при котором все содержание правовой нормы излагается в одной статье НПА.

2. Ссылочный способ, при котором содержание правовой нормы излагается в нескольких статьях одного нормативного акта (то есть дается ссылка на другую статью этого же нормативного акта). Например, «…в случаях предусмотренных настоящим законом».

3. Бланкетный способ, при котором содержание правовой нормы излагается в статьях разных НПА (то есть дана ссылка на другой НПА). Например, «…статус Правительства регулируется ФКЗ».

 

3. Структура норм права.

 

4. Классификация правовых норм.



2015-12-07 507 Обсуждений (0)
Правило обратной силы закона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правило обратной силы закона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)