Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРАВОПОРЯДОК И ЗАКОННОСТЬ



2015-12-07 461 Обсуждений (0)
ПРАВОПОРЯДОК И ЗАКОННОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




Это взаимосвязанные явления, но не тождественные. Существуют принципиальные отличия этих двух категорий между собой:

1. Правопорядок, законность – различные по содержанию и характеру категории:

Законность – качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;

Правопорядок – состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

2. Они выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа:

Законность – реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации;

Правопорядок – претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и народа.

3. Они несут различную правовую функциональную нагрузку:

Законность – средство установления правопорядка;

Правопорядок – результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

Есть законность – есть и правопорядок. Нет законности – есть беззаконие, произвол, анархия.

4. Различны их связи и зависимости:

Если законность выступает как причина, то правопорядок – следствие. Правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах.

 

 

53. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства и права.

Процесс развития общества, как и процесс развития государства и права – это не только объективный процесс, но и субъективный процесс. Процесс развития государства и права характеризуется следующими признаками:

1) во-первых, это единый, непрерывно протекающий, всеохватывающий, глобальный процесс;

2) во-вторых, при решении проблем типологии необходимо иметь в виду, что процесс развития государственно-правовой материи связан с постоянным развитием социальной сущности, содержания и назначения государства и права, а также с коренным изменением основных принципов их организации и функционирования. Например, если в качестве одного из важнейших принципов рабовладельческого типа государства и права выступал принцип частной собственности на основные средства производства и рабов; то для капиталистического общества – принцип формально-юридического равенства всех граждан перед законом;

3) в-третьих, важно учитывать то, что процесс перехода государства и права от одной ступени к другой, от одного типа к другому, органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюционности развития государственно-правовых явления с элементами революционности.

Утверждается, что процесс развития государства и права совершается по восходящей линии (прогрессивное развитие) и что по характеру это необратимый процесс. Однако государственно-правовая практика не с полной мере подтверждает этот тезис. Она полностью подтверждает его лишь в той части, где речь идет об общей тенденции развития государства по восходящей линии, и только частично в той, где речь идет о необратимом процессе.

Смысл и назначение процесса типологии государства и права состоит в следующем:

1. Во-первых, типология дает правильное понимание процесса естественно-исторического развития рассматриваемых явлений;

2. Во-вторых, показывает закономерности процесса исторического развития государства и права;

3. В-третьих, позволяет органически сочетать исследование общих закономерностей развития государственно-правовых явлений, свойственных всем типам государства и права, с их особенностями, присущими тем или иным типам государства и права;

4. В-четвертых, в процессе типологии создаются необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа фактического и научного материала;

5. В-пятых, типология создает объективную основу для научного проникновения в глубинные слои естественно - исторического развития государства и права.

Критерии типологии государства и правовых систем.

В научной литературе предлагалось использовать различные критерии для выделения типов государств и права:

1. Географические и климатические факторы (например, французский философ Жан Боден: все государства мира делил на три категории по географическому принципу - южные (превосходят другие народы силой ума), северные (отличаются физической силой), средние (нечто среднее между двумя предыдущими; этим же критерием пользовался Ш. Монтескье);

2. Степень сложности государств и правовых систем;

3. Характер их связанности религией;

4. Степень свободы и независимости человека по отношению к государству;

5. Уровень развития культуры и др.

Однако, не смотря на такое разнообразие критериев для осуществления типологии государства и права, в качестве основных критериев можно назвать следующие:

I. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – и соответственно формационных подход к типологии государства и правовых систем.

До недавнего времени этот критерий широко использовался в рамках ТГП и других наук. С началом «перестройки», изменением идеологических ориентаций этот критерий стал некоторыми теоретиками подвергаться сомнению. Однако, поскольку при этом не было выдвинуто других, более убедительных критериев, в отечественной научной литературе продолжают пользоваться именно данным критерием.

ОЭФ – исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и являющийся важнейшей ступенью развития человечества.

Каждой ОЭФ соответствует определенный исторический тип государства и права.

Данный критерий не следует, однако, абсолютизировать и считать единственно правильным. Кроме него существуют и другие; а также в мире существует и существовало множество так называемых переходных государств и правовых систем, которые не вмещаются в рамки той или иной формации.

В литературе используется несколько вариантов применения данного критерия:

1. Наиболее распространенной является пятичленная схема деления всемирно-исторического процесса. Согласно этой схеме выделяют пять ОЭФ:

§ первобытнообщинная;

§ рабовладельческая;

§ феодальная;

§ капиталистическая;

§ коммунистическая.

И, соответственно, - четыре типа государства и правовых систем. Связывая существование государства и права с классовым обществом, сторонники этой концепции отрицают возможность их появления при первобытнообщинном строе.

2. В научной литературе в последние годы стала довольно широко применяться и шестичленная схема деления всемирно-исторического процесса. К рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому способам производства добавляется еще азиатский способ производства.

II. Цивилизация (цивилизационный подход).

Вместо ОЭФ предпринимаются попытки использования в качестве критерия типологии цивилизацию. Однако последняя представляет собой явление, которое не поддается сколько-нибудь строгому и однозначному определению. И все же за этим образом просматривается определенная реальность в виде целостности материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах.

Цивилизация, по мнению американского политолога Хантингтона – «некая культурная сущность». Аналогичную позицию занимает английский ученый Тойнби. По его мнению, цивилизация - определенный тип человеческих сообществ, вызывающий определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев – словом, в области культуры.

Термином цивилизация иногда используют:

1) в отношении государства (цивилизованное государство);

2) для характеристики определенной стадии развития человеческого общества;

3) для характеристики определенного уровня развития общечеловеческой культуры.

Неоднозначность данного понятия делают весьма проблематичным на современном этапе исследования его использование в качестве критерия типологии государств и правовых систем.

III. Попытки соединения цивилизационного подхода с формационным.

Они появились в отечественной литературе в конце 80-х – начале 90-х гг. 20 века.

ПОНЯТИЕ ТИПА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Определение будет зависеть от того, какой критерий берется за основу. Вне зависимости от подхода большинство авторов признает следующее:

1. признается важность определения типа государства и права;

2. тип-это не какое-то отдельное существующее государство и право, а научная категория, некий собирательный образ;

3. эта категория складывается из совокупности наиболее важных, общих для всех государств и правовых систем признаков и черт.

Марченко предлагает следующее определение:

Тип государства и права – совокупность основных черт, свойственных государствам и правовым системам определенной общественно-экономической формации, выражающих их классовую сущность, содержание и социально-классовое значение.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Экономическую основу рабовладельческого государства составляет частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. Рабы рассматривались как вещи. Рабы и рабовладельцы составляли основу рабовладельческого общества. Однако присутствовали и иные неосновные классы и соц. группы (слои свободных и полусвободных людей).

Функции рабовладельческого государства:

1. Внутренние функции:

§ создание и поддержание оптимальных условий для эксплуатации разоренных свободных масс и рабов;

§ охрана рабовладельческой частной собственности;

§ подавление сопротивления рабов и других угнетенных масс.

2. Внешние функции:

§ завоевание, порабощение и ограбление других народов;

§ оборона страны от внешних противников;

§ управление захваченными в результате войн территориями;

§ установление и поддержание с другими государствами дипломатических, торговых и иного рода мирных связей.

Внутренние и внешние функции осуществлялись с помощью специально созданных органов, составляющих гос. аппарат (армия, полиция, судебные органы, органы гос. власти и т.д.).

Наибольшее развитие рабовладельческое право вообще и отдельные институты получили в Древнем Риме.

ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Процесс возникновения феодального государства, с одной стороны, состоял в образовании крупного землевладения и превращения светской и духовной знати в класс феодалов, с другой – в разложении сельской общины и превращении свободных крестьян-общинников в феодально зависимых от крупных землевладельцев либо государства крепостных крестьян.

Феодальная собственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений феодалов и крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых. Эксплуатация осуществлялась путем взимания феодальной ренты (три основных формы: отработочная рента (барщина); натуральная рента (натуральный оброк); денежная рента (денежный оброк).

 

Функции феодального государства:

1. Внутренние функции:

§ удержание крепостных крестьян в полной зависимости и подчинении классу феодалов;

§ закрепление и охрана феодальной собственности на землю и другие средства производства и др.

2. Внешние функции:

§ захват и ограбление чужих территорий;

§ оборона страны;

§ установление и поддержание с другими государствами торгово-экономических связей.

Государственный аппарат содержался за счет налогов, штрафов, пошлин, налагающихся на ремесленников, городских жителей, за счет эксплуатации крепостных крестьян.Большую роль играла церковь в поддержании феодального строя.Феодальное право выражало интересы феодалов. Основные задачи феодального права заключались в оформлении и закреплении феодальной собственности на землю и другие средства производства, в закреплении сложившейся системы эксплуатации.Феодальное право носило ярко сословный характер. Открыто закрепляло экономическое и социально-политическое неравенство в обществе.Привилегированными сословиями были духовенство и дворяне. Значительно ограничивались в правах горожане.

Характерной особенностью феодального права был партикуляризм, т.е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны и преобладание в нем местных обычаев и актов отдельных феодалов, раздробленный характер права.

Роль канонического права в странах, где господствующая религия возводилась в ранг государственной.

По мере развития феодального общества происходила рецепция римского права. Преобладающей формой феодального права вплоть до периода абсолютизма был обычай.

КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Капиталистическое государство и право появились в результате буржуазных революций.

Экономической основой буржуазного государства стали капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной.

Кроме права собственности важнейшими признаками капитализма в западной литературе называются следующие: наличие конкуренции, содействие техническому и технологическим прогрессам; развитию узкой специализации, особенно в сфере финансовых операций; рост мощных, национальных и транснациональных корпораций; периодическое возникновение экономических спадов (депрессий); осуществление правительством лишь частичного контроля над частным сектором; возникновение и развитие сильных рабочих организаций.

Социальная структура буржуазного общества в укрупненном плане представляется как совокупность двух основных классов - буржуазии и пролетариата. Однако в более детализированном плане она включает в себя и промежуточные слои населения. К таким слоям относится интеллигенция, а также многочисленные внутриклассовые группы.

Появляется деление права на частное и публичное.

Основными формами (источниками) буржуазного права является: законы, нормативные акты, издаваемые исполнительными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

1. возникает путем совершения социалистической революции.

2. слом старой государственной машины, уничтожение государственного буржуазного аппарата.

3. диктатура пролетариата.

4. этап существования государства диктатуры пролетариата; этап функционирования собственно социалистического государства и, наконец, этап развития общенародного государства.

5. Формой правления социалистического государства является республика. Формой государственного устройства – унитарное государство. Теоретики марксизма-ленинизма в то же время не отрицали возможности существования при определенных условиях и федерации.

6. выражает волю и интересы господствующего класса.

7. Государство и право, не являются вечными и неизменными. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов, государство и право, как классовые институты и явления тоже отмирают.

 



2015-12-07 461 Обсуждений (0)
ПРАВОПОРЯДОК И ЗАКОННОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРАВОПОРЯДОК И ЗАКОННОСТЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (461)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)