Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Источники правового регулирования прав на фирменное наименование




В настоящее время права на фирменные наименования регулируются Гражданским кодексом РФ, специальными законами об отдельных видах юридических лиц, например, федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» , федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г. «О введении в действие положения о фирме» утратило силу 1 января 2008 года. Положения о фирменном наименовании содержатся в Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г.

В действующем законодательстве и международных договорах не дается понятия фирменного наименования. Под фирменным наименованием следует понимать наименование юридического лица, которое позволяет отличать его от других участников гражданского оборота. Исключительное право на фирменное наименование может принадлежать юридическому лицу - коммерческой организации и возникает при регистрации юридического лица.

Фирменным наименованиям присущи следующие признаки:



1. Критерий творчества не является необходимым в отношении фирменного наименования.

2. Главное назначение фирменного наименования состоит в индивидуализации юридического лица.

3. Фирменное наименование является олицетворением деловой репутации предприятия и тем самым представляет личную и имущественную ценность.

4. Фирменное наименование должно быть постоянным и неизменным.

5. Название фирмы должно давать правдивую характеристику о ней.

6. Право на фирменное наименование, как правило, носит бессрочный характер.

7. Регистрация фирменного наименования может быть осуществлена только в отношении юридического лица – коммерческой организации.

8. Юридическое лицо может обладать лишь одним фирменным наименованием в отличие от других средств индивидуализации.

Фирменное наименование включает в себя указание на организационно-правовую форму юридического лица и отличительный элемент, например, закрытое акционерное общество «Незабудка».

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В судебной практике возникают споры по поводу того, что считать фирменным наименованием. Так, закрытое акционерное общество «Союзтеплострой» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Инженерный центр АС «Теплострой» о признании права на фирменное наименование, об обязании ответчика прекратить его использование и о внесении изменений в учредительные документы и товарный знак.

Решением от 10.06.98 г. исковые требования были удовлетворены. При этом арбитражный суд обязал ответчика в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу внести изменения в учредительные документы и свидетельство на товарный знак. Апелляционная и кассационная инстанция оставила решение в силе.

При проверке решения Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ выяснилось, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального законодательства.

ЗАО «Союзтеплострой» является правопреемником треста «Союзтеплострой» и было зарегистрировано как акционерное общество закрытого типа «Союзтеплострой» решением Калининского исполкома города Москвы от 19.12.90 г. № 1596.

Полное официальное наименование истца - закрытое акционерное общество «Союзтеплострой», сокращенное - ЗАО «Союзтеплострой».

Как видно из материалов дела и установлено судом, ответчик – ООО «Инженерный центр АС «Теплострой» является правопреемником смешанного товарищества «Инженерный центр АС «Теплострой», зарегистрированного постановлением исполкома Курчатовского района города Челябинска от 19.09.91 г. № 356-4.

Полное наименование предприятия - общество с ограниченной ответственностью «Инженерный центр АС «Теплострой», краткое – «ИЦ АС «Теплострой».

Обращаясь в арбитражный суд, истец полагал, что ответчик нарушает его исключительное право на использование фирменного наименования. Нарушение заключается в использовании фирменного наименования, сходного до степени смешения с давно известным фирменным наименованием истца.

В соответствии с пунктом 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статьям 87 (пункт 2), 97 (пункт 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 4 Федерального закона «Об акционерных обществах», пункту 2 статьи 4 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» фирменное наименование акционерного общества должно содержать обязательную часть, то есть указание на его организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое), а общества с ограниченной ответственностью - слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО.




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (960)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)