Либертарная концепция права
В настоящее время в РФ достаточно популярным т. н. либертарная концепция права, её также называют концепцией различения и соотношения права и закона. Основная особенность данного правопонимания состоит в том, что право здесь понимается как явление, не являющейся результатом правотворческой, законотворческой деятельности государства, народа, в этом смысле право не может быть сведено к закону (под которым имеется в виду все правотворческие акты, источники права). Право понимается как некая совокупность дозаконотворческих и внезаконотворческих требований, объективно обусловленных обществом, достигнутой ступени развития, его закономерностями, а также особенностями человека как биосоциального существа. Право трактуется также как необходимая, всеобщая и объективно обусловленная мера свободы, которая проявляется через формальное равенство людей, через принцип равноправия. Считается, что там, где нет формального равенства, нет и не может быть права. Право понимается как явление, существующее и развивающееся как бы само по себе, независимо от государства и его законотворческой деятельности. Основной смысл, данной концепции состоят в том, чтобы с её помощью ограничить или даже исключить возможный произвол государства в сфере законотворчества и подчинить эту деятельность требованиям права, вышеуказанному правопониманию. В качестве недостатков, нерешённых проблем в рамках данного правопонимания обычно указывают на то, что само понятие право здесь оказывается чрезмерно абстрактным, неопределённым, что, конечно, позволяет трактовать право различным образом в зависимости от того, кто это делает и при каких обстоятельствах. Кроме того, считается, что такое правопонимание может провоцировать скептическое и даже нигилистическое отношение к действующим законам, к позитивному праву в целом, к источникам права, поскольку ещё неизвестно, правовые они или нет, этот вопрос ещё надо решать. Интегративный подход к праву В отечественной юридической науке было предложено сформулировать интегративный, или синтетический, подход к праву, объединяющий все три названных выше подхода. В частности, проф. В.К. Бабаев определяет право как систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения. Типология права. Типология права – это его специфическая классификация, произведенная в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного), главным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. В рамках второго подхода право строится на основе географического, национально-исторического, специально-юридического и иных признаков. В соответствии с назваными критериями выделяют такие типы права как: Оно носило местный (партикулярный) характер. Классовая сущность феодального права заключается в защите интересов феодального землевладельца и личности феодала, и в закреплении крепостной зависимости крестьян. Феодальному праву не присущи деление на частное и публичное. Во многом феодальное право носило религиозный характер. Церковь, как крупнейший земельный собственник, не зависело от светской власти, имела свое право, свой суд и тюрьмы. Церковь – идеологическая сила. Ее догмы лежали в основе мировоззрения и авторитет феодального законодательства подкрепляется религиозными постулатами. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом. В основе формирования капиталистических государства и права лежит частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. Право этого периода характеризуется тем, что на первый план выходит экономическое принуждение и сохранение отношений эксплуатации работников, начинает появляться наемный труд и на первых порах своего развития буржуазное государство и право являются компромиссом между старой властью в лице монарха и новым классом – буржуазией. В период возникновения буржуазного права общество переживает качественный скачок в своем развитии. Все это приводит к появлению новых отраслей права, поскольку нормы права предыдущего периода не способны успевать за темпами экономического роста. Буржуазное государство и право являются сложным политическим организмом, который сглаживает противоречия между различными социальными группами, классами общества. Основная роль права – поиск компромисса между государственным воздействием на личность и свободой личности. Правовые семьи. Правовая семья - одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. АНГЛО-САКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА - система права, действующая в Англии, а также (в более или менее чистом виде) в США, Австралии, Ирландии, Канаде и других бывших английских колониях. Для А.-а.п.с. характерно наличие статутного права (statute law), источником которого являются парламентские акты, и общего права (common law), отсутствие деления права на публичное и частное, преимущественно казуистический (а не абстрактный) характер норм, большое значение судебного прецедента и правовой доктрины среди источников права. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА - одна из основных правовых систем (семей) современности (наряду с англо-американской, мусульманской). Основным отличительным признаком Р.-г.п.с. является ее формирование на основе римского права. В настоящее время в эту семью входят все страны континентальной Европы (поэтому она называется также континентальной). Кроме того, к ней относятся правовые системы государств Латинской Америки, значительной части Африки и Азии. Для Р.-г.п.с. характерна оптимальная обобщенность (абстрактность) норм, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. Главным источником права признается закон, причем законодатель стремится к кодификации всех основных отраслей права. Судебный прецедент, в отличие от англо-американского права, имеет значение вспомогательного источника или вовсе не признается в качестве такового. Ограниченная роль среди источников ро-мано-германского права принадлежит также обычаю. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО - одна из основных правовых систем (правовых семей) современности; комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы. Как и другие системы религиозного права, М.п. является не территориальным, а персональным, т.е. распространяется только на членов мусульманской общины. ИНДУССКОЕ ПРАВО - правовая система общины, исповедующей индуизм. Главной чертой И.п. является его органическая связь с религией, что предопределяет личный (а не территориальный) характер этого права. Источниками И.п. являются (наряду со священными писаниями индусов) обычаи и законы. К нормам И.п., действующим в современных условиях, принадлежат регламент личного статуса, включая брак и развод, несовершеннолетие и опекунство, родство, усыновление, семейную собственность, наследование, совместную собственность, религиозные институты.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |