Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение правовой культуры в формировании профессионального правосознания



2015-12-07 1511 Обсуждений (0)
Значение правовой культуры в формировании профессионального правосознания 0.00 из 5.00 0 оценок




Правовая культура в целом зависит от уровня развития правового сознания населения (глубины освоения правовых ценностей, правовая информированность). Уровень развития правосознания проявляется в правоотношениях различного рода, в различных сферах правовой деятельности (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной). Существенную роль на развитие правовой культуры общества оказывает властная деятельность государственных органов (правоприменение). Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов институционального (структура и порядок взаимоотношений органов госаппарата) и не институционального характера (компетентность, правовая информированность). Правовая культура связана с реализацией права на всех уровнях правовой деятельности.

Правовая культура включает в себя и всю систему законодательства (конституцию, федеральные конституционные и федеральные законы, подзаконные акты, акты органов местного самоуправления). Определяющее значение имеет и степень освоения этими нормативно-правовыми актами общепризнанных ценностей международного права, немаловажна и технико-юридическая составляющая законодательства (уровень правовой техники, совершенство формы нормативно-правового акта, информативность и непротиворечивость законодательства, совершенство правореализационного механизма). Все это свидетельствует о качественной стороне правовой культуры.

В целом структура правовой культуры может быть представлена как системное трехуровневое образование: уровень правосознания, уровень правовой деятельности, уровень развития системы законодательства. Хотя единства в этом вопросе среди специалистов нет. Некоторые авторы считают, что элементами правовой культуры являются все общезначимые компоненты правовой действительности: право, правосознание, правоотношения, законность, правопорядок и др. Другие считают, что элементами правовой культуры являются такие уровневые состояния, как правосознание, субъекты правовой культуры, правовые тексты, правовая деятельность. Существует точка зрения, что в состав правовой культуры входят следующие культурные комплексы: право, правотворческая деятельность, правовая наука, правоотношения, правовые учреждения, правовое поведение.

Правовая культура является отражением интересов и отношений различных социальных групп и личностей. Она способствует формированию определенных стандартов правомерного поведения, предполагает определенный уровень правового мышления и специфических способов правовой деятельности. Правосознание (знание права, отношение к праву, навыки правового поведения) и правовая культура выступают средствами обеспечения правового воздействия. Правовая культура является результатом всей юридической деятельности.

Профессионально-правовую культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную и как содержательную категории. Профессионально-правовая культура предполагает глубокие, формализованные знания законодательства, понимание механизма правового регулирования и наличие качественных навыков предметно-практической деятельности. Профессионализм юриста проявляется во взаимодействии с другими сферами культуры. В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой культуры и культуры нравственной, религиозной, политической и др. Основными составляющими профессионально-юридической культуры являются в целом и профессионально-правовая, и профессионально-нравственная сферы культурной деятельности.

73. Правовой идеализм и правовой нигилизм.

Правовой нигилизм - негативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения.

2. В современном российском обществе выделяются различные формы проявления правового нигилизма.

Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов:

умышленные уголовные преступления;

гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения;

осуществление преступной деятельности в организованных формах;

сращивание преступного мира и части госаппарата;

распространение криминальных отношений в обществе (рэкет и т. д.);

контроль организованной преступности за частью бизнеса;

давление, шантаж, заказные убийства представителей частного бизнеса и государственных структур.

Массовое неисполнение и нарушение правовых норм:

незнание либо игнорирование права гражданами на бытовом уровне;

неисполнение законодательства госорганами;

прибегание гражданами к неправовым способам споров.

Распространение антиправовой психологии:

появление в обществе признаваемых значительной частью населения особых социальной норм, оправдывающих антиправовое поведение;

эстетизация преступности, появление большого количества художественной литературы, кинофильмов, воспевающих преступность;

сознательная либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни. "Война законы"

создание параллельной системы законодательства (например, дополнительное регулирование регламентированных законом отношений различными ведомственными актами, носящими "правозаменительный" характер; правовое противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами федерации (например, Татарстан, Башкортостан);

издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти. Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "целесообразности"' принятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей государственными чиновниками, работниками милиции, прокуратуры, иных государственных, в том числе правоохранительных органов.

Массовое нарушение прав и свобод человека:

повседневное нарушение прав и свобод человека государственными органами, особенно при осуществлении правоохранительной деятельности;

частая невозможность законными средствами защитить свои права и свободы;

незащищенность и негарантированность права на жизнь (гибель около 30 тысяч человек в год от рук преступников, 5 тысяч в год в мирное время в Вооруженных Силах РФ, около 100 тысяч - в Чечне, большое количество различных аварий, несчастных случаев).

Низкий авторитет суда и иных правоохранительных органов, который возникает в результате:

длительной бюрократической волокиты при рассмотрении судебных споров (некоторые споры рассматриваются годами);

больших материальных затрат, необходимых на ведение процесса (пошлины, труд адвокатов);

косного, равнодушного отношения к людям со стороны многих работников судебно-правоохранительных органов;

большого количества судебных ошибок, неправосудных приговоров;

распространенности нарушения прав человека при правоохранительной деятельности и исполнении наказаний;

слабости исполнительного аппарата судов;

высокого процента нераскрытых преступлений;

иных причин.

Теоретические формы правового нигилизма

ряд положений марксистско-ленинского учения, культивируемого в советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение права (например, право - средство угнетения народных масс);

отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;

новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право;

ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

3. Основными причинами, способствовавшими появлению и развитию правового нигилизма в российском обществе, считаются:

особенности исторического развития (монголо-татарское иго, опричнина Ивана Грозного и др.);

самодержавный, деспотический характер власти;

крепостное право;

отсутствие развитых демократических и правовых традиций;

распространенность неправовых способов решения споров;

репрессивный характер права на протяжении как дореволюционной эпохи, так и советского времени;

теория и практика диктатуры пролетариата (ее неограниченность рамками права), сталинские репрессии;

распространенные в советскую эру административно-командные методы в экономике и политике, фактическое преобладание подзаконных актов над законами;

трудности современного переходного периода;

несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы;

повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий;

несовершенство правовой системы.

4. Признаками современного российского правового нигилизма являются:

широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и социальных групп - чиновников, сотрудников правоохранительных органов и др.);

многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

соединение правового нигилизма с формами социального и иного протеста (особо жестокие антиправительственные выступления, перекрытие железных дорог);

усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях

как должного и имеющего свои преимущества явления).

5. К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:

укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

гарантированность прав и свобод человека;

совершенствование правовой системы;

повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности;

обеспечение в стране правопорядка;

правовое воспитание.

6. Основными методами борьбы с правовым нигилизмом являются:

убеждение;

поощрение;

принуждение;

наказание.

5. Правовой идеализм.

1. Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.

Основными формами проявления правового идеализма являются:

нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление "писаного" и "неписаного" права);

слепая вера граждан в "хорошие законы", которые способны быстро изменить жизнь;

буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом;

идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непонимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отношения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кавказа и т.д);

увлечение формальной стороной права (например при рассмотрении многих судебных дел).

2. К причинам распространения правового идеализма в российском обществе относятся:

особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций;

историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозглашение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуществление многих государственных замыслов - строительство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и отмена социализма сверху;

культивируемый десятилетиями и столетиями "правовой голод";

идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;

неразвитое и деформированное правосознание;

юридическое невежество;

дефицит политико-правовой культуры.

3. Основными путями борьбы с правовым идеализмом являются:

укрепление режима законности в стране;

гарантированность прав и свобод граждан;

уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества;

уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов;

усиление реалистичности юридический науки;

создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

правовое воспитание.

4. Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимосвязанные явления.

Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм.

Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

74. Понятие, предмет и стадии правового регулирования.

Правовое регулирование - это воздействие всей системы юридических средств на общественные отношения с целью их упорядочения. С.А. Комаров отмечает, что «под правовым регулированием общественных отношений мы понимаем лишь одну из форм воздействия права на общественные отношения; воздействие при помощи специфически-правовых средств: норм права, правоотношений, актов реализации» .

Предмет правового регулирования образуют общественные отношения, требующие правового воздействия. Метод правового регулирования раскрывает способы правового воздействия. Метод правового регулирования состоит из следующих элементов:

· нормативное обеспечение за участниками общественных отношений возможности приобретать права и обязанности;

· условия (фактические обстоятельства), приводящие в действие юридические нормы;

· субъективные права и обязанности;

· меры юридического обеспечения поведения субъектов правоотношений.

Правовое регулирование как специально-юридическое воздействие связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, прежде всего, через правоотношения.

Таким образом, правовое регулирование - это воздействие права на общественные отношения при помощи системы специальных юридических средств (С.А. Комаров).

Механизм правового регулирования включает в себя в общем виде нормы права, правоотношение и акты реализации правовых норм. Следовательно, нормы права являются правовой основой правового регулирования и правового воздействия. Правовое регулирование есть собственно воздействие норм права, правоотношений и актов реализации на общественные отношения. Механизм правового регулирования включает в себя влияние всей юридической действительности (совокупности всех юридических форм и средств) на поведение субъектов права.

Непосредственным предметом правового регулирования является поведение участников общественных отношений. Однако правовому регулированию подвергается далеко не всякое поведение человека. Право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей. Правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь.

Наиболее распространенными методами правового регулирования являются императивный и диспозитивный.

При императивном регулировании один из участников правоотношений находится в подчиненном положении по отношению к другому. Этот метод применяется при регулировании конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и подобных правоотношений.

Диспозитивный метод регулирует правоотношения, основанные на равенстве участников, отсутствии власти и подчинения между ними. С помощью диспозитивного метода регулируются отношения в частно-правовой сфере.

Иногда еще выделяются поощрительный (вознаграждение за правомерное поведение), рекомендательный (рекомендация определенного социального полезного поведения) методы.

В целях достижения согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средстваотвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.

К средствам социального регулирования относятся социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Но норма - хотя и основное, далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т. д.

В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

Правовое регулирование обычно понимается, как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу, необходимо, понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.

Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения позволяют перевести правовые нормы из сферы «должного» в сферу «сущего», в повседневную практическую жизнь человека и общества.

Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Так, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок по поводу земли спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли. Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует целям права - упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, которой является земля.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, на поведение людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

На разных исторических этапах развития общества и государства в зависимости от экономических, политических, идеологических и иных факторов имелась определенная сфера правового регулирования.

В тех условиях, когда сфера регулирования была незначительна и формальна, когда не использовались возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникала угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно было упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к их социальной пассивности.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения,которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному обмену ценностями, например, имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.

Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, т.е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.

Способы и типы правового регулирования

Способ Сущность способа Примеры
Дозволение Предоставленная субъекту возможность совершать определенные им самим активные действия в своих собственных интересах Право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом
Позитивное обязывание Возложение на лицо обязанности совершать активные позитивные действия Обязанность уплатить налоги
Запрет Возложение на лицо обязанности не совершать каких-либо действий Запрет переходить улицу на красный свет

Способы правового регулирования - пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы. Разные ученые по-разному рассматривают этот вопрос. Некоторые выделяют следующие способы правового регулирования: а) дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия; б) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; в) позитивное обязывание - возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.).

В.В. Лазарев называет те же способы правового регулирования, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение. По его мнению метод - это совокупность юридических способов правового регулирования, а способы - это своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод.

Следовательно, процесс правового регулирования в каждом конкретном случае различен - в зависимости от выполнения правовых обязанностей - добровольно или под принуждением.

Ряд ученых рассматривают запрет как разновидность обязанности (обязанность не совершать запрещенные законом действия), выделяя при этом лишь два основных способа регулирования: дозволение иобязанность.

В перечень основных способов правового регулирования иногда включают правомочие (наделение лица возможностью требовать определенного поведения от других лиц). И правомочие, и дозволение являются мерой возможного поведения. Основное же отличие правомочия от дозволения состоит в том, что лицо не может реализовать предоставленное ему право лишь собственными действиями, и должно прибегнуть к помощи другого лица.

Дополнительными способами правового регулирования являютсястимулы (закрепление нормами права материальных и духовных благ, которые может получить лицо, действующее правомерно) и санкции (меры наказания за неисполнение позитивных обязываний и запретов, установленных правовыми предписаниями). В процессе правового регулирования государство использует способы правового регулирования в самых различных сочетаниях, которые зависят от предмета регулирования.

В праве выделяют общедозволительный и запретительный типы регулирования. Общедозволительный тип - «разрешенным считается все, что прямо не запрещено законом» - применяется при регулировании правового статуса личности, реализации ею своих прав и свобод. Запретительныйтип регулирования исходит из формулы – «запрещено все, что не разрешено законом» - так регулируется правовой статус государственных органов и отношения между ними. Например, должностное лицо обладает только теми полномочиями, которые указаны в законе, и не вправе произвольно расширять свою компетенцию, даже если это прямо не запрещено законом или должностной инструкцией. Иной тип регулирования неизбежно привел бы к анархии и произволу.

75. Механизм правового регулирования.

Механизм правового регулирования представляет собой систему юридических средств, организованных в целях преодоления препятствий при реализации субъективных прав, обязанностей и интересов субъектов права.

Механизм правового регулирования является механизмом реализации нормативности права и стабилизации общественных отношений. Как процесс правовое регулирование состоит из следующих стадий: правотворчество и его влияние на регламентацию общественных отношений; возникновение субъективных прав и субъективных обязанностей; осуществление права посредством реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей в конкретном правоотношении; применение права.

Специфическими юридическими средствами правового регулирования является установление запретов, дозволений, предписаний, элементов правового статуса и компетенции общих и специальных субъектов права (индивидуальных и коллективных), правовых форм и их взаимодействия между собой. Норма права является основой действия механизма правового регулирования; условия действия механизма правового регулирования заключены в гипотезе правовой нормы. Субъективные права и обязанности содержатся в диспозиции нормы права, а меры обеспечения правомерного поведения заключены в санкции. Таким образом, норма права в механизме правового регулирования играет главную роль, выступая в роли предпосылки действия остальных его элементов. Нормы права упорядочивают общественные отношения путем установления субъективных прав и возложения юридических обязанностей. Реализации определенного права всегда соответствует выполнение соответствующей юридической обязанности.

При анализе влияния нормы права как элемента в механизме правового регулирования, важно учитывать ее действие в статическом и динамическом состояниях. В целом, норма права создает определенную модель правового регулирования. Гипотезы, включая в себя определение тех или иных юридических фактов, опосредуют динамику правоотношений, диспозиции обеспечивают нормирование, моделирование отношений, а санкции, являясь содержательно дополнением диспозиции, стабилизируют действие этого механизма через установление наказания за неисполнение предписаний диспозиции. При этом норма права в целом выполняет реализацию правовосстановительных и штрафных санкций через регулятивное и охранительное воздействие (функции).

Норма права закрепляет модель поведения (строгий формализм нормы права) и в тоже время опосредует движение общественных отношений (через конкретное наполнение фактическим содержанием гипотез правовых норм). Но нормы права реализуются в правоотношениях общего и конкретного характера.

Правоотношение устанавливает персональную меру возможного и должного поведения, где общее нормативное правило детализируется в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности субъектов. Конкретизация правовых норм в поведении субъектов происходит, прежде всего, через правосубъектность. Правоотношение, устанавливая правовую связь между его сторонами, детализирует объем субъективных прав и обязанностей каждой стороны. Правоотношение опосредует движение всех элементов механизма правового регулирования, так как в конкретном правоотношении осуществляется реализация нормативных установлений. Связи сторон правоотношения являются сложными, когда каждая из сторон несет по отношению друг к другу комплекс прав и обязанностей. Реализация прав может быть или непосредственной, или опосредованной - через правоприменение.

Акты реализации юридических прав и обязанностей проявляются через следующие основные формы реализации права: использование правовых возможностей, исполнение правовых предписаний, соблюдение правовых запретов. Это действия субъектов правоотношения в форме соблюдения, исполнения и использования своих прав и обязанностей. Правоотношения и акты реализации относятся наряду с нормами права к элементам механизма правового регулирования. Указанные формы реализации права являются непосредственными в отличие от применения права, когда принимаются охранительные и регулятивные правовые акты специально уполномоченными компетентными государственными органами. Одновременно применение права является формой контроля - за непосредственными формами реализации права. Правоприменительная реализация гарантирует осуществление права, если для непосредственной реализации создаются препятствия различного характера.

Значение элементов механизма правового регулирования связано в целом с укреплением нормативной основы общества, режима законности и стабилизации правопорядка. Итак, механизм правового регулирования строится на взаимосвязях и отношениях следующих элементов: нормы права, правоотношения, актов реализации прав и обязанностей, актов применения права.

 

76. Методы правового регулирования.

Наиболее распространенными методами правового регулирования являются императивный и диспозитивный.

При императивном регулировании один из участников правоотношений находится в подчиненном положении по отношению к другому. Этот метод применяется при регулировании конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и подобных правоотношений.

Диспозитивный метод регулирует правоотношения, основанные на равенстве участников, отсутствии власти и подчинения между ними. С помощью диспозитивного метода регулируются отношения в частно-правовой сфере.

Иногда еще выделяются поощрительный (вознаграждение за правомерное поведение), рекомендательный (рекомендация определенного социального полезного поведения) методы.

В целях достижения согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование).

Основными способами правового регулирования выступают дозволение, обязывание и запрещение.

Дозволение - это предоставление субъектам правовой возможности на совершение определенных действий по реализации субъективных прав и интересов. Дозволение в диспозиции юридической нормы указывает на правовую возможность. Дозволение используется все шире в случаях, когда государство сокращает сферу применения своих властных полномочий, передавая решение определенных проблем индивидуальному и общественному регул



2015-12-07 1511 Обсуждений (0)
Значение правовой культуры в формировании профессионального правосознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение правовой культуры в формировании профессионального правосознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1511)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)