Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъекты и объекты правоотношения



2015-12-07 787 Обсуждений (0)
Субъекты и объекты правоотношения 0.00 из 5.00 0 оценок




Государство охраняет правоотношения, защищая их добросовестных участников, поэтому в нормах права определяется кто может быть субъектом правоотношения и какими качествами должен обладать субъект правоотношения. Чтобы быть признанным субъектом правоотношений, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособностью называется способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, то есть способность обладать правами и нести юридические обязанности. Правоспособность присуща человеку с момента рождения и является особым юридическим качеством, так как объем правоспособности определяется правовыми нормами. Только из норм права можно заключить кто может обладать правоспособностью.

Дееспособностью называется способность своими активными действиями самостоятельно реализовывать субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность также является юридическим свойством, так как определяется нормами права.

Правоспособность и дееспособность составляют понятие правосубъектности. Иногда правосубъектность называют право-дееспособностью.

Круг субъектов правоотношений достаточно широк. Прежде всего, следует назвать физических лиц, среди которых выделяются граждане, иностранные граждане, лица без гражданства(апатриды) , лица с двойным гражданством (бипатриды).

Граждане занимают главенствующее положение, они выступают субъектом правоотношений всех отраслей права. Граждане как субъекты правоотношений обладают субъективными правами и юридическими обязанностями.

Иностранцы, лица без гражданства также могут быть субъектами правоотношений. Пользование субъективными правами и выполнение обязанностей закрепляется в соответствующих нормативным актах. Находящиеся на территории России, обязаны уважать конституцию РФ, соблюдать российское законодательство. В отношении иностранцев и лиц без гражданства предусмотрены некоторые ограничения. Например, они не могут избирать в представительные органы и быть туда избранными, не имеют права занимать государственные должности.

Субъектами правоотношений могут быть социальные общности - население региона, трудовой коллектив, народ, нация. Они могут быть субъектами правоотношений лишь в строго определенных законом случаях. Ст. 130 Конституции РФ предусматривает, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью. Однако, чаще всего социальные общности действуют через государственные и общественные органы.

Кроме физических лиц субъектами правоотношений являются юридические лица. Юридическое лицо - это зарегистрированная в государственных органах организация, обладающая организационным единством, обособленным имуществом, способная выступать от своего имени.

Организационное единство означает, что организация имеет свою структуру, внутреннюю иерархию. Юридические лица также имеют свое имущество, принадлежащее им на праве собственности им на основании другого вещного права. Юридические лица имеют свое наименование, выступают во внешних связях от своего имени .

Юридические лица подразделяют на государственные и негосударственные. К первому виду относятся государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государство. Государственные органы выполняют функции управления и обладают властными полномочиями. Правовое положение государственных органов характеризуется их компетенцией - совокупностью полномочий. Государственные учреждения не обладают властными полномочиями.

Государственные предприятия - это занимающиеся хозяйственной деятельностью и владеющие имуществом на либо праве полного хозяйственного ведения, их называют унитарными предприятиями, либо на праве оперативного управления, тогда эти предприятия называют казенными. Полное хозяйственное ведение характеризуется тем, что предприятие, обладающее имуществом, может им владеть пользоваться и распоряжаться. То же характерно и для оперативного управления, однако здесь собственник имущества, в частности государство, вправе изъять и перераспределить имущество.

Государство в целом выступает в качестве субъекта правоотношений в государственно-правовых взаимосвязях, например, в межгосударственных договорах. Иногда государство выступает как субъект имущественных правоотношений, например в отношении права собственности на бесхозное имущество, при выпуске облигаций.

К негосударственным юридическим лицам относятся общественные объединения, хозяйственные объединения - акционерные общества, общества с ограниченной ответственность, и др., а также религиозные организации.

Существует и другая классификация юридических лиц. Они могут делиться на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческими называются юридические лица, которые имеют целью своей деятельности - получение прибыли от хозяйственной предпринимательской деятельности. К ним относятся и государственные и негосударственные организации. Так, коммерческими организациями могут быть и негосударственные предприятия, например, акционерные общества, и государственные унитарные предприятия.

Некоммерческими называются организации, которые не преследуют цели получения прибыли. Это и общественные организации, и религиозные организации, а также государственные

органы и учреждения.

 

В самом общем смысле объект - это то, на что направлено действие участников правоотношений. Более конкретно, объектом может называться то, по поводу чего возникают правоотношения. К объектам относятся 1)материальные и духовные блага; 2) действия людей.

Материальными благами являются предметы материального мира - вещи. При этом, следует отличать вещи в физическом смысле и вещь в юридическом смысле.[li] В юридическом смысле это вещи, которыми возможно реальное обладание со стороны субъектов. Так, не могут быть объектом правоотношений небесные светила. Во-вторых в юридическом смысле понимаются вещи, которые в реальном мире пока не существуют, но ожидаются в будущем. Например, урожай будущего года, нефть, которые может быть добыта в будущем.

Существует классификация вещей, которая предполагает деление их на движимые и недвижимые. К последним относятся строения, сооружения. Вещи также бывают делимые и неделимые.

Делимые можно разделить на составные части, и при этом, вещь не утрачивает своего функционального предназначения. Деление производится без вреда для вещи. Например, дом можно разделить между разными собственниками.

Неделимые вещи при их делении либо вовсе утрачивают свое функциональное предназначение, либо приобретают новое качество. Неделимые вещи подразделяются на простые и сложные.[lii] Сложной называется ) совокупность вещей, соединенных в одно целое механически и технически, и, в следствие такого соединения, утратившими свое самостоятельно значение. Например, часовой механизм,[liii] б) группа вещей, в которой отдельные вещи не связаны механически и технически между собой. Каждая их них - это обособленная самостоятельная вещь. Но все вместе они составляют единое целое по своему назначению. Например, мебельный гарнитур, библиотека

Простая вещь представляет собой единое целое, не являющееся совокупностью различных элементов.

При характеристике объекта правоотношения следует выделять главную вещь и принадлежность к вещи. Главная вещь имеет в этой системе главное, независимое значение. Принадлежность к вещи не имеет самостоятельного значения, служит дополнением к первой и следует за её судьбой. Примером может служить картина и рамка.

К категориям вещей относят плоды и доходы, которые также являются принадлежностью главной вещи.

Наконец вещи можно разделить на вещи, обладающие родовыми признаками и обладающие индивидуальными признаками. Первые определены мерой и весом, их возможно заменить. Например, мешок зерна, сумма денег.

Юридическое значение индивидуально-определенных вещей обусловлено их особыми, чисто индивидуальными качествами. Их свойства делают эти вещи незаменимыми. Например, редкое издание книги, антикварная вещь, ювелирная вещь и др.

К нематериальным благам относятся произведения музыки, живописи, литературы, честь, достоинство, деловая репутация.

Объектом правоотношений могут быть также действия людей. Иногда под ними подразумевают услуги, но объектом могут быть свои собственные действия. Например, избирательное право реализуется именно через собственные действия избирателей.

Следует помнить, что объектом правоотношений могут быть только такие действия, которые физически выполнимы, то есть возможность которых не исключается законами природы. Кроме того, действия должны иметь четкое внешнее выражение. Так, не могут быть объектом правоотношения чувства - любовь, благодарность и т.д., Объектом правоотношения может быть также только такое действие, которое не противоречит нормам права. Например, право не может признать договора, в силу которого одна сторона требует от другой совершения преступления. Совершение преступления не может являться объектом правоотношения.

В дореволюционной литературе объектом правоотношений признавались и люди. Например, Е.Н. Трубецкой указывал, что муж может являться объектом права жены, и наоборот.[liv]

Некоторые авторы предлагают различать материальный, юридический, волевой объекты.[lv] К материальным объектам относятся материальные и духовные блага. Юридический объект - поведение обязанного лица, на которое вправе рассчитывать управомоченный. Наличие волевого объекта означает, что воля индивида ставится в подчинение воле законодателя, следовательно воля является объектом, так как на нее направлено правовое регулирование.

Контрольно-измерительный материал №24

1. Проблема понимания юридической ответственности. Цели и функции юридической ответственности.

Юридическая ответственность - это понятие, которое характеризуется рядом признаков.

Во-первых, юридическая ответственность представляет собой негативную государственно-правовую оценку совершенного противоправного деяния. Реакция государства в виде юридической ответственности может наступить только в результате правонарушения, то есть виновного, противоправного деяния.

Во-вторых, юридическая ответственность всегда связана с государственным принуждением, то есть при привлечении к юридической ответственности всегда имеет место государственно-правовое принуждение к исполнению обязанностей. Конечно, как уже говорилось, не каждый случай применения государственного принуждения может содержать в себе привлечение к ответственности. Важной проблемой в юридической литературе является проблема соотношения юридической ответственности как вида государственного принуждения с иными его видами. Государственное принуждение является неотъемлемым признаком всех охранительных средств. Юридическая ответственность - это часть государственного принуждения, которое также может включать в себя меры защиты, то есть принудительное исполнение обязанностей (как правило в гражданском праве), меры предупреждения, меры пресечения.

В-третьих, юридическая ответственность представляет собой обязанность правонарушителя претерпевать лишения, связанные с изменением его юридического статуса. Признание субъекта правонарушителем изменяет его юридический статус. Лишения или негативные последствия для правонарушителей могут носить личный и имущественный характер: ограничение свободы, умаление чести и достоинства, материальные издержки.

В-четвертых, реализация юридической ответственности происходит в определенных законодательством формах. Применение мер ответственности к правонарушителю осуществляется в соответствии с процессуальными нормами.

Не менее значимыми для выделения понятию юридической ответственности является уяснение цели и функционального назначения ответственности. Целями юридической ответственности являются: охрана правопорядка, возмещение вреда потерпевшему, нравственное преобразование сознания правонарушителя. Цели ответственности опосредуются в её функциях, которые она выполняет. К ним относятся 1) карательная или штрафная - выражается в неблагоприятных последствиях для правонарушителя; 2) превентивная или воспитательная - выражается в предупреждении правонарушений, побуждении субъектов права к соблюдению и исполнению правовых норм;[lvi] 3) восстановительная - состоит в возмещении вреда, нанесенного в результате правонарушения.

 

2. Устранение и преодоление пробелов в праве.

Юридический термин - «восполнение пробелов» несет в себе два значения - устранение пробелов, в смысле их уничтожения, ликвидации и преодоления пробела, то есть «заделывание» пустоты в конкретных случаях применения права. Необходимо отличать устранение пробелов от их преодоления. Устранение пробелов возможно путем нормотворчества, которое осуществляется государственными органами, имеющими соответствующие правомочия. В России правоприменительные органы, к которым относится прежде всего суд, не имеют права издавать нормативные установления. В юридической литературе дискутировался вопрос: может ли Верховный суд Российской Федерации и Высший арбитражный суд устранять пробелы, так как их предписания обязательны для правоприменительных органов. Если подходить к решению этого вопроса с формальной точки зрения, то Верховный суд или Высший арбитражный суд не могут устранять пробелы, поскольку они не являются правотворческими органами, так же как судебная практика не признается источником права. Однако при наличии пробелов в законодательстве, в случае, если право отстает от развития общественных отношений, указанные органы могут издавать положения, которые являются дополнением правового регулирования. Это называется предварительным восполнением пробелов, так как руководящие разъяснения высших органов судебной власти обладают практически всеми признаками нормативного акта.

Правоприменительные органы в состоянии преодолевать, в смысле обходить пробелы. Следует отметить, что устранению, то есть ликвидации пробела, как правило, предшествует его преодоление, так как момент установления пробела и момент его устранения растянуты во времени, а правоприменительные органы должны незамедлительно разрешить конкретное юридическое дело. Поэтому правоприменителю предоставляется возможность преодолевать пробелы. Основным способом преодоления пробелов является применение права по аналогии. Юридической науке известны известно два вида аналогии: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона - это решение юридического дела на основании сходной, наиболее близкой по содержанию нормы права, которая предусматривает аналогичный случай. При аналогии закона сходство рассматриваемого дела и тех обстоятельств, которые предусмотрены нормой, должно быть существенным, при этом выводы по аналогии невозможны, если аналогия прямо запрещена законом.

Аналогия права - это решение юридического дела на основании общего смысла и общих принципов права.

Использование аналогии может быть вызвано только исключительными обстоятельствами и индивидуальное предписание на основе аналогии не должно противоречить какому-либо предписанию закона. Применение аналогии должно содержать убедительную мотивировку её использования.

Деятельность правоприменительного органа по восполнению пробелов в праве относится к индивидуальному поднормативному регулированию, к «усмотрению», осуществляемому в процессе применения права.[lvii] Правоприменитель в процессе своей деятельности в конкретном случае решает задачу преодоления пробела. В результате создается правило, предписание для конкретного случая, тем самым правоприменитель распространяет нормы права на те общественные отношения, к которым эти нормы прямо не относятся. Они вступают в действие только в результате издания правоприменительного акта.

При аналогии допускается как положительное, так и отрицательное решение дела.[lviii] Так, рассматривая гражданское дело, суд вправе при пробеле, используя аналогию, удовлетворить иск и отказать в иске. Важно то обстоятельство, что суд не может каким-либо образом воспрепятствовать рассмотрению дела по существу, если у истца имеются все процессуальные основания, а у суда полномочия на применение аналогии.

 

 

Контрольно-измерительный материал №25

1. Нормативный акт как источник права.

Нормативный акт является формой права, которая является преобладающей в большинстве государств..Нормативный акт - это официальный документ, исходящий от государственного органа, содержащий в себе нормы права. Нормативный акт обладает следующими признаками: 1) он содержит нормы права, то есть правила поведения, рассчитанные на неопределенное число случаев. Правда это правило содержит исключения, например, бюджет, нормативные акты, по которым выделяются субсидии и т.п. Поскольку в этих случаях нет нормы права, можно утверждать, что они носят формальный характер; 2) Нормативный акт исходит от государства и представляет собой прямое выражение воли органов власти. В зависимости от того кем принимается нормативный акт, его можно отнести к тому или иному виду; 3) Принятие нормативного акта происходит в строго установленном порядке. В первую очередь это касается законов.

 

Существуют следующие виды нормативных актов.

 

1. Закон - нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом или народом, обладающий вышей юридической силой. Законы также обладающим характерными свойствами: 1) принимаются парламентом страны, 2)регулируют наиболее важные сферы жизни общества, 3)рассчитаны на многократное применение, 4)принимаются в особом порядке, который называется регламентом;5) подлежат опубликованию; 6) отменяются и изменяются в особом порядке.

Законы разделяются на несколько видов. В зависимости от значимости и юридической силы выделяют конституционные и текущие законы. Оба этих вида регулируют наиболее значимые сферы общественной жизни общества и государства, но в отличие от текущих, конституционные принимаются в развитие положений Конституции и утверждаются в особом порядке. Так, для принятия конституционного закона необходимо не менее двух третей голосов депутатов в Государственной Думе и одобрение верхней палаты - Совета Федерации.

В зависимости от органа принимающего законы, они делятся на федеральные, действующие на всей территории Российской федерации и законы субъектов федерации, действующие на территории этих субъектов и принимаемые представительными органами субъектов федерации.

Кроме того, можно выделить отраслевые законы, касающиеся сферы общественных отношений, регулируемой определенными отраслями права икомплексные, содержащие в себе нормы нескольких отраслей. Например, Закон о здравоохранении и т.п.

Среди законов можно выделить такой вид как кодексы. Кодекс - это единый законодательный акт, систематизирующий какую-либо область права. Зачастую кодекс пересматривает ранее действующее законодательство. Кодексы издаются для удобства реализации права или правоприменения.

2)Подзаконные акты. Они обладают нормативной силой, обязательны к исполнению, не должны противоречит законам К ним относятся 1) Указы Президента Российской федерации; 2) Постановления Правительства Российской Федерации; 3) Приказы и инструкции министерств и ведомств, регулирующие отношений в подведомственной сфере. Предусмотрена обязательная ведомственных актов в Министерстве юстиции РФ.

На территории субъектов федерации действуют акты местной исполнительной власти, так глава администрации субъекта федерации вправе издавать распоряжение. Кроме того, издаются акты местных муниципальных органов, локальные нормативные акты.

Все нормативные акты имеют определенные правила действия во времени, пространстве, по кругу лиц.

Говоря о действии нормативного акта во времени, следует ввиду порядок вступления его в силу, момент прекращения действия и применение нормативного акта, к отношениям, возникшим до его принятия, то есть речь идет об «обратной силе закона».

В Российской федерации нормативно-правовые акты вступают в действие одним из следующих способов.

1. В тексте закона или иного нормативного акта указывается календарная дата, с которой он приобретает юридическую силу;

2. В тексте закона или иного нормативного акта может содержаться указание на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление его в законную силу - «с момента подписания», «с момента опубликования»;

3. Если в тексте закона или иного нормативного акта не содержится особых указаний о его вступлении в юридическую силу, то они вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования.

4. Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования.

Официальными изданиями являются «Российская газета», «Собрание законодательства Российской федерации».

5. Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования;

6. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов федерации, муниципальных органов определяется самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в трех основных случаях 1) по истечении срока действия закона или иного нормативного акта, если он имел срочный характер;2) в случае прямой отмены нормативного акта управомоченным органом. В данном случае должно быть прямое указание на отмену, которое содержится в специальном акте; 3) принятия управомоченным органом нового нормативного акте равной или большей силы, регулирующего тот же круг общественных отношений.[lix]

 

2. Злопотребление правом.

Субъективное право и свобода лица не безграничны. Пределами осуществления субъективных прав являются те границы, которые установлены нормами права. В любом обществе есть лица, которые произвольно используют свои субъективные права, нарушая общественное равновесие, тем самым злоупотребляют своими правами. Установление пределов осуществления субъективных прав представляет собой попытку реализовать действительное правовое равенство в государстве.

Специфическая черта злоупотребления - это соединение в нем правомерности и неправомерности: с одной стороны лицо ведет себя вполне допустимо с формальной точки зрения, но по сути оно нарушает установленные пределы.

В законодательстве нет точного определения того, какое именно поведение лица является злоупотреблением права. Признать его таковым могут правоприменительные органы. Правоприменитель в каждом конкретном случае должен решать самостоятельно какие пределы осуществления субъективных прав нарушены. Наиболее универсальным и существенным пределом являются права и интересы других лиц. Право одного субъекта заканчивается там, где начинается право другого. Ряд ученых утверждает, что субъективные права необходимо предоставлять таким образом, чтобы их никто не был в состоянии нарушить. Однако на практике это невозможно, так как можно злоупотребить любым субъективным правом.[lx]

Пределом осуществления субъективных прав также можно считать разумность и добросовестность действий. Здесь большое значение имеет моральный аспект. Закрепление этого предела призвано ориентировать правоприменителей на то, что соблюдение моральных принципов нередко играет важную роль в разрешении правовых вопросов. Современное гражданское законодательство предусматривает три варианта злоупотребления правами: 10 злоупотребление с прямым умыслом и исключительно с целью нанести ущерб интересам третьих лиц (шикана[lxi]); 2) деяние хотя и не имеющее такой цели, но объективно причиняющее вред другим лицам; 3) осуществление гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В качестве общей санкции за злоупотребление правом Гражданский кодекс предоставляет суду возможность отказать в защите принадлежащего лицу права, а если имела место шикана, то суд вправе обязать виновную сторону возместить причиненный потерпевшему вред. В случае действий, направленных на ограничение конкуренции предусмотрены санкции, установленные антимонопольным законодательством.

 

 

Контрольно-измерительный материал №26

1. Принципы права.

Принцип права- это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Общеправовые:

Справедливость означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально- правовым положением.

Гуманизм- законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещающие различные деяния, посягающие на человеческое достоинство.

Демократизм- в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительского и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами.

Юридическое равенство граждан перед законом и судом.

Единство прав и обязанностей (независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, места жительства и т.д.). Нет и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав.

Федерализм- присущ тем правовым системам, которые существуют только в федеративных государствах и означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства.

Законность- система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно.

Сочетание убеждения и принуждения. Убеждать- значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора. Убеждение может осуществляться в правовой сфере через юридические средства, законные интересы, льготы. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности. Принуждать- значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления, ограничивая свобод их выбора. Принуждение может осуществляться через юридические средства как меры пресечения, приостановления пользования правами, наказания.

2. Содержание правоотношения.

Правоотношения обладают материальным и юридическим содержанием. Материальное содержание - это фактическое поведение, которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить. Иными словами, - это те фактические общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Юридическое содержание правоотношения - это субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения.

Субъективное право и юридическая обязанность определяют конкретную меру юридической свободы в осуществлении интересов и регулировании поведения участников правоотношения.

Термин "субъективное" означает принадлежность права конкретному субъекту как участнику правоотношения. Субъективное право производно от объективного. При этом права человека признаются как явление, объективно присущее обществу, стремящемуся осуществить принцип: "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех". Существуют различные философские и юридические концепции, в которых человек и его права рассматриваются как нечто независимое от изменений, происходящих в обществе. Такова, например, классическая школа "естественного права".

Субъективное право - предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения. Первая и самая главная черта, которая характеризует субъективное право, - это возможность использования его по собственному усмотрению. Этим субъективное право отличается от юридической обязанности. Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением тех случаев, когда субъективное право одновременно является и юридической обязанностью (полномочия органов государства и должностных лиц).

Юридически возможное поведение имеет две формы своего проявления. Во-первых, юридически возможным является любое поведение личности, если только такое поведение не запрещено законом. Это не регулируемое правом поведение. В правовом государстве вмешательство и государства, и его органов в жизнедеятельность общества, и особенно в индивидуальную свободу граждан, имеет четко очерченные границы.

Юридическое дозволение - эта сфера незапрещенного. Существует множество поступков человека, которые не регулируются правом. Они подпадают под действие принципа, применяемого к гражданам в правовом государстве: "Все, что не запрещено, дозволено". Есть дозволения иного рода. Они нуждаются в соответствующем правовом оформлении и обеспечении государством. Их предусматривают в нормах права. Им корреспондируют обязанности других субъектов. Это как раз то, что называется субъективным правом.

В отличие от простой незапрещенности субъективное право юридически обозначено и закреплено в правовой норме как вид и определенная мера поведения. Оно имеет формальную определенность. Норма может предусматривать несколько вариантов возможного поведения.

Субъективное право включает несколько правомочий независимо от его содержания и отраслевой принадлежности: во-первых, правомочие обладать определенным благом (например, право собственности включает такие специфические для него правомочия, как владение, пользование и распоряжение определенным имуществом); во-вторых, правомочие на совершение определенных действий (лицо обладает правомочием вести себя определенным образом); в-третьих, правомочие, которое позволяет субъекту потребовать от другого участника правоотношения юридической обязанности (например, арендодатель имеет право потребовать от арендатора выполнения обязанностей, обусловленных договором аренды); в-четвертых, в случае нарушения субъективного права, невыполнения другой стороной своих обязанностей, обусловленных правоотношением, возникает правомочие обратиться за защитой в судебный орган (если арендатор не вносит арендную плату, а требования этого оказывается недостаточно, арендодатель имеет право обратиться с иском в суд или арбитражный суд).

Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника правоотношения. В отличие от субъективного права нельзя отказаться от исполнения юридической обязанности. Отказ от исполнения юридической обязанности является основанием для юридической ответственности. Ответственность возникает и в том случае, если субъект недобросовестно относится к исполнению обязанностей, действует вразрез с требованиями правовой нормы. Точно так же, как и субъективное право, юридическая обязанность является мерой поведения субъекта правоотношения. Мера - это те границы осуществления обязанности, которые предусмотрены в правовой норме. Выход за эти границы означает либо недобросовестное отношение к обязанности, либо злоупотребление, посягательство на субъективное право другого участника правоотношения. Основой юридической обязанности является социальная необходимость. Социальная необходимость в определенном поведении людей порождается системой сложившихся общественных отношений.

В зависимости от того, какой вид поведения предусматривается диспозицией правовой нормы, юридические обязанности бывают либо активные, либо пассивные. Активные обязанности закрепляют необходимость действия, а пассивные - необходимость воздержания от действий, запрещенных нормами права.

 

Контрольно-измерительный материал №27

1. Англо-саксонская правовая система.

Структура английского права объясняется его историей. Английское право формировалось без каких-либо забот о логике в ходе судебной процедуры. Как уже говорилось, наиболее элементарным с самых первых шагов в изучении права романо-германской правовой системы является деление права на частное и публичное. Такое деление отсутствует в праве Англии. Это деление в принципе критиковалось английскими юристами, так как в этой идее видели отказ государства подчиняться праву.

Другая особенность англосаксонской правовой системы - деление права наобщее право(common law) и право справедливости (law of equity) . Общее право - это совокупность судебных прецедентов. Процесс его становления начался еще VI в. н. э. Основу общего права составили нормы обычного права, использованные разъездными королевскими судами при рассмотрении дел и выраженные в судебных отчетах. Такие обычные нормы считались общими для всего королевства. Позднее общее право включило в себя и нормы законодательства, получившие судебное истолкование. Общее право отличалось крайним формализмом, казуистичностью, противоречивостью. Право справедливости появилось примерно XIII в., когда каждый свободный житель королевства, не удовлетворенный решениями общих судов, мог обратиться к королю, который разрешал его дело. Позже эти функции стал выполнять лорд-канцлер. Следовательно, право справедливости - совокупность правовых норм, которая создавалась судом канцлера, с тем, чтобы дополнять, а иногда пересматривать систему общего права.. Канцлер, не создавал новых норм, наоборот, он всегда высказывал уважение к праву, однако считалось, что следовать праву - не значить пренебрегать нормами морали. Именно во имя морали осуществлялось вмешательство канцлера. Объективно общее право было призвано исправлять недостатки общего права. В результате судебной реформы 1873 и 1875 гг. нормы «общего права» и « права справедливости» стали применяться в рамках единой системы судов. Сейчас существует процедура общего права и права справедливости , но фактически обе эти процедуры применяют одни и те же судьи. Однако, по прежнему и в настоящее время деление английского права на общее право и право справедливости присутствует, и это деление остается отличительной чертой английского права.

Английское право имеет такую отличительную черту как институт траста.Траст (trust) является число английской категорией. Его сущность состоит в следующем: лицо, учреждающее доверительную собственность, оговаривает, что некоторое имущество будет управляться одним или несколькими лицами в интересах одного или нескольких лиц, которых называют бенефициантами. Характерно, что французский юрист увидел бы здесь институт представительства. Но это не так, траст - это собственность, то есть владение, использование, распоряжение. Право собственности ограничивается в данном случае не юридическими рамками, а нормами морали.

Как мы уже видели, романо-германская правовая система образует стройный ансамбль, замкнутую сферу, где любой вопрос может и должен быть разрешен теоретически, путем толкования действующей нормы права. [lxii] английское право - открытая система, оно выступает как метод, который позволяет решить любой вопрос, но не содержит норм, подлежащих применению при любых обстоятельствах. Техника английского права заключается в том, чтобы на базе имеющихся норм, установить новую норму.[lxiii]

Основным источником англосаксонского права является судебный прецедент. Если в странах романо-германской правовой системы судебная практика играет второстепенную роль, то в Англии- иное дело. Судебная практика в Англии не только применяет, но и создает нормы права. Правило прецедента включает в себя три основных положения: 1) Решения, вынесенные палатой лордов являются обязательными для всех английских судов; 2) Решения, принятые Апелляционным судом обязательны для всех ниже стоящих с



2015-12-07 787 Обсуждений (0)
Субъекты и объекты правоотношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъекты и объекты правоотношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (787)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)