Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Форма государства: понятие, элементы



2015-12-07 453 Обсуждений (0)
Форма государства: понятие, элементы 0.00 из 5.00 0 оценок




Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.


47. По­ня­тие фор­мы прав­ле­ния

Фор­ма со­вре­мен­ных го­су­дарств раз­ли­ча­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем. Фор­ма прав­ле­ния - это ор­га­ни­за­ция вер­хов­ной го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти. Она влия­ет на струк­ту­ру выс­ших го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов и прин­ци­пы их взаи­мо­дей­ст­вия.

В го­су­дар­ст­вен­ном пра­ве при­ня­то раз­ли­чать две ос­нов­ные фор­мы прав­ле­ния: мо­нар­хию и рес­пуб­ли­ку. Для мо­нар­хии ха­рак­тер­но то, что власть гла­вы го­су­дар­ст­ва пе­ре­да­ет­ся по на­след­ст­ву, и она счи­та­ет­ся не­за­ви­си­мой от ка­кой-ли­бо дру­гой вла­сти, го­су­дар­ст­вен­но­го ор­га­на или из­би­ра­те­лей. Для рес­пуб­ли­ки ха­рак­тер­ным яв­ля­ет­ся то, что гла­ва го­су­дар­ст­ва - пре­зи­дент - яв­ля­ет­ся вы­бор­ным и смен­ным, а власть счи­та­ет­ся про­из­вод­ной от пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на или из­би­ра­те­лей. В на­стоя­щее вре­мя раз­ни­ца в сте­пе­ни де­мо­кра­тич­но­сти ме­ж­ду мо­нар­хи­ей и рес­пуб­ли­кой яв­ля­ет­ся от­но­си­тель­ной. В ин­ду­ст­ри­аль­но раз­ви­тых го­су­дар­ст­вах раз­ни­ца ме­ж­ду мо­нар­хи­ей и рес­пуб­ли­кой за­клю­ча­ет­ся в струк­ту­ре го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов и взаи­мо­от­но­ше­ни­ях.

Мо­нар­хи­че­ская фор­ма прав­ле­ния име­ет сей­час ме­сто в ря­де го­су­дарств ми­ра, боль­шин­ст­во из ко­то­рых ин­ду­ст­ри­аль­но раз­ви­ты. Ар­ха­ич­ный ин­сти­тут мо­нар­ха со­хра­нил­ся как тра­ди­ци­он­ный ин­сти­тут и как ре­зерв­ный ин­сти­тут за­щи­ты су­ще­ст­вую­ще­го строя.

В ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва име­ли ме­сто не­сколь­ко раз­но­вид­но­стей мо­нар­хи­че­ской фор­мы прав­ле­ния. Пре­ж­де все­го, это аб­со­лют­ная мо­нар­хия, ее ос­нов­ная чер­та - все­вла­стие мо­нар­ха и от­сут­ст­вие кон­сти­ту­ции. Эта фор­ма прав­ле­ния встре­ча­лась в го­су­дар­ст­вах фео­даль­но­го ти­па и в со­вре­мен­ных раз­ви­тых го­су­дар­ст­вах прак­ти­че­ски не встре­ча­ет­ся.

Для кон­сти­ту­ци­он­ной мо­нар­хии ха­рак­тер­но ог­ра­ни­че­ние пол­но­мо­чий гла­вы го­су­дар­ст­ва и на­ли­чие кон­сти­ту­ции. Кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия, в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни ог­ра­ни­че­ния пол­но­мо­чий мо­нар­ха, де­лит­ся на дуа­ли­сти­че­скую и пар­ла­мен­тар­ную. В дуа­ли­сти­че­ской мо­нар­хии власть при­над­ле­жит мо­нар­ху и пар­ла­мен­ту. В за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти пол­но­мо­чия мо­нар­ха силь­но ог­ра­ни­че­ны, но за­то дос­та­точ­но ши­ро­ки в об­лас­ти осу­ще­ст­в­ле­ния ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. В на­стоя­щее вре­мя в чис­том ви­де та­кая фор­ма прав­ле­ния не встре­ча­ет­ся. Наи­бо­лее сей­час рас­про­стра­нен­ной фор­мой мо­нар­хи­че­ско­го го­су­дар­ст­ва яв­ля­ет­ся пар­ла­мен­тар­ная мо­нар­хия, она име­ет ме­сто в ря­де ин­ду­ст­ри­аль­но раз­ви­тых стран: Ве­ли­ко­бри­та­ния, Япо­ния, Шве­ция, Нор­ве­гия, Да­ния, Ни­дер­лан­ды, Бель­гия. В пар­ла­мен­тар­ной мо­нар­хии власть мо­нар­ха в об­лас­ти за­ко­но­да­тель­ст­ва прак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ет и в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ог­ра­ни­че­на и в об­лас­ти ис­пол­ни­тель­ной вла­сти.

Рес­пуб­ли­кан­ская фор­ма прав­ле­ния - са­мая рас­про­стра­нен­ная в со­вре­мен­ных го­су­дар­ст­вах. По срав­не­нию с мо­нар­хи­че­ской фор­мой прав­ле­ния, рес­пуб­ли­кан­ская яв­ля­ет­ся наи­бо­лее про­грес­сив­ной. Две наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные ее фор­мы - это пре­зи­дент­ская и пар­ла­мен­тар­ная рес­пуб­ли­ки.

В пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке пре­зи­дент об­ла­да­ет зна­чи­тель­ны­ми пол­но­мо­чия­ми и яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но гла­вой го­су­дар­ст­ва и гла­вой пра­ви­тель­ст­ва. Пост пре­мьер-ми­ни­ст­ра тут от­сут­ст­ву­ет, и пра­ви­тель­ст­во фор­ми­ру­ет­ся вне­пар­ла­мент­ским пу­тем. Пра­ви­тель­ст­во не от­вет­ст­вен­но пе­ред пар­ла­мен­том, и пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся не­за­ви­си­мо от пар­ла­мен­та. Ха­рак­тер­ная чер­та пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ки - же­ст­кое раз­де­ле­ние вла­стей на за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную. Ос­нов­ным при­зна­ком это­го раз­де­ле­ния яв­ля­ет­ся боль­шая са­мо­стоя­тель­ность го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов по от­но­ше­нию друг к дру­гу.

В пар­ла­мен­тар­ной рес­пуб­ли­ке фор­ми­ро­ва­ние пра­ви­тель­ст­ва про­ис­хо­дит на пар­ла­мент­ской ос­но­ве, и оно от­вет­ст­вен­но пе­ред ним. Гла­ва го­су­дар­ст­ва вы­пол­ня­ет глав­ным об­ра­зом пред­ста­ви­тель­ские функ­ции, хо­тя по кон­сти­ту­ции его пол­но­мо­чия мо­гут быть ши­ро­ки­ми, од­на­ко пра­ви­тель­ст­во за­ни­ма­ет ос­нов­ное ме­сто в го­су­дар­ст­вен­ном ме­ха­низ­ме и осу­ще­ст­в­ля­ет управ­ле­ние стра­ной. Пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся, как пра­ви­ло, пар­ла­мен­том и осу­ще­ст­в­ля­ет свои пол­но­мо­чия с одоб­ре­ния пра­ви­тель­ст­ва.

В ми­ре су­ще­ст­ву­ют и та­кие фор­мы рес­пуб­ли­кан­ско­го прав­ле­ния, ко­то­рые но­сят чер­ты и пар­ла­мен­тар­ной, и пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ки, - сме­шан­ная, или по­лу­пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка. При­ме­ром та­кой рес­пуб­ли­ки яв­ля­ет­ся Фран­ция. При та­кой сме­шан­ной фор­ме пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся вне­пар­ла­мент­ским пу­тем и об­ла­да­ет ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чия­ми. Он фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ст­во без уча­стия пар­ла­мен­та, но воз­глав­ля­ет его пре­мьер-ми­нистр. Од­на­ко, пре­зи­дент в этом слу­чае об­ла­да­ет пол­но­мо­чия­ми на­прав­лять дея­тель­ность пра­ви­тель­ст­ва. При­ме­ры: Рос­сия, Фин­лян­дия, Пор­ту­га­лия.

Нель­зя так­же об­де­лить на­шим влия­ни­ем и су­пер­пре­зи­дент­ские рес­пуб­ли­ки, где гла­ва го­су­дар­ст­ва име­ет ши­ро­чай­шие пол­но­мо­чия. При­ме­ром та­кой рес­пуб­ли­ки яв­ля­ет­ся ряд го­су­дарств в Ла­тин­ской Америке.


48. По­ня­тие фор­мы го­су­дарст­вен­но­го уст­рой­ст­ва

Под фор­мой го­су­дар­ст­вен­но­го уст­рой­ст­ва сле­ду­ет по­ни­мать по­ли­ти­ко-тер­ри­то­ри­аль­ное уст­рой­ст­во го­су­дар­ст­ва, в том чис­ле по­ли­ти­ко-пра­во­вой ста­тус его со­став­ных час­тей и взаи­мо­от­но­ше­ния цен­тра и го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов в ре­гио­нах го­су­дар­ст­ва.

При­ня­то раз­ли­чать две ос­нов­ные фор­мы го­су­дар­ст­вен­но­го уст­рой­ст­ва: уни­тар­ное го­су­дар­ст­вен­ное уст­рой­ст­во и фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ст­вен­ное уст­рой­ст­во.

Уни­тар­ное го­су­дар­ст­во - это еди­ное го­су­дар­ст­во, ко­то­рое под­раз­де­ля­ет­ся на ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы, не имею­щие по­ли­ти­че­ской са­мо­стоя­тель­но­сти.

Фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ст­во со­сто­ит из не­сколь­ких го­су­дар­ст­вен­ных об­ра­зо­ва­ний, об­ла­даю­щих соб­ст­вен­ной ком­пе­тен­ци­ей в об­лас­ти осу­ще­ст­в­ле­ния го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти и в об­лас­ти го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния.

К при­зна­кам уни­тар­но­го го­су­дар­ст­ва от­но­сят­ся:

1. еди­ная кон­сти­ту­ция и еди­ная пра­во­вая сис­те­ма;

2. еди­ная сис­те­ма выс­ших ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти и управ­ле­ния;

3. еди­ное гра­ж­дан­ст­во;

4. еди­ная су­деб­ная сис­те­ма и осу­ще­ст­в­ле­ние пра­во­су­дия на ба­зе еди­ных норм пра­ва;

5. де­ле­ние тер­ри­то­рии на ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы, не об­ла­даю­щие по­ли­ти­че­ской са­мо­стоя­тель­но­стью;

6. под­чи­не­ние ме­ст­ных ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти цен­траль­ным ор­га­нам го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти.

Фе­де­ра­тив­ная фор­ма го­су­дар­ст­вен­но­го уст­рой­ст­ва име­ет мень­шее рас­про­стра­не­ние в го­су­дар­ст­вах ми­ра. К фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ст­вам от­но­сят­ся, на­при­мер, та­кие го­су­дар­ст­ва, как США, Ка­на­да, Швей­ца­рия, Гер­ма­ния, Ав­ст­рия, Ав­ст­ра­лия, Ар­ген­ти­на, Бра­зи­лия, Ве­не­су­эла, Мек­си­ка, Ма­лай­зия, Ин­дия и т.д. Для боль­шин­ст­ва фе­де­ра­тив­ных го­су­дарств ми­ра ха­рак­тер­но то, что фе­де­ра­цию со­став­ля­ют го­су­дар­ст­вен­ные об­ра­зо­ва­ния, как то шта­ты, зем­ли, кан­то­ны, про­вин­ции, ко­то­рые и яв­ля­ют­ся субъ­ек­та­ми фе­де­ра­ции и на­де­ле­ны оп­ре­де­лен­ны­ми пол­но­мо­чия­ми.

Боль­шин­ст­во фе­де­ра­тив­ных го­су­дарств не об­ла­да­ют су­ве­ре­ни­те­том, хо­тя ино­гда он за­кре­п­лен в кон­сти­ту­ции фе­де­ра­ции. Фе­де­ра­тив­ные го­су­дар­ст­ва, в от­ли­чие от уни­тар­ных го­су­дарств, об­ла­да­ют сле­дую­щи­ми ха­рак­тер­ны­ми для них при­зна­ка­ми:

1. В от­ли­чие от уни­тар­но­го го­су­дар­ст­ва, тер­ри­то­рия фе­де­ра­тив­но­го го­су­дар­ст­ва не пред­став­ля­ет со­бой еди­но­го це­ло­го, а со­сто­ит из тер­ри­то­рий субъ­ек­тов. Субъ­ек­ты фе­де­ра­ции в боль­шин­ст­ве го­су­дарств не яв­ля­ют­ся го­су­дар­ст­ва­ми в соб­ст­вен­ном смыс­ле, т.к. не об­ла­да­ют су­ве­ре­ни­те­том, ко­то­рый пред­по­ла­га­ет не­за­ви­си­мость го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти как внут­ри го­су­дар­ст­ва, так и во внеш­них сно­ше­ни­ях.

2. Как пра­ви­ло, субъ­ек­ты на­де­ля­ют­ся уч­ре­ди­тель­ной вла­стью в во­про­се при­ня­тия соб­ст­вен­ной кон­сти­ту­ции. Как пра­ви­ло, со­юз­ные кон­сти­ту­ции пред­пи­сы­ва­ют субъ­ек­там при­ни­мать кон­сти­ту­ции, не про­ти­во­ре­ча­щие по­ло­же­ни­ям со­юз­ной.

3. Субъ­ек­ты фе­де­ра­ции на­де­ля­ют­ся пра­вом при­ни­мать соб­ст­вен­ные за­ко­ны в пре­де­лах их ком­пе­тен­ции, ус­та­нов­лен­ной в фе­де­раль­ной кон­сти­ту­ции. Пра­во­вые ак­ты субъ­ек­тов дей­ст­ву­ют толь­ко на тер­ри­то­рии субъ­ек­та.

4. Субъ­ек­ты, как пра­ви­ло, име­ют соб­ст­вен­ную пра­во­вую и су­деб­ную сис­те­мы.

5. Субъ­ек­ты име­ют, как пра­ви­ло, двой­ное гра­ж­дан­ст­во, т.е. ка­ж­дый гра­ж­да­нин субъ­ек­та яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но и гра­ж­да­ни­ном сою­за.

6. Фе­де­ра­тив­но­му го­су­дар­ст­ву, как пра­ви­ло, при­су­ща двух­па­лат­ная струк­ту­ра со­юз­но­го пар­ла­мен­та. Ниж­няя па­ла­та со­юз­но­го пар­ла­мен­та пред­став­ля­ет со­бой об­ще­со­юз­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва и из­би­ра­ет­ся по тер­ри­то­ри­аль­ным из­би­ра­тель­ным ок­ру­гам, а верх­няя пред­став­ля­ет субъ­ек­тов фе­де­ра­ции.

7. Субъ­ек­ты име­ют свои за­ко­но­да­тель­ные, ис­пол­ни­тель­ные и су­деб­ные ор­га­ны.

Сре­ди фе­де­ра­тив­ных го­су­дарств вы­де­ля­ет­ся Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция, ко­то­рая пред­став­ля­ет со­бой асим­мет­рич­ную фе­де­ра­цию, ко­то­рой при­сущ не­оди­на­ко­вый ста­тус субъ­ек­тов. Так, на­при­мер, рес­пуб­ли­ки име­ют соб­ст­вен­ную кон­сти­ту­цию, гра­ж­дан­ст­во, а край или об­ласть - нет.


49. По­ли­ти­че­ский ре­жим

По­ли­ти­че­ский ре­жим и го­су­дар­ст­вен­ный по­ли­ти­че­ский ре­жим по сво­ему со­дер­жа­нию от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га. Так, на­при­мер, по­ли­ти­че­ский ре­жим - по­ня­тие бо­лее ши­ро­кое, не­же­ли го­су­дар­ст­вен­ный по­ли­ти­че­ский ре­жим, и вклю­ча­ет в се­бя не толь­ко прие­мы и ме­то­ды по­ли­ти­че­ско­го вла­ст­во­ва­ния, но и прие­мы и ме­то­ды дея­тель­но­сти не­го­су­дар­ст­вен­ных по­ли­ти­че­ских ор­га­ни­за­ций (по­ли­ти­че­ских пар­тий, сою­зов, клу­бов и т.п.).

Го­су­дар­ст­вен­ные по­ли­ти­че­ские ре­жи­мы мо­гут быть де­мо­кра­ти­че­ски­ми и ан­ти­де­мо­кра­ти­че­ски­ми (то­та­ли­тар­ны­ми, ав­то­ри­тар­ны­ми, ра­си­ст­ски­ми).

Де­мо­кра­тия - это на­ро­до­вла­стие, оно яв­ля­ет­ся ядром де­мо­кра­ти­че­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го ре­жи­ма. Для де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма ха­рак­тер­ны сле­дую­щие при­зна­ки:

1.Пре­дос­тав­ле­ние ши­ро­кой сво­бо­ды лич­но­сти, пред­при­яти­ям и ор­га­ни­за­ци­ям в сфе­ре эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти, ко­то­рая при де­мо­кра­ти­че­ском по­ли­ти­че­ском ре­жи­ме со­став­ля­ет ос­но­ву ма­те­ри­аль­но­го бла­го­сос­тоя­ния гра­ж­дан.

2.При­зна­ние рав­но­пра­вия гра­ж­дан.

3.Ре­аль­ная га­ран­т. прав и сво­бод лич­но­сти и ре­аль­ная воз­мож­ность реа­ли­зо­вать дан­ные пра­ва и сво­бо­ды.

4.Воз­мож­ность ре­аль­но­го уча­стия гра­ж­дан в фор­ми­ро­ва­нии вла­ст­ных го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов и в осу­ще­ст­в­ле­нии го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти при по­мо­щи из­би­ра­тель­ной сис­те­мы и ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, воз­мож­ность кон­тро­ля за дея­тель­но­стью го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов по­сред­ст­вом ак­тив­но­го уча­стия в об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ских ор­га­ни­за­ци­ях.

5.На­ли­чие эф­фек­тив­ной и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной су­деб­ной за­щи­ты прав и сво­бод лич­но­сти от про­из­во­ла и без­за­ко­ния со сто­ро­ны ко­го бы то ни бы­ло.

6.Ре­аль­ное раз­де­ле­ние вла­стей на за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную.

7.Учет при осу­ще­ст­в­ле­нии го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ки ин­те­ре­сов как боль­шин­ст­ва, так и мень­шин­ст­ва все­го на­се­ле­ния, а так­же ин­те­ре­сов со­ци­аль­ных сло­ев, со­ци­аль­ных групп и на­цио­наль­ных групп.

8.На­ли­чие ле­галь­ной оп­по­зи­ции су­ще­ст­вую­щей го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти.

9.Плю­ра­лизм по­ли­ти­че­ских те­че­ний и идео­ло­гий, не про­ти­во­ре­ча­щих кон­сти­ту­ци­он­ным по­ло­же­ни­ям, де­мо­кра­ти­че­ско­му за­ко­но­да­тель­ст­ву, об­ще­че­ло­ве­че­ским нор­мам мо­ра­ли.

10.На­це­лен­ность за­ко­но­да­тель­ст­ва и го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ки на удов­ле­тво­ре­ние объ­ек­тив­ных по­треб­но­стей лич­но­сти и об­ще­ст­ва в це­лом.

11.При­зна­ние и осу­ще­ст­в­ле­ние на прак­ти­ке кон­сти­ту­ци­он­но­сти и за­кон­но­сти.

Де­мо­кра­ти­че­ские ре­жи­мы в раз­лич­ных стра­нах име­ют свои раз­но­вид­но­сти, ко­то­рые за­ви­сят от осо­бен­но­стей по­ли­ти­че­ской сис­те­мы, от рас­ста­нов­ки по­ли­ти­че­ских сил в об­ще­ст­ве и в го­су­дар­ст­вен­ном ме­ха­низ­ме и т.д.

Для ан­ти­де­мо­кра­ти­че­ских ре­жи­мов ха­рак­тер­ны сле­дую­щие при­зна­ки:

1.Ущем­ле­ние прав и сво­бод лич­но­сти, вос­при­пят­ст­во­ва­ние со сто­ро­ны вла­ст­ных струк­тур ее сво­бод­но­му раз­в.

2.Ого­су­дар­ст­вле­ние всех об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций.

3.Фак­ти­че­ская ли­к­ви­да­ция субъ­ек­тив­ных прав и сво­бод лич­но­сти, не­смот­ря на их за­кре­п­ле­ние в кон­сти­ту­ции.

4.При­мат го­су­дар­ст­ва над пра­вом, что яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем про­из­во­ла со сто­ро­ны го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов, а так­же след­ст­ви­ем на­ру­ше­ния за­кон­но­сти и след­ст­ви­ем ли­к­ви­да­ции пра­во­вых на­чал в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни.

5.Все­объ­ем­лю­щая ми­ли­та­ри­за­ция об­ще­ст­вен­ной жиз­ни и на­ли­чие во­ен­но-бю­ро­кра­ти­че­ско­го ап­па­ра­та, под­чи­няю­ще­го все дру­гие сфе­ры об­ще­ст­вен­ной жиз­ни.

6.От­сут­ст­вие ле­галь­ной оп­по­зи­ции су­ще­ст­вую­щей вла­сти.

7.Ли­к­ви­да­ция пар­ла­мен­та­риз­ма или пре­вра­ще­ние пред­ста­ви­тель­ных уч­ре­ж­де­ний в при­да­ток вла­сти од­но­го че­ло­ве­ка или уз­кой со­ци­аль­ной груп­пы.

8.Фак­ти­че­ская ли­к­ви­да­ция по­ли­ти­че­ских пар­тий и об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций, кро­ме пра­вя­щей по­ли­ти­че­ской пар­тии.

9.Кон­цен­тра­ция вла­сти в ру­ках гла­вы го­су­дар­ст­ва или пра­ви­тель­ст­ва.

10.От­каз от прин­ци­пов кон­сти­ту­ци­он­но­сти и за­кон­но­сти.

11.Ши­ро­кое при­ме­не­ние по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий.

Ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы мо­гут ус­та­нав­ли­вать­ся как при мо­нар­хи­че­ской, так и при рес­пуб­ли­кан­ской фор­мах прав­ле­ния. Ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы так­же име­ют свои раз­но­вид­но­сти.

Так, на­при­мер, край­няя фор­ма - фа­ши­ст­ский ре­жим, ко­то­рый пред­став­ля­ет со­бой от­кры­тую дик­та­ту­ру, осу­ще­ст­в­ляе­мую оп­ре­де­лен­ны­ми эко­но­ми­че­ски гос­под­ствую­щи­ми кру­га­ми об­ще­ст­ва. При оп­ре­де­лен­ных об­стоя­тель­ст­вах мо­гут ус­та­но­вить­ся и нео­фа­ши­ст­ские ре­жи­мы.

Дру­гой раз­но­вид­но­стью то­та­ли­тар­но­го ре­жи­ма яв­ля­ет­ся дик­та­тор­ский ре­жим, опо­рой ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ар­мия. При­ме­ры та­ких ре­жи­мов: Ирак и от­дель­ные стра­ны в Аф­ри­ке и Ла­тин­ской Аме­ри­ке.

Ко­неч­но, су­ще­ст­ву­ет це­лый ряд про­ме­жу­точ­ных форм ав­то­ри­тар­ных ре­жи­мов, ко­то­рые от­ли­ча­ют­ся раз­лич­ной сте­пе­нью ав­то­ри­тар­но­сти, од­на­ко ка­ж­дой из этих раз­но­вид­но­стей мо­жет быть свой­ст­ве­нен то­та­ли­та­ризм. При та­ких ре­жи­мах ли­бо за­пре­ще­на лю­бая по­ли­ти­че­ская дея­тель­ность, кро­ме по­ли­ти­ки дик­та­то­ра и его ок­ру­же­ния, ли­бо раз­ре­ше­на все­го од­на по­ли­ти­че­ская пар­тия или по­ли­ти­че­ское дви­же­ние, ко­то­рое ис­клю­ча­ет воз­ник­но­ве­ние оп­по­зи­ции.

Для то­та­ли­тар­но­го ре­жи­ма ха­рак­те­рен все­объ­ем­лю­щий кон­троль за все­ми про­яв­ле­ния­ми об­ще­ст­вен­ной жиз­ни и жиз­ни от­дель­ной лич­но­сти со сто­ро­ны ре­прес­сив­но­го го­су­дар­ст­вен­но­го ап­па­ра­та.


Функции государства

Функции государстваэто основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и кон­кретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и соци­альное назначение.

1. Охранительная функция: Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

2. Экологическая функция: Направлена на защиту экологии.

3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан: Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях. Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.”

4. Культурно - воспитательная функция: Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

5. Природоохранительная функция: Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

1. Функция защиты извне: Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации. Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.”

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

2. Функция сотрудничества с другими странами. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

3. Борьба с международной преступностью: В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

4. Участие в охране окружающей Среды: В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.


51. По­ня­тие ме­ха­низ­ма го­су­дар­ст­ва

Реа­ли­за­ция за­дач и функ­ций го­су­дар­ст­ва не­воз­мож­на без го­су­дар­ст­вен­но­го ме­ха­низ­ма, ко­то­рый ино­гда на­зы­ва­ет­ся так­же го­су­дар­ст­вен­ным ап­па­ра­том. Для это­го в про­цес­се в про­цес­се дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­ва соз­да­ют­ся го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны, ко­то­рые на­хо­дят­ся в стро­гом под­чи­не­нии и на­де­ле­ны пол­но­мо­чия­ми, со­от­вет­ст­вую­щи­ми их на­зна­че­нию. Сис­те­ма го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов, их ма­те­ри­аль­ная ба­за, с по­мо­щью ко­то­рых реа­ли­зу­ют­ся за­да­чи и функ­ции го­су­дар­ст­ва, и со­став­ля­ют го­су­дар­ст­вен­ный ме­ха­низм.

Го­су­дар­ст­вен­ный ме­ха­низм, или ап­па­рат, яв­ля­ет­ся вы­ра­же­ни­ем го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти, т.к. го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны - со­став­ные эле­мен­ты это­го ме­ха­низ­ма, они на­де­ле­ны вла­ст­ны­ми пол­но­мо­чия­ми, реа­ли­за­ция ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ет­ся при­ну­ди­тель­ной си­лой го­су­дар­ст­ва.

Го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны в де­мо­кра­ти­че­ском го­су­дар­ст­ве при­ня­то объ­е­ди­нять в оп­ре­де­лен­ные груп­пы. При­над­леж­ность го­су­дар­ст­вен­но­го ор­га­на к той или иной груп­пе го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов оп­ре­де­ля­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра их пол­но­мо­чий. По­это­му го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны при­ня­то клас­си­фи­ци­ро­вать на:

Þ пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти;

Þ ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти;

Þ су­деб­ные ор­га­ны;

Þ ор­га­ны про­ку­ра­ту­ры;

Þ ди­пло­ма­ти­че­ские ор­га­ны;

Þ ар­мию;

Þ по­ли­цию;

Þ раз­вед­ку.

Оли­це­тво­ре­ни­ем го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти яв­ля­ют­ся выс­шие ор­га­ны го­су­дар­ст­ва. К ним сле­ду­ет от­не­сти гла­ву го­су­дар­ст­ва (мо­нар­ха или пре­зи­ден­та), выс­шие пред­ста­ви­тель­ные уч­ре­ж­де­ния. Ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны яв­ля­ют­ся про­из­вод­ны­ми ор­га­на­ми и фор­ми­ру­ют­ся не­по­сред­ст­вен­но пар­ла­мен­том и гла­вой го­су­дар­ст­ва. Все ос­таль­ные го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны, как то су­деб­ные, ор­га­ны про­ку­рор­ско­го над­зо­ра, ди­пло­ма­ти­че­ские ор­га­ны и дру­гие, фор­ми­ру­ют­ся так­же при не­по­сред­ст­вен­ном уча­стие гла­вы го­су­дар­ст­ва и пар­ла­мен­та.

Пар­ла­мент­ские уч­ре­ж­де­ния, по сво­ему пра­во­во­му ста­ту­су, за­ни­ма­ют гла­вен­ст­вую­щие по­ло­же­ние в го­су­дар­ст­вен­ном ме­ха­низ­ме, т.к. толь­ко пар­ла­мент при­ни­ма­ет го­су­дар­ст­вен­ные ре­ше­ния, об­ле­кае­мые в фор­му за­ко­на, и ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны обя­за­ны ру­ко­во­дство­вать­ся по­ло­же­ния­ми этих за­ко­нов. Од­на­ко в жиз­ни гла­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние все боль­ше пе­ре­хо­дит к ор­га­нам ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Это на­блю­да­ет­ся в боль­шин­ст­ве со­вре­мен­ных го­су­дарств.

Ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти за­ни­ма­ют ве­ду­щее ме­сто в го­су­дар­ст­вен­ном ме­ха­низ­ме. Осо­бен­но это про­яв­ля­ет­ся в го­су­дар­ст­вах с пар­ла­мен­тар­ной фор­мой прав­ле­ния и в пре­зи­дент­ских рес­пуб­ли­ках. В со­вре­мен­ных де­мо­кра­ти­че­ских го­су­дар­ст­вах са­мо на­зва­ние “ис­пол­ни­тель­ная власть” во­все не оз­на­ча­ет, что выс­ший ис­пол­ни­тель­ный ор­ган го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти ис­пол­ня­ет ре­ше­ния, при­ня­тые выс­шим пред­ста­ви­тель­ным ор­га­ном. В со­вре­мен­ных го­су­дар­ст­вах пра­ви­тель­ст­во не толь­ко оп­ре­де­ля­ет по­ли­ти­ку го­су­дар­ст­ва, но и в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни на­прав­ля­ет дея­тель­ность пар­ла­мен­та.

Осо­бое ме­сто в го­су­дар­ст­вен­ном ме­ха­низ­ме со­вре­мен­ных де­мо­кра­ти­че­ских го­су­дарств за­ни­ма­ют су­деб­ные ор­га­ны. В кон­сти­ту­ци­ях этих го­су­дарств за­кре­п­ле­но, что су­дьи не­за­ви­си­мы и под­чи­ня­ют­ся толь­ко за­ко­ну. Они иг­ра­ют важ­ную роль в за­щи­те прав че­ло­ве­ка и час­то не толь­ко при­ме­ня­ют пра­во, но и са­ми соз­да­ют пра­во­вые нор­мы в ви­де су­деб­но­го пре­це­ден­та. Ор­га­ны пра­во­су­дия за­щи­ща­ют как прав че­ло­ве­ка от по­ся­га­тельств со сто­ро­ны ко­го бы то ни бы­ло, так и кон­сти­ту­ци­он­ный строй го­су­дар­ст­ва.

Сис­те­ма ор­га­нов про­ку­ра­ту­ру при­зва­на осу­ще­ст­в­лять над­зор за точ­ным и еди­но­об­раз­ным ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов ор­га­на­ми го­су­дар­ст­ва, пред­при­ятия­ми и уч­ре­ж­де­ния­ми, об­ще­ст­вен­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми и долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми, а так­же гра­ж­да­на­ми.

Боль­шое зна­че­ние для безо­пас­но­сти го­су­дар­ст­ва име­ют та­кие ор­га­ны, как ор­га­ны управ­ле­ния воо­ру­жен­ны­ми си­ла­ми - ми­ни­стер­ст­во обо­ро­ны, ми­ни­стер­ст­во внут­рен­них дел, ор­га­ны го­су­дар­ст­вен­ной безо­пас­но­сти, ор­га­ны раз­вед­ки.

Эти го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны, вы­пол­няя ка­ж­дый свои функ­ции, обес­пе­чи­ва­ют за­щи­ту го­су­дар­ст­ва от на­па­де­ния из­вне, безо­пас­ность го­су­дар­ст­ва внут­ри стра­ны, ди­пло­ма­ти­че­ское пред­ста­ви­тель­ст­во в ино­стран­ных го­су­дар­ст­вах и ме­ж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ци­ях.




2015-12-07 453 Обсуждений (0)
Форма государства: понятие, элементы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Форма государства: понятие, элементы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)