Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации



2015-12-07 2336 Обсуждений (0)
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Закон Российской Федерации от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях" является основным источником права в рассматриваемой области отношений, это следует из названия самого закона, очерченного в нем круга регулируемых отношений, а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательной власти. В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутого акта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепции регулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировке отдельных его положений. Из недостатков действующего в РФ Закона "об иностранных инвестициях" необходимо отметить следующие: Во-первых - чрезвычайную декларативность многих его положений. В частности, раздел "Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов" является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм, четко определяющих последствия принятия органами государства мер, нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов. Во-вторых - многие положения Закона оказались устаревшими практически в момент его принятия. Так, Закон предписывает регистрацию предприятий в Министерстве Финансов РФ, или в "ином, уполномоченном на то государственном органе". Ст 16.

В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г. иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации[1].

Для начала необходимо перечислить, что относится к источникам правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации. В первую очередь, естественно, назван сам Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. Во-вторых, «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. Не секрет, что регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено на стимулирование притока иностранных инвестиций в материальное производство. Законы и нормативные акты в области регулирования иностранных инвестиций можно разделить на три группы. В первую группу входят нормативные акты, регулирующие общие моменты любой предпринимательской и инвестиционной деятельности. В первую очередь это Конституция Российской Федерации как нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. Статья 8 Конституции Российской Федерации закрепляет единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также равную защиту всех форм собственности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Частная собственность защищена статьей 35 Конституции РФ. Гарантии судебной защиты регламентированы статьей 46 Основного закона. Статья 57 указывает на обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Статьи 71–73 разграничивают предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии со статьей 74 на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Также нормы, имеющие прямое или косвенное отношение к инвестиционной деятельности, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации. Параграф 2 главы 4 содержит положения о хозяйственных товариществах и обществах, а именно в предприятия, созданные в этих формах, и происходит основное привлечение иностранных инвестиций. Также значение для регулирования инвестиционной деятельности имеет раздел VI Гражданского кодекса, рассматривающий вопросы международного частного права. Общие положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности содержатся в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями и дополнениями от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г.).

Вторая группа прямо регулирует отдельные направления инвестиционной деятельности. В нее входят Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 24.07.2007 г.), определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливающий гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. В соответствии с указанным Федеральным законом все инвестиционные проекты подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации; кроме того иностранным инвесторам предоставляются льготные условия пользования землей и природными ресурсами. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г.) устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, и устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, касающиеся в том числе прав иностранных инвесторов. Инвестиции в особые экономические зоны регулируются Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Осуществление иностранным инвестором или российской компанией с иностранными инвестициями финансовой аренды (лизинга) подпадает под действие норм ГК и Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Третья группа включает в себя нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы деятельности организаций с иностранными инвестициями. В нее входят: Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», устанавливающие таможенные и налоговые платежи предприятий. Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями»[2].

Государственная регистрация иностранным инвестором юридического лица либо регистрация иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Большое значение имеют двусторонние соглашения и многосторонние договоры Российской Федерации. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации, как и в других странах, осуществляется в соответствии с международными договорами и с соблюдением норм международного права.

Можно выделить несколько основных обязательств, включенных в Соглашения, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. Договаривающиеся государства обязуются: поощрять и создавать благоприятные условия для инвестиций и связанной с ними деятельности; обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности; предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов в свободно конвертируемой валюте; государства соглашаются также на рассмотрение споров с инвестором по вопросам капиталовложений в международном арбитраже. В соглашениях содержатся также условия о предоставлении иностранному инвестору юридических гарантий: от политических и некоммерческих рисков, гарантий компенсации в случае национализации, гарантий от неконвертируемости валюты, от ущерба в случае войн и революций; государство обязуется обеспечивать в отношении капиталовложений справедливый и равноправный режим. Как уже говорилось, главной задачей в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику России должно являться предоставление иностранным инвесторам благоприятных условий для их притока. И одним из важнейших стимулов развития инвестиционной деятельности является обеспечение государством гарантий прав инвесторов. Защита инвестиций гарантируется Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» независимо от форм собственности. При этом всем инвесторам обеспечиваются равноправные условия деятельности.

Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранным инвесторам предоставляются следующие гарантии.

– Гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ (ст. 5 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Рассматриваемая гарантия включает также право на защиту своих интересов в суде, в том числе иностранные инвесторы вправе защищать свои экономические интересы в качестве третьих лиц в деле, рассматриваемом арбитражным судом Российской Федерации. Данная гарантия подразумевает и гарантию возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Акцентируем внимание на том, что Российская Федерация является участником Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.). Таким образом, инвестиционные споры могут быть рассмотрены в порядке, установленном названной конвенцией в арбитражном суде при Международном центре по урегулированию инвестиционных споров.

– Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.) Данная гарантия дает право иностранным инвесторам осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Будь то прямая инвестиция, т.е. приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, либо договорные формы осуществления иностранных инвестиций, либо договорная форма. Главная особенность такого рода иностранных инвестиций – участие в соглашении государства или уполномоченного государственного органа с частной компанией-инвестором. Система инвестиционных договоров может включать в себя договоры: купли-продажи, финансовой аренды (лизинга), строительного подряда, возмездного оказания услуг, коммерческой концессии, доверительного управления имуществом, простого товарищества (в том числе учредительный договор).

– Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

– Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Как закреплено в Конвенции о защите прав инвестора, заключенной в Москве в марте 1997 г., инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями в соответствии с указанной статьей вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

– Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Данная гарантия, закрепленная ст. 9 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г., защищает права иностранных инвесторов от изменений в законодательстве РФ, ухудшающих их положение.

– Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Если возник спор между иностранным инвестором в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, то он будет разрешаться в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

– Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Данная гарантия дает право иностранному инвестору после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов свободно использовать доходы и прибыль на территории Российской Федерации для реинвестирования или для иных не противоречащих законодательству Российской Федерации целей, а также может беспрепятственно переводить за пределы Российской Федерации доходы, прибыль и другие правомерно полученных денежные суммы в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями.

– Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст. 12 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Это означает, что иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный вывоз указанного имущества и информации за пределы Российской Федерации. В этом случае он не должен проходить квотирование, лицензирование, к нему не должны применяться другие меры нетарифного регулирования.

– Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

– Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

– Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Данная гарантия предоставляет право приобретения иностранным инвестором на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. То есть если иностранный инвестор захотел приобрести земельный участок или какое-либо здание, ему это право предоставлено в целях развития его инвестиционной деятельности на территории РФ.

Все вышеперечисленные гарантии прав иностранных инвесторов говорят о том, что российские законодатели делают всевозможное уравнивание в правах с российскими инвесторами для иностранных инвесторов, лишь бы они были заинтересованы во вложении инвестиций в российскую экономику. И для этого необходимо постоянное совершенствование налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства. В частности, хотелось бы сказать: чтобы добиться развития иностранных инвестиций важно пересмотреть систему государственных гарантий иностранным инвесторам, включая предоставление полноценной гарантии от изменения условий хозяйственной деятельности на протяжении периода реализации инвестиционного проекта; также должно быть проведено четкое разграничение критериев, пределов и размеров государственных гарантий и льгот для частных инвестиций между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, разделение обязательств и ответственности по таким гарантиям и льготам между органами государственной власти разных уровней, а также органами местного самоуправления. Речь идет о большой и многосторонней работе по совершенствованию правового регулирования. Я считаю, что необходимо подготовить и принять серию новых законов и других правовых актов, обеспечивающих гарантии государством прав иностранных инвесторов[3].

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача 1.Коммерческая организация приняла решение инвестировать на пятилетний срок свободные денежные средства в размере (PV) тыс. руб. имеются два альтернативных варианта вложений. По первому варианту средства вносят на депозитный счет банка с ежегодным начислением сложных процентов по ставке . По второму варианту средства передаются юридическому лицу в качестве ссуды, при этом на полученную сумму ежегодно начисляются простые проценты в размере .

Требуется определить наилучший вариант вложения денежных средств, не учитывая уровень риска.

Дано:

PV=50 тыс. руб.

=30%

=35%

n=5 лет

Решение:

Расчитываем по первому варианту:

FV=PV* – формула сложных процентов

FV=50000* =65000*3,71293=185646,5 руб.

Расчитываем по второму варианту:

FV=PV*(1+ *n) – формула простых процентов

FV=50000*(1+0,35*5)=137500 руб.

Из расчетов видно, что доход первого варианта больше дохода второго варианта, следовательно, организации выгодней использовать первый вариант, и положить денежные средства на депозитный счет в банк с ежегодным начислением сложных процентов по ставке 20%.

Задача 2. Коммерческая организация от реализации инвестиционного проекта получила доход в размере (FV) тыс. руб. Срок реализации инвестиционного проекта (i) при процентной ставке равной (r) %.

Требуется определить сумму инвестиций, вложенную в данный проект.

Дано:

FV=280 тыс. руб.

n=6 лет

r=10%

Решение:

PV=FV* – коэффициент комфоудирования

PV=280000* = 280000* =175000 руб.

PV=FV* – коэффициент дисконтирования

PV=280000* =270000* =158051,6 руб.

Из расчетов видно, что в проект было инвестировано 175000 руб. В случае со сложными процентами в проект было инвестировано 158051,6 руб.

Задача 3.Необходимо провести финансовую оценку инвестиционных проектов и выбрать наиболее приемлемый проект.

Для финансовой оценки следует рассчитать:

1. Чистую текущую стоимость;

2. Индекс рентабельности;

3. Срок окупаемости без учета временной стоимости денег;

4. Срок окупаемости с учетом временной стоимости денег;

5. Внутреннюю норму прибыли (графическим способом и методом интерации);

6. Определить значение точки Фишера (если это возможно);

7. На основании расчетов построить сводную таблицу (по расчетным показателям) и написать подробный вывод.

Дано:

 

Показатели Проект «А» Проект «Б»
Объем инвестиций, тыс. руб.
Срок эксплуатации, лет
Ежегодный доход, тыс. руб.
Дисконтная ставка, %

 

Решение:

1.Рассчитать чистую текущую стоимость проектов.

Строим проектный цикл по проекту «А» (тыс. руб.)

-290

 

= + + + + + + - 290 = + + + + + + - 290 = 62,281+54,632+47,923+42,038+36,875+32,347+28,374-290=14,47 тыс. руб.

Строим проектный цикл по проекту «Б» (тыс. руб.)

-310

 

 

= + + + + + + - 310 = + + + + + + - 310 = 70,175+61,557+53,998+47,366+71,55+36,447+31,971-310=33,064 тыс. руб.

Проект «А» и «Б» являются приемлемыми, но к реализации следует принять проект «Б», так как он больше проекта «А».

 

2.Рассчитываем индекс рентабельности.

Рассчитываем уровень рентабельности проекта «А»

= = 1,05 руб.

Рассчитываем уровень рентабельности проекта «Б»

= = 1,11 руб.

Таким образом, на каждую 1 тыс. руб. вложенную в проект инвестиций получает для проекта «А» 1,05 тыс. руб., а для проекта «Б» 1,11 тыс. руб.. Следовательно, к реализации необходимо принять проект «Б», так как рентабельность проекта «Б» выше рентабельности проекта «А», и эффективность тоже будет выше.

 

3.Рассчитать срок окупаемости без учета временной стоимости денег.

Период окупаемости с учетом временной стоимости денег для проекта «А».

1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
71<290 142<290 213<290 284<290 355>290

 

Период окупаемости с учетом временной стоимости денег для проекта «Б».

1 год 2 год 3 год 4 год
80<310 160<310 240<310 320>310

 

Срок окупаемости для проекта «А» произойдет на 5 год, для «Б» - на 4 год.

 

4.Рассчитываем срок окупаемости с учетом временной стоимости денег.

Рассчитываем период окупаемости с учетом временной стоимости денег для проекта «А».

= = 62,281< 290

= + = 116,913 <290

= + + = 164,836<290

= + + + = 206,874 <290

= + + + + = 243,749<290

= + + + + + = 276,096 <290

= + + + + + + =304,47>290

Рассчитываем период окупаемости с учетом временной стоимости денег для проекта «Б».

= = 70,175 < 310

= + = 131,732 < 310

= + + =185,73 < 310

= + + + = 233,096 < 310

= + + + + =274,646 <310

= + + + + +

= =4,08

= =3,87

Срок окупаемости с учетом временной стоимости денег для проекта «А» на 7 год и для проекта «Б» - на 6 год.

5.Рассчитать внутреннюю норму прибыли (графическим способом и методом интерации)

Графический метод.

= 14,47 тыс. руб.

= + + + + + + - 290 = + + + + + - 290 = 56,8+45,44+36,352+29,081+23,265+18,612+14,89-290= -65,56 тыс. руб.

= 33,064 тыс. руб.

= + + + + + + - 310 = + + + + + + - 310 = 66,667+55,556+46,296+38,58+32,15+26,792+22,327-310=-21,632 тыс. руб.

Метод интерации

IRR = + * ( )

= + + + + + + - 290 = + + + + + + - 290 = 61,739+53,689+46,684+40,595+35,299+30,695+26,691-290=5,389 тыс. руб.

= + + + + + + - 290 = + + + + + + - 290 = 60,169+50,991+43,214+36,621+31,035+26,301+22,289-290= -19,38 тыс. руб.

= 15+ *(18-15) = 15+ * 3 = 15,65%

= + + + + + - 310 =

2015-12-07 2336 Обсуждений (0)
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2336)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)