Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разделение властей как основной принцип правового государства



2015-12-07 515 Обсуждений (0)
Разделение властей как основной принцип правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Создание правового государства, отработка и совершенствование ее принципов - результат деятельности не одного поколения, правового государства не одного государства, а достижение всего человеческого сообщества.

 

Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить общие признаки. Во-первых, для правового государства характерно наличие развитого гражданского общества. Во-вторых, ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности, ответственности каждого за собственное благополучие. В-третьих, правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над правами государства. В четвертых, всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти.

 

Суверенитет народа - конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ - источник власти, государственный суверенитет носит представительский характер. В пятых, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе норм конституции, а также определенного верховенства законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех. Приоритет в государственном регулировании гражданских отношений средства разрешения над средством сдерживания. Это означает, что в правовом государстве действует принцип", разрешено все, что не запрещено законом. Средство разрешения применяется только в отношении к самой государства, что обязано действовать в пределах дозволенного, полномочий, что формально зафиксированы. Свобода и права других людей - единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не означает абсолютной свободы личности. Свобода каждого заканчивается там, где нарушается свобода других.

 

Характеристика правового государства раскрывается через взаимоотношения с гражданским обществом, личностью и правом. В правовом государстве меняются взаимоотношения правового государства и гражданского общества: одно не заменяет другое, а общественные институты не подменяют государственных, властных структур. Что же касается взаимоотношений государства и личности, то в правовом государстве личность защищена, ее права и свободы гарантированы. Положение лица, степень ее защищенности - главные критерии правового государства. Создание правового государства допускает невмешательства государства в социальную жизнь, освобождение ее от мелочной регламентации, вмешательство государственных органов в решение тех вопросов, с которыми могут полностью справиться различные общественные формирования. Для обеспечения подлинного народовластия государство полностью подчинено обществу, становится выразителем его интересов и в законодательной деятельности руководствуется общенародной волей, что выражается демократично. Взаимоотношения государства и права оцениваются через верховенство закона.

 

Следовательно, правовое государство - политическая организация, которая создает условия для жизнедеятельности индивидов, групп, институтов гражданского общества на основе права. Со становлением правового государства тесно связано гражданское общество. Формируются и гражданское общество, и правовое государство одновременно. В правовом государстве исключается диктатура некоего класса, политической партии, политического движения, бюрократии, происходит свободное состязание общественно-политических организаций в конституционных рамках. В правовом государстве высшим авторитетом обладает закон. Его соблюдение праздник, а наказание за пренебрежение его - неизбежно. Вся сила государственной власти, вся мощь общественного мнения, все возможности средств массовой информации направляются на защиту закона, правопорядка. Иначе неизбежны правовой нигилизм, новые варианты произвола властных или неладных общественных структур. В условиях правового государства реализуются гражданские права человека на уровне международно-признанных норм.

 

Рассмотрим конкретнее суть правового государства, ее принципы. В словосочетании "правовое государство" на первом месте стоит право, на втором - государство. Это означает верховенство права в обществе.

 

Во-первых, принцип разделения властей. Принцип - это не просто вывод прикладной политической науки, а методологическая основа. Суть в том, что где бы и как бы не функционировала государственная власть, ее демократичности всегда противостоит политический монополизм во всех его проявлениях. Только принцип разделения властей создает гарантии против узурпации, сосредоточение власти в руках одного лица или органа власти. Передовые мыслители Эпохи Возрождения сформулировали принцип разделения единой всеобъемлющей государственной власти на три вида: законодательную, исполнительную, судебную. Каждая из них должна быть, во-первых, относительно самостоятельной, во-вторых, уравновешивать другие. Принцип разделения властей послужил заделом для теории правового государства. Так, Кант (а именно с его именем связывают эту теорию) считал, что государство обеспечивает торжество права, требованиям которого сама подчиняется. Должно соблюдать общественно-политическое представительство граждан на всех уровнях государственного управления, чтобы осуществлять волю народа, всеобщее, равное и прямое избирательное право. Политические деятели не могут пользоваться прерогативами, не предоставленные им законом. Правовое государство характеризуется качеством собственно закона. Он должен быть справедливым, гуманным, закреплять неотъемлемые естественные права каждого человека: право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Но свобода не является абсолютной. Она допускает ограничения, то есть имеет определенную меру. Степени права является принцип всеобщего равенства, т.е. общей и равной для всех степени свободы: для государства и его органов, для отдельной личности и коллективов, для всех граждан страны. На основе гражданского общества должна воспитываться правосознание, иначе гражданское общество не сможет подчинить своей воле государственный аппарат.

 

Во-вторых, господства права, его приоритет над государством. Государство обеспечивает торжество права, требованиям которого оно именно подчиняется. Гражданское правовое состояние основывается на свободе каждого члена общества как человека, равенства его с каждым другим как подданным, самостоятельности каждого члена общества как гражданина. Граждане и государство, взаимно ответственные и равны перед законом. Верховенство закона предполагает выражения социальных интересов и воли народа.

 

В-третьих, обеспечение гарантий и прав граждан, высокий уровень защищенности личности. Эти права обеспечиваются через общественный договор с государственной властью в форме конституции, что ставит все без исключения государственные органы в полную зависимость от воли суверенного народа, потому что только народ и только народ является законным источником власти. Естественные и неотъемлемые права человека заключаются в том, что человек имеет право на жизнь и достойное существование; право на родину, на национальное (этническое) самоидентификацию, то есть установление тождества. Отсюда, естественность права на самоопределение. Кроме того, право на политическую свободу, свободу слова, печати, собраний, демонстраций, выбор представителей в государственные органы и органы политических партий и общественных организаций. Человек свободен в выборе мировоззрения, вероисповедания, культурных приоритетов, места жительства и др. Естественные права человека заключаются в равенстве перед законом, право на труд, на творчество, отдых. Особое место принадлежит праву частной собственности. Без экономической свободы нет свободы политической, нет гражданского общества.

 

В-четвертых, исходя из теории естественного права и общественного договора, компетенция гражданина - первичная, естественная, то есть не требует обоснования, тогда как возможность отправки государственной власти - вторичная, производная и поэтому невозможна без специальной санкции, которую предоставляет лишь общественный интерес. Важный суверенитет народа и высокоразвитое гражданское чувство. Гражданское общество, как нечто более высокое, чем просто человеческое общество, формируется в процессе преобразования подданных в граждан, то есть таких жителей государства, являющиеся членами сообщества, приобретают чувство собственного достоинства и способность делать политический выбор. Это происходит вместе с преобразованием этнической общности в суверенный народ, осознающий себя нацией, где правосознание поднимается к пониманию необходимости признать и реализовать естественные и неотъемлемые права человека и гражданина. Эти права обеспечиваются через общественный договор с государственной властью в форме конституции, что ставит все без исключения государственные органы в полную зависимость от воли суверенного народа, потому что только народ является законный источник власти.

 

В-пятых, принцип самостоятельности, независимости суда, подчиненного только закону. Главную роль в разрешении коллизий, возникающих в различных сферах общественной жизни, играет суд. Это и понятно. Ведь суд строит свою деятельность в соответствии с такими демократическими принципами: независимость, коллегиальность, гласность, презумпция невиновности, соревнования и равенство сторон, право обжалования решений и т.п. В ходе многовековой истории судопроизводства произведено ряд фундаментальных положений, имеющих и в современных условиях важное практическое значение: нельзя быть судьей в собственном деле; один свидетель - не свидетель; отказ в правосудии недопустим; каждый гражданин имеет право на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Процедуры судебной деятельности тесно зависят от политического режима, уровня демократии в обществе.

 

Создание правового государства допускает детализацию социальной жизни, освобождение его от мелочной регламентации, вмешательство государственных органов в решение тех вопросов, с которыми могут справиться различные общественные формирования. В правовой науке за длительный период утвердилось положение о безусловный примат государства над правом, которое рассматривалось лишь как простой инструмент государственной власти. Аппарат стал творцом законов. Отсюда и разные формулировки типа: государство предоставляет гражданам широкий круг прав; убеждение в том, что эти права своего рода дар государства народу. Действует тенденция активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширение влияния политических партий и движений, групп интересов, усиление деятельности некоторых государственных органов самоуправления. И действует тенденция повышения роли государства - регулятивного и интегративного органа всего общества.

 

Стремление государства активно вмешиваться в экономические, социальные и информационные процессы в Украине, с помощью налогов, инвестиций, кредитов и иной политики стимулирования производства, устранения диспропорции в народном хозяйстве. Все более важное место в деятельности государства занимает разработка стратегии планирования общественного развития. Формирование правового государства требует последовательного осуществления верховенства закона во всех сферах общественной жизни. Верховенство закона включает характеристику таких его свойств: признание, что именно закон призван регулировать статус, права, свободы и обязанности граждан. И граждане должны знать и уважать закон как основу своего бытия в обществе.

 

Процесс формирования правового государства характеризуется определенным признаком - движением человечества к свободе, осознанным стремлением ограничить государство, заставить ее уважать законы и защищать честь и достоинство человека как высшую ценность. В правовом государстве должен быть официально признанным принцип подчинения меньшинства большинству, а также равноправие всех граждан; политические права, которые было указано в законодательстве. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. провозгласила, что каждый гражданин должен быть наделен всеми правами и свободами. Их осуществление ограничивается только законом с целью обеспечения прав и свобод других граждан.

 

Производными от главных признаков правового государства являются:

 

избирательность главных органов государства и должностных лиц, их ответственность перед избирателями;

 

подконтрольность и ответственность органов и служащих государства, которые формируются путем назначения, перед выборными заведениями;

 

гласность в деятельности государства.

 

Различаются институты представительной (принятие основных решений полномочными выборными заведениями) и непосредственной демократии (принятие основных решений непосредственно гражданами, например, путем референдума).

 

Для создания в Украине правового государства необходимы:

 

во-первых, демократичность и открытость законодательного процесса; полнота нормотворческих функций Советов всех уровней, формирование их надежной финансовой и материальной базы;

 

во-вторых, ежегодные отчеты о деятельности исполнительно-распорядительных органов перед Советами; общественный контроль в рамках закона за деятельностью исполнительной власти;

 

в-третьих, независимость суда и прокуратуры, повышения их статуса в обществе, совершенствование процессуального законодательства, точное соблюдение презумпции невиновности, норм правосудия и права на защиту; действенность исправительно-трудовой системы; отмена актов необоснованного лишения гражданства;

 

в-четвертых, создание динамичного, современного государственного аппарата, который формируется на конкурсной основе, подконтрольного в пределах закона представительным органам и общественности.

 

В процессе формирования в Украине правового государства надо полнее обеспечивать системные зависимости между Конституцией и законами различных видов, не допуская их несогласованности, целесообразно разрабатывать прогнозы развития законодательства, на основе оценок перспектив развития экономической, политической и социальной сфер, состояния окружающей среды, международных отношений и т.д.

 

В расширении свободы индивида важным этапом становится правовое государство, обеспечение каждому свободы от ограничений и поощрение конкуренции, как считают создатели правового государства, пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут в итоге к общему благополучию. Но это не случилось.

 

Индивидуальная свобода, равноправие и невмешательства государства в дела гражданского общества, провозглашенные в правовых государствах, не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жесткой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Равноправие граждан обеспечивала глубокое фактическое неравенство, а использование конституционных прав превращалось в привилегию богатых классов и слоев.



2015-12-07 515 Обсуждений (0)
Разделение властей как основной принцип правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разделение властей как основной принцип правового государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)