Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц
Все нормативные акты имеют определенные пределы действия. Они распространяются на определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие; ограничены временными границами (действуют во времени); им присущ территориальные ограничения (действуют в пространстве); относятся ко всем или конкретным субъектам (по кругу лиц) В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов: · в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу; · в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т. д.); · в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное. Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования. Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации. Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности). Прекращение действия нормативного акта происходит в результате: · - истечения срока, на который был принят юридический документ; · - объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте); · - принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений; · - устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР). Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов. Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений. НПА действуют безраздельно на всей территории государства, однако есть акты ограниченного территориального действия (например районы крайнего севера и приравненные к ним районы). В состав российской государственной территории входят: суша, недра, континентальный шельф (продолжение морского берега под водой), воды, территориальные воды, 12 морских миль, воздушное пространство. К условной территории относятся: - территория посольств - морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом или знаком российского государства - кабели, трубопроводы, продолженные в открытом море и соединяющие территории государств, - технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря, - военные суда, находящие в открытом море и воздушном пространстве Если международным договором установлены иные правила, чем законом, то применяются правила международного договора.
Систематизация НПА. Систематизация предполагает – упорядочивание законодательства, ликвидацию пробелов, противоречий, внесение новых законов, которые необходимы для регулирования общественных отношений. Виды систематизации: · -Кодификация – коренная переработка законодательства, она осуществляется по решению высших органов государства. Итогом кодификационной деятельности являются: свод законов, основа законодательства, в крайнем случае кодексы (кодифицированные НПА) по наиболее важным отраслям права · -Инкорпорация– предполагает незначительные изменения законодательства, устранение явных пробелов · -Консолидация – (не характерно для России, как правило осуществляется в системе общего права) – свод нескольких НПА в один · -Учет Реализация права – это перевод содержащейся в норме модели поведения в фактические отношения субъектов права. Форма реализации (два значения): «Право можно реализовать в индивидуальной форме (индивидуально)» «А можно права реализовать только в коллективной форме» Другое значение формы реализации – вид реализации. Формы (виды) реализации права: · Использование права – реализуются управомочивающие нормы, предполагающие свободу усмотрения · Исполнение права – реализуются предписывающие нормы («должен, следует, надлежит, обязан и т.д.») · Соблюдение права · Применение права - Применение права как форма реализации права Правоприменение – особая форма реализации права, имеющая властный характер, которая с одной стороны преследует цель помочь в реализации правомочия, с другой стороны – принудить к исполнению обязанностей, включая обязанность понести ответственность. Субъектами правоприменительной деятельности выступают органы государства, должностные лица, руководители негосударственных организаций и предпирятий, руководящие органы общественных организаций. Правоприменение осуществляется в устной форме, в письменной форме при помощи символов, жестов и знаков. Правоприменение осуществляется как смена стадий: 1.Установление фактических обстоятельства дела – выясняется, что собственно говоря произошло (выясняются все факты, способные определить юридическое состояние дела); 2.Установление юридической основы дела – определяется отраслевая принадлежность, конкретные правовые институты, нормы, которые регулируют данное отношение, дается их толкование 3.Вынесение правоприменительного решения Правоприменительные акты (приговоры, постановления, определения, протоколы и т.д.) - это акты индивидуального регулирования. Структура правоприменительных актов – либо определяется нормативно-правовым актом, либо, по усмотрению, характером дела. В правоприменительном акте должно быть 4 части: •Вводная •Описательная •Мотивировочная •Резолютивная Пробелы в праве – это полное или частичное отсутствие норм, нормы или (даже) законов. Пробелы бывают первоначальными и последующими. Пробелы можно восполнить – принять норму или закон. Пробел можно преодолеть, используя аналогию закона, либо аналогию права. Коллизии(в праве, в широком смысле) – это противоречия между нормами, компетенциями, различными правовыми актами (между НП и правоприменительными), противоречия объекта регулирования.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |