Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая теория. Понятие и классификация социальных норм



2015-12-07 456 Обсуждений (0)
Психологическая теория. Понятие и классификация социальных норм 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие и классификация социальных норм

Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Стоит заметить, что они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Разумеется, в число социальных норм входят и правовые. Социальные нормы – ϶ᴛᴏ объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не будут. Объективные законы, по кᴏᴛᴏᴩым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Важно заметить, что одни из них со временем отпадают, другие – возникают, видоизменяются, третьи – навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм – фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.

Социальная норма – не просто абстрактное правило желаемого поведения. Стоит заметить, что она означает также и само реальное действие, кᴏᴛᴏᴩое фактически утвердилось в жизни, на практике. В ϶ᴛᴏм случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».

Норма – ϶ᴛᴏ мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса.

Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма – ϶ᴛᴏ всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах.

Классификация социальных норм. Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений – предмета регулирования.

1. Традиции и обычаи, которые выражаются в правилах, регулирующих поведение человека в обществе, хотя и не прописаны законодательно. Данные нормы складывались столетия и у некоторых народов они играют более весомую роль, чем законодательные и нормативные акты;

2. Нормы морали, которые негласно установлены в любом обществе и выражаются в общечеловеческих принципах добра и зла, в отношении к нравственности;

3. Нормы этикета, которые являются правилами поведения человека на приемах, на политических встречах, в гостях и на прочих официальных и неформальных мероприятиях;

4. Нормы права – правила, которые закреплены законодательно, невыполнение которых может быть административно или уголовно наказуемо;

5. Нормы эстетики, которые говорят о том, что красиво, а что нет, однако, данные нормы являются весьма субъективными, так как у каждого человека свое индивидуальное видение прекрасного;

6. Политические нормы, которые регулируют отношения в кулуарах власти, внутри политических партий ;

7. Религиозные нормы, которые регулируются церковью, а также отношением человека к религии, ко всему, что связано с верой в Бога;

8. Корпоративные нормы, которые диктуют правила поведения внутри определенной организации, производственного коллектива.

 

Основные теории (концепции) происхождения государства и права

 

Теократическая теория

Основоположниками теории являются Фома Аквинский и А. Августина. Основная идея: государство - продукт божественной воли, результат божьего произволения. Правитель - посредник между Богом и людьми, наместник Бога на земле. Теория не научна, т.к. основывается не на знаниях, а на вере.

Патриархальная теория

Основоположниками являются Аристотель, Михайловский. Ключевая позиция: государство - это разросшаяся семья. Статус правителя трансформирован из статуса главы семейства. Данная теория не показывает механизма образования государства, а лишь предлагает сопоставление и сравнение государства и семьи.

Теория насилия

Основоположники теории - это китайский ученый Ян Шан и немецкий ученый Кауцкий. Главная мысль: насилие является двигателем всякого прогресса, так как образование государства - это процесс прогрессирования и в его основе "лежит" насилие: внутреннее и внешнее. Образование государства связано с захватом и завоеванием одного народа другим. Государство необходимо для поддержания власти на завоеванной территории. Исторически эту теорию подтверждает образование государства у франков. Теория не универсальна, т.к. существует много примеров возникновения государства вне фактора насилия (в Афинах, Киевской Руси).

Договорная теория

Основоположники теории: Жан Жак Руссо, Джон Локк, Гуго Гроцкий. Теория основывается на таком до государственном этапе развития общества, в условиях которого изначально отношения между людьми строились на началах равенства, справедливости, взаимной поддержки и помощи. На определенном этапе общество сталкивается с конфликтами, противоречиями, которые необходимо преодолевать. Стремясь к обеспечению собственной безопасности, люди договариваются о создании государства, уступая часть прав и свобод правителю, в обмен на гарантии собственной безопасности. Образование государства - это вынужденная мера, реализованная по взаимному согласию между людьми. Исторически эта теория не подтверждена, т.к. до настоящего времени не обнаружено текста данного договора. (Конституция США 1786 года - считают некоторые авторы, но это утверждение спорно.)

Органическая теория

Герберт Спенсер считает, что государство - это природное явление, оно возникает и развивается, основываясь на действии законов природы. Он сопоставляет части человеческого тела с частями механизма государства. (Голова - правитель, руки - армия и т.д.) Сопоставляет фазы развития человека с фазами развития государства. (Рождение, взросление, достигает расцвета, стареет, умирает.) Государство появляется, проходит этап становления, достигает расцвета, приходит к упадку и гибели. Это невозможно проследить на примере современных государств, это возможно только в отношении древних государственных цивилизаций. Эта теория не объясняет причин и закономерности образования государства, не показывает самого механизма этого процесса.

Психологическая теория

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Недостатки психологической теории: данная тео­рия не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, по­литические и др.

Гидравлическая теория

Выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока, частично К. Марксом. Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янц­зы) и имели в своем появлении ирригационную основу.Против теории говорит то, что она не объясняет при­чину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

Экономическая теория

Основоположник - Маркс Энгельс. В советском государстве данная теория призвана официальной, верной. Ключевое внимание привлечено к процессу разделения труда. 3 основные этапы разделения труда: 1) отделение скотоводства от земледелия.2) Ремесло в самостоятельную сферу. 3) Торговля и обмен. Результат разделения труда - это повышение производительности труда, которое в свою очередь приводит к появлению излишек, к созданию прибавочного продукта. Излишки присваиваются отдельными людьми или группами. В обществе начинается процесс имущественного расслоения. Формируются классы, а государство возникает как механизм, обеспечивающий политическую власть экономически сильнейшего класса. В рамках этой теории процесс образования государства ориентирован на развитие производительных сил, на появление частной собственности. Теория не универсальна, т.к. не объясняет процесс образования государства в условиях древнего Востока.
32.Функции права

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует несколько видов функций:

1) общесоциальные;

2) специально-юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;

4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.

 

27 Понятия и признаки правового государства

Понятие «правовое государство» воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеет длительную и достаточно сложную историю.
Начало разработки проблемы соотношения государственной власти и права положили такие мыслители древности как Солон, Платон, Аристотель. Так, Солон еще в VI в. до н. э. говорил о необходимости соединения силы государственной власти и права. Он полагал, что государство должно действовать на основе права.

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).



2015-12-07 456 Обсуждений (0)
Психологическая теория. Понятие и классификация социальных норм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая теория. Понятие и классификация социальных норм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.032 сек.)