Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и признаки государственной власти, ее соотношение с властью политической



2015-12-07 407 Обсуждений (0)
Понятие и признаки государственной власти, ее соотношение с властью политической 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственная власть – комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю государственную, политическую, правовую организацию общества , целостная государственно-правовая действительность

 

Гос-во и гос-венность не идентичны!!!

Государственность – шире и глубже, чем государство, оно включает в себя государство.

- взаимодействие культурных интересов

- социального устройства

- системы управления

- меры государственного принуждения

 

Признаки государственной власти :

-является властью публичной

-является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами;

-осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

-обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

-обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства (для формирования бюджета - казны государства);

-распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

-издает нормативно-правовые акты

 

Политическая власть тесно связана с властью политической.

При стандартной ситуации (если нет революции, двоевластия и тд)политическая власть находит свое воплощение в государтвенной власти.

Отличия:

1)Полит власть шире гос-венной, т.к полит не только в гос орг . но и группы давления, политических организациях, профсоюзов,

2)Верховенство власти - для всех

3)моноцентрицность – гос-во один центр принятия решений.

4) легальность в отношении мер к гражданам.

5)Вертикаль власти

12. Легитимность и легальность государственной власти

Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании цен­ности власти, в ее праве управлять.

Население легитимную власть воспринимает как правомерную и справедливую. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к сред­ствам принуждения, то власть такой группы принято считать неле­гитимной.

Легитимная власть порождает у руководителей право на уп­равление и соответственно обязанность у населения подчинять­ся им.

Легитимность и легальность (законность) власти не совпадаю­щие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юриди­ческой характеристикой, то легитимность — это доверие и оправда­ние власти, что является ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелеги­тимна, не приниматься народом.

 

Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:

рациональный, когда власть узаконена установленными демо­
кратическим путем и признанными нормами права, основана на
подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых
избираются и действуют представители власти;

идеологический, когда власть признается обоснованной в силу
внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологи­
ческих ценностей, которые ею провозглашены;

традиционный, когда власть признается оправданной в силу
укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в
непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности поли­тического лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

 

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качест­венному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и пр.

 

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспече­ние их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы до­биться усиления своей поддержки массами, они стремятся воздейст­вовать на сознание людей всеми средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственным'и, эмоционально-психологи­ческими.

 

 

13. Понятие и классификация функций государства.

Функции государства — это основные направления деятельнос­ти государства по решению стоящих перед ним задач.

Понятие функции государства не следует отождествлять с таки­ми понятиями, как:

1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему
стремится государство, а задачи — цель и средства ее достижения,
то функции лишь основные направления деятельности государства
по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи
определяют функции);

2) функции отдельных его органов (в отличие от функций много­
численных государственных органов, специально предназначенных
для определенного вида деятельности, функции государства охваты­
вают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная
ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена ра­
бота всего государственного аппарата и каждого органа в отдель­
ности).

В зависимости от продолжительности действия функции госу­дарства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имею­щей чрезвычайный характер); в зависимости от значения — на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.

К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внут­ренних задач.

К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

 

1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обес­
печения правопорядка (это деятельность государства, направлен­
ная на защиту интересов личности и общества, на реальное вопло­
щение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек,
его права и свободы являются высшей ценностью»);

2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о преде­
лах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах
государственного управления экономическими отношениями; если
в условиях административной системы управления экономика регу­
лируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных
отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посред­
ством налогов, кредитов, льгот и т.д.); /

3) функцию налогообложения (в современных условиях налог
становится главным методом новой системы управления, универ­
сальным регулятором, который используется не только в экономи­
ческой сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнепо­
литической и т.п.);

4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обес­
печении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто
в силу различных объективных причин не может полноценно тру­
диться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и др.; кроме того,
государство призвано поддерживать жилищное строительство,
здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

5) экологическую функцию (с помощью законодательства госу­
дарство устанавливает правовой режим природопользования, берет
на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению
нормальной среды обитания и т.д.);

6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет раз­
носторонняя государственная поддержка развития культуры — ли­
тературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой инфор­
мации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недоста­
точном объеме).

К внешним функциям современного Российского государствможно отнести следующие:

1)функцию обороны страны, 2) поддержание мира 3) сотрудничество

14. Формы и методы реализации функций государства

Формы осуществления функций государства — это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуют­ся его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отли­чие от последних есть однородная деятельность органов государст­ва, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят:

 

I) правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нор-мативных актов);

 

2) правоприменительную (деятельность по реализации норма-пных актов путем принятия актов применения права, это повсе-дневная работа по выполнению законов и по разрешению разнооб-разных вопросов управленческого характера);

 

3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод века и гражданина, по предупреждению правонарушений и лечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.). организационным формам относят:

 

1) организационно- регламентирующую (текущая работа опреде-ленных структур по обеспечению функционирования органов госу-дарства, связанная с подготовкой проектов документов, организа-цией выборов и т.п.);

 

2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабже-нием и т.д.);

 

3) организационно-идеологическую (повседневная воспитатель-работа по идеологическому обеспечению выполнения различ-ных функций государства, связанная с разъяснением вновь издан-нормативных актов, формированием общественного мнения

и пр.).

Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуж-дение, поощрение и наказание и т.д.

 

 



2015-12-07 407 Обсуждений (0)
Понятие и признаки государственной власти, ее соотношение с властью политической 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и признаки государственной власти, ее соотношение с властью политической

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)