Пробелы и коллизии в праве
Пробелы в праве – случаи, когда определенные об-ые отношения, в целом, находящиеся в сфере правового регулирования, по тем или иным причинам называются не урегулированными конкретными нормами права. Причины пробельности права: -недостатки НПА - неповоротливость законодательных органов Способы устранения пробелов: 1.принятие соответствующего НПА 2.совершенствование системы законодательства 3.повышение профессионализма законодателей 4.аналогия права – прнятие гос. орг. Или должностным лицом решения по конкретному делу, исходя из общих принципов, целей, и смысла действующего права. 5.аналогия закона – предполагает применение норм, имеющих сходство при регулировании родственных об-ых отношений. Колизии в праве – это наличие нескольких правовых норм по разному, регулирующих одно и тоже об-ое отношение. Способы устранения коллизий: Систематизация и совершенствование законодательства. В случае противоречия между нормами и международного и нац. Законодат. Применяются нормы международного права (если договор был рацифицирован). В случае противоречия между основным (конст.) и ФЗ применяются нормы основного закона. Противоречие фед. и регионал. Законодат. – применяется фед. законодат. В случае противоречия между законами одинакового уровня принимается закон принятый позже. Немаловажным способ устранения коллизий явл. правильное толкование права. №62 Толкование права: понятие, виды. Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте. Виды толкования права: 1) аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном. Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет. 2) легальным называют толкование, которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. 3) казуальным толкованием называют разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как имеет правовые последствия. Оно обязательно только для конкретного дела и используется однократно. Казуальное толкование также очень часто содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, например судебного решения по гражданскому делу, в актах надзора юрисдикционных и административных органов. Официальное толкование дается официальным органом, закрепляется в специальном акте, имеет обязательный характер. Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. Виды неофициального толкования:
Обыденное толкование – пояснения и идеи о законе, юридической практике, которые может давать любой человек, основываясь на житейском опыте, своем правопонимании и правосознании. Для данного толкования свойственны заблуждения, а также поверхностные суждения. Профессиональное толкование базируется на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. Например, разъяснение норм права реализуют судьи, прокуроры, адвокаты, консультанты в судах, редакции юридических журналов в специальных консультациях и т. д. Данное разъяснение не является юридически обязательным. Научное (доктринальное толкование) – это комментарии, разъяснения, которые осуществляют специальные научно-исследовательские учреждения, научные работники, преподаватели в экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т. п. Неофициальное толкование по форме выражения делят: 1) на устное (юридические советы, рекомендации, даваемые на приеме гражданам); 2) письменное (в периодической печати, в ответах на письма, жалобы и др.). №63 Способы толкования права. Акты толкования. Толкование-уяснение достигается при помощи определенных приемов (способов) : 1. Грамматический (филологический) способ состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов, установлении лексической связи между ними (например, "состав правонарушения", "осужденный", "неустойка", "представительство" и т.п.).
2. Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. Связь между нормами права отражает объективно существующую связь регулируемых общественных отношений
3. Историкополитический способ состоит в выяснении историкообщественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие.
4. Телеологичексое (целевое) толкование тесно связано с предыдущим, по сути их можно объединить в единый интеллектуальный акт. Чаще всего цели правовой нормы формулируются в самом тексте закона в пре-амбуле или в виде отдельной статьи (например, задачи УК РФ сформулированы в ст. 2).
5. Специальноюридический способ - это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники. Специальноюридическое толкование включает ряд приемов:
6. Логический способ толкования - это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта. Предмет анализа составляют не сами слова, а совокупность слов и их соотношение между собой. При этом используются различные логические приемы (например, доведение до абсурда). №64 Правоотношение: понятие и виды правоотношения - урегулированные правом волевые общественные отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. 1. В системе права правоотношения делятся на:
регулятивные, которые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией (трудовые, пенсионные отношения, осуществление избирательного права и т.д.). Они представляют собой нормальное явление в жизни общества, являются формой осуществления норм права;
управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов (директор завода и работник, командир воинского подразделения и его подчиненный); 4. В зависимости от взаимоотношений субъектов правоотношения делятся на:
материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей (брачно-семейные, пенсионные);
№65 Структура правоотношения. Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объект, право и обязанность.
1. Субъекты правоотношений—это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность — это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Дееспособностью называется признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности.Дееспособность подразделяется на общую и специальную. 2. Объекты правоотношений. Объект правоотношения — это то, на что воздействует правоотношение. Правоотношение же конкретизирует общие права и обязанности, предусмотренные нормой права, применительно к индивидуальным субъектам. Следовательно,объектом правоотношения является фактическое поведение его участников. В соответствии с содержанием субъективного права и юридической обязанности участники правоотношения строят свое поведение. 3. Субъективное право. Правоотношение как форма фактического общественного отношения состоит из взаимосвязанных прав и обязанностей субъектов. Субъективное право и юридическая обязанность — это системные элементы правоотношения, придающие конкретному общественному отношению особое качество. Правовое регулирование включает субъекты в специальную сферу общественной деятельности, которая обеспечивается государственной властью. Мера свободы каждого участника правоотношения, степень удовлетворения его интересов определяются предписаниями правовой нормы. Юридические права и обязанности — это равнозначные элементы правоотношения, хотя содержание их неодинаково. 4. Юридическая обязанность. Субъективному праву логически соответствует установленная объективным правом обязанность.Юридическая обязанность — это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом).Если содержание субъективного права образует мера дозволенного поведения, то содержание обязанности — мера должного, необходимого поведения в правоотношении. №66 Юридические факты: понятие и классификация. Юридические факты – это разновидность социальных фактов, которые могут влиять на правоотношения субъектов права. Это явления объективной реальности, которые отражены в законодательстве. Классификация юридических фактов:
№67 Правонарушение: понятие и виды.
Виды правонарушений: По областям регулируемых отношений правонарушения различаются: 2. трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства. По общественной опасности правонарушения принято делить на:
Можно также различать правонарушения, посягающие на: Юридический состав правонарушения — совокупность признаков объективного и субъективного характера, необходимых и достаточных с точки зрения действующего законодательства для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения. Соответственно состав правонарушения включает четыре группы признаков: 1) объект; 2) объективная сторона; 3) субъект; 4) субъективная сторона. 1.Объект правонарушения – одно из важных понятий теории правонарушений. Каждое преступление, проявляется ли оно в действии или бездействии, всегда является посягательством на конкретный объект. Нет преступления, которое ни на что не посягает.
4. Объективную сторону правонарушения составляют все элементы деяния, которыми можно охарактеризовать правонарушение как конкретный акт внешнего поведения лица. №69 Юридическая ответственность: понятие, принципы, виды.
По этому основанию различают 5 видов юридической ответственности: 1. Материальная; МАТЕРИАЛЬНАЯ ответственность является самым легким видом юридической ответственности. Она заключается в восстановлении рабочими и служащими предприятий и учреждений ущерба, измеряемого в денежной форме, который они причинили данному предприятию или учреждению. Штраф взыскивается администрацией предприятия и учреждения на основании соответствующего приказа, в результате чего нарушенное право восстанавливается (возмещается ущерб), а данное правоотношение прекращается. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ наступает за совершение правонарушения, не представляющего большой общественной опасности ( административного проступка ). Чаще всего административная ответственность выражается в форме штрафа либо иных незначительных правовых ограничений. Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение правовых норм, регулирующих имущественные отношения, а также за причинение внедоговорного вреда имуществу или личности. Данный вид ответственности обычно выражается в: УГОЛОВНАЯ ответственность является самым тяжелым и сложным видом юридической ответственности. Она наступает за совершение правонарушений, представляющих большую общественную опасность и предусмотренных Уголовным кодексом РФ – преступлении.
Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии. Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология – своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены. Правовая идеология – это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность. По сравнению с правовой психологией, первичной «субстанцией» которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации). №71 Правовая культура: понятие и структура
Правовая культура – совокупность правовых ценностей субъекта, определяющая его правовое поведение.
Виды правовой культуры: 1) ПК индивида; 2) ПК социальных групп; 3) ПК общества того или иного государства; 4) Национальная ПК; 5) Общечеловеческая ПК.
Структура правовой культуры: 1) правовые идеи, доктрины – определяющие содержание правовых ценностей субъекта; 2) правовые нормы – закрепляют правовые ценности социальных групп, общества, наций, общечеловеческие ценности; 3) правовые поступки – проявление системы правовых ценностей субъекта в реальной действительности, через правовое поведение.
Уровни развития правовой культуры общества определяются: 1) соответствием системы правовых ценностей общечеловеческим моральным ценностям; 2) соответствием системы ценностей правовым ценностям; 3) степенью развитости системы права; 4) своевременным реагированием на изменение общественных отношений; 5) состоянием правосудия; 6) способами взаимодействия между госорганами; 7) способами взаимодействия между госорганами и населением; 8) способами решения правовых конфликтов в обществе.
Уровень развития правовой культуры индивида определяется: 1) степенью соответствия внутренних ценностей индивида общечеловеческим и моральным ценностям; 2) отношением индивида к НП общества, к которому он принадлежит; 3) социальным статусом индивида; 4) способом выражения индивидом отношения к правовым ценностям общества, к которому он принадлежит; 5) правомерностью или неправомерностью поведения индивида и мотивацией его поведения.
Правовой нигилизм может быть активным или пассивным;[2] бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры. Проявления правового нигилизма
Многими теоретиками права правовой нигилизм указывается как одна из причин совершения преступлений, так как он характеризует посредством низкого правосознания отсутствия уважения к праву, и преимущественное неиспользование его в повседневной жизни, когда личность или группа, прежде всего, руководствуется в своих действиях традициями, политическими, экономическими или иными интересами, но не законом. Значимость правового нигилизма
Люди, утверждающие, что правовой нигилизм является основной причиной совершения преступлений, явно считают ценностные и моральные установки основной причиной также и соблюдения законов. Этому прямо противоречит экономика преступления и наказания, исключающая из решения гражданина о соблюдении или несоблюдении закона морально-этическую составляющую. Соответственно правовой нигилизм не будет причиной преступлений в случае, если человек знает законы, и эти законы устроены так, что этому человеку выгоднее жить по законам, а не преступать их.
Причины правового нигилизма
Субъективистский подход Основной причиной правового нигилизма есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма. Развитию правового нигилизма способствует ряд психосоциальных факторов[3]. Объективистский подход
Примером объективистского подхода в рамках изучения правового нигилизма и правовой культуры служит концепция «географического детерминизма», согласно которой «необъятные пространства» России обуславливают искажение в России правового сознания, что возводится в ранг традиции[4] Объективистская парадигма правового нигилизма применительно к нашей стране содержит ряд очень серьёзных недостатков: Во-первых, не выдерживает никакой критики модель «идеальных типов», фактически предлагаемая И.А.Ильиным. Если условиями предпосылки деформации правосознания в России являются большая территория, небольшая плотность населения и т.д., то государство обладающее небольшой территорией, большой плотностью населения, «упрощенными» державными задачами, «высоким» уровнем хозяйства, национальной, религиозной и социальной однородностью должно иметь наивысший уровень правосознания. Понятно, что без статистического метода понятия «большой», «упрощенный» остаются лишь абстрактными категориями[5]. Во-вторых, ретроспективный взгляд на историю показывает, что помимо различных форм правового нигилизма[6] Россия показала удивительные примеры правового идеализма, реализованные на практике.
Пути преодоления
Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; пропаганда правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.
Правовой идеализм - это переоценка права и его возможостей. Основными формами проявления правовоrо идеализма являются:
•нереалисtичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе . противопоставление "писаного" и "неписаного" права);
•слепая вера граждан в "хорошие законы", которые способны быстро изменить жизнь;
•буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом;
•идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непонимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);
•неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отношения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кавказа и т. д.);
• увлечение формальной стороной права (например при рассмотрении многих судебных дел).
Законность - это принцип деятельности государственного аппарата.
№74 Понятие правопорядка. Правопорядок и общественный порядок. Правопорядок - это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития общества. Правопорядок и общественный порядок имеют много общих черт. Диалектическая взаимосвязь этих понятий состоит в том, что невозможно установить одностороннюю зависимость, обусловленность этих явлений. Действительно, «состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка»[6], но и качественное состояние последнего является необходимым условием должного уровня реализации общественных отношений, относящихся к сфере общественного порядка. С учетом сложной взаимосвязи рассматриваемых категорий правопорядок подчас рассматривался как часть общественного порядка в широком его понимании. Тем не менее, правовые нормы, систематизированные в отраслях права сообразно содержанию общественных отношений, формулируют модель должного поведения не только в сфере общественного порядка, но и в сферах экономики, политической жизни общества, семейных отношениях и т.д. Кроме этого, существуют правовые нормы не только социального, но и технического характера. Указанное выше не позволяет рассматривать правопорядок исключительно в качестве составной части общественного порядка. С другой стороны, нормы, регулирующие сферу общественного порядка, не исчерпываются правовыми предписаниями. Упорядоченность общественным отношениям в этой сфере придают нормы морали, нравственности, обычаи, правила совместного проживания и иные социальные не правовые нормы. Таким образом, соотношение правопорядка и общественного порядка заключается в том, что эти понятия совпадают лишь частично в области общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. В остальном их сферу составляют иные, не совпадающие друг с другом отношения.
№75 Соотношение права, политики и экономики. 75)Экономика — это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества.
Политика — это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом — с другой.
Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Существует два основных подхода к соотношению данных понятий.
Согласно первому среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в другие сферы социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права над экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения).
Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика же выступает посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.
Согласно второму подходу экономика определяет политику и право. Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений.
Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.
Между политикой и правом возможно соотношение двух типов: в первом определяющим фактором выступает политика, во втором — право.
№76 Правовое государство: теория и практика.
№77 Правовая система: понятие и структура. Правовая система — это комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования (правовые нормы, правовые принципы, правосознание, законодательство, правовые отношения, юридические учреждения, юридическая техника, правовая культура, состояние законности и ее деформация, правопорядок и др.).
Можно сказать, что это обусловленная объективными закономерностями развития общества целостная система юридических явлений, постоянно действующих вследствие воспроизведения и использования людьми и их организациями (прежде всего государством) для достижения своих целей.
Правовая система имеет существенное значение для характеристики права, состояния законодательства, деятельности судов той или иной конкретной страны.
Структура правовой системы — это устойчивое единство элементов правовой системы, их связей, целостности, связей элементов с целым.
Элементы правовой системы общества:
• субъекты права — физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства и др.), юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации, государство, социальные общности и др. Долгое время правовая система характеризовалась как обезличенная структура, тогда как без личности социальная система не может состояться. Обращение к человеку как к систематизирующему фактору всех общественных явлений потребовало пересмотра предыдущих подходов к структуре правовой сис
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (640)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |