Жизненный цикл инвестиционного проекта
Жизненный цикл проекта может быть разделен на три основные стадии: начальную (предынвестиционную), инвестиционную и эксплуатационную. Начальная (предынвестиционная) стадия обычно подразделяется на предынвестиционные исследования и разработку проектно-сметной документации, планирование проекта и подготовку к строительству. Предынвестиционная стадия непосредственно предшествует основному объему инвестиций. Именно на данной стадии жизненного цикла проекта закладываются его жизнеспособность и инвестиционная привлекательность. При проведении предынвестиционной стадии, как правило, выделяют три фазы: 1) изучение инвестиционных возможностей проекта; 2) предпроектные исследования; 3) оценка осуществимости инвестиционного проекта. Различие между уровнями предынвестиционных исследований весьма условно, и глубина проработки каждого уровня зависит от сложности проекта, временных ограничений, требований потенциального инвестора и от многих других факторов. Инвестиционная (строительная) стадия включает: — проведение торгов и заключение контрактов, организацию закупок и поставок, подготовительные работы; — строительно-монтажные работы; — завершение строительной фазы проекта. Эксплуатационная стадия включает в себя эксплуатацию, ремонт, развитие производства и закрытие проекта. Жизненный цикл инвестиционного проекта характеризуется инвестиционным и предпринимательским рисками. При этом типы рисков, связанных с финансированием инвестиционного проекта, во времени условно можно подразделить на риски подготовительной стадии, риски создания проекта, риски ввода объекта в эксплуатацию, риски функционирования объекта. Первым двум стадиям реализации проекта присущи как общие, так и специфические типы и виды рисков, являющиеся составными частями общего инвестиционного риска. На всех стадиях осуществления проекта присутствуют риски и факторы общеэкономического, социально-политического, технического, коммерческого характера и др. На четвертой стадии возникают, как правило, инвестиционные риски, связанные с предпринимательской деятельностью — предпринимательский риск, включающий этапы введения на рынок товаров и услуг, роста, зрелости, насыщения рынка и упадка спроса на товары и услуги.
2. Бизнес-план инвестиционного проекта Результатом предынвестиционных исследований является бизнес-план инвестиционного проекта. Понятие «бизнес-план» может трактоваться в узком и широком смысле, а его содержание зависит от назначения данного документа. Например, бизнес-планом может быть назван инвестиционный проект, направленный на предоставление потенциальным инвесторам информации о проекте. В некоторых случаях подготовка бизнес-плана составляет промежуточную стадию разработки проекта, а сам бизнес-план служит основой для ведения переговоров между держателем проекта и его потенциальными участниками. В последнем случае в нем может быть опущена или приведена только в самом общем виде оценка форм и условий финансирования. Бизнес-план необходим: — при подготовке заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов в коммерческих банках; — обосновании предложений по приватизации государственных предприятий; — разработке проектов создания частных фирм; — выборе видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций действующими предприятиями; — составлении проспектов эмиссии ценных бумаг и т.п. Особая сфера применения бизнес-планов — привлечение потенциальных инвесторов. Начинать переговоры о получении инвестиций без бизнес-плана невозможно. Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с возможными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности. Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых предприниматель намерен привлечь в рамках реализации проекта, сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив, самому предпринимателю и менеджерам, желающим тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их на разумность и реалистичность. В процессе разработки бизнес-плана сначала формируют доходную часть проекта (продукция, цены, рынок, продажи), затем — расходную (затраты на приобретение оборудования, сырья, материалов, заработную плату). При этом учитывают возможные варианты организационно-правового обеспечения бизнеса и схемы финансирования, после чего переходят к расчетам эффективности и ее анализу. Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентируются, но при его разработке обязательно следует обратить внимание на следующие условия: — бизнес-план должен быть профессиональным, доступным и понятным для пользования, он должен быть разделен на главы (разделы). Для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики; бизнес-план должен быть объективным. Бухгалтер и аудитор должны тщательно проверить все финансовые расчеты; — необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он может содержать конфиденциальную информацию. Примерная структура бизнес-плана: — титульный лист; — меморандум о конфиденциальности; — аннотация — краткая информация о проекте, служащая для первичного ознакомления; — раздел первый: раскрываются суть и эффективность проекта, основные источники его финансирования и возможности реализации; — раздел второй: описываются текущее состояние, организационная структура, учредители, персонал, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры; — раздел третий: описывается область применения данной продукции, ее технические характеристики, конкурентоспособность и т.д. (в некоторых бизнес-планах разделы второй и третий могут быть объединены); — раздел четвертый — маркетинг и сбыт продукции: рассматривает требования потребителей к продукции, стратегию продвижения на рынок и ценовую политику, а также возможных конкурентов; — раздел пятый — производственный план: анализируются возможности осуществления производства по проекту — наличие площадей, технологий, необходимых ресурсов и инфраструктуры, а также требуемого кадрового обеспечения; — раздел шестой — организационный план: дает представление о команде управления проектом и ведущих специалистах, о возможных партнерах по реализации проекта, а также демонстрирует правовое обеспечение и имеющиеся льготы; — раздел седьмой — финансовый план: содержит нормативы для проведения финансово-экономических расчетов, приводит калькуляцию себестоимости продукции, источники финансирования и схему выплат по кредитам; — раздел восьмой: раскрывает направленность и значимость проекта; в нем также приводятся показатели эффективности реализации проекта (в некоторых бизнес-планах разделы седьмой и восьмой объединены); — раздел девятый: описывает предпринимательские риски и форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам; — приложения к бизнес-плану: включают документы, подтверждающие или дополняющие информацию, содержащуюся в бизнес-плане. Как правило, к бизнес-плану прилагаются копии документов. Оригиналы предъявляются по дополнительному требованию. При подготовке бизнес-плана можно учесть рекомендации ЮНИДО (ЮНИДО — подразделение Организации Объединенных Наций) и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по характеру и структуре представляемой информации. В окончательном варианте обосновывающие материалы могут состоять из трех документов различной степени детализации. Это: 1) бизнес-проспект инвестиционного проекта, основное назначение которого — предоставление предельно сжатой аналитической информации, которая необходима инвестору для принятия решения целесообразности дальнейшего рассмотрения данного проекта, а так--:е руководству верхнего уровня предприятия для формирования паке-~э. проектов организации; 2) краткий бизнес-план инвестиционного проекта, дающий достаточно детальную оценку предложений, предоставляет структурированную информацию инвестору и отбор проектов для дальнейшей проработки; 3) полный бизнес-план инвестиционного проекта, предоставляющий необходимое для окончательного решения комплексное, детально проработанное обоснование использования инвестиций и формирование рабочего плана действий по реализации проекта. Важное место в бизнес-планировании занимает мониторинг бизнес-плана — процесс выявления отклонений фактических показателей реализации инвестиционного проекта от их прогнозных значений и оценка влияния данных отклонений на реализуемость и эффективность инвестиционного проекта. Цель мониторинга заключается в том, чтобы в каждый конкретный момент времени можно было бы четко определить, выполняются ли условия реализуемости и эффективности инвестиционного проекта. По результатам мониторинга может быть либо сделан вывод о необходимости несения корректировок в план реализации проекта, либо принято решение о прекращении проекта. Мониторинг начинается с инвестиционной стадии проекта, проходит через всю эксплуатационную стадию и прекращается в момент его завершения. Это относится к таким аспектам реализации проекта, как сроки выполнения работ, затраты, риски, качество и др. Конечным этапом мониторинга является постмониторинг, т.е. оценка проекта и его эффективности по завершении операционной стадии, сравнение прогнозных и фактических показателей проекта на выходе. Такая оценка важна как для отдельных инвестиционных проектов, так и для целых инвестиционных программ.
5. КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИП
1. Критерии эффективности инвестиционных проектов. различают показатели, которые не учитывают фактор времени, и показатели, основанные на дисконтировании, т.е. учитывающие фактор времени. Статические методы оценки. Важнейший показатель экономической эффективности инвестиций — отношение прибыли, полученной в результате инвестирования, к сумме инвестиций. Это отношение принято называть коэффициентом экономической эффективности инвестиций. Если прибыль, полученная в результате инвестирования, относится не к общей сумме инвестиций, а к той ее части, которая является капитальными вложениями, то это отношение называется коэффициентом экономической эффективности капитальных вложений.
где КЭИ — коэффициент экономической эффективности инвестиций; Кэкв — коэффициент экономической эффективности капитальных вложений; Пг — годовая прибыль, полученная в результате инвестирования; И — сумма произведенных инвестиционных вложений; К — сумма осуществленных капитальных вложений. Поскольку значительная часть инвестиционных вложений осуществляется в модернизацию и техническое перевооружение производства, в результате которого повышается его уровень, то в этих случаях при расчете коэффициентов экономической эффективности инвестиций и капитальных вложений выражения приобретают вид Кэи=∆Пг/И Кэкв=∆Пг/К где АПГ — сумма прироста годовой прибыли в результате осуществления инвестиционных вложений. ARR=ЧП/И Сравнительная экономическая эффективность рассчитывается так: Ес=(С1-С2)/(К2-К1) где С1, С2 — себестоимость продукции до и после осуществления капитальных затрат; К1, К2 — капиталовложения по старым и планируемым к вводу активам. Показатель сравнительной эффективности принимается в случае замены базисного оборудования на новое, более производительное. Его можно использовать и для обоснования нового строительства. Наряду с затратным методом (текущие и приведенные затраты) используется такой метод финансово-экономической оценки инвестиций, как сравнительный учет прибыли. При этом кроме затрат учитывают и результаты производства. Прибыль рассматривают как разницу между результатами и затратами. Под результатом часто подразумевают объем продаж, который определяют как (Q х Р, где Q — объем производства и сбыта продукции, а Р — цена единицы продукции. Следующим показателем, не учитывающим фактор времени, является минимум приведенных затрат: 3i = Сi+ EнКi min где С; — текущие затраты по сравниваемым вариантам; Ен — нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности; К, — капитальные вложения по сравниваемым вариантам. Величина, обратная показателю сравнительной экономической эффективности, носит название расчетного срока окупаемости капитальных вложений: T=(К2-К1)/(С2-С1)=1/Ес не учитывает временную оценку денежных вложений и денежные потоки по ту сторону срока окупаемости, что может привести к снижению привлекательности объекта инвестирования. Рентабельность собственного капитала определяют по формуле П Rc.k.=П/Кс П — прибыль (балансовая или прибыль от реализации); Кс — средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу. Рентабельность перманентного капитала рассчитывается так: Rп.к.=П\(Кс+Кt) Кt — средняя за период величина долгосрочных кредитов и займов. Рентабельность всего капитала фирмы определяется по формуле
Rk=П/В В — средний за период итог баланса-нетто. Хотя перечисленные показатели и позволяют установить приоритетные варианты осуществления конкурентных инвестиций, но они не позволяют принимать по ним решения. Какой бы показатель при этом ни использовали, он учитывает одно сравниваемое значение, и выбор варианта инвестирования может быть основан на сопоставлении полученной средней нормы рентабельности с показателями рентабельности предприятия, которое осуществляет эти вложения. Все приведенные выше показатели имеют ограничения, так как не учитывают фактора времени. Их преимущество заключается в простоте расчета, а это в условиях реальных экономических процессов дает определенную информацию для принятия решений по инвестициям на начальной стадии.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (703)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |