Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жизненный цикл инвестиционного проекта



2015-12-07 703 Обсуждений (0)
Жизненный цикл инвестиционного проекта 0.00 из 5.00 0 оценок




Жизненный цикл проекта может быть разделен на три основ­ные стадии: начальную (предынвестиционную), инвестиционную и эксплуатационную.

Начальная (предынвестиционная) стадия обычно подразделяет­ся на предынвестиционные исследования и разработку проектно-сметной документации, планирование проекта и подготовку к строительству.

Предынвестиционная стадия непосредственно предшествует основному объему инвестиций. Именно на данной стадии жизненного цикла проекта закладываются его жизнеспособность и инвестицион­ная привлекательность.

При проведении предынвестиционной стадии, как правило, выделяют три фазы:

1) изучение инвестиционных возможностей проекта;

2) предпроектные исследования;

3) оценка осуществимости инвестиционного проекта.

Различие между уровнями предынвестиционных исследований весьма условно, и глубина проработки каждого уровня зависит от слож­ности проекта, временных ограничений, требований потенциального инвестора и от многих других факторов.

Инвестиционная (строительная) стадия включает:

— проведение торгов и заключение контрактов, организацию закупок и поставок, подготовительные работы;

— строительно-монтажные работы;

— завершение строительной фазы проекта.

Эксплуатационная стадия включает в себя эксплуатацию, ремонт, развитие производства и закрытие проекта.

Жизненный цикл инвестиционного проекта характеризуется инвестиционным и предпринимательским рисками. При этом типы рисков, связанных с финансированием инвестиционного проекта, во времени условно можно подразделить на риски подготовительной стадии, риски создания проекта, риски ввода объекта в эксплуатацию, риски функционирования объекта.

Первым двум стадиям реализации проекта присущи как общие, так и специфические типы и виды рисков, являющиеся составными частями общего инвестиционного риска. На всех стадиях осуществле­ния проекта присутствуют риски и факторы общеэкономического, социально-политического, технического, коммерческого характера и др.

На четвертой стадии возникают, как правило, инвестиционные риски, связанные с предпринимательской деятельностью — предпри­нимательский риск, включающий этапы введения на рынок товаров и услуг, роста, зрелости, насыщения рынка и упадка спроса на товары и услуги.

 

2. Бизнес-план инвестиционного проекта

Результатом предынвестиционных исследований является бизнес-план инвестиционного проекта.

Понятие «бизнес-план» может трактоваться в узком и широ­ком смысле, а его содержание зависит от назначения данного докумен­та. Например, бизнес-планом может быть назван инвестиционный про­ект, направленный на предоставление потенциальным инвесторам информации о проекте. В некоторых случаях подготовка бизнес-пла­на составляет промежуточную стадию разработки проекта, а сам биз­нес-план служит основой для ведения переговоров между держателем проекта и его потенциальными участниками. В последнем случае в нем может быть опущена или приведена только в самом общем виде оцен­ка форм и условий финансирования.

Бизнес-план необходим:

— при подготовке заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов в коммерческих банках;

— обосновании предложений по приватизации государствен­ных предприятий;

— разработке проектов создания частных фирм;

— выборе видов, направлений и способов осуществления ком­мерческих операций действующими предприятиями;

— составлении проспектов эмиссии ценных бумаг и т.п.

Особая сфера применения бизнес-планов — привлечение потенциальных инвесторов. Начинать переговоры о получении инве­стиций без бизнес-плана невозможно. Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбы­та, оценить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с воз­можными ценами реализации, чтобы определить потенциальную при­быльность задуманного дела. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности. Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых предприниматель намерен привлечь в рамках реализации проекта, сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении сво­их задач и перспектив, самому предприни­мателю и менеджерам, желающим тщательно проанализировать соб­ственные идеи, проверить их на разумность и реалистичность.

В процессе разработки бизнес-плана сначала формируют доходную часть проекта (продукция, цены, рынок, продажи), затем — расходную (затраты на приобретение оборудования, сырья, материа­лов, заработную плату). При этом учитывают возможные варианты организационно-правового обеспечения бизнеса и схемы финансиро­вания, после чего переходят к расчетам эффективности и ее анализу.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламенти­руются, но при его разработке обязательно следует обратить внима­ние на следующие условия:

— бизнес-план должен быть профессиональным, доступным и понятным для пользования, он должен быть разделен на главы (раз­делы). Для более полного и наглядного восприятия информации ре­комендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики; биз­нес-план должен быть объективным. Бухгалтер и аудитор должны тща­тельно проверить все финансовые расчеты;

— необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он может содержать конфиденциальную информацию. Примерная структура бизнес-плана:

— титульный лист;

— меморандум о конфиденциальности;

— аннотация — краткая информация о проекте, служащая для первичного ознакомления;

— раздел первый: раскрываются суть и эффективность проек­та, основные источники его финансирования и возможности реализа­ции;

— раздел второй: описываются текущее состояние, организа­ционная структура, учредители, персонал, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры;

— раздел третий: описывается область применения данной про­дукции, ее технические характеристики, конкурентоспособность и т.д. (в некоторых бизнес-планах разделы второй и третий могут быть объе­динены);

— раздел четвертый — маркетинг и сбыт продукции: рассмат­ривает требования потребителей к продукции, стратегию продвиже­ния на рынок и ценовую политику, а также возможных конкурентов;

— раздел пятый — производственный план: анализируются воз­можности осуществления производства по проекту — наличие площа­дей, технологий, необходимых ресурсов и инфраструктуры, а также требуемого кадрового обеспечения;

— раздел шестой — организационный план: дает представле­ние о команде управления проектом и ведущих специалистах, о воз­можных партнерах по реализации проекта, а также демонстрирует пра­вовое обеспечение и имеющиеся льготы;

— раздел седьмой — финансовый план: содержит нормативы для проведения финансово-экономических расчетов, приводит каль­куляцию себестоимости продукции, источники финансирования и схе­му выплат по кредитам;

— раздел восьмой: раскрывает направленность и значимость проекта; в нем также приводятся показатели эффективности реализа­ции проекта (в некоторых бизнес-планах разделы седьмой и восьмой объединены);

— раздел девятый: описывает предпринимательские риски и форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам;

— приложения к бизнес-плану: включают документы, подтвер­ждающие или дополняющие информацию, содержащуюся в бизнес-плане. Как правило, к бизнес-плану прилагаются копии документов. Оригиналы предъявляются по дополнительному требованию.

При подготовке бизнес-плана можно учесть рекомендации ЮНИДО (ЮНИДО — подразделение Организации Объединенных Наций) и Министерства экономического развития и торговли Россий­ской Федерации по характеру и структуре представляемой информации.

В окончательном варианте обосновывающие материалы могут состоять из трех документов различной степени детализации. Это:

1) бизнес-проспект инвестиционного проекта, основное назна­чение которого — предоставление предельно сжатой аналитической информации, которая необходима инвестору для принятия решения целесообразности дальнейшего рассмотрения данного проекта, а так--:е руководству верхнего уровня предприятия для формирования паке-~э. проектов организации;

2) краткий бизнес-план инвестиционного проекта, дающий достаточно детальную оценку предложений, предоставляет структу­рированную информацию инвестору и отбор проектов для дальней­шей проработки;

3) полный бизнес-план инвестиционного проекта, предостав­ляющий необходимое для окончательного решения комплексное, де­тально проработанное обоснование использования инвестиций и фор­мирование рабочего плана действий по реализации проекта.

Важное место в бизнес-планировании занимает мониторинг бизнес-плана — процесс выявления отклонений фактических показа­телей реализации инвестиционного проекта от их прогнозных значе­ний и оценка влияния данных отклонений на реализуемость и эффек­тивность инвестиционного проекта. Цель мониторинга заключается в том, чтобы в каждый конкретный момент времени можно было бы четко определить, выполняются ли условия реализуемости и эффек­тивности инвестиционного проекта. По результатам мониторинга может быть либо сделан вывод о необходимости несения корректировок в план реализации проекта, либо принято решение о прекращении проекта.

Мониторинг начинается с инвестиционной стадии проекта, проходит через всю эксплуатационную стадию и прекращается в момент его завершения. Это относится к таким аспектам реализации проекта, как сроки выполнения работ, затраты, риски, качество и др. Конечным этапом мониторинга является постмониторинг, т.е. оценка проекта и его эффективности по завершении операционной стадии, сравнение прогнозных и фактических показателей проекта на выходе. Такая оценка важна как для отдельных инвестиционных проектов, так и для целых инвестиционных программ.

 

5. КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИП

 

1. Критерии эффективности инвестиционных проектов.

различают показатели, которые не учитывают фактор времени, и по­казатели, основанные на дисконтировании, т.е. учитывающие фактор времени.

Статические методы оценки.

Важнейший показатель экономической эффективности инвестиций — отношение прибыли, полученной в результате инвестирования, к сумме инвестиций. Это отношение принято называть коэффициентом эко­номической эффективности инвестиций. Если прибыль, полученная в результате инвестирования, относится не к общей сумме инвестиций, а к той ее части, которая является капитальными вложениями, то это отношение называется коэффициентом экономической эффективности капитальных вложений.

 

 

где КЭИ — коэффициент экономической эффективности инвестиций;

Кэквкоэффициент экономической эффективности капитальных вло­жений;

Пг — годовая прибыль, полученная в результате инвестирования; И — сумма произведенных инвестиционных вложений; К — сумма осуществленных капитальных вложений.

Поскольку значительная часть инвестиционных вложений осу­ществляется в модернизацию и техническое перевооружение производ­ства, в результате которого повышается его уровень, то в этих случаях при расчете коэффициентов экономической эффективности инвестиций и капитальных вложений выражения приобретают вид

Кэи=∆Пг/И

Кэкв=∆Пг/К

где АПГ — сумма прироста годовой прибыли в результате осуществления инвестиционных вложений.

ARR=ЧП/И

Сравнительная экономическая эффективность рассчитывает­ся так:

Ес=(С1-С2)/(К2-К1)

где С1, С2 — себестоимость продукции до и после осуществления капитальных затрат;

К1, К2 — капиталовложения по старым и планируемым к вводу активам.

Показатель сравнительной эффективности принимается в случае замены базисного оборудования на новое, более производительное. Его можно использовать и для обоснования нового строительства.

Наряду с затратным методом (текущие и приведенные затраты) ис­пользуется такой метод финансово-экономической оценки инвестиций, как сравнительный учет прибыли. При этом кроме затрат учитывают и результаты производства. Прибыль рассматривают как разницу между результатами и затратами. Под результатом часто подразумевают объем продаж, который определяют как (Q х Р, где Q — объем производства и сбыта продукции, а Р — цена единицы продукции.

Следующим показателем, не учитывающим фактор времени, явля­ется минимум приведенных затрат:

3i = Сi+ EнКi min

где С; — текущие затраты по сравниваемым вариантам;

Ен — нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности;

К, — капитальные вложения по сравниваемым вариантам.

Величина, обратная показателю сравнительной экономической эффективности, носит название расчетного срока окупаемости капи­тальных вложений:

T=(К2-К1)/(С2-С1)=1/Ес

не учитывает вре­менную оценку денежных вложений и денежные потоки по ту сторону срока окупаемости, что может привести к снижению привлекательности объекта инвестирования.

Рентабельность собственного капитала определяют по формуле

П

Rc.k.=П/Кс

П — прибыль (балансовая или прибыль от реализации); Кс — средняя за период величина источников собственных средств пред­приятия по балансу. Рентабельность перманентного капитала рассчитывается так:

Rп.к.=П\(Кс+Кt)

Кt — средняя за период величина долгосрочных кредитов и займов. Рентабельность всего капитала фирмы определяется по формуле

 

Rk=П/В

В — средний за период итог баланса-нетто.

Хотя перечисленные показатели и позволяют установить приори­тетные варианты осуществления конкурентных инвестиций, но они не позволяют принимать по ним решения. Какой бы показатель при этом ни использовали, он учитывает одно сравниваемое значение, и выбор варианта инвестирования может быть основан на сопоставлении полу­ченной средней нормы рентабельности с показателями рентабельности предприятия, которое осуществляет эти вложения.

Все приведенные выше показатели имеют ограничения, так как не учитывают фактора времени. Их преимущество заключается в про­стоте расчета, а это в условиях реальных экономических процессов дает определенную информацию для принятия решений по инвестициям на начальной стадии.



2015-12-07 703 Обсуждений (0)
Жизненный цикл инвестиционного проекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жизненный цикл инвестиционного проекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (703)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)