Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Действие нормативных актов по кругу лиц



2015-12-07 499 Обсуждений (0)
Действие нормативных актов по кругу лиц 0.00 из 5.00 0 оценок




Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения:

во-первых, действующее уголовное законодательство Российской Федерации распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;

во-вторых, адресность нормативных актов происходит от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.);

в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

– им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы и Вооруженных Силах России и т.д.);

– представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем.

Несмотря на эти изъятия, в России признается и гарантируется Конституцией весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Особую категорию адресатов нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а также беженцы и перемещенные лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств (преследование, стихийное бедствие, военные действия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств. В отличие от них вынужденные переселенцы покидают (по разным причинам) не суверенное государство, а какой-либо регион данной страны.

Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативно-правовых актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией РФ признается и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Экзаменатор Реутов В.П. задает вопросы про дипломатический иммунитет Статья 29 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961г.   Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. В ГК есть статья 401. Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет. п.3 ст. 401 Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации.   Статья 12. О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ Дипломатический паспорт выдается лицам, которые в соответствии с Венской конвенцией 1961 года о дипломатических сношениях и другими международными договорами Российской Федерации при выезде за пределы территории Российской Федерации для исполнения возложенных на них служебных обязанностей обладают дипломатическим иммунитетом; дипломатическим работникам федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел; Президенту Российской Федерации; членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; иным лицам согласно перечню, утверждаемому Президентом Российской Федерации. Указанный перечень формируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и пересматривается по мере необходимости. Членам семьи (супруге (супругу), несовершеннолетним детям, нетрудоспособным совершеннолетним детям) гражданина Российской Федерации, имеющего дипломатический паспорт и командированного за пределы территории Российской Федерации в официальное представительство Российской Федерации, в том числе в официальное представительство Российской Федерации при международной организации, проживающим или следующим совместно с ним, также выдается дипломатический паспорт. Служебный паспорт выдается штатным работникам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, официальных представительств Российской Федерации при международных организациях либо официальных представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации; военнослужащим, направляемым для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, и лицам, выезжающим в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации: лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации; федеральным государственным служащим и государственным служащим субъектов Российской Федерации; работникам государственных органов и организаций, осуществляющим медицинское и организационно-техническое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, выезжающих в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации; работникам государственных корпораций и служащим Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Членам семьи (супруге (супругу), несовершеннолетним детям, нетрудоспособным совершеннолетним детям) гражданина Российской Федерации, которому в соответствии с частью третьей настоящей статьи выдан служебный паспорт, может также выдаваться служебный паспорт в случае, если срок служебной командировки за пределы территории Российской Федерации превышает один год. Дипломатический паспорт и служебный паспорт оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, гражданам Российской Федерации на срок до пяти лет, являются собственностью Российской Федерации и после завершения срока служебной командировки за пределы территории Российской Федерации подлежат возврату в организацию, направившую гражданина Российской Федерации в служебную командировку за пределы территории Российской Федерации. Статья 15. Гарантии депутатской неприкосновенности (в ред. Закона г. Москвы от 20.09.2006 N 45) (см. текст в предыдущей редакции)   1. В случае привлечения депутата Думы к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата Думы, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами. 2. Депутат Думы не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата Думы, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом Думы были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Это закон города Москвы о статусе депутата московской городской думы от 13.07.1994

БИЛЕТ № 32

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

2. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ. ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В РФ. УЧЕНИЕ О ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕДЕЛАХ ОБРАТНОЙ СИЛЫ ЗАКОНА.

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Первоначально теория подразумевала лишь разделение компетенции. С появлением буржуазии и их борьбы за власть стал актуальным другой принцип разделения властей. Буржуазия заявила, что им должна принадлежать законодательная функция. Суть теории: Каждый вид органов должен осуществлять свою деятельность координируя с деятельностью других органов. Буржуазия ввела дополнения к теории разделения властей: концепция сдержек и противовесов (не просто разграничение полномочий между органами, но и ни один орган не может зависеть от другого). Впервые эта система разработана при создании Конституции США (Гамильтон и Мейсон). Как оценивать систему: в целом, это демократический институт, но абсолютных гарантий независимой власти эта система не дает.

Идеи необходимости разделения власти высказывались уже в глубокой древности (Платон). Однако на уровень теории идеи разделения властей оформились уже в буржуазный период в работах Джона Локка и Монтескьё.

Джон Локк предложил для обеспечения законности и устранения злоупотребления властью разделить государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и федеративную. Верховной властью признавалась законодательная, органы должны сдерживать друг друга. Позднее эту идею развил французский мыслитель Шарль Монтескьё. Монтескьё утверждал, что недостаточно лишь разделить власть на самостоятельные ветви, необходимо создать систему сдержек и противовесов во избежание произвола власти. В России данную теорию поддерживали в 18 в. ученые Десницкий и Щербатов, она была впоследствии одобрена декабристами, Сперанским, Герценом, Огаревым, Кистяковским. Данная теория является прогрессивной с точки зрения обеспечения эффективного управления и была воспринята большинством современных цивилизованных государств. В настоящее время соблюдение принципа разделения властей является одним из признаков и критериев правового государства.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебнуюпредусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Также в РФ осуществляется разделение по уровням (федеральный и субъектов федерации).

Таким образом, учение о разделении властей ставит вопрос о разграничении государственных функций между различными ветвями власти и предполагает наличие у них взаимосдерживающих полномочий (возможность роспуска законодательного органа, отставки правительства, отстранения Президента).

Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституциониые акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на зашиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

Нужно, однако, учитывать, что существуют общие ограничения (своего рода универсальная система сдержек и противовесов), касающиеся всех видов республик, а есть ограничения специфические, присущие только президентской, либо только парламентской, либо смешанной ее разновидности. Так, если в Конституции РФ предлагается президентская республика (в действительности она суперпрезидентская), то необходимо придерживаться мировых стандартов конституционных ограничений, характерных именно для президентских республик, а не пытаться их обходить в угоду конъюнктурным соображениям. В частности, «единоличное» право президента без согласия парламента назначать ключевых министров и даже практически произвольно распускать Государственную Думу выходит за рамки всех существующих в мире конституций президентских республик.

Подобный «передел» власти в пользу президента и исполнительных структур не уравновешивает их с законодательной и судебной властями, нарушает систему взаимных «сдержек и противовесов», что оставляет в принципе соблазн при удобном случае в целях восстановления справедливости перераспределить эту власть, в том числе и в произвольном порядке. Поэтому в современной России принцип разделения властей только провозглашен, на практике же он фактически не действует.



2015-12-07 499 Обсуждений (0)
Действие нормативных актов по кругу лиц 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Действие нормативных актов по кругу лиц

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (499)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)