Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правотворчество и законотворчество. Законотворческий процесс в РФ



2015-12-07 611 Обсуждений (0)
Правотворчество и законотворчество. Законотворческий процесс в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Правотворчество-деятельность компетентных гос. органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия норматив-правовых актов.

Правообразование состоит из 2х фаз: 1) Возникновение потребностей в правовом регулировании общ-х отношений, а иногда и формирование самых необходимых правил поведения без участия органов гос-ва. 2) Правотворческая деятельность компетентных гос. органов (т.е. завершающая стадия процесса правообразования).

Правотворчество охватывает все виды и способы деятельности по возведению воли общества в закон: принятие нормативных актов органами гос-ва; принятие данных актов народом путем референдума; заключение разных соглашений, содержащих нормы права; санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями; формирование юр. Прецедентов.

Принципы правотворчества:1)п-п законности: -принимается НПА гос. органом в пределах его компетенции,- в установленном норматив. актами процедурном порядке(Морозова: а)оформление определенной процедурой, б) выбор акта должен соответствовать содержанию принимаемого акта) ,- акт не должен противоречить с уже принятыми нормативными актами, обладающими более высокой юр.силой (конституц/нормы межд.права).2)Демократизм(необходимо участие народа; относится прежде всего к законотворчесткому процессу; демократизм воплощается в процессе деят-ти парламента, принимающего законы) -возможность принятия наиболее важных НПА на референдуме, а также их обсуждение в СМИ.3)Научность-а)учет науч. рекомендаций при разработке текста НПА ,изложении норм права для эффективного урегулир. общ-х отнош. б)планирование правотворческих работ: приоритетность принимаемых актов, соц. последствия действия новых актов и норм; не противоречить действующим, не дублировать, без пробелов-для этого распределен.компетенции 4)Профессионализм- пример: уметь в сжатой, лаконичной, простой форме формулировать правила поведения. 5)Гласность-принимаемы НПА обязательно опубликовывают, т.е. доводят до населения(должны иметь возможность знать свои права и обязанности).(не распр. на акты содерж. гос. тайну) 6)Лазарев и Липень выделяют еще: Справедливость-это= граждан перед законом, идеи гуманизма.

Виды правотворчества. По субъекту правотворчества:Липень и Лазарев:1)По своему определению правотворч-во- деят-ть гос-х органов. В пределах своей компетенции акты издают почти все гос. органы. Морозова:а)законотворчество-представительные законодат. органы гос-ва, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты, высшей юр силы-законы(др. акты правотворч. не могут им противоречить). б)Подзаконное правотворч-во-органами исполнит. власти. Для детализации законов,их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реагирования. 2) Правотворч-во народа в ходе референдума(ч.3ст.3 Конст.:высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы)Решения референдума-высш. юр. сила/не нуждаются в к-л утверждении/основывается на принципе свободв и добровольности участия/организовывает гос-во .3)выделяю т.к. было в СССР на протяжении десятилетий: правотворч-во общ-х организаций: а)санкционированное-утверждение гос. органами норм, принятых негос. организациями. Б) делегированное-осуществление правотворч. деят-ти общ-ми организациями по поручению гос. органов.(н-р профсоюз мог издавать нормативные акты в обл. охраны труда; Морозова: правотворч-во органов местного самоуправления(относит их к к делегированному и к В)собственному видуправотворч-ва) т.к. эти органы не входят в гос. систему, но вправе принимать НормАкт по вопр. местного значения,НО по факту не применяется этот вид,зато есть Г) законозаменяющее правотворч-во Президента РФ, когда он издавал указы по вопросам,не урегулированным законом!). +Морозова выделяет:Д)Чрезвычайное -принятие актов для регулирования общ-х отнош в эстримальных условиях, кризисных ситуациях. Е)Договорное-договоры нормативного содержания, например конституционные, внутрифедеральные, управленческие. заключаются между гос. органами на добровольной основе.(разновидность-коллективные договоры и соглашения м/у работниками и работодателем, о р-ре оплаты труда, условиях работы и т.д.) Ж)локальное-правотворчество- реализация правомочий на издание нпа отдельными учреждениями, организациями коммерч и иного характера. Издаются руководителем организаций, обязательны для данной организации.

Стадии. Лазарев и Липень:1)Подготовка проекта НПА 2)Принятие акта 3) Введение его в действие

Ю.А. Тихомиров: 1)выявление потребности в правовой регламентации общ-х отнош.. 2)определение субъектов, правомочных принимать правовые решения, и вида НПА 3)принятие решения о его подготовке 4) разработка концепции акта 5) подготовка проекта акта 6) предварительное рассмотрение проекта акта 7)общ-ое обсуждение проекта 8) офиц. рассмотрение проекта акта с соблюдением необходимых процедур 9)принятие акта,подписание, опубликование,вступление в силу.

Морозова:основная часть ученых, рассматривая законодат. процесс, который в нашей стране регулируется Конситуцией РФ, Регламентами палат Фед. Собрания и действующим законод-вом выделяют4 стадии , за его рамками: предпроектная работа,т.к. считается подготовительной. В конституции законодат. процесс регулируется начиная со стадии осущ. законодательной инициативы. Стадии: 1) законодат. Инициативы-внесениев парламент(в РФ- Гос.Думу) законопроекта(готовый текст будущего закона, со ст./ преамбулой и т.д) или законопредложения (идея).В РФ право инициативы имеют(ст.104Конст)- Президент, Совет Фед(+его члены),депутаты Гос Думы, Правит-во, законадат.(представительные) органы субъектов РФ; Конституц Суд и Верхов Суд-по вопр. их введения.В ФРГзаконодат инициатива: фед. Правительство,+ниж палата-Бундестаг, +верхняя палата-Бундесрат.

2) обсуждение законопроекта в Гос Думе и Совете Фед. –работа над законопроектом(на пленарных засед./спец. комитетах/комиссиях). На пленарных засед.,как правило в виде чтений:1ое чтение: решается вопр. О целесообразности законопроекта, необходимо ли его рассмотрение (заслушивается доклад инициатора законопроекта, если приняли, то передают законопроект дальше в комитеты/комиссии).2ое чтение-обсуждают законопроект постатейно, обсуждаются предложения депутатов. Если отклонили-прекращается работа над ним, если приняли-голосуют за поправки, передают в комитет для редакционной работы(мб возвращен на доработку в комитет) 3е чтение-обсуждают законопроект со всеми поправками, могут отклонить, если не набрал большинство голосов. 3)принятие закона-в форме голосования. В однопалатных парламентах-завершение последнего чтения; в двухпалатных парламентах-законопроект подлежит одобрению верхней палатой. В РФ:ст.105Конст:ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос Думы, далее в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. СФ - а)одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ. Б)отклоненияе ФЗ Сов-м Фед палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего фз- повторно рассм-ют в Гос Думе. В случае несогласия ГосДумы с решением СФ фз принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Гос Думы. ст. 106 Конст: обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов;в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира. При принятии ФКЗ требуется ЗА в гос Думе-2/3 депутатов,а в СовФед-3/4, Президент не имеет право вето,а обязан в теч. 14 дней подписать принятый закон и обнародовать его(ст. 108 Конст РФ)

4)промульгация и вступление в юр. силу. Промульгация-офиц. провозглашение закона, принятого парламентом. включает подписание закона главой гос-ва в установленные сроки и опубликование его в офиц. источнике,+ издание главой гос-ва спец. Акта(распоряж. об офиц. опубликовании, его обычно публикуют в офиц. Изданиях перед текстом закона) после чего закон вступает в силу. Принятый фз в теч. 5 дней направляется Президенту и в теч.14 дней Президент подписывает и обнародует его. Президент обладает правом вето в отнош ФЗ, тогда ГД снова рассматривает закон. Преодолеть Президентское вето можно посредством получения при голосовании обеих палат 2/3 голосов, тогда Президент подписывает закон в теч. 7 дней и обнародует его (ст. 107 Конст). В Доктрине: отказ от подписания-вето:1)абсолютное-рассм парламент больше не возвращается 2)отлагательное: парламент вновь рассматривает закон с возражениями главы или без них.(в США вето трудно преодолеть, было преодолено около 3% вето, то в других-не оч сложно) . ФЗ подлежат опубликованию в теч. 7 дней после их подписания Президентом РФ и вступ. в силу после 10 дней с момента офиц. опубликования. Источники офиц. опубликования: Парламентская газета, Российская газета, Собрание законодательства РФ.

 



2015-12-07 611 Обсуждений (0)
Правотворчество и законотворчество. Законотворческий процесс в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правотворчество и законотворчество. Законотворческий процесс в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (611)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)