Рекомендуемые источники
Гражданский кодекс 1804 г. (Франция) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. – Т. 2. – М., 2006. Гражданское уложение 1896 г. (Германия) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. – Т. 2. – М., 2006. Основной закон Федеративной Республики Германияот 23 мая 1949 г. // Конституциизарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия: учебное пособие / сост. В. В. Маклаков. – М., 2007. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник. – М., 2011. Мартышин О. В. Теория государства и права: учебник. – М., 2009. Малько А. В. Теория государства и права: учебник. – М., 2010. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. – М., 2010. Аннерс Э. История европейского права. – М., 1996. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. – М., 1994. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1996. Кананыкина Е. С. Правовая система современной Франции // Международное публичное и частное право. – 2010. – № 2. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. – М., 2009. Малько А. В., Соломатин А. Ю. Сравнительное правоведение. – М., 2008. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник. – М., 2007. Топорнин Б. Н. Европейское право. – М., 1998. Тема 4. Мусульманское право Примерный план 1. Становление и развитие мусульманского права. 2. Особенности мусульманского права. 3. Источники мусульманского права. Методические рекомендации Анализ данной темы целесообразно начать с выявления особенностей становления и развития мусульманского права, при этом следует учитывать, что это религиозная правовая семья, право которой распространяется на приверженцев ислама. В настоящее время мусульманское право действует во многих странах (около 50 государств), в таких как Иран, Мавритания, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис и др. Характеризуя особенности мусульманского права следует обратить внимание на следующее: мусульманское право – неотъемлемая часть ислама; мусульманское право является правом юристов, так как создано учеными-богословами, отсюда наличие многочисленных богословско-юридических школ; ряд институтов носят архаический характер; для мусульманского права характерна казуистичность и отсутствие систематизации; персональный характер и отсутствие зависимости деления принципов и норм на отрасли и источников права. Третий вопрос предполагает анализ источников мусульманского права. Курсантам следует исходить из того, что основным источником мусульманского права в собственном смысле служит мусульманская правовая доктрина (фикх), которая опирается на 4 «корня» (источника) мусульманского права: Коран, Сунну, иджму и кийас.
Рекомендуемые источники Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник. – М., 2011. Мартышин О. В. Теория государства и права: учебник. – М., 2009. Малько А. В. Теория государства и права: учебник. – М., 2010. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. – М., 2010. Артемов В. Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал российского права. – 2007. – № 3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1996. Керимов Г. М. Шариат. Закон жизни мусульманина. – М., 1999. Коряков В. П., Старостина С. А. История мусульманского государства и права: учебное пособие. Часть первая: Арабский халифат. Османская империя. – Калининград, 2002. Марченко М. Н. Правовые системы современности: учебное пособие. – М., 2009. Мусульманское право: структуры и основные институты. – М., 1984. Рассказов Л. П., Кангезов М. Р. Мусульманское право как разновидность религиозного права // Общество и право. – 2010. – № 1. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник. – М., 2009. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. – М., 1986. Цмай В. В., Таилов Р. З. Основные этапы становления концепции мусульманского права // История государства и права. – 2005. – № 1. Черноков А. Э. Введение в сравнительное правоведение: учебное пособие. – СПб., 2007. Тема 5. Государство: происхождение, Сущность и социальное назначение Примерный план 1. Теоретические концепции происхождения государства. 2. Множественность подходов к понятию государства. 3. Сущность и социальное назначение государства.
Методические указания Проблема происхождения государства нашла отражение во многих правовых школах и направлениях, которые по-своему пытались обосновать этот процесс. Обучающимся необходимо проанализировать и дать оценку следующих концепций: теологической, патриархальной, психологической, теории насилия, договорной, органической, материалистической. При анализе каждой из указанных теорий необходимо указать авторов, изложить ее сущность, выделить рациональные положения, а также указать на недостатки. Рассмотрев вопросы происхождения государства, следует приступить к рассмотрению трактовок понятия государства с позиций современной науки. С определенной долей условности можно выделить два основных подхода к пониманию государства: политико-юридический и социологический. В рамках и того и другого подхода дается большое количество определений, которые необходимо проанализировать. Следует иметь в виду, что эти подходы не исчерпывают многообразия понимания государства. Заслуживают внимания также точка зрения В. Е. Чиркина, который выделяет пять подходов к понятию государства: теологический, арифметический (классический), юридический, социологический и технико-кибернетический. В силу отсутствия в научной литературе единого представления о понятии государства, особое внимание следует обратить на выявление его основных признаков. Третий вопрос предполагает рассмотрение сущности государства – самой важной и определяющей его характеристики. При анализе сущности государства необходимо ответить на следующие вопросы: в чьих интересах, в каких пределах и какими методами и способами государство осуществляет свою управленческую деятельность, на каких принципах она базируется и др. Сущность любого явления обычно связывается с его назначением, его способностью удовлетворять те или иные потребности человека. С этих позиций сущность государства состоит в его социальном назначении, а именно: регулировать общественные отношения, управлять обществом. В современной теории государства и права принято выделять два подхода или две стороны в сущности государства классовую и общесоциальную, каждую из которых необходимо проанализировать.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |